Учебное занятие по литературе в 11 классе (2 часа)
Тема: «А Лермонтов есть Лермонтов навеки...»
Цели:
Образовательные:
кратко охарактеризовать творчество великого русского поэта М. Ю. Лермонтова; развить умения выделять главные, существенные моменты в биографии писателя; создать образ Лермонтова не только как поэта, но и как многосторонней личности (художника и музыканта); подготовить учеников к написанию итогового выпускного сочинения.
Развивающие:
развивать навыки исследования и самоподготовки, работы с источниками и справочной литературой; умения эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления; развивать навык выразительного чтения стихотворений, монологическую и диалогическую речь учащихся; развивать навык работы в команде.
Воспитательные:
формировать гуманистическое мировоззрение; воспитывать собственное отношение к поэзии М.Ю. Лермонтова; воспитывать любовь к поэзии, глубокий интерес к Лермонтову как к выдающейся личности, уникальной, неповторимой; воспитывать эстетическое восприятие (через музыку, живопись, художественное слово и кинематограф).
Тип: урок изучения истории литературы, художественного восприятия произведений и развития речи.
Педагогическая технология: ТРКМЧП
Методы: репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод творческого чтения.
Приёмы: выразительное чтение стихотворений; игра в форме телевизионной передачи «Своя игра»; кроссворд.
Виды деятельности учащихся: коллективно-групповая деятельность; самостоятельный анализ жизни и творчества писателя;
Оборудование: компьютер; интерактивная доска; мультимедийная презентация; кроссворд; портреты М.Ю. Лермонтова (П.Е. Заболотского (1840) и К.А. Горбунова (1841); видеозаписи; фрагменты фильма «Лермонтов» 1986г, Николая Бурляева; видеофрагмент «Лермонтов – художник»; романс на слова М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Анны Герман, музыка Е.Шашиной.
План урока:
I. Организационный этап (5 мин.)
II. Введение (25 мин.)
III. Основная часть (50 мин.):
1) 1 раунд «Кроссворд» (10 мин)
2) 2 раунд «Своя игра» (30 мин)
3) 3 раунд - творческий «Любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова» (10 мин)
IV. Подведение итогов (10мин)
Литература:
Серия книг Юрия Вяземского «Умники и Умницы»: Русская литература от Пушкина до Чехова в вопросах и ответах. Год издания: 2013. Издательство: АСТ.
Журнал "Литература" Издательского дома "Первое сентября"; Галина Пранцова. "“А Лермонтов есть Лермонтов навеки…” Литературная игра для подготовки к олимпиаде" (N3/2006)
Журнал "Литература" Издательского дома "Первое сентября"; Виктор Федоринов. "Кроссворд " (N35/2003)
Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 1999.
http://www.a4format.ru/book
Ход занятия.
Тема: М. Ю. Лермонтов «А Лермонтов есть Лермонтов навеки...»
I. Организационный этап.
Урок начинается с просмотра фрагмента фильма «Лермонтов».
Ролик 1
II. Введение.
Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались в этом классе, чтобы поговорить о Великом поэте – Михаиле Юрьевиче Лермонтове - накануне 200-летия со Дня его рождения.
Такие поэты, как М.Ю.Лермонтов, рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.
Эпиграфом нашего занятия по литературе станут слова, произнесенные однажды самим поэтом:
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал,..
Но что ж? мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-нибудь.
М.Ю.Лермонтов
Этот эпиграф выбран не случайно, ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.
Вниманию школьников предлагается фрагмент из кинофильма «Лермонтов» о детстве поэта.
Ролик 2
Природа одарила Лермонтова разными талантами. Он обладал редкой музыкальностью: играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником. Он легко решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языка, а французский и немецкий знал, как родной русский.
В.Г. Белинский писал: «Слушая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в тоже время следишь взором за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою»
Русские композиторы обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы.
Предлагаем вашему вниманию романс на слова М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Анны Герман. Романс на текст этого стихотворения написан Е.Шашиной. Прослушаем его в сопровождении с видеороликом «Лермонтов-художник».
Музыка романса очень проста и мелодична. Мелодия передаёт лиризм, поэтичность общего чувства и настроения.
Аудиозапись 1. Ролик 3
III. Основная часть.
Основная часть нашего сегодняшнего мероприятия будет проходить в форме игры. Вы будете работать в командах.
Правила игры:
Игра будет состоять из трёх раундов.
(2 балла за каждое правильно угаданное слово).
Второй раунд будет проходить в форме телепередачи «Своя игра». Надеюсь, что все знакомы с правилами этой игры.
Третий раунд – творческий «Любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова», который позволит оценить ваши актёрские способности. Вам необходимо выбрать одного чтеца, который будет представлять вашу команду.
Не забывайте, что вы работаете в группах (и оценка будет общей для всей группы), так как победившая команда получит отличные оценки в журнал, а остальные команды – по мере своей активности.
1раунд: «Кроссворд»
Приложение 1
По горизонтали:
1. Город, который М.Ю. Лермонтов упоминает в своем романе «Герой нашего времени»
Ответ: Пятигорск
2. Какое стихотворение Лермонтова стало последним в его жизни.
Ответ: Пророк.
3. Название поэмы Лермонтова, герой которой мальчик-горец.
Ответ: Мцыри
4. Фамилия русского поэта и писателя, которого Лермонтов считал своим литературным учителем.
Ответ: Пушкин
5. Стихотворение М.Ю. Лермонтова, написанное в форме рассказа старого солдата.
Ответ: Бородино
6. Название горы, у подножия которой произошла последняя дуэль Лермонтова.
Ответ: Гора Машук
7. Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, имеющие одинаковые названия.
Ответ: Узник
8. Имя героини поэмы Лермонтова «Демон»
Ответ: Тамара
9. Фамилия человека, который убил Лермонтова.
Ответ: Мартынов
10. Фамилия бабушки поэта.
Ответ: Елизавета Алексеевна Арсеньева
По вертикали:
11. Любимое место Лермонтова в пансионе.
Ответ: Библиотека
12. Поэма М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к которой созданы художником Врубелем.
Ответ: Демон
13. Название стихотворения, написанного Лермонтовым в 16 лет.
Ответ: Парус
14. Фамилия женщины, подруги юных лет поэта, дружеские чувства к которой Лермонтов пронёс через всю жизнь.
Ответ: Варвара Лопухина
15. Бабушка возила внука на лечение туда, где М.Ю.Лермонтов слушал горные легенды. Это место является вдохновением для него.
Ответ: Кавказ
16. Город, в котором Лермонтов провел свои детские годы, и где он был похоронен.
Ответ: Пенза
17. Родовое имение Е.А. Арсеньевой.
Ответ: Тарханы
18. Любимый город М.Ю.Лермонтова.
Ответ: Москва
2раунд:
«Своя игра»
Приложение 2.
Презентация «Своя игра».
3раунд:
«Любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова»
Чтение стихотворений учащимися
Ролик 8
Подсчет результатов.
IV. Заключение.
Подведение итогов.
Чехов писал: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать».
Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства. Трудна судьба поэта. За свои дерзкие стихи Лермонтов не только был в опале, но и за ним был установлен негласный надзор.
Делая вывод, можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная мысль замирала, это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.
Ролик 9
V. Рефлексия.
9