Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г.
-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.
- Положения СанПин 2.4.2.2821-10.
Рабочая программа по чтению для 5 класса составлена на основе Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.
Данная программа направлена на выработку у учащихся навыков осмысленного чтения слов, предложений и доступных пониманию коротких текстов.
Овладение навыками чтения детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью способствует преодолению недостатков познавательной деятельности, общему развитию учащихся, а также дальнейшей социальной реабилитации и адаптации.
Грубое нарушение интеллектуальной деятельности в большинстве случаев осложненное недоразвитием слухового, зрительного речедвигательного анализаторов приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя; неумение, а порой и невозможность использовать речь как средство общения создают трудности в процессе обучения грамоте.
Содержание и структура программы определяют коррекционную и практическую направленность обучению чтению, а также способствуют реализации дидактических принципов: доступности, последовательности, комплексности и индивидуального подхода в обучении.
Содержание программы 6 «В» класса предполагает 102 часа в год для учащихся из расчета 3 урока в неделю.
Последовательность обучения чтению:
Звук и буква
Различение заданного звука: выделение среди других звуков, выделение в слоге.
Называние (указывание) буквы по названному звуку.
Формирование зрительных эталонов букв на основе восприятия их в виде целостных нерасчлененных структур: нахождение заданной буквы среди букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец.
Анализ и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы (с использованием всех возможных вариантов); преобразование букв на основе общих элементов, называние и сравнение графических сходных букв; .
Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графически сходных букв.
Слово и слог.
Продолжение практического знакомства со словом, как единице речи.
Выделение заданного слова в ряду других слов.
Самостоятельное показывание предмета, обозначаемого словом по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт ребенка).
Упражнения в проговаривании слогов в сопровождении ритмических движений.
Образование и «чтение» слогов (в порядке изучения звуков и букв):
Образование и чтение слов (в порядке изучения звуков и букв, слоговых структур)
Чтение (указывание) слов с опорой на картинку.
Составление слов из данных слогов с опорой на картинку.
Глобальное «чтение» (указывание) слов, наиболее часто встречающихся в жизни обучающегося (имя, фамилия ребенка; чай, хлеб, суп…; класс, столовая, парта…; названия дней недели, месяцев и др.). Составление индивидуальных альбомов изученных слов.
Предложение
Продолжение практического знакомства с предложением, как единицей речи.
Совместное с педагогом составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.
Чтение предложений и коротких текстов
Из двух, трех слов сопряженно с педагогом.
Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении.
Составление совместно с педагогом предложений из двух, трех слов (с опорой на картинку).
Выслушивание небольших текстов из двух, трех предложений. Соотнесение их с картинками.
Внеклассное чтение «Народные сказки».
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Учащиеся должны знать:
- обобщающие слова: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы, школьные и гигиенические принадлежности;
- содержание сказок: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».
- графические изображения: времени года, явлений природы, времени суток, обобщающих слов.
Используемая методическая литература:
1.Под редакцией С.Г.Шевченко «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей».
Москва АРКТИ 2004.
2.С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс.
М., «Вако»
№ уро ка | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во уроков | Универсальные учебные действия | Тип урока | Повторение | Вид контроля | Дата прове дения |
1 | Повторение изученных звуков и букв. – 6 ч. | Буквы А,О,И,У,ы,Э,Е,Ё,Ю,Я. Их различение. | 1 | Личностные УУД: - положительное отношение к урокам русского языка. Предметные УУД: - правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; - осознанно, правильно читать по слогам. Метапредметные УУД: Регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других. | Уроки повторения изученного материала | Повторение ранее изученных букв алфавита, их чтение в словах. | Устный индивидуальный и фронтальный | |
2 | Буквы П,С,К,В,Р,Н. Чтение слов. | 1 | |
3 | Буквы З,М,Д,Т,Б,Г. Чтение слов. | 1 | |
4 | Буквы Л,Ш,Ч,Ф,Х,Ж. Чтение слов. | 1 | |
5 | Буквы Ц,Щ,Й,ъ,ь и слова с данными буквами. | 1 | |
6 | Алфавит. | 1 | |
7 | Слово. Слог. Чтение текстов.- 19 ч. | А. Шибаев «Беспокойные соседки» | 1 | | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Повторение правил правильного чтения с соблюдением знаков препинания и интонации. | Устный фронтальный | |
8 | Рассказ «Кошка и мышка» | 1 | |
9 | Различение букв е и ё | 1 | |
10 | Т. Сапгир «Ёж и Ёлка» | 1 | |
11 | Рассказ «Кошка и птичка» | 1 | |
12 | Рассказ «Наш сад» | 1 | |
13 | В. Безбородов «Щенку» | 1 | |
14 | В. Безбородов «Киске» | 1 | |
15 | Е. Благинина «Дождик» | 1 | |
16 | Л. Пантелеев «Ау» | 1 | |
17 | А. Введенский «Песенка дождя» | 1 | |
17 | В. Суслов «На хоря напала хорь» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Работа по вопросам по прочитанному тексту | |
19 | Л. Пантелеев «Как поросенок научился…» | 1 | |
20 | А. Шибаев «Рыбка» | 1 | Устный фронтальный | |
21 | О. Григорьев «Яма», «Дразнилка» | 1 | |
22 | Е. Трутнева «Эхо» | 1 | |
23 | У. Раджаб «Мамочка» | 1 | |
24 | А. Шибаев «Буква Я» | 1 | |
25 | «Лучше всех» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
26 | Внеклассное чтение «Народные сказки» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Повторение типовой структуры по работе с текстом для пересказа; работа по вопросам по ранее пройденному материалу. | |
27 | Итоговый урок. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
Итого | 27 | | | | | |
28 | Предложение и текст – 21 ч. | По В. Бианки «Муравей» | 1 | | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Повторение правил правильного чтения с соблюдением знаков препинания и интонации. | Устный индивидуальный и фронтальный | |
29 | Сказка «Лиса и тетерев» | 1 | |
30 | Рассказ «Про грибы» | 1 | |
31 | Рассказ «Белка» | 1 | |
32 | Е. Благинина «Слоны», «Цапля» | 1 | |
33 | А. Шибаев «Гроза» | 1 | |
34 | Внеклассное чтение «Стихи про животных» | 1 | |
35 | Е. Петрищева «Шишки у мишки» | 1 | |
36 | Рассказ «Кто что заслужил» | 1 | |
37 | Н. Сладков «Заяц и белка» | 1 | |
38 | Загадки | 1 | | |
39 | А. Толстой «Ёж» | 1 | Устный фронтальный | |
40 - 41 | А. Гладилин «зайчонок и осень» | 2 | |
42 | Рассказ «Жалко птичек» | 1 | | |
43 | С. Чёрный «На дворе» | 1 | |
44 | Рассказ «Воробьишки» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Повторение типовой структуры по работе с текстом для пересказа. | |
45 | «Догадайся сам, загадай друзьям» | 1 | |
46 | О. Дриз «Добрые слова» | 1 | |
47 | А. Кондратьев «Доброго пути!» | 1 | |
48 | Итоговый урок. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Работа по вопросам по ранее пройденному материалу. | |
Итого | 48 | |
49 | Чтение текстов. Слова, обозначающие предметы, действия – 27 ч. | «Догадайся сам, загадай друзьям» | 1 | | | Повторение типовой структуры по работе с текстом для пересказа. | Устный индивидуальный и фронтальный | |
50 | А. Шибаев «Два хвостика» | 1 | |
51 | А. Шибаев «Одна буква» | 1 | |
52 | А. Шибаев «Буква заблудилась» | 1 | |
53 | Внеклассное чтение | 1 | |
54 | Г. Юдин «Отец и мать» | 1 | |
55 | А. Майков «Ласточка примчалась» | 1 | |
56 | Шутка «Крошка воин» | 1 | |
57 | Загадка «Кто ты?» | 1 | |
58 | Текст «Шутка» | 1 | |
59 | Е. Пермяк «Первая рыбка» | 1 | |
60 | А. Блок «Ветхая избушка» | 1 | |
61 - 62 | В. Берестов «Кошкин щенок» | 2 | |
63 | Догадался сам, загадай друзьям» | 1 | |
64 | Н. Горелова «Зайчик» | 1 | |
65 | О. Безручко «Кот – мечтатель» | 1 | |
66 | Сказка «Почему кот моется после еды» | 1 | Устный индивидуальный и фронтальный | |
67 | Внеклассное чтение | 1 | |
68 | С. Чёрный « «Кто у кого» | 1 | |
69 | С. Чёрный «Жеребенок» | 1 | Повторение правил правильного чтения с соблюдением знаков препинания и интонации. | |
70 - 71 | В. Орлов «Как малышу маму нашли» | 2 | |
72 – 73 | Н. Сладков «Белка и медведь» | 2 | |
| | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | |
74 - | | 2 | |
75 | Е. Чарушин «Тошкины сны» | |
76 | «Кто первый» | 1 | |
77 | Внеклассное чтение | 1 | |
78 | Экскурсия | 1 | |
79 | Итоговый урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Работа по вопросам по пройденному материалу. | |
Итого | 79 | |
80 | Чтение текстов. Слова, обозначающие предметы, действия – 24 ч. | Е. Пермяк «Как Маша стала большой» | 1 | | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Повторение типовой структуры по работе с текстом для пересказа. | Устный фронтальный и индивидуальный | |
81 | К. Ушинский «Сила – не право» | 1 | |
82 | Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» | 1 | |
83 | По Е. пермяку «Про нос и язык» | 1 | |
84 | К. Ушинский «Гусь и журавль» | 1 | |
85 | Я. Аким «Жадина» | 1 | |
86 | Дрознилка | 1 | |
87 | Г. Снегирёв «Медвежата» | 1 | |
88 | Внеклассное чтение | 1 | |
89 | С. Погореловский «Апрельский дождь» | 1 | |
90 - 91 | В. Сутеев «Кораблик» | 2 | Устный индивидуальный и фронтальный | |
92 | Рассказ «Для чего руки нужны» | 1 | |
93 | В. Берестов «Сережа и гвозди» | 1 | Повторение правил правильного чтения с соблюдением знаков препинания и интонации. | |
94 - 95 | С. Баруздин «Нужный гвоздь» | 2 | |
95 96 | Е. Пермяк «Торопливый ножик» | 2 | |
97 | Внеклассное чтение | 1 | |
98 | В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | |
99 |
100 | Экскурсия «Весна и литература» | 1 | |
101 | Путешествие по сказкам | 1 | |
102 | Итоговый урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Работа по вопросам по пройденному за год материалу. | |
Итого | 102 | |