СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся любить лирические стихотворения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лирические стихотворения не всегда понятны, поэтому и не очень любимы детьми. Рссказываю о своей системе работы.

Просмотр содержимого документа
«Учимся любить лирические стихотворения»

Фамилия: Тарковская

Имя: Вера

Отчество: Викторовна


Место работы: МКОУ СОШ №2 г. Острогожск

Должность: учитель начальных классов

Стаж работы: 22 года

Стаж работы в данной должности: 22 года

Стаж работы в данном учебном учреждении: 16 лет

Категория: ВКК с 2008 года

Дата рождения 19. 05.1973 г.


Домашний адрес:

Индекс: 397854

Область: Воронежская

Город: Острогожск

Улица: им. Чернышова (старая),

Дом: 17

Телефон сотовый: 8 952 104 69 02

Телефон домашний: 8(47375) 49818

Адрес электронной почты: [email protected]



Учимся любить лирические стихотворения

В начальной школе уроки чтения становятся сегодня уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоении учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности. Уроки литературного чтения, посвящённые стихотворениям поэтов России о родной природе, о временах года не вызывают интереса у юных читателей. Дети безразличны к чтению (заучиванию, исполнению) произведений стихотворного жанра; в зону их интереса попадают в основном тексты низкого уровня. Как решать проблему потери интереса современного школьника к чтению стихотворений классиков литературы, отсутствия читательского кругозора и культуры читательской деятельности? Решая эту проблему, я в своей работе придерживаюсь определённой системы.

  1. Приёмы анализа содержания художественного произведения.

Очень важно направить умственную работу детей на воссоздание в воображении образов художественного произведения и возникновение соответствующих переживаний. Конечно, непонятое не может быть воспринято. Работу над осмыслением прочитанного я реализую по трём направлениям:

  1. Поясняю смысл очевидно сложных для понимания слов и фраз. В стихотворениях русских классиков часто встречаются устаревшие слова и выражения, которые не употребляются в современной жизни. Да и в силу возрастных особенностей детям незнакомы значения многих слов. Поэтому перед первичным чтением стихотворения необходима разъяснительная работа.

  • А. Майков

«Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу».


  • Н. Некрасов

«Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит».

Используя языковой опыт детей, можно подвести учеников к пониманию строк стихотворения. В классе всегда найдутся дети с широким читательским кругозором, они достаточно точно могут объяснить смысл слов и выражений, на которые обращает внимание класса учитель. Но чтобы ученики с меньшим кругозором не остались пассивными слушателями, учитель направляет работу их мысли наводящими вопросами.

  • А. Твардовский «Меж редеющих верхушек показалась синева…» - Что значит редко, редеть, редкий? Что происходит осенью с верхушками деревьев?

  1. Для развития речевой деятельности на уроках чтения важно, чтобы не только учитель выделял сложные по смысловому значению слова, но и дети при чтении замечали их и не оставляли непонятыми. Предлагаю ещё раз прочитать самим и спросить о том, что по смыслу непонятно. Это задание, которое меняет роли «учитель - ученик», всегда активизирует работу детей. Ведь теперь они спрашивают, а учитель отвечает! Ученики перечитывают произведение и уточняют у меня значение непонятых ими слов. И поскольку каждому из думающих хочется задать свой, особенный вопрос, то дети читают, думают и слушают объяснения внимательно, чтобы не повторяться.

  2. Конечно, всегда на уроке есть группа детей, которых не заинтересуют ни объяснения учителя, ни возможность задать свой вопрос. Как вовлечь таких детей в учебную работу? В самом начале работы над осмыслением услышанного я прошу 2-3 таких учеников быть моими помощниками, слушать внимательно, чтобы после всех вопросов ещё раз повторить смысл самых ярких или непонятных слов. Это задание нацеливает пассивных учеников слушать внимательно, да и сама роль помощника учителя положительно влияет на самооценку личности, желание работать с коллективом.

  1. Приёмы работы над образами художественного произведения.

Готовясь к уроку, следует чётко представить себе, в чём художественное своеобразие стихотворения, какое состояние души стремился выразить в нём художник. На помощь литературе приходят музыка и изобразительное искусство. Ведь единство слова, изображения, музыки предоставляют и мне, и моим ученикам множество возможностей для интересной творческой работы:

  • К тексту стихотворения или к отдельной фразе учитель подбирает близкие по содержанию иллюстрации. Ученики рассматривают картины, каждый выбирает по своему восприятию, поясняют свой выбор. Направление работы может быть и обратным: к изображению подобрать стихотворения на одну тему. Каждый из учеников имеет возможность сопоставить слово и изображение. (Приложение №1)

  • Музыка русских композиторов помогает ярче показать художественный образ, дать детям возможность услышать шелест осенних листьев, завывание вьюги, весеннюю капель. Можно к изучаемому произведению подобрать музыкальные фрагменты, в которых композиторы по-разному услышали пение птиц или осеннее ненастье. После чтения стихотворения предложить послушать. С музыкой какого композитора совпало твоё восприятие произведения? (Приложение №2)

  1. Приёмы работы над выразительностью чтения и создание своих художественных образов.

На уроке рассказывание стихотворения наизусть можно провести в виде ролевой игры «Театр одного актёра». Эта серьёзная игра начинается с рассказа учителя об особенном театре, где внимание зрителей привлекает один актёр, находящийся на сцене. Наша работа начинается с работы над умением правильно повышать и понижать голос, передавать своё эмоциональное состояние. Когда наступает время спектакля, мы сначала вместе готовим декорации, а потом ребята сами справляются с этой задачей. Я объясняю, что работу каждого актёра я буду оценивать аплодисментами и по их силе можно понять, насколько удалась актёру роль. Продолжая ролевую игру, я прошу некоторых детей помочь мне оценить выступление аплодисментами. Когда участник труппы каждый по-своему освоят азы актёрского мастерства владения голосом, начинаем трудиться над уместными жестами. Сначала многие ребята повторяют по образцу за учителем или другими детьми, но со временем смущение проходит, появляется желание сделать что-то своё. Для создания неповторимого образа во время выступления может зазвучать музыка. (Приложение № 4).

Чтобы уроки обобщения изученных произведений не превращались в однообразное чтение и рассказывание наизусть понравившихся отрывков, в начале работы над разделом я объявляю о начале работы творческой мастерской. Это работа индивидуальная, предлагается в первую очередь детям, которые с удовольствием рисуют, работают с пластилином, цветной бумагой, создают работы не по шаблону из готовых материалов, а воплощают свои мысли. После урока изучения лирического стихотворения я обращаюсь к детям с вопросом: «Кто хочет проиллюстрировать стихотворение? С каким изобразительным материалом нравится работать?» На множество вопросов: «А можно из бумаги? Пластилина? Сухих листьев? Бумаги? А можно только одну строчку нарисовать? А можно мы вдвоём будем делать?» ответ один: «Можно». Работа выполняется сразу, к следующему уроку, или спустя некоторое время. Всегда на уроке находится время, чтобы рассмотреть, узнать образ, вспомнить стихотворение. И тут же зрители проецируют изобразительное творчество на себя: «А я бы сделал…» И урок выходит за рамки класса. Конечно, некоторые идеи так и останутся словами. Но будут и такие дети, которые доведут свою мысль до воплощения в художественном образе. (Приложение №5).

Лирические произведения, отражающие состояние, переживания героя, содержат внутренний монолог, пронизанный самыми разными интонациями, воздействующими на читателя. Ребёнку, пока ещё не имеющему богатого читательского опыта, тяжело сразу проникнуться настроениями поэта, переживаниями лирического героя. К этому юного читателя нужно подготовить.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, «Просвещение» 2011г.

  2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. 2009. № 9.

  3. Обухова Л.А. Жиренко О.Е. Педагогические условия формирования деятельности младших школьников в личностно-ориентированном обучении// ВОИПКиПРО, 2008г.-с.85-90.

  4. Светлана Яковлева. Как научить детей работать вместе // «Начальная школа» N3/2012г.

  5. Наталья Каландарова . Уроки речевого творчества // « Начальная школа» N14/2011г.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!