Книга вчера, сегодня, завтра.
Учебные проект по литературе 9 класс
Удивительное это дело- КНИГА ! Вот подлинно уж диво дивное. За всю сознательную историю человечества не придумано ничего более поразительно, чем книга. Лев Кассиль
Задачи: -исследовать теоретический материал по истории происхождения слова “книга”; -исследовать историю книгопечатания в Росси; а) первопечатник Иван Федоров; б) книгопечатание при Петре I ; в) современное книгопечатание; -исследовать теоретический материал по аудиокниги; -исследовать теоретический материал по созданию электронной книги; -провести исследование популярности книг в зависимости от носителя среди учеников.
КНИГА . Происхождение слова точно не установлено. Наиболее предпочтительным является объяснение слова как праславянского заимствования из др.-тюрк. яз., где Булгарск. Книга была первоначально в виде свитка.
Какая же была книга была вчера ?
На Руси книга — появилась ещё до принятия христианства в 988 году, но до наших дней ни одна не сохранилась. Уникальные произведения погибли в годы вражеских нашествий, пожаров, наводнений, к плохим отношениям памятникам старины, например: среди утраченных книг, была книга пророков, написанная в Новгороде в 1047 году — писцом Упырём Лихим. Книги переписывались в монастырях и только с дозволением — игумена.
История книгопечатания в России.
Во второй половине XVI века Юго-Западная Русь заводит у себя печатное дело: скоро всё её пространство покрывается сетью типографий, и печатный станок оказывает ей величайшую услугу в деле борьбы с католичеством и унией, а затем в деле устроения церкви и общественного образования.
Замечательнейшие из изданий того времени: Библия, перевод Евангелия на народный язык, множество догматических и апологетических сочинений. Ни одно из сочинений, враждебных церкви, не оставалось без ответа. Центр этой деятельности был в Вильне и Волыни (Острог).
Первая русская печатная книга
1 марта 1564 года появилась первая печатная книга «Апостол».
Книгопечатание при Петре I .
- Петр I очень внимательно относился к печатанию книг, совершенствовал гражданский шрифт, который он ввел вместо старославянского для книг нецерковного содержания, старался просматривать все издания, печатавшиеся по его указу в новозаведенных типографиях.
С другой стороны, появление книгопечатания в Москве было вызвано необходимостью иметь исправленные книги, так как переписчики обыкновенно относились небрежно к исправности текста. Стоглавый собор постановил, чтобы священники исправляли богослужебные книги, в которых замечены ошибки. Строго запрещалась продажа книг неисправленных, то есть с ошибками; если оказывалось, что продавалась книга заведомо неисправленная, то предписывалось «те книги иметь даром, без всякого зазору», а исправивши, отдавать в церковь, которая имеет недостаток в книгах.
Какая же книга сегодня ?
Бумажная книга
- Пик тиражности пришелся на 80-90-е годы 20 века.
- Большая советская энциклопедия – тираж 1985 год 630 тысяч экземпляров;
- Большая Российская энциклопедия – тираж 2004 год 65 тысяч экземпляров;
- Серия: А. С. Пушкин.,–: Художественная литература, 1985 г. Собрание сочинений в 3 томах, Тираж: 10 700 000 экз.
- Пушкин собрание сочинений - последний раз издавался массовым тиражом к 200-летию поэта 1999 год – тираж 100 тысяч экземпляров.
Аудиокнига
Аудиокнига — художественное или познавательное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным актёром ) или их группой и записанное на любой звуковой носитель. Аудиокниги можно считать разновидностью радио спектакля (радио постановки).
История аудиокниги .
Первый способ - аудиокниги начитываются актерами в профессиональных студиях, снабженных специальным оборудованием для качественной записи речи и фильтрации шумов. Впоследствии, при редактировании, к речи может быть добавлено музыкальное или звуковое сопровождение.
История аудиокниги.
Второй способ - использование программ синтеза речи , однако широкого применения данный подход не получил по причине низкого качества получаемого материала (в первую очередь, монотонности записи). Исключение составляют произведения, записанные и опубликованные исключительно с шуточными целями.
Какая же книга будет завтра ?
Электронная книга.
Электронная книга — версия книги , хранящаяся в электронном (цифровом) виде. Данный термин применяется как для произведений, представленных в цифровой форме, так и в отношении устройств, используемых для их прочтения.
История электронной книги.
В 1971 г. Майкл Харт получил неограниченный доступ к машинному времени крупного компьютера Xerox Sigma V в университете штата Иллинойс. Пытаясь достойно применить этот ресурс, он создал первую электронную книгу — Декларацию независимости США , когда впечатал ее текст в компьютер. Так путём создания электронных копий большего количества книг получил начало Проект «Гутенберг».
Достоинства
1. Цифровая литература практически вечная – она не стареет и не рвётся.
2. Электронные библиотеки позволяют пользоваться литературой разных библиотек по всему миру.
3. Большинство интересных книг можно скачать абсолютно бесплатно, а если и нужно что-либо платить, то намного меньше, чем за печатное издание.
4. Чтобы найти интересующее издание не нужно открывать каждый сайт, а можно использовать для этого поисковик.
- 5. Любимые книги в электронном формате можно хранить на флэшке и носить с собой, а для большого количества печатных книг желательно иметь большой книжный шкаф.
- 6. Читатели могут отыскать в электронных библиотеках редкую литературу или документы.
- 7. Для удобного чтения книг для пользователей были разработаны программы – закладки по тексту, быстрый поиск, переход по страницам.
- 8. Даже если читатель не знает иностранного языка, любое издание в электронном формате можно перевести.
Недостатки
- 1. Иногда электронные библиотеки нарушают права авторов книг;
- 2. С маленького экрана электронного устройства не очень удобно читать книгу на протяжении длительного времени;
- 3. Электронные устройства (электронные книги, планшеты, смартфоны и др.) имеют большую стоимость;
- 4. Читателю следует разбираться в форматах, которые имеют электронные издания;
- 5. Читать обычную книгу намного приятнее, чем её цифровой аналог, так как можно ощутить запах книги, листать её.
Исследование проблемы методом опроса
В опросе участвовали.
Опросник
- Результаты опроса школьников
- 1 вопрос: любишь ли ты читать? Да или Нет 2 вопрос: Какую книгу ты недавно прочел – программное произведение или выбрал сам?
- 3 вопрос : На каком носителе была эта книга ?
- Обычная, аудио или электронная ?
- 4 вопрос: По-вашему мнению, будущее за…
- Обычную или электронную ?
Результаты опроса школьников 1 вопрос: любишь ли ты читать?
2 вопрос: Какую книгу ты недавно прочел – программное произведение или выбрал сам?
3 вопрос : На каком носителе была эта книга?
4 вопрос: По-вашему мнению, будущее за…
ВЫВОД:
- Большинство опрошенных выбрали:
- Что они любят читать, но к 11 классу это количество значительно снижается;
- Читают программные произведения;
- Читают в формате обычной книги;
- И школьники видят в будущем только электронный носитель информации.
Что надо делать, чтобы ученики читали книги не только изучаемые на уроках ?
Ребята должны читать то, что им нравится. И тогда они по- настоящему смогут увлечься, полюбить книгу, погрузить в её чудесный мир: понять и ощутить все мысли и чувства героев, пережить вместе с ними важные события, задуматься над содержанием и вынести что-то полезное для себя.
Нужны книги о сверстниках, о проблемах современной жизни, которых очень мало.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!