СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическая статья: "Эффективные приемы по улучшению техники чтения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое оптимальное чтение? Ответ на этот вопрос и рассматривается в этой статье.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическая статья: "Эффективные приемы по улучшению техники чтения".»

Звездочнинская средняя общеобразовательная школа

Усть-Майского района

РС Якутия







Статья: .













Автор: Маршалова Ольга Андреевна

учитель начальных классов





2017г.



Умение читать, которым овладевает ребенок в процессе обучения в школе, - многогранное умение, и его первоосновой является прочный навык чтения. Без достаточно развитого навыка чтения невозможны ни самостоятельная работа с книгой, ни полноценное восприятие художественного произведения. Поэтому в современной школе наряду с формированием знаний и развитием умений работы с текстом произведения большое внимание должно уделяться развитию навыка чтения.

Прежде всего договоримся о терминологии. Речь не будет идти о скорочтении, потому что скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Мы будем говорить об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то, естественно понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды. Диапазон же оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) – это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.

Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.

Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость по оценкам психологов на успеваемость, влияют более 200 факторов. Естественно, что все их учесть в нашей работе невозможно. Правда, существует утверждение, что в педагогике все важно. Это верно, но все важно в разной мере.

Опираясь на мнения учителей, а также на ряд исследований было установлено, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Это фактор – скорость чтения.

Изложенный выше довод – не единственный в пользу техники чтения. Заинтересовавшись этой проблемой, я пообщалась со своими знакомыми учителями, которые преподают литературу в среднем звене школы. Я попросила их провести контрольное чтение в 7-9 классах. Получилось 10 школ. Это 28 классов. Цель: выявить самого слабо читающего ученика. Знакомьтесь… Денис Н., 8-а класс. Скорость чтения 38 слов в минуту. Это, конечно, единичный случай. Но есть и такие, которые показали результаты не на много выше Дениса. Такую скорость чтения обычно имеют ученики, обучающиеся в первом классе. В 8 классе домашнее задание на один день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 38. Получается приблизительно 170 минут, т. е. около 3 часов необходимо Денису, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, Денис за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а трижды – это уже 9 часов; еще прибавим 6 часов, которые Денис пробыл в школе, - получится 15-часовой рабочий день. Плюс время на письменные работы. Вывод очевиден. Таким образом, Денис обречен на неуспеваемость… Можно приглашать самых талантливых учителей, и, тем не менее, они ничем не смогут ему помочь.

--- это классический вопрос русской интеллигенции.

Самое слабое звено – это начальные классы. Здесь мы, можно сказать, теряем 60-70процентовучеников. Далее они не могут учится на и . Уже в 5 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не способствует ее усвоению.

Поэтому вопрос применительно к проблемам школьного образования может быть сначала ограничен: , а затем переведен в более конкретную плоскость: .

Рассмотрим три существующие точки зрения на необходимую скорость чтения учащихся в конце начального обучения.

Первая точка зрения принадлежит бывшему Министерству просвещения СССР. В Программе для начальных классов средней общеобразовательной школы было определено, что скорость чтения к окончанию начальной школы должна составлять 80-90 слов в минуту.

Вторая точка зрения принадлежит Н.А. Лошкаревой, доценту Московского педагогического университета. Она рекомендует, желательно чтобы скорость чтения у учащихся, закончивших начальную школу, была 120 слов в минуту.

И, наконец, третья точка зрения. Она принадлежит видному педагогу В.А. Сухомлинскому. В своей книге он пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе150-300 слов в минуту. Если даже взять нижнюю грань этой рекомендации, то есть 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадает с первой. Как же выпутаться практикам из этих противоречивых рекомендаций?

В реальных условиях вряд ли в какой-то школе возможно, чтобы все дети учились на 5. Но с другой стороны, какой педагогический коллектив может удовлетвориться тем, что большинство учащихся занимаются на 3? Это является причиной отрицательного психологического заражения школьников по отношению к учебе. Очевидно, нас всех бы устроило такое положение, чтобы большая часть учеников занималась на 4. А для этого мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Но реально ли это? Может быть, это лишь благие пожелания, а выйти на этот уровень нельзя? Ведь нельзя не принимать во внимание многие факторы обучения. Так, например, разные ученики имеют разный темперамент. Холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики, говоря даже в темпе скороговорки – 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120-150 слов в минуту. Значит, сангвиники и холерики могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима скорость чтения 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Такой подарок она преподнесла и нам, учителям. Дело в том, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. Флегматики и меланхолики составляют менее 10 процентов.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?

Можно предложить восемь резервов обучения чтению, это те рекомендации, которые могут работать в любых условиях.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: . При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора. Чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама здесь допускает очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского.

Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут. Таким образам, общий тренаж в течение урока составит

10х2=20(чел. х мин.)

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если в классе, например, сорок человек, тренаж идет в течение пяти минут:

40х5=200(чел. х мин.)

Двести минут общей тренировочной работы. Мы получили увеличение тренажа в 10 раз, целенаправленно отведя для этого всего пять минут урока. Вряд ли необходимо комментировать эти результаты.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Здесь все очень просто. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, математика, рисование – начинается с того. Что дети открывают книгу, пять минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Что же получается? Если учитель работает в классе, где 30 учеников, а на чтение отводится 3 часа в неделю, то за неделю он, попытается опросить каждого ребенка хотя бы один раз. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 1,5-2 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать.

Хорошо, если ребенку повезло с семьей, - он компенсирует дома недоработки школы. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весть тренаж по чтению сводится вот к этим двум минутам и естественно, что такой ребенок читать не научится.

Очень часто мы слышим разговоры о генах, наследственность, способностях… Скорее всего здесь дело не в генах. Просто обучение чтению организованно не рационально. При двухминутной тренировке в неделю детей научить читать невозможно, какие бы гены у них не были бы.

Что же дают ежеурочные пятиминутки за неделю:

5х4х5=100 (мин.)

Даже если мы возьмем пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 100 минут.

Очевидно, если увеличилось время тренировки в 50 раз, с двух минут до 100 минут, то без всяких методических ухищрений что-нибудь хорошее да получится, несомненно будет положительный эффект.

Очень хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Еще двести лет назад говорилось: , то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку… Можно вполне рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном.

Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из шести-восьми слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко. Он руководил лабораторией экспериментальной дидактики. Итак, каким же образом проводятся зрительные диктанты.

В каждом из восемнадцати наборов, предложенных профессором И. Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова ТАЕТ СНЕГ – восемь букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из сорока шести букв, то есть из восьми-девяти слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две букве. Время работы со всеми восемнадцатью наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из сорока шести букв, то есть из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать теперь ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишем шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице, приведенной ниже) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно не большое: от четырех до семи секунд. По истечение этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях… Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: . Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: .

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь.

На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до восьми минут времени.

Если учитель видит, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успевают запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором предложений необходимо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – это пятьдесят четыре дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать – это уже ничего не дает.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Приведу здесь несколько измененные тексты восемнадцати наборов, разработанных И.Т. Федоренко. (Если предложения не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными предложениями с тем же количеством букв).

Тексты зрительных диктантов.

Предложения

Число букв

Время экспозиции



1

2

3

4

5

6


Набор № 1


Тает снег.

Идет дождь.

Дует ветер.

Небо хмурое.

Запели птицы.

Поле опустело.






8

9

10

11

11

12



4

4

5

5

5

6



1

2

3

4

5

6


Набор №2


Трещат морозы.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

Наступила осень.

Дни стали короче.

В лесу много берез.






12

13

13

14

14

15




6

6

6

7

7

8



1

2

3

4

5

6


Набор № 3


Прилетели птички.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.





15

16

16

16

16

17



8

8

8

8

8

8




1

2

3

4

5

6

Набор №4


Дятел долбит дерево.

Я хочу посадить цветы.

Иней украсил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.



17

18

18

19

19

20



8

7

7

7

7

7



1

2

3

4

5

6

Набор №5


Солнышко светит и греет.

Федя решал задачу у доски.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

Город Киев Стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.




20

21

21

21

22

22



6

6

6

6

6

6




1

2

3

4

5

6

Набор №6


Зимой река покрылась льдом.

Мальчик подарил маме цветы.

Дежурные стерли пыль с доски.

Тракторист работает на лугу.

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле березовой рощи.




23

23

24

24

24

24



5

5

5

5

5

5



1

2

3

4

5

6

Набор №7


Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внучке азбуку.

Землю согрело теплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.




25

25

25

26

26

26




4

4

4

4

4

4



1

2

3

4

5

6

Набор №8


Идет дождик.

Мы любим наш край.

Бабушка печет пирог.

У Андрея чистая тетрадь.

Помогай своему товарищу.

Очень важно быть здоровым.




10

14

17

20

21

22



5

7

8

10

10

10




1

2

3

4

5

6

Набор №9


Вода в море соленая на вкус.

Наша страна борется за мир.

Началась большая перемена.

Дети ходили в лес за грибами.

Руки надо мыть водой с мылом.

Красивы улицы нашего города.



22

22

23

23

23

24



7

7

7

7

7

7




1

2

3

4

5

6


Набор №10


Москва – столица нашей Родины.

Школьники поливают саженцы.

Из земляники сварят варенье.

Надо быть честным и правдивым.

Звезды сияют на башнях Кремля.

Летом наша семья жила на Волге.



24

24

24

25

25

25




5

5

5

5

5

5




1

2

3

4

5

6

Набор № 11


Весело колосится густая рожь.

Поля запорошило белым снегом.

Мы читали интересный рассказ.

Дедушка много и упорно работал.

Новые дома растут очень быстро.

Из машины вышел наш учитель.



25

25

25

25

25

25




4

4

4

4

4

4




1

2

3

4

5

6

Набор № 12


Мальчики принесли сухих веток.

В поле поспевает рожь и пшеница.

На стройку привезли рамы и двери.

Дети всех стран хотят жить в мире.

Свежий ветерок повеял прохладой.

Сверкнула молния, и загремел гром.



26

26

27

27

28

28



4

4

4

4

4

4



1

2

3

4

5

6

Набор №13


Давно скосили и убрали поля и луга.

Белка взобралась на верхнюю ветку.

Солнце светило ярко, и дети купались.

Травы скашивают во время их цветения.

Дедушка Филипп пасет коров.

Люблю я в поле встречать восход солнца.




28

29

30

31

32

32



4

4

4

4

4

4



1

2

3

4

5

6

Набор № 14


Поднялась за рекой большая серая туча.

Из леса выскочил испуганный зайчишка.

Все радовались встрече с космонавтами.

Разведчики отправились в опасный путь.

Дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли.




32

32

33

33

34

34



4

4

4

4

4

4




1

2

3

4

5

6

Набор № 15


Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.

Вместе весело шагать по дорогам и тропам. Меж редеющих верхушек показалась синева.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Павел и Вика любят читать волшебные сказки.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.




34

34

35

35

36

37



4

4

4

4

4

4




1

2

3

4

5

6

Набор № 16


В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Школьники готовятся к новому учебному году.

Много работы в яблоневом саду ранней весной.

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.




36

36

37

37

38

38



5

5

5

5

5

5




1


2


3


4


5


6

Набор № 17


Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы.

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.

Прохладная вода приятно освежила уставших ребят.

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.





38


39


39


40


41


42



5


6


6


6


7


7



1


2


3


4


5


6

Набор № 18


На полях выращивают картофель, морковь, свеклу, лук.

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.

Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.

По лесной заросшей травой тропе идет группа туристов.

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом.

Российское государство живет в мире со всеми народами.




42


43


44


45


46


46



7


7


7


8


8


8

Следующая рекомендация сводится к выполнению трех типов упражнений:

1. Многократное чтение.

2. Чтение в темпе скороговорки.

3.выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.


Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.


При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.


Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано и осознано, осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечение минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на два, кто-то на три, кто- то на десять). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительному чтению здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны ,,проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более тридцати секунд. Затем учитель начинает треть упражнение, обращаясь к ребятам так: ,,Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не на долго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, две – три недели, чтение ребенка заметно улучшится.


Подводя итоги вышеизложенному, необходимо обратить внимание на то, изменения в школьном образовании могут идти сверху и снизу. На верхних этажах просвещения пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. На нижних этажах учителя должны позаботиться о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению.










Используемая литература:

1.Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков. – Киев, 1984г.

2.СухомлинскийВ.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1982г.

3. Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – Киев, 1980г.

4.Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просв., 1991г.

5.Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения. – Начальная школа, 2001г., №5

6.Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно. – Начальная школа. 2001г., №6

7.Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников. – Начальная школа. 2003г., №6

8.Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка скорочтения у детей. – Луганск, 2013













2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!