Учебный проект по обществознанию в 6 классе по теме « Идеальный человек»
Презентация разработана учителем истории и обществознания
Перекрестовой Т.В
Тема : Проект «Идеальный человек»
Цель проекта : о пределить, каким должен быть идеальный человек . Показать, что идеальные качества - это общечеловеческие ценности. Выяснить, идеальный человек – это хорошо или плохо?
Основные понятия:
Идеал, идеальный человек, притча, мораль, нравственность.
Проект рассчитан на 2- 3 урока.
Занятие №1
Цель первого занятия:
- 1. Познакомиться с понятием идеального человека и представлениями о нем в разные исторические эпохи (слайды №№4-9).
- 2. Постановка цели проекта, определение источников, которые помогут в исследовательской работе и деление класса на группы (слайды №№ 10,11)
Примечание. Слайды №№ 12,15,18.
Можно организовать чтение, но ссылки активны, поэтому возможно смотреть видеоролики(мультфильмы)
Идеальный человек
1. Определить качества идеального человека
2. Качества идеального человека в России и
в других странах одинаковые?
3. Идеальный человек – хорошо или плохо?
Что же такое идеал?
Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα — образ, идея) —
1.образец
2.высшая норма нравственной личности; 3.совершенство в отношениях между людьми; наиболее
4.совершенное устройство общества.
Идеал
Как формировались представления об идеальном Человеке ?
Античность
- В эпоху Античности – Человек представлен естественно гармоничным и удивительно прекрасным.
«Mens sana in corpore sano»-
«В прекрасном теле – здоровый дух»
Средневековье
- В средние века идеалом становится монах-аскет, скрывавшийся в монастырях от
« греховных соблазнов», мирской суеты, проводящий жизнь в постоянных молитвах и просящий прощения у Бога.
Чем больше страдает, тем ближе к Богу, а следовательно к Идеалу.
www.themegallery.com
Company Logo
Возрождение
Венец творения Бога
Совершенный
Человек
Воплощение
доблести и
красоты, мужества и благородства
Человек
Художники
воспевают
Земную
Красоту
Человека
Человек
влюбленный
в жизнь
www.themegallery.com
9
«Каждый народ имеет свой особенный идеал Человека»
К. Д. Ушинский
9
Каковы качества идеального человека в России?
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок
Заяц хвастун
- Жил в лесу заяц: летом ему было хорошо, а зимой плохо. Вот и приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а там уже полно зайцев. Тут он и начал им хвастать: - У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тётке вороне про этого хвасту. Тётка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кустом. Заяц испугался и пообещал: - Тётка ворона, я больше не буду хвастать! Однажды сидела ворона под забором, а собаки на неё набросились. Увидел это заяц и думает: «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, отстали от вороны - да за ним. Ворона - на забор. А заяц от собак убежал. Немного погодя встретила ворона этого зайца и говорит ему: - Ты молодец, не хваста, а храбрец!
- https://rutube.ru/video/6572175c9dab35ba3c946ecbc68f5f17/
Задание группе №1
На примере сказок, пословиц, поговорок народов России определить, какие качества человека больше всего ценились
Притча –короткий поучительный рассказ
Чему учат притчи?
Они заставляют задумываться над своими поступками, понимать их последствия. В результате всего этого осознания происходит становление положительных качеств, таких как милосердие, доброта, сострадание, любовь к людям.
Притча о гвоздях
Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.
https://www.youtube.com/watch?v=mdjnSlTcv2Q
Задание группе №2
На примере притч определить, какие качества человека больше всего ценились
Нагорная проповедь Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вы - соль земли
https://www.youtube.com/watch?time_continue=164&v=NK_oYFMPXvk
Задание группе №3
Определить по библейским текстам «Десять заповедей» (Декалог) и Нагорной проповеди качества идеального человека
Литература об идеальном человеке
Владимир Владимирович
Маяковский
Задание группе №4
- На примере литературных произведений определить качества идеального человека
Занятие № 2-3
- Занятие №2 предполагает беседу с учащимися по материалу, который они нашли
- Занятие № 3: защита группами своих исследований. А также выяснение того,что понимание нравственных качеств одинаково для всех народов.
- Итог проекта: составление из групповых работ альбома « Идеальный человек»
Из практики
Защита группами учащихся своих работ «Качества идеального человека в России»
Представитель группы №1 говорит об идеальных качествах человека, которые показаны в сказках
Участница группы № 2 выписывает идеальные качества по притчам
Участники группы № 3 рассказывают об идеальных качествах человека по Библии
Участники группы № 4 раскрывают качества нравственного человека, которые воспевались в литературе
Идеальный человек
Умеющий сострадать
Уважающий старших
Добрый
Ответственный
Честный
Щедрый
Милосердный
Любознательный
Вопрос: Какому народу присущи эти качества?
Из практики
Итог: был составлен альбом из работ учащихся
«Качества идеального человека» (некоторые страницы)
СПАСИБО!
Интернет ресурсы
- http://ppt4web.ru/mkhk/ideal-cheloveka-v-kulture-narodov-mira.html
- https://rutube.ru/video/6572175c9dab35ba3c946ecbc68f5f17/
- https://www.youtube.com/watch?v=mdjnSlTcv2Q