Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.
Понятие симметрии хорошо знакомо и играет важную роль в повседневной жизни. Многим творениям человеческих рук умышленно придается симметричная форма как из эстетических, так и практических соображений. Мяч симметричен, так как выглядит одинаково, как бы его ни поворачивали вокруг центра. Круглая печная труба сохраняет свой внешний вид при более ограниченном наборе вращений — поворотах вокруг вертикальной оси, проходящей через центр поперечного сечения.
Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».
В природе симметрия также встречается в изобилии. Снежинка обладает удивительнейшей гексагональной симметрией. Кристаллы также имеют характерные геометрические формы — вспомним хотя бы кубическую форму кристаллов соли, отражающую регулярность атомной структуры. Падающая дождевая капля имеет форму идеальной сферы и, замерзая, превращается в ледяной шарик — градину.
Другой вид симметрии, часто наблюдаемый в природе и в созданных человеком вещах, — так называемая зеркальная симметрия. Человеческое тело обладает (приближенно) зеркальной симметрией относительно вертикальной оси. В зеркале правая и левая руки и другие части тела меняются местами, но видимое нами зеркальное отражение узнаваемо. Многие архитектурные сооружения, например арки или соборы, обладают зеркальной симметрией.
Проект «Этот удивительный мир симметрии» реализуется в рамках изучения темы "Геометрические преобразования" в курсе основной школы. (Примеры движений фигур. Осевая, центральная и зеркальная симметрии и параллельный перенос).
Краткая аннотация проекта
Симметрия играет важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
Задачи проекта: знакомство учащихся с симметрией - одним из видов преобразования пространства. В ходе работы над проектом учащиеся расширяют кругозор о принципах построения окружающего мира, углубляют знания за счет самостоятельного поиска дополнительного материала, отбора и решения задач, учатся различать симметричные и несимметричные объекты, получают представления о видах симметрии. Приобретают умения преодолевать трудности, навыки работы в команде, публичного выступления, работы в программах PowerPoint, Publisher.
1. образовательные цели:
систематизировать сведения о симметрии;
формировать умение видеть проявление симметрии в различных областях науки (алгебре, геометрии) и деятельности человека (музыке и архитектуре);
закрепить и систематизировать, знания, связанные с четностью и нечетностью функции;
расширить представление учащихся о линиях на плоскости;
2. развивающие цели:
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы;
развивать любознательность; интеллектуальную сферу личности;
развивать умения учебно-познавательной деятельности (развивать культуру устной и письменной речи);
Проект межпредметный, поэтому стартовая презентация может быть представлена на различных уроках.
Учащиеся формируют такие качества и умения XXI века, как: интеллектуальные, коммуникативные, оценочные, организационные.
Проект ориентирован на учащихся 10-х классов, только что начавших изучать тему «симметрия в пространстве» по математике, в ходе которого они проведут самостоятельные исследования, , “покопаются” в научной литературе и статьях Интернета, в результате чего расширят старые и приобретут новые компетентности. Преимущества данного проекта - его краткосрочность, выполняется во внеурочной деятельности
Проект включает работу по различным предметам: математика, физика, химия, биология, география, технология, архитектура, краеведение и опирается на соответствующие стандарты.
Учащимся в проекте предлагается найти примеры симметрий в окружающем мире, определить ее вид, найти центры и оси, объяснить происхождение и ответить на основополагающий вопрос ВЛАСТВУЕТ ЛИ СИММЕТРИЯ НАД МИРОМ?
Задание учащиеся выполняют по группам, формируемым по интересам (математика, биология, география, и др.).
Рассмотрение темы с различных точек зрения позволит учащимся проявить навыки устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения, умения работать в команде, продемонстрировать толерантное поведение, открытость, терпимость разнообразным точкам зрениям.
В созданом портфолио проекта учащиеся продемонстрируют такие информационные и медийные навыки как умение находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.
Проект ориентирован на выполнение государственных стандартов. Например, по математике - преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат. Многогранники. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
После завершения проекта учащиеся группы математиков смогут находить центры и оси симметрии, выполнять преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат. Приводить примеры симметрии в окружающем мире.
После завершения проекта учащиеся группы географов смогут подмечать проявление симметрии в живой и неживой природе, архитектурных достопримечательностях, определять виды симметрии, находить её центры и оси, объяснять происхождение.
Проблемные вопросы
По каким направлениям можно оценивать симметричность мира?
По каким направлениям (с точки зрения математики) можно оценивать симметрию?
Учебные вопросы
Где можно представить симметрию в пространстве?
Симметрия – это красота, гармония, совершенство?
Симметрична ли красота?
Какие оси и центры симметрии присутствуют в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде? Какие виды симметрии встречаются в пространстве? (центральная, осевая, зеркальная)?
Симметрия – фундаментальное свойство природы
Как симметрия проявляется в неживой природе? Какие архитектурные достопримечательности выполнены по законам симметрии?
План проекта
Представление проблемной ситуации: Учителю необходимо провести мозговой штурм с учащимися с целью выявления имеющихся знаний учащихся по проблеме, их мотивацию, наклонности и интересы. Инструмент - мозговой штурм с помощью стартовой презентации. С помощью презентации учитель создает проблемную ситуацию, организует мозговую атаку, обсуждение возникших вопросов, выдвижение гипотез и распределение учащихся по тематическим группам с учетом интересов. На родительском собрании с целью включения родителей в проект им предлагается познакомиться с буклетом, который дает представление о проекте и о планировании работы каждой группы. Таким образом, родители могут оказать посильную помощь в работе над проектом.
Работа над проектом: На начальном этапе работы над проектом учитель помогает каждой тематической группе распределить роли, обсудить стратегию исследования, способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов работы. Итогом является индивидуальный план деятельности. Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с планом. На этом этапе учащиеся собирают информацию по теме проблемного вопроса в энциклопедиях, учебниках и в Интернете, обсуждают собранную информацию в группе, разрабатывают инструментарий исследования, проводят исследования, сравнивают его результаты с собранной информацией, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. Основное внимание учителю следует уделить промежуточным обсуждениям, дискуссиям внутри групп, консультациям учителей-предметников и заведующего школьной теплицей по мере необходимости. Лист самооценки поможет участникам проекта осознать уровень личностного роста.
Оформление результатов проектной деятельности: Оформление результатов планируется в виде презентации, буклета или wiki-статьи, поэтому здесь может понадобиться консультация учителя информатики, на одной из консультаций необходимо обсудить с ребятами критерии оценивания данных продуктов. Одновременно с этим готовится выступление группы на открытой защите, поэтому в критерии оценивания необходимо заложить пункты оценивания выступления учащихся, умение задавать вопросы и отвечать на них.
Защита проекта, оппонирование, дискуссия: Защиту проектов можно организовать как открытое занятие, пригласить на нее родителей, учителей. В ходе защиты каждая группа представляет свою работу (презентацию, буклет или wiki-статью), отвечает на вопросы. Оценивание происходит с помощью разработанных критериев участниками группы, участниками других групп, родителями и учителями. Защита проектов позволяет ответить на основополагающий вопрос, сформулировать общие выводы по итогам работы. В ходе защиты участникам предлагается ответить на вопросы теста.
По окончании работы: Необходимым элементом всей проектной деятельности является анализ проделанной работы, где учитель обсуждает с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. На этом этапе можно вновь обратиться к листу самооценки и увидеть качественный рост каждого участника. Кроме того, возможна организация рефлексии в блоге. Немаловажным становится награждение групп. Представление проекта на школьной научно-практической конференции позволяет участникам проекта осознать личностную значимость, когда они делятся опытом на большой аудитории учащихся.
Учащимся предлагается подробно изучить проявление симметрии в живой и неживой природе и архитектурных достопримечательностях, рассмотреть её виды и происхождение.
Учащиеся представят результаты наблюдения и опросов в презентациях. Поддержат устное выступление использованием мультимедийных элементов: изображения и видео.