СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-тематическое планирование ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 5 класс с умеренной умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по чтению  для 5 класса составлена на основе Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

Данная программа направлена на выработку у учащихся навыков осмысленного чтения слов, предложений и доступных пониманию коротких текстов.

 Овладение навыками чтения детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью способствует преодолению недостатков познавательной деятельности, общему развитию учащихся, а также дальнейшей социальной реабилитации и адаптации.

Грубое нарушение интеллектуальной деятельности в большинстве случаев осложненное недоразвитием слухового, зрительного речедвигательного анализаторов приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя; неумение, а порой и невозможность использовать речь как средство общения создают трудности в процессе обучения грамоте.

Содержание и структура программы определяют коррекционную и практическую направленность обучению чтению, а также способствуют реализации дидактических принципов: доступности, последовательности, комплексности и индивидуального подхода в обучении.

Содержание программы 6 «В» класса предполагает 102 часа в год для учащихся из расчета 3 урока в неделю.

Последовательность обучения чтению:

Звук и буква

Различение заданного звука: выделение среди других звуков, выделение в слоге.

Называние (указывание) буквы по названному звуку.

Формирование зрительных эталонов букв на основе восприятия их в виде целостных нерасчлененных структур: нахождение заданной буквы среди букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец.

Анализ и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование  букв  из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы (с использованием всех возможных вариантов); преобразование букв на основе общих элементов, называние и сравнение графических сходных букв; .

Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графически сходных букв.

Слово и слог.

Продолжение практического знакомства со словом, как единице       речи.

Выделение заданного слова в ряду других слов.

Самостоятельное показывание предмета, обозначаемого словом по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт ребенка).

Упражнения в проговаривании слогов в сопровождении ритмических движений.

Образование и «чтение» слогов (в порядке изучения звуков и букв):

Образование и чтение слов (в порядке изучения звуков и букв, слоговых структур)

Чтение (указывание) слов с опорой на картинку.

Составление слов из данных слогов с опорой на картинку.

          Глобальное «чтение» (указывание) слов, наиболее часто встречающихся в жизни обучающегося (имя, фамилия ребенка; чай, хлеб, суп…; класс, столовая, парта…; названия дней недели, месяцев и др.). Составление индивидуальных альбомов изученных слов.

Предложение

Продолжение практического знакомства с предложением, как единицей речи.

Совместное с педагогом составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.

Чтение предложений и коротких текстов

Из двух, трех слов сопряженно с педагогом.

Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении.

Составление совместно с педагогом предложений из двух, трех слов (с опорой на картинку).

Выслушивание небольших текстов из двух, трех предложений. Соотнесение их с картинками.

Внеклассное чтение «Народные сказки».

 

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:    

- читать по слогам короткие тексты;

- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.

 

Учащиеся должны знать:

- обобщающие слова: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, дикие  и домашние  животные, дикие и домашние  птицы, школьные и гигиенические принадлежности;

- содержание сказок: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», «Репка»,  «Заюшкина избушка».

- графические изображения: времени года, явлений природы, времени суток, обобщающих слов.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическое планирование ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 5 класс с умеренной умственной отсталостью»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Закона РФ «Об образовании» № 273 - ФЗ в последней редакции от 29 декабря 2012 г.

-Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе-интернате.

- Положения СанПин 2.4.2.2821-10.

Рабочая программа по чтению для 5 класса составлена на основе Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы). – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136 с.

Данная программа направлена на выработку у учащихся навыков осмысленного чтения слов, предложений и доступных пониманию коротких текстов.

Овладение навыками чтения детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью способствует преодолению недостатков познавательной деятельности, общему развитию учащихся, а также дальнейшей социальной реабилитации и адаптации.

Грубое нарушение интеллектуальной деятельности в большинстве случаев осложненное недоразвитием слухового, зрительного речедвигательного анализаторов приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя; неумение, а порой и невозможность использовать речь как средство общения создают трудности в процессе обучения грамоте.

Содержание и структура программы определяют коррекционную и практическую направленность обучению чтению, а также способствуют реализации дидактических принципов: доступности, последовательности, комплексности и индивидуального подхода в обучении.

Содержание программы 6 «В» класса предполагает 102 часа в год для учащихся из расчета 3 урока в неделю.

Последовательность обучения чтению:

Звук и буква

Различение заданного звука: выделение среди других звуков, выделение в слоге.

Называние (указывание) буквы по названному звуку.

Формирование зрительных эталонов букв на основе восприятия их в виде целостных нерасчлененных структур: нахождение заданной буквы среди букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец.

Анализ и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы (с использованием всех возможных вариантов); преобразование букв на основе общих элементов, называние и сравнение графических сходных букв; .

Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графически сходных букв.

Слово и слог.

Продолжение практического знакомства со словом, как единице речи.

Выделение заданного слова в ряду других слов.

Самостоятельное показывание предмета, обозначаемого словом по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт ребенка).

Упражнения в проговаривании слогов в сопровождении ритмических движений.

Образование и «чтение» слогов (в порядке изучения звуков и букв):

Образование и чтение слов (в порядке изучения звуков и букв, слоговых структур)

Чтение (указывание) слов с опорой на картинку.

Составление слов из данных слогов с опорой на картинку.

Глобальное «чтение» (указывание) слов, наиболее часто встречающихся в жизни обучающегося (имя, фамилия ребенка; чай, хлеб, суп…; класс, столовая, парта…; названия дней недели, месяцев и др.). Составление индивидуальных альбомов изученных слов.

Предложение

Продолжение практического знакомства с предложением, как единицей речи.

Совместное с педагогом составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуационной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт.

Чтение предложений и коротких текстов

Из двух, трех слов сопряженно с педагогом.

Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении.

Составление совместно с педагогом предложений из двух, трех слов (с опорой на картинку).

Выслушивание небольших текстов из двух, трех предложений. Соотнесение их с картинками.

Внеклассное чтение «Народные сказки».


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

- читать по слогам короткие тексты;

- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.


Учащиеся должны знать:

- обобщающие слова: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы, школьные и гигиенические принадлежности;

- содержание сказок: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка».

- графические изображения: времени года, явлений природы, времени суток, обобщающих слов.


Используемая методическая литература:

1.Под редакцией С.Г.Шевченко «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей».

Москва АРКТИ 2004.

2.С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению» 2 класс.

М., «Вако»

















уро ка

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во уроков

Универсальные учебные действия

Тип урока

Повторение

Вид контроля

Дата прове

дения

1

Повторение изученных звуков и букв. – 6 ч.

Буквы А,О,И,У,ы,Э,Е,Ё,Ю,Я. Их различение.


1

Личностные УУД:

- положительное отношение к урокам русского языка.


Предметные УУД:

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

- осознанно, правильно читать по слогам.

Метапредметные УУД:

Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других.









Уроки повторения изученного материала





Повторение ранее изученных букв алфавита, их чтение в словах.















Устный индивидуальный и фронтальный


2

Буквы П,С,К,В,Р,Н. Чтение слов.

1


3

Буквы З,М,Д,Т,Б,Г. Чтение слов.

1


4

Буквы Л,Ш,Ч,Ф,Х,Ж. Чтение слов.

1


5

Буквы Ц,Щ,Й,ъ,ь и слова с данными буквами.

1


6

Алфавит.

1


7

Слово. Слог. Чтение текстов.- 19 ч.

А. Шибаев «Беспокойные соседки»

1



Урок изучения и первичного закрепления знаний.



Повторение правил правильного чтения с соблюдением знаков препинания и интонации.






Устный фронтальный


8

Рассказ «Кошка и мышка»

1


9

Различение букв е и ё

1


10

Т. Сапгир «Ёж и Ёлка»

1


11

Рассказ «Кошка и птичка»

1


12

Рассказ «Наш сад»

1


13

В. Безбородов «Щенку»

1


14

В. Безбородов «Киске»

1


15

Е. Благинина «Дождик»

1


16

Л. Пантелеев «Ау»

1


17

А. Введенский «Песенка дождя»

1


17

В. Суслов «На хоря напала хорь»

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.






Работа по вопросам по прочитанному тексту


19

Л. Пантелеев «Как поросенок научился…»

1


20

А. Шибаев «Рыбка»

1







Устный фронтальный


21

О. Григорьев «Яма», «Дразнилка»

1


22

Е. Трутнева «Эхо»

1


23

У. Раджаб «Мамочка»

1


24

А. Шибаев «Буква Я»

1


25

«Лучше всех»

1

Урок обобщения и систематизации знаний.


26

Внеклассное чтение «Народные сказки»

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Повторение типовой структуры по работе с текстом для пересказа; работа по вопросам по ранее пройденному материалу.


27

Итоговый урок.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.


Итого

27






28

Предложение и текст – 21 ч.

По В. Бианки «Муравей»

1






Урок изучения и первичного закрепления знаний.







Повторение правил правильного чтения с соблюдением знаков препинания и интонации.








Устный индивидуальный и фронтальный


29

Сказка «Лиса и тетерев»

1


30

Рассказ «Про грибы»

1


31

Рассказ «Белка»

1


32

Е. Благинина «Слоны», «Цапля»

1


33

А. Шибаев «Гроза»

1


34

Внеклассное чтение «Стихи про животных»

1


35

Е. Петрищева «Шишки у мишки»

1


36

Рассказ «Кто что заслужил»

1


37

Н. Сладков «Заяц и белка»

1


38

Загадки

1



39

А. Толстой «Ёж»

1





Устный фронтальный


40 -

41

А. Гладилин «зайчонок и осень»

2


42

Рассказ «Жалко птичек»

1



43

С. Чёрный «На дворе»

1


44

Рассказ «Воробьишки»

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Повторение типовой структуры по работе с текстом для пересказа.


45

«Догадайся сам, загадай друзьям»

1


46

О. Дриз «Добрые слова»

1


47

А. Кондратьев «Доброго пути!»

1


48

Итоговый урок.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Работа по вопросам по ранее пройденному материалу.


Итого

48


49

Чтение текстов. Слова, обозначающие предметы, действия – 27 ч.

«Догадайся сам, загадай друзьям»

1








Повторение типовой структуры по работе с текстом для пересказа.






Устный индивидуальный и фронтальный


50

А. Шибаев «Два хвостика»

1


51

А. Шибаев «Одна буква»

1


52

А. Шибаев «Буква заблудилась»

1


53

Внеклассное чтение

1


54

Г. Юдин «Отец и мать»

1


55

А. Майков «Ласточка примчалась»

1


56

Шутка «Крошка воин»

1


57

Загадка «Кто ты?»

1


58

Текст «Шутка»

1


59

Е. Пермяк «Первая рыбка»

1


60

А. Блок «Ветхая избушка»

1


61 - 62

В. Берестов «Кошкин щенок»

2


63

Догадался сам, загадай друзьям»

1


64

Н. Горелова «Зайчик»

1


65

О. Безручко «Кот – мечтатель»

1


66

Сказка «Почему кот моется после еды»

1







Устный индивидуальный и фронтальный


67

Внеклассное чтение

1


68

С. Чёрный « «Кто у кого»

1


69

С. Чёрный «Жеребенок»

1


Повторение правил правильного чтения с соблюдением знаков препинания и интонации.


70 -

71

В. Орлов «Как малышу маму нашли»

2


72 – 73

Н. Сладков «Белка и

медведь»

2




Урок изучения и первичного закрепления знаний.


74 -

2


75

Е. Чарушин «Тошкины сны»


76

«Кто первый»

1


77

Внеклассное чтение

1


78

Экскурсия

1


79

Итоговый урок

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Работа по вопросам по пройденному материалу.


Итого

79


80

Чтение текстов. Слова, обозначающие предметы, действия – 24 ч.

Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

1








Урок изучения и первичного закрепления знаний.









Повторение типовой структуры по работе с текстом для пересказа.








Устный фронтальный и индивидуальный


81

К. Ушинский «Сила – не право»

1


82

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

1


83

По Е. пермяку «Про нос и язык»

1


84

К. Ушинский «Гусь и журавль»

1


85

Я. Аким «Жадина»

1


86

Дрознилка

1


87

Г. Снегирёв «Медвежата»

1


88

Внеклассное чтение

1


89

С. Погореловский «Апрельский дождь»

1


90 -

91

В. Сутеев «Кораблик»

2





Устный индивидуальный и фронтальный


92

Рассказ «Для чего руки нужны»

1


93

В. Берестов «Сережа и гвозди»

1



Повторение правил правильного чтения с соблюдением знаков препинания и интонации.


94 -

95

С. Баруздин «Нужный гвоздь»

2


95

96

Е. Пермяк «Торопливый ножик»

2


97

Внеклассное чтение

1


98

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

2

Урок изучения и первичного закрепления знаний.


99

100

Экскурсия «Весна и литература»

1


101

Путешествие по сказкам

1


102

Итоговый урок

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Работа по вопросам по пройденному за год материалу.


Итого

102



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!