СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Учимся писать письма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана серия уроков по теме "Учимся писать письма" (программа Начальная школа 21 века). Относятся к типу "развитие речи".

Просмотр содержимого документа
«тех карта развития речи 1»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна

КЛАСС: 3 ДАТА: 26.01.16

ТЕМА УРОКА: Учимся писать письма

ТИП УРОКА: Развитие речи

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить обучающихся с письмом как видом письменного общения.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: формирование представления обучающихся о том, каким способом раньше отправляли письма, что такое письмо, а также научить выделять и находить в предложении обращение.

Развивающая: развитие памяти, внимания, речи обучающихся, а также их коммуникативных качеств через задания в учебнике.

Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности, любви к предмету русский язык через содержание урока.

Принятые сокращения видов универсальных учебных действий (УУД)

Коммуникативные УУД (КУУД)

Регулятивные УУД (РУУД)

Личностные УУД (ЛУУД)

Познавательные УУД (ПУУД)

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Оргмомент.

Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Виктория Александровна, и сегодня я проведу у вас урок развития речи.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

- Начинаем урок. Открываем свою тетрадь и записываем число.

Здороваются, слушают учителя, настраиваются на дальнейшую работу, записывают число.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний.

Цель: выявить знания учащихся о жанре письма.


- Ребята, скажите, а любите ли вы общаться?

- А как вы это делаете?


- Хорошо. Ребята, к нам в гости пришел Крош. У него очень большая проблема: ему хочется написать письмо своему другу Ежику, но Крош не знает, как это делать. Давайте поможем Крошу. Вы готовы?

- Да.


- По телефону, при встрече, через социальные сети.

ПУУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.





3.

Изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся с понятием «адресат», с правилами написания писем.

- Давайте попробуем сказать о том, что же такое письмо?

- Правильно, но на сегодняшнем уроке мы познакомимся с письмом как видом письменного общения.

- Скажите, а все ли письма могут быть написаны от руки?

- Давайте прочитаем стихотворение Самуила Маршака, которое называется «Письмо» и попробуем ответить на вопрос, для чего же люди пишут письма, если есть телефон?

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его отпусти –

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячи верст пути.

Нетрудно письму увидеть свет:

Ему не нужен билет.

На медные деньги объедет мир

Заклеенный пассажир.

- Ребята, прежде чем мы ответим на вопрос, давайте разберем некоторые непонятные вам слова. Итак, что такое верста? Верста – русская единица измерения расстояния.

- Скажите, а в каком смысле в этом стихотворении понимаются следующие строки: оно пробежит, проплывет тысячи верст пути?

- Какие деньги называют медными?

- Медными раньше называли монеты.

- А сейчас у нас есть медные деньги?

- А какими деньгами мы сейчас пользуемся?

- Правильно.

- Еще раз прочитайте стихотворение и скажите, для чего же люди пишут письма?



- Молодцы, но почему бы не передать эту информацию по телефону?

- Раньше для передачи информации использовали еще телеграф. Кто-нибудь знает, что это такое и как он выглядит?

Телеграф - средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам электросвязи. Важно отметить, что слово «телеграф» произошло от др. греч. теле – далеко, граф – пишу.

- Вот мы с вами и выяснили, почему люди пишут письма.

- Ребята, скажите, а каким образом могут быть доставлены письма?

- Правильно. Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Подумайте, с какой целью люди так делают?

- Ученые используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Удивительно, но такое письмо может идти годами, до тех пор, пока не пристанет к какому-нибудь берегу.

- Давайте и мы с вами попробуем отправить письмо бутылочной почтой.

(Каждый обучающийся пишет на листе пожелание своим одноклассникам, и учитель укладывает листок в бутылку, тем временем на слайде появляется видео с бутылкой, которая плывет по морю).

- Вот мы и отправили письмо. А теперь давайте отдохнем. Физкультминутка

- Ребята, давайте выполним упражнение 3 в учебнике и посмотрим, как обращаются и как прощаются в письмах.

- А как прощаетесь и здороваетесь вы?

- Можете ли вы определить, к кому обращены письма – к ровесникам или взрослым?







- Что помогло вам догадаться?

- Правильно.

- Давайте прочитаем, как обращался в своих письмах к родным и друзьям Антон Павлович Чехов.

- Скажите, какое обращение вам было бы приятно прочитать в письме?

- Эти обращения есть у вас на раздаточном материале, у каждого на парте. Сохраните их, потому что далее они понадобятся.

- Важно запомнить, что слово, которое называет того, к кому ты обращаешься (обращение), всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком: Здравствуй, Маша! Как у тебя, Сережа, дела? До свидания, Люда.

- А как вы обращаетесь к своим друзьям? Родителям?

- Письмо – это деятельность человека.





- Нет. Некоторые письма могут быть и напечатаны.
















Ответы детей



- Эти строки понимаются в том смысле, что письмо любыми путями дойдет до человека.


- Медные деньги – это те, которые сделаны из меди.


- Нет

- Бумажными.


- Чтобы передать какую-то информацию, рассказать о себе или событиях, которые происходят в другом месте.

- Потому что по телефону дорого и долго рассказывать.


Ответы учеников.









- Самолетом, по Интернету, поездом.





- Ради забавы, удовольствия.


















Читают текст.



Ответы детей.

- Да. Первое обращение принадлежит ровеснику, потому что использовано в разговорном стиле. Второе – ко взрослым, потому что – официально. Третье – ко взрослым, потому что тоже официально. Прощание принадлежит ровеснику, потому что разговорный стиль; и два последних прощания – ко взрослым.

- Стиль обращения и прощания.



Читают в учебнике обращения.


Ответы детей.











Ответы детей.

КУУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.








ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного или прочитанного текста разных жанров.







ПУУД: анализ объектов.













КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.



























ЛУУД: смыслообразование








РУУД: саморегуляция





ПУУД: анализ объектов



ПУУД: выведение следствий.

КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.





















4.

Закрепление материала.

Цель: закрепить изученный материал о правилах обращения в письме.

- Итак, ребята, для того, чтобы закрепить полученный материал, давайте выполним задание, которое предлагает Крош.

Подумайте и запишите, как вы обратитесь и как будете прощаться в письме, если оно адресовано учителю, другу или подруге, родителям, бабушке, дедушке, инопланетянину.


Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем соотносят свои ответы с ответами Кроша на доске.

РУУД: структурирование знаний.

5.

Итог урока: обобщить знания учащихся.

- С каким видом письменного общения мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Что нового вы узнали о способах отправки письма?

- С помощью каких знаков препинания выделяется обращение?

- Молодцы. На этом мы не заканчиваем помогать Крошу. Нам предстоит еще очень много узнать о таком виде письменного общения, как письмо.

- Письмо.


- С помощью бутылочной почты, а также телеграфа.

С помощью запятых и восклицательного знака.

КУУД: умение выстраивать речевое высказывание в устной форме.

РУУД: структурирование знаний.

6.

Рефлексия.

Цель: выявить у обучающихся отношение к уроку, степень возникших затруднений.

Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно, вы узнали много нового, поднимите желтый конверт.

Если вам урок понравился, но что-то вы не запомнили и не поняли, поднимите зеленый конверт.

А если вам урок не понравился, и вы ничего не запомнили, то поднимите красный конверт.

Спасибо, урок окончен.

Обучающиеся показывают свое отношение к уроку.

ПУУД: оценка результатов и способов деятельности, рефлексия.


Просмотр содержимого документа
«тех карта развития речи 10»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна

КЛАСС: 3 «Б» ДАТА: 11. 05. 2016

ТЕМА УРОКА: Учимся писать сочинение.

РЕСУРСЫ: Интернет-источники (иллюстрации растений и информация о них).

ТИП УРОКА: развитие речи.

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование умения учащихся письменно излагать свои мысли с помощью работы над сочинением.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: сформировать представление учащихся о том, как растения бывают; формировать умение учащихся описывать эти растения.

Развивающая: развитие воображения через создание текстов собственного сочинения; развитие связной речи и формирование ее коммуникативных качеств (логичности, богатства, правильности, уместности, точности и доступности) через работу с текстом;

Воспитательная: воспитание аккуратности у учащихся через ведение записей; воспитание любви к русскому языку.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

На сегодняшнем уроке нас ждет очень много работы, но как нам справится с ней?

- Совершенно верно. Если мы будем собранными, то у нас обязательно все получится.

Здороваются.

- Набраться сил и приготовиться к уроку.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель: закрепить знания обучающихся о понятии «сочинение».



- Ребята, с каким видом письменной работы мы начали уже знакомиться?

- Что такое «сочинение»?





- Вспомните, можно ли писать сочинение на любую тему?

- Молодцы.

- С сочинением.


- Сочинение – это вид письменной работы, отличающийся от изложения тем, что нам предлагается написать собственный текст на заданную тему.

- Да, можно.

РУУД: осознание обучающимися того, что уже усвоено.





КУУД: планирование деятельности с учителем и одноклассниками.

3.

Постановка проблемы.

Цель: сформулировать тему и цель урока.

- Посмотрите, ребята, на эти растения (слайд). Знаете ли вы, как они называются?

- Это, ребята, - зверобой.

- А почему именно такое название?

- Ваша точка зрения имеет право на существование. Но на самом деле дело в другом. Как вы думаете, чтобы ответить на вопрос: почему все эти растения называются именно так, а не иначе, нужно знать верную информацию? Или можно дать волю своей фантазии и своему воображению и придумать историю названия этих растений самим?

- Тогда подумайте, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

- Да, нет.




- Потому что он бьет зверей.






- Можно придумать самим.





- Сочинять историю названия некоторых растений.

РУУД: целеполагание.






КУУД: построение речевых высказываний в устной форме.

4.

Открытие нового знания.

Цель: создание условий для формулирования нового правила урока.

- Молодцы. И так, давайте же сначала вспомним, сколько частей обязательно должно быть в сочинении?

- Молодцы. Прочитайте историю о том, почему зверобой называется именно так.

Зверобой – русское слово. Но почему-то многие думают, что это растение каким-то образом «бьёт зверей». На самом деле всё не так.

Зверобой раньше назывался «диробой», то есть «растение с листочками, покрытыми дырочками».

И зверя раньше называли «диробой». Потом, когда ушло слово «диробой», а осталось только «зверь», память о слове, называвшем зверя, перешла к цветку с названием «зверобой».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Итак, почему же это растение называется «зверобой»?

- Посмотрите еще раз на текст. Сколько в нем частей?

- Назовите первую часть. Можно ли сказать, что она вступительная? А как можно еще начать свой рассказ?

- Правильно. Назовите вторую часть. О чем в ней говорится?

- А что рассказывается в третьей части? Можно ли назвать эту часть заключительной?

- Чтобы облегчить нашу работу, что нужно сделать сначала?

- Молодцы. Давайте составим план вашего рассказа о названии растения. Итак, первый пункт плана?

- Молодцы.

- Три части: вступительная, основная, заключительная.







Читают текст.















Отвечают на вопрос, опираясь на содержание текста.

- 3 части.


- Да, можно. Можно начать с вопроса.


- О том, откуда взялось это название.

- Да, можно.



- Составить план.


- Вступление, Основная часть (история названия), заключительная часть.

ПУУД: анализ объектов.




КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.









ПУУД: выведение следствий, подведение под понятие.








КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.



КУУД: планирование сотрудничества с одноклассниками.

5.

Самостоятельная работа

Цель: написание сочинения.

- На слайде представлены несколько видов растений. Выберете любое из них и сочините историю их названия.

Пишут сочинение.


ПУУД: анализ объектов, извлечение необходимой информации

6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка результатов деятельности.

- Какое открытие сделали на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя слова на доске.


Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность.


ПУУД: рефлексия способов деятельности.


Просмотр содержимого документа
«тех карта развития речи 2»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна

КЛАСС: 3 «Б» ДАТА: 2.02.2016

ТЕМА УРОКА: Учимся писать письма

ТИП УРОКА: Развитие речи

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить обучающихся с видом письменного общения - письмом.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: сформировать представление обучающихся о том, кто такое адресат, о правилах написания обращения взрослому человеку, научить находить ошибки в письмах, а также научить писать письмо.

Развивающая: развитие памяти, внимания, речи обучающихся, а также их коммуникативных качеств через содержание урока, ситуацию общения.

Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности, любви к предмету русский язык через содержание урока.

Принятые сокращения видов универсальных учебных действий (УУД)

Коммуникативные УУД (КУУД)

Регулятивные УУД (РУУД)

Личностные УУД (ЛУУД)

Познавательные УУД (ПУУД)

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Оргмомент.

Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку: на парте у вас должен лежать учебник, тетрадь, ручка.

Сегодняшний наш урок я хочу начать с фразы: «Каждый, кто пишет письмо, дает почти что изображение своей души». Позже мы попробуем объяснить это высказывание. А сейчас давайте начнем урок. Открываем тетради, записываем число и классная работа.


Здороваются, слушают учителя, настраиваются на дальнейшую работу, записывают число.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний.

Цель: выявить знания учащихся о жанре письма, полученных на прошлом уроке.


- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с понятием о письме. Давайте вспомним, что это такое?

- Как нужно обращаться в письме ко взрослым?

- Мы помогает Крошу написать письмо Ежику. Скажите, кем являются Крош и Ежик?

- Правильно. Тех, кто ведет беседу, называют собеседниками. Так вот, Крош и Ежик – собеседники. Но позже мы узнаем, как называется человек, которому пишут письмо.


- Письмо – вид письменного общения.


Ко взрослым нужно обращаться уважительно, по имени и отчеству.


- Крош и Ежик - друзья.







ПУУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.







КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.

3.

Изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся с письмом как видом письменного общения, а также с правилами обращения в письме.

Давайте продолжим нашу работу.

- Откройте учебник на станице 66, упражнение 1. Прочитайте письмо, которое Саша написал своему другу.

- Все ли вам понравилось в письме?

- А какие ошибки допустил Саша, когда писал письмо? Формируемые коммуникативные качества: правильность речи, уместность речи.

- Представьте, что такое письмо прислали вам. Интересно ли вам его читать?

- А давайте попробуем исправить письмо так, чтобы его было приятно читать? Этим мы поможем и себе, и Крошу.

- Молодцы. В нашу памятку давайте добавим следующее: следи за тем, в каком стиле ты пишешь письмо, и кому ты его адресуешь.

- Ребята, мы с вами уже сказали, что люди, которые пишут друг другу письма, общаются, называются собеседниками. Помогите Крошу и Ежику определиться, кто из них является адресатом, а кто адресантом? (слова на доске).

Итак, адресатом называют того, кому ты пишешь письмо, кому его адресуешь.

А тогда кто такой адресант?

- Скажите, кем является Крош в нашей ситуации? А Ежик?

- Правильно. Запишите в свою памятку эти слова, а также занесите их в толковый словарик.

- Вы, наверное, устали, поэтому давайте отдохнем. Физкультминутка.

- А теперь посмотрите на упражнение 2. Прочитайте письмо, в котором ученица обращается к своему учителю.

- К кому обращается девочка?

- Мы на прошлом уроке разбирали, как нужно обращаться к взрослым и ровесникам в письмах. Скажите, уместно ли в этом письме такое обращение?

- А к кому мы так можем обратиться?

- Какие еще ошибки допустила девочка в письме?

- Обратите внимание на то, что она не учитывает, к кому обращается, употребляет в письме просторечные слова. Но также допускает и грамматические ошибки. Кто-нибудь из вас нашел, какую ошибку она допустила?

- Найдите предложение, в котором девочка говорит, что скучает. Посмотрите, правильно ли употреблено сочетание «много по вас скучаю»? Как вы говорите, когда скучаете по кому-то?

- Молодцы. Какие еще ошибки вы увидели?

- Правильно. Такая ошибка называется логическим несоответствием.

- Также ученица несколько раз повторила слово «хорошо», а это называется стилистической погрешностью. На какое слово можно было бы заменить это?

- Молодцы. Посмотрите еще раз на письмо и скажите, понравилось ли его читать Вере Михайловне?

Тогда давайте исправим это письмо.


- Еще одно правило этикета, которое вам необходимо запомнить и записать в памятку, это: Если ты пишешь письмо взрослому человеку, то слово Вы надо писать с большой буквы. Этим ты подчеркиваешь свое уважение к старшему.

- Мы с вами очень усердно работаем, помогаем Крошу, но у нас есть еще одно задание. В учебнике на странице 67 вы видите упражнение 3. В этом упражнении вам нужно прочитать письмо, которое дедушка написал своему внуку.


Читают письмо



- Нет.


Ответы детей.



- Нет.


Вместе с учителем исправляют письмо, обращая внимание на правила этикета.














- Тот, кто пишет письмо.

- Крош – адресант, а Ежик – адресат.


Записывают в памятку и в словарь.





Читают письмо.



- Девочка обращается к учительнице.




- Нет.

- Мы можем так обратиться к друзьям.

- Она использовала разговорный стиль общения.





- Нет.




Нет, мы говорим «по тебе скучаю, по вам скучаю».


- Непонятно, кто ей написал, и отчего ученица прыгала до потолка.





- Я рада, что вы меня учили два года, и т.д.

- Нет.



Исправляют письмо совместно с учителем.












Читают письмо





ПУУД: анализ объектов.








ПУУД: выведение следствий.





КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.





ПУУД: подведение под понятие.







РУУД: саморегуляция.











ПУУД: анализ объектов.


































ПУУД: выделение необходимой информации из прочитанного текста.

4.

Закрепление материала.

Цель: закрепить изученный материал о правилах обращения в письме.

- Ребята, мы очень много узнали о том, как правильно писать письма, но и это еще не все. Чтобы закрепить полученные вами знания, я предлагаю вам выполнить следующее задание: (на доске написано предложение «Дорогая нина Петровна! Приглашаем нас на ваш праздник») Исправьте ошибки в этом предложении. Правильный вариант запишите в тетрадь.

А теперь попробуйте написать приглашение взрослому человеку, например, на концерт, праздник и т.д.






Исправляют ошибки, записывают в тетрадь.



Составляют приглашение.

РУУД: структурирование знаний.

ПУУД: анализ объектов.

5.

Итог урока: обобщить знания учащихся.

- Ребята, вы очень помогли Крошу и Ежику. Давайте еще раз вспомним, кто такой адресат, а кто такой адресант?

- Как нужно обращаться к взрослым в письме?

- Какими знаками препинания обозначается обращение?

На дом вам будет творческое задание:

Письмо, которое находится в учебнике в упражнении 3, вы возьмете за образец, именно по нему вы попробуете составить свое письмо, в котором расскажете, что вы видели, что чувствовали. Это задание полезно не только для нас, но и для Кроша, потому что с каждым правильно выполненным заданием мы все больше помогаем ему.

Попробуйте написать небольшое письмо своим родителям, бабушке или дедушке. Не забывайте все то, что мы недавно изучили. Пользуйтесь своей памяткой.


Адресат – тот, кому пишут письма, а адресант – тот, кто пишет письмо.

- На Вы, с заглавной буквы.


Запятой, восклицательным знаком.



Записывают домашнее письмо.

КУУД: умение выстраивать речевое высказывание в устной форме.

РУУД: структурирование знаний.

6.

Рефлексия.

Цель: выявить у обучающихся отношение к уроку, степень возникших затруднений.

Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно, вы узнали много нового, поднимите желтый конверт.

Если вам урок понравился, но что-то вы не запомнили и не поняли, поднимите зеленый конверт.

А если вам урок не понравился, и вы ничего не запомнили, то поднимите красный конверт.

Спасибо, урок окончен.

Обучающиеся показывают свое отношение к уроку.

ПУУД: оценка результатов и способов деятельности, рефлексия.


Просмотр содержимого документа
«тех карта развития речи 3»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна

КЛАСС: 3 ДАТА: 16.02

ТЕМА УРОКА: Учимся писать письма

ТИП УРОКА: Развитие речи

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить формирования представления обучающихся о письме как виде письменного общения.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: научить обучающихся составлять план письма; продолжить работу по корректировке писем.

Развивающая: развитие логического мышления через составление плана письма, развитие связной речи через ответы на вопросы, развитие внимания и памяти через задания, используемые на уроке.

Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности, уважительного отношения к окружающим через задания в учебнике.

Принятые сокращения видов универсальных учебных действий (УУД)

Коммуникативные УУД (КУУД)

Регулятивные УУД (РУУД)

Личностные УУД (ЛУУД)

Познавательные УУД (ПУУД)

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Оргмомент.

Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

- Начинаем урок. Открываем свою тетрадь и записываем число, классная работа.

Здороваются, слушают учителя, настраиваются на дальнейшую работу, записывают число.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний.

Цель: проверка домашнего задания.


- Мы начали знакомиться с таким видом письменного общения, как письмо, и уже узнали, что такое письмо, кого называют адресатом, а кого – адресантом; пробовали исправлять письма так, чтобы их было интересно читать.

На прошлом уроке вам было задано такое задание: написать письмо своим родителям, бабушке или дедушке, в котором вы рассказали интересную историю. Но мы читать ваши письма не будем, а почему, узнаете позже.









ПУУД: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.





3.

Изучение нового материала

Цель: продолжить работу по формированию навыка редактировать письма, а также составление плана текста по заданной теме.

- Ребята, как вы думаете, мы на уроках читаем настоящие письма или нет?

- А можно ли читать письма, которые адресованы не нам, и не мы их написали?

- Запомните, мы разбираем примеры выдуманных писем, ненастоящих, потому что чужие письма без разрешения читать нельзя.

- Давайте прочитаем первое упражнение, но читайте его самостоятельно, каждый сам про себя. Формируемое коммуникативное качество речи – логичность.

- Скажите, а кто-нибудь из вас читал книжку Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»?

(на слайде портрет Николая Носова, а также изображение обложки книги)

- Подумайте, какие ошибки допустила Зина, когда писала письмо?


- Правильно. Тогда как мы можем его справить? Что для этого нужно сделать?

- А что мы должны сделать до того, как начать писать письмо?

- Верно. Давайте попробуем изменить это письмо так, чтобы к нему можно было составить план.

- Ребята, кто является адресатом: Люда или Зина? А кто – адресантом?

- Молодцы, ребята. Теперь нам намного удобнее читать письмо. Крошу это знание тоже пригодится, если он не хочет, чтобы его письмо Ежик не понял.

- Запишите в свою памятку следующее: перед написанием письма необходимо составить план.

- Молодцы, ребята. Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

- Ребята, посмотрите на упражнение 2 в учебнике. Прочитайте задание.

- Прочитайте письмо и скажите, о чем забыла Настя, когда писала письмо своей подруге?

- Ребята, кто из вас занимается в спортивных секциях? Назовите слова, которые используются только в вашем виде спорта. Подумайте, интересно ли будет человеку читать ваше письмо, если он не понимает значение этих слов?

Какую ошибку допустила Настя, когда писала письмо?


- Правильно. А знаете ли вы, что означают эти слова?

- Откройте свои толковые словарики и запишите каждое слово, поставив в нем ударение (на слайде слово с ударением и с определением).

- Прочитайте рубрику «Это надо запомнить!» и в свою памятку запишите: важно учитывать интересы и знания адресата.

- Скажите, а если в письме необходимо использовать слово, значения которого адресат может не знать, что делать в этом случае?

- Правильно. Давайте устно попробуем составить план этого письма.

- Да, нет.


- Нет.






Читают письмо.





Ответы детей.





Предложения в письме стоят не в правильном порядке.


- Поменять предложения местами.


- Составить план.


Вместе с учителем меняют письмо.



- Люда

- Зина.







Записывают в памятку рекомендацию.





Читают задание.




Называют слова.




- Нет.

- Она использовала слова, которые ее подруга не поймет, потому что не занимается в музыкальной школе.

Ответы обучающихся.






Записывают в памятку рекомендацию.




- Постараться объяснить, что означает каждое слово.



Коллективно составляют план письмо.



ЛУУД: смыслообразование.
















КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.


ПУУД: анализ объектов.
















РУУД: саморегуляция.



ПУУД: выделение необходимой информации из прочитанного текста.







ПУУД: анализ.



















4.

Закрепление материала.

Цель: закрепить знания обучающихся о составлении плана письма.

- Итак, ребята, для того, чтобы закрепить полученный материал, давайте выполним задание, которое поможет Крошу и вам в написании письма. Я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека и составить план письма об интересной книге. После этого мы прослушаем каждую группу, самый удачный план я напишу на доске, а вы – у себя в тетради.


Учащиеся в группах выполняют задание, выступают с планом, а затем выбирают самый лучший и записывают его в тетрадь.

РУУД: структурирование знаний.

КУУД: управление поведением парнтера.

5.

Итог урока: обобщить знания учащихся.

- Ребята, чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

- Какие два важных правила мы сегодня усвоили?

- Составляли план письма, редактировали письма.

- Нужно учитывать интересы и знания адресата, а также перед написанием письма составить план.

КУУД: умение выстраивать речевое высказывание в устной форме.

РУУД: структурирование знаний.

6.

Рефлексия.

Цель: выявить у обучающихся отношение к уроку, степень возникших затруднений.

Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно, вы узнали много нового, поднимите желтый конверт.

Если вам урок понравился, но что-то вы не запомнили и не поняли, поднимите зеленый конверт.

А если вам урок не понравился, и вы ничего не запомнили, то поднимите красный конверт.

Спасибо, урок окончен.

Обучающиеся показывают свое отношение к уроку.

ПУУД: оценка результатов и способов деятельности, рефлексия.


Просмотр содержимого документа
«тех карта развития речи 4»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна

КЛАСС: 3 ДАТА: 01.03.2016

ТЕМА УРОКА: Учимся писать письма

ТИП УРОКА: Развитие речи

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить работу по формированию представлений обучающихся о виде письменного общения – письме.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: научить обучающихся восстанавливать письма по предложенному заключению.

Развивающая: развитие внимания обучающихся, логического мышления через составление плана письма, развитие связной речи через устные ответы обучающихся.

Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности, любви к предмету русский язык через содержание урока.

Принятые сокращения видов универсальных учебных действий (УУД)

Коммуникативные УУД (КУУД)

Регулятивные УУД (РУУД)

Личностные УУД (ЛУУД)

Познавательные УУД (ПУУД)

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Оргмомент.

Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Виктория Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

- Начинаем урок. Открываем свою тетрадь и записываем число.

Здороваются, слушают учителя, настраиваются на дальнейшую работу, записывают число.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний.

Цель: повторить изученный ранее материал о письме как виде письменного общения.


- Ребята, мы все больше и больше помогаем Крошу написать письмо своему другу. Но давайте же с вами вспомним то, что уже знаем, а заодно и напомним Крошу.

- Кто такой адресат?

- Кто такой адресант?

- Что нужно сделать перед тем, как написать письмо?

- Что необходимо учитывать при написании письма?






- Тот, кому отправляют письмо.

- Тот, кто пишет письмо.

- Перед тем, как написать письмо, нужно составить план.

- Нужно учитывать интересы собеседника.

ПУУД: выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что еще нужно усвоить.



3.

Изучение нового материала

Цель: научить писать текст по заданному окончанию.

- Крошу пришло несколько писем от друзей. Но все дело в том, что письма неполные. Крош смог прочитать только окончания писем и не может догадаться, о чем сами письма. Оказывается, сумка почтальона попала под дождь, поэтому начало писем размыла вода. Давайте попробуем разобраться, о чем же говорилось в этих письмах.

(Упражнение 1)

- Давайте определим, сколько всего писем получил Крош. Что мы для этого должны сделать?

- Правильно. Давайте попробуем восстановить одно письмо.

- Прочитайте финал первого письма.

- Какую историю рассказал пишущий?

- Что с ним произошло?

- Почему в финале своего письма он обещает показать это дерево своему другу?

- Почему упоминает шишку на лбу?

- Итак, о чем же должно быть рассказано в письме?

- Прежде чем мы начнем восстанавливать письмо, давайте отдохнем. Физкультминутка.

- Что мы должны сделать для того, чтобы восстановить письмо?

- О чем мы не должны забывать при написании письма?

- Письмо пришло Крошу. Давайте предположим, как поздоровался с ним его друг?

(учитель записывает обращение на доске, не выделяя его запятыми).

- Ребята, посмотрите на доску, все ли правильно я написала?

- Правильно.

- Давайте вспомним, что должен содержать текст?

(совместно с учителем пробуют восстанавливать начало письма, все варианты фиксируются на доске).

Формируемое коммуникативное качество речи: логичность, правильность.

- Итак, запишите полученный нами вариант к себе в тетрадь.

- Для тех, кто быстрее справился с письменной частью работой – дополнительное задание. Работайте в парах. Попробуйте восстановить второе письмо. Задание выполняется устно.










- Для того, чтобы определить количество писем, нужно посчитать окончания писем. Их три




Читают письмо.







- О том, как автор лазил на дерево.





- Составить план письма.


- Об обращении и приветствии.


- Здравствуй, Крош.





- Обращение выделяется запятыми.



- Текст должен содержать начало, основное содержание, заключение.







Записывают в тетрадь письмо.



Работают индивидуально, возможна работа в парах.

ПУУД: выделение необходимой информации их прослушанного текста.







КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.











ПУУД: анализ объектов.




РУУД: саморегуляция.
























КУУД: управление поведением партнера.


4.

Закрепление материала.

Цель: закрепить изученный материал о правилах обращения в письме.

- Прочитайте полученный вариант письма.

Обучающиеся читают письмо, которое у них получилось после восстановления.

РУУД: структурирование знаний.

5.

Итог урока: обобщить знания учащихся, сообщить информацию о домашнем задании.

- Ребята, чему мы с вами научились на сегодняшнем уроке?

- Что необходимо сделать для того, чтобы восстановить письмо?

- Ребята, Крош благодарит вас за помощь и обещает помочь вам на следующем уроке.

Запишите домашнее задание в дневник: восстановить письмо по третьему финалу.

- Восстанавливать письма по заключению.

- Понять основную мысль письма, составить его план.

РУУД: структурирование знаний.

6.

Рефлексия.

Цель: выявить у обучающихся отношение к уроку, степень возникших затруднений.

Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно, вы узнали много нового, поднимите желтый конверт.

Если вам урок понравился, но что-то вы не запомнили и не поняли, поднимите зеленый конверт.

А если вам урок не понравился, и вы ничего не запомнили, то поднимите красный конверт.

Спасибо, урок окончен.

Обучающиеся показывают свое отношение к уроку.

ПУУД: оценка результатов и способов деятельности, рефлексия.


Просмотр содержимого документа
«тех карта развития речи 5»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна

КЛАСС: 3 «Б» ДАТА: 15.03.2016

ТЕМА УРОКА: Учимся писать письма

ТИП УРОКА: Развитие речи

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить работу по формированию представлений обучающихся о виде письменного общения – письме.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: закрепить знания обучающихся о фразеологизмах, их уместном употреблении в рассказе человека.

Развивающая: развитие внимания обучающихся, уместности речи через анализ письма, развитие связной речи через устные ответы обучающихся.

Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности, любви к предмету русский язык через содержание урока.

Принятые сокращения видов универсальных учебных действий (УУД)

Коммуникативные УУД (КУУД)

Регулятивные УУД (РУУД)

Личностные УУД (ЛУУД)

Познавательные УУД (ПУУД)

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Оргмомент.

Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

- Начинаем урок. Открываем свою тетрадь и записываем число.

- Ребята, мы проделали с вами огромную работу, многому научились, но это еще не все.

Здороваются, слушают учителя, настраиваются на дальнейшую работу, записывают число.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний.

Цель: проверить домашнее задание обучающихся, выявить запас знаний обучающихся о фразеологизме.


- На прошлом уроке вам было задано восстановить письмо по третьему заключению. Давайте проверим вашу работу и исправим допущенные вами ошибки.

- Ребята, перед тем, как начать урок, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

- Какие фразеологизмы вам известны?

Обучающиеся проверяют домашнюю работу, устраняют допущенные ошибки.




- Фразеологизм – устойчивое сочетание слов.

Ответы детей.

КУУД: построение речевого высказывания в устной форме

3.

Изучение нового материала

Цель:

- Ребята, посмотрите на слайд. Я прочитаю письмо, а вы скажите, что необычного в этом письме вы заметили?

(учитель читает письмо)

- Итак, что необычного в этом письме?


- Найдите в этом письме фразеологизмы.


- Объясните, почему эти сочетания слов являются фразеологизмами?



- Верно.

Да, это письмо наполнено фразеологизмами. Подумайте, а с какой целью автор включил их в свое письмо?

- Молодцы. Скажите, а вам бы понравилось читать такое письмо?

- Но посмотрите внимательно на письмо. Правильно ли автор использует их, не допускает ли ошибок?

- Исправьте допущенные им ошибки.

- Давайте проверим, сходятся ли ваши мнения.


- Какие вы молодцы. Мы хорошо поработали и теперь отдохнем.

Физкультминутка.

- Ребята, все фразеологизмы, которые мы с вами обнаружили, выпишите в свою тетрадь.

- Крош очень хочет попробовать написать письмо, используя фразеологизмы. Что мы должны ему напомнить?


- Правильно. Запишите это правило в свою памятку.

- Итак, Крош все понял, готов попробовать написать письмо своему другу Ежику. А вы готовы попробовать проделать такую работу?

- Хорошо. Но мы попробуем написать только фрагмент письма, в котором употребим один или несколько фразеологизмов. Формируемое коммуникативное качество речи - уместность.

- Давайте вспомним, если мы пишем начало письма, о чем не забываем?

- А если заканчиваем письмо?


- Молодцы. Итак, давайте приступим. Работать вы будете самостоятельно, каждый в своей тетрадочке, а затем некоторые фрагменты мы проверим.





- Автор использовал в своем письме фразеологизмы.

- хлопот полон рот, встаю ни свет ни заря и т.д.

Ученик находит в тексте фразеологизм, говорит, что оно употреблено в переносном значении, и старается объяснить его значение.


- Автор включил фразеологизмы в свое письмо для того, чтобы украсить его, придать эмоциональности.


- Да.

- Автор некоторые фразеологизмы использует неверно, например: бегу сломя уши.

Индивидуально исправляют ошибки.

Обучающиеся по цепочке называют неверный фразеологизм, исправляют его, объясняют его значение.




Выписывают фразеологизмы.



- При написании письма используй фразеологизмы, художественные определения в меру, не злоупотребляй ими.

Записывают правило.





- Да.







- Если пишем начало, то нужно поздороваться с адресатом.

- Если заканчиваем письмо, необходимо попрощаться.

Индивидуально выполняют задание.





ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков.








КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.












РУУД: саморегуляция.




ПУУД: подведение под понятие.















РУУД: структурирование знаний.



КУУД: построение речевого высказывания в письменной форме.


4.

Закрепление материала.

Цель: закрепить изученный материал о правилах обращения в письме.

- Прочитайте полученный фрагмент письма.


- Молодцы. Обменяйтесь работами со своим одноклассником, проверьте письмо. Обратите внимание на то, сколько фразеологизмов в нем использовано, и уместно ли их употребление?

Обучающиеся читают письмо, которое у них получилось, объясняя употребленные фразеологизмы.


Выполняется взаимопроверка.

КУУД: построение речевого высказывания в устной речи.

КУУД: управление поведением партнера – оценка его деятельности.

5.

Итог урока: обобщить знания учащихся, сообщить домашнее задание.

- Ребята, какую работу мы проделали с вами на сегодняшнем уроке?


- Ребята, Крош благодарит вас за помощь и обещает помочь вам на следующем уроке.

Запишите в дневнике задание на дом: подготовить сообщение об одном интересном памятнике природы в твоем городе.

- На сегодняшнем уроке мы составляли фрагмент письма, используя фразеологизмы.





РУУД: структурирование знаний.

6.

Рефлексия.

Цель: выявить у обучающихся отношение к уроку, степень возникших затруднений.

Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно, вы узнали много нового, поднимите желтый конверт.

Если вам урок понравился, но что-то вы не запомнили и не поняли, поднимите зеленый конверт.

А если вам урок не понравился, и вы ничего не запомнили, то поднимите красный конверт.

Спасибо, урок окончен.

Обучающиеся показывают свое отношение к уроку.

ПУУД: оценка результатов и способов деятельности, рефлексия.


Просмотр содержимого документа
«тех карта развития речи 6»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна

КЛАСС: 3 ДАТА: 22.03.2016

ТЕМА УРОКА: Учимся писать письма

ТИП УРОКА: Развитие речи

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжение работы по формированию представлений обучающихся о виде письменного общения – письме.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: научить обучающихся составлять письмо, опираясь на текст в учебнике.

Развивающая: развитие внимания обучающихся, логического мышления через написание письма, развитие связной речи через устные ответы обучающихся.

Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности, любви к предмету русский язык через содержание урока.

Принятые сокращения видов универсальных учебных действий (УУД)

Коммуникативные УУД (КУУД)

Регулятивные УУД (РУУД)

Личностные УУД (ЛУУД)

Познавательные УУД (ПУУД)

Оборудование урока: раздаточный материал


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Оргмомент.

Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

- Начинаем урок. Открываем свою тетрадь и записываем число.

- Мы с вами приближаемся к финишной прямой, нам осталось совсем немного, чтобы научиться писать письма.

Здороваются, слушают учителя, настраиваются на дальнейшую работу, записывают число.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний.

Цель: проверить домашнее задание обучающихся, подвести к теме урока.


- На прошлом уроке мы пробовали составлять фрагмент письма с использованием фразеологизмов, а еще ранее – учились писать начало писем по заданному заключению.

- На сегодняшнем уроке мы напишем целое письмо. А о чем, узнаете позже.

- Ребята, на прошлом уроке вам было задано подготовить сообщение об интересном памятнике природы. Прежде чем вы выступите, я бы хотела спросить у вас, как вы понимаете, что такое «памятник природы»?



- Верно. Давайте послушаем некоторые ваши выступления.

- Молодцы. Спасибо. Эти сообщения нам понадобятся для сегодняшней работы.

Слушают учителя.











- Памятник природы – редкий объект живой или неживой природы, который охраняется.


Два или три ученика выступают с сообщениями.

КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.










ПУУД: целеполагание.

3.

Изучение нового материала

Цель: провести работу по написанию письма с рассказом о памятнике природы.

- А были ли вы в Москве?

- Если да, то знаете ли вы что-нибудь о таком дереве, как вяз? (показ слайда) Этот знаменитый вяз растет на Поварской улице. А чем он так знаменит, давайте узнаем из текста, который нам предлагается. Откройте учебники на странице 105. Саша, прочитай текст.

- А как вы думаете, может ли быть дерево памятником природы?

- Давайте вспомним, кем являются А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. А. Есенин?

- Правильно. А какие вы знаете их произведения?

- Молодцы.

- Давайте отдохнем. Физкультминутка.

- Сегодня нам предстоит большая работа: мы будем писать письмо своему другу, маме или папе. В этом письме вы расскажите о том памятнике природы, про который готовили сегодня сообщение.

При написании письма можно пользоваться памяткой, текстом в учебнике. Подумайте, как вы начнете письмо, о чем скажите в первую очередь, о чем – во вторую и т.д. Составьте план письма.

Формируемые коммуникативные качества речи: логичность, уместность, правильность, богатство.

Итак, приступайте к работе.

Ответы детей.







Ученик читает текст.

Ответы детей.


А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. А. Есенин – русские писатели, поэты.

Ответы детей.















Индивидуально выполняют задание.





ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков.


КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.






РУУД: саморегуляция.








КУУД: построение речевого высказывания в письменной форме.


4.

Закрепление материала.

Цель: проверить правильность написания письма.

- Давайте послушаем некоторых учеников.


- Молодцы, ребята.

- Крош тоже написал письмо и хочет, чтобы вы его послушали и сказали, что получилось у Кроша, а что нет (учитель читает письмо).

Обучающиеся читают письмо, которое у них получилось, выявляют допущенные ошибки.

Анализируют письмо, делают замечания.

КУУД: построение речевого высказывания в устной речи.


ПУУД: анализ объектов.

5.

Итог урока: обобщить знания учащихся.

- Ребята, какую работу мы проделали с вами на сегодняшнем уроке?

- Что нового вы узнали?

- На сегодняшнем уроке мы писали письмо о памятнике природы.

- Мы узнали о различных памятниках природы.

РУУД: структурирование знаний.

6.

Рефлексия.

Цель: выявить у обучающихся отношение к уроку, степень возникших затруднений.

Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно, вы узнали много нового, поднимите желтый конверт.

Если вам урок понравился, но что-то вы не запомнили и не поняли, поднимите зеленый конверт.

А если вам урок не понравился, и вы ничего не запомнили, то поднимите красный конверт.

Спасибо, урок окончен.

Обучающиеся показывают свое отношение к уроку.

ПУУД: оценка результатов и способов деятельности, рефлексия.


Просмотр содержимого документа
«тех карта развития речи 7»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна

КЛАСС: 3 «Б» ДАТА: 29.03.2016

ТЕМА УРОКА: Учимся писать письма

ТИП УРОКА: Развитие речи

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление знаний обучающихся о виде письменного общения – письме.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: закрепить умения обучающихся писать письма, научить обучающихся правильно заполнять конверт, научить оформлять поздравительные открытки.

Развивающая: развитие внимания и памяти обучающихся через повторения материалов прошлых уроков, развитие логического мышления через написание письма, развитие связной речи через устные и письменные ответы обучающихся.

Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности, любви к предмету русский язык через содержание урока.

Принятые сокращения видов универсальных учебных действий (УУД)

Коммуникативные УУД (КУУД)

Регулятивные УУД (РУУД)

Личностные УУД (ЛУУД)

Познавательные УУД (ПУУД)

Оборудование урока: раздаточный материал, презентация.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Оргмомент.

Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

- Начинаем урок. Открываем свою тетрадь и записываем число.

- Вот мы и дошли, наконец, до нашего самого важного урока, на котором мы будем писать письмо. Вы готовы?

Здороваются, слушают учителя, настраиваются на дальнейшую работу, записывают число.









- Да.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний.

Цель: вспомнить материалы прошлых уроков, подвести к теме урока.

- Ребят, чему мы с вами научились на прошлых уроках? Что нового узнали?




- Как вы думаете, достаточно ли уметь писать письмо? Чему нужно еще научиться, чтобы это письмо дошло до адресата?

- Верно. Так чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

- Мы узнали о том, что такое обращение, кто такой адресат, адресант, научились писать начала писем по заданным окончаниям, пробовали написать полное письмо.

- Нет.

- Чтобы письмо дошло до адресата, необходимо научиться правильно заполнять конверт.

- Учиться заполнять конверт.


КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.




ПУУД: целеполагание.

3.

Изучение нового материала

Цель: провести работу по написанию письма, научить заполнять конверт.

- Крош написал письмо своему другу Ежику, применяя все знания, которые получил вместе с нами. Но его письмо не дошло до Ежика, а вернулось обратно к Крошу. Как вы думаете, почему?


- Молодцы. Посмотрите на слайд и прочитайте, какой адрес указал Крош:

«Домой моему другу Ежику».

- Что не так написал Крош?


- Правильно. Давайте запишем это правило в нашу памятку:

«На любом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо».

- Давайте вместе исправим адрес на конверте Кроша.

(на слайде изображение конверта и тот вариант, как его заполнил Крош).

- Молодцы, ребята. В конце урока мы все вместе отправим письмо Ежику.

- А теперь давайте потренируемся самостоятельно. У каждого на парте лежит чистый конверт, подпишите его. Можете указать вымышленный адрес, либо свой адрес, либо адрес своего друга.

- Прикрепите свои конверты к доске на магниты. В конце урока мы посмотрим, кто справился с заданием, а кто – нет.

- А сейчас давайте отдохнем.

Физкультминутка.

- У нас прошел такой праздник, как Международный женский день. Скажите, а что принято дарить на этот праздник?

- Правильно. А умеете ли вы писать поздравления на открытках?

- Скажите, а чем открытка отличается от письма?


- Верно. Посмотрите на слайд. На нем изображена открытка, которую Крош хочет отправить Ежику (изображена открытка, на которой Крош пишет о том, как у него дела, рассказывает короткую историю о себе, поздравляет друга с наступающим праздником). Скажите, соблюдает ли правила Крош, если хочет только поздравить друга?

Формируемое коммуникативное качество речи: уместность, правильность, выразительность.

- Что это – открытка или письмо?

- Но оно содержит и поздравление. Крош, например, говорит, что это открытка. Скажите, а если вы хотите и рассказать другу о том, что с вами приключилось, и послать поздравительную открытку, что нужно сделать?

- Молодцы. Давайте попробуем подписать открытку.


- Оформите свою открытку, а потом мы устроим выставку для ваших родителей.





- Письмо не дошло до Ежика потому, что Крош неправильно указал адрес.




- При заполнении конверта нужно указывать точный адрес.



Записывают правило.







Обучающиеся под руководством учителя заполняют конверт.




Самостоятельно выполняют задание.









- На Международный женский день принято дарить подарки, открытки.


- Да, нет.


- На открытках люди пишут поздравления, а в письме – рассказывают о себе.








- Нет, не соблюдает.





- Письмо.



- Необходимо написать письмо, где ты расскажешь о том, что с тобой случилось, а к нему приложить открытку.

Под руководством учителя подписывают открытку, пользуясь примерами поздравлений.


Выполняют творческое задание.





ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков.








ПУУД: подведение под понятие.



















РУУД: саморегуляция.





КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.

4.

Закрепление материала.

Цель: проверить правильность написания поздравления.

- Молодцы, ребята. Прочитайте поздравления, которые вы написали в своей открытки.

- Я обещала вам, что мы отправим письмо Кроша. Давайте это сделаем (на столе макет почтового ящика, учитель опускает письмо в него). Ну, вот и все. Ежик напишет ответное письмо, и оно придет к нам. Скажите, а сможем ли мы его прочитать?

- А почему?



- Правильно.

Читают поздравления.









- Нет.

- Мы не сможем прочитать письмо, потому что чужие письма читать нельзя.

КУУД: построение речевого высказывания в устной речи.


ЛУУД: смыслообразование.

5.

Итог урока: обобщить знания учащихся, сообщение домашнее задание.

- Ребята, какую работу мы выполнили с вами на сегодняшнем уроке?


- Запишите домашнее задание: написать письмо своему другу, заполнить конверт.

- На сегодняшнем уроке мы писали письмо заполняли конверты, учились писать поздравления на открытках.

Записывают домашнее задание.

РУУД: структурирование знаний.

6.

Рефлексия.

Цель: выявить у обучающихся отношение к уроку, степень возникших затруднений.

Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно, вы узнали много нового, поднимите желтый конверт.

Если вам урок понравился, но что-то вы не запомнили и не поняли, поднимите зеленый конверт.

А если вам урок не понравился, и вы ничего не запомнили, то поднимите красный конверт.

Спасибо, урок окончен.

Обучающиеся показывают свое отношение к уроку.

ПУУД: оценка результатов и способов деятельности, рефлексия.


Просмотр содержимого документа
«тех карта развития речи 8»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна

КЛАСС: 3 «Б» ДАТА: 25. 04. 2016

ТЕМА УРОКА: Учимся писать изложение с элементом сочинения.

РЕСУРСЫ: учебник «Русский язык», автор С. В. Иванов, 3 класс, часть 2.

ТИП УРОКА: Открытие нового знания.

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование умения анализировать текст с целью написания изложение с элементами сочинения.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: закрепить знания учащихся о видах текста, о понятиях основной мысли текста и его темы; познакомить с новым видом письменной работы – сочинением.

Развивающая: развитие памяти, внимания, орфографической зоркости через оформление записей в тетради и самостоятельную работу; развитие воображения через работу с текстом;

Воспитательная: воспитание аккуратности у учащихся через проведение минутки чистописания; воспитание любви к русскому языку.

Формируемые коммуникативные качества речи: правильность, логичность, богатство, точность.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте посмотрим, какая у нас замечательная погода и какое замечательное у вас настроение. Проверьте свою готовность к уроку. Давайте начнем.

Здороваются с учителем, настраиваются на дальнейшую деятельность, проверяют готовность к уроку.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель: закрепить понятия о тексте, основной мысли текста и его теме.




Прежде чем начать урок, давайте вспомним, что такое речь?

- Что называется текстом?


- Что называется основной мыслью текста?

- А что такое тема текста?


- Совершенно верно. Скажите, умеете ли вы писать изложение?

- А что значит написать изложение?

- Молодцы.

- Что нужно сделать для того, чтобы написать изложение?

- Что нужно сделать, чтобы составить план текста?

- Молодцы.

- Составьте со словом “снежные” словосочетание прилагательное + существительное.

- Речь – это то, как человек говорит.

- Ряд предложений, связанных между собой общим смыслом.

- То, к чему призывает автор текста.

- То, о чем или о ком говорится в тексте.

- Да, умеем.


- Письменно пересказать текст.


- Ознакомиться с текстом, составить план.

- Выделить части текста и озаглавить каждую из них.


- снежные хлопья, деревья, сугробы, узоры

РУУД: осознание обучающимися того, что уже усвоено.









.



КУУД: построение высказывания в устной форме.

3.

Постановка проблемы.

Цель: сформулировать цель урока.

- Что такое изложение?


- Какие цели ставите перед собой?



- Моя цель – помочь вам в достижении этих целей.

- Это письменный пересказ заданного текста.

- Внимательно слушать, анализировать услышанное и постараться точно передать содержание текста.

РУУД: целеполагание.

4.

Открытие нового знания.

Цель: создание условий для формулирования нового правила урока.

- Сейчас я прочитаю текст, а вы слушайте внимательно.

Ночью ударил сильный мороз. Наступило ясное морозное утро. Я просыпаюсь и смотрю на окно. Оно все покрыто чудесным морозом. Вот длинная ветвь. А вот на стекле распустился цветок. Как появились эти узоры?

Вот и получились разные рисунки. Они сверкают, переливаются в лучах солнца.

- Какое из словосочетаний вы выберете для оглавления этого текста?

- Почему?


- Что необычного в тексте заметили?

- Что вы знаете о том, как появляются узоры на окнах?


- Эти данные пригодятся вам в написании изложения. Эту часть текста вы сочините самостоятельно. Как называется это вид работы?

- Сколько частей в тексте?

- Составим план текста. Прочитайте первую часть и озаглавьте ее.

- Прочитайте вторую часть и озаглавьте ее.

- То же самое проделайте с третьей частью.

- Что произошло ночью?

- Что ты увидел ясным морозным утром?

- На что похожи эти узоры?



- Каким предложением заканчивается 1 часть?

- Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

- Давайте поработаем с карточкой № 1. Прочитаем слова и выделим в них орфограммы.

- Слушайте первую часть текста, а потом перескажите ее.

- Запишите ее.


- О чем будем писать во второй части?

- Прочитайте материал на карточках 2 и 3 и составьте предложения, используя материалы карточек.




- Иней - тонкий слой ледяных кристалликов, образующихся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.

Конденсация – процесс перехода воды в лед.

- Обратитесь еще раз к карточке № 1. Просмотрите, какие орфограммы могут вам встретиться.

- Запишите вторую часть.

- О чем говорится в 3 части?



- Замените слово “разные” прилагательным. Можете воспользоваться прилагательными в карточке 1.

- Перескажите 3 часть текста.

- Запишите ее.


Слушают текст.











- Снежные узоры.



- Потому что в тексте говорится об узорах.

- Нет ответа на вопрос “Как появились эти узоры”.

Пользуясь дополнительной литературой, дети отвечают на вопрос.

- Этот вид работы называется сочинением.



- В данном тексте 3 части.

- Узоры на стекле.


- Как появились узоры?


- Сверкание в лучах солнца.


- Ночью ударил сильный мороз.

- Ясным морозным утром я увидел узоры на окне.

- Эти узоры похожи на длинную ветвь, на распустившийся цветок.

- Первая часть заканчивается вопросительным предложением.






Пересказывают содержание первой части текста.

Записывают первую часть текста.

- О том, как появились узоры.


Дети устно составляют предложения, используя дополнительный материал: карточки №2 и №3; раскрывается понятие “иней”, “конденсация”







Проводится словарная работа.



Записывают вторую часть.

- В 3 части говорится о том, что разные рисунки сверкают в лучах солнца.





Пересказ 3 части. Запись.

ПУУД: анализ объектов.




КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.









ПУУД: выведение следствий, подведение под понятие.








ПУУД: анализ объектов.







КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.




РУУД: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.






ПУУД: выделение необходимой информации из прочитанного текста.







КУУД: планирование сотрудничества с одноклассниками.





5.

Закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа

Цель: проверить правильность написания изложения с элементами сочинения.

- Прочитайте свои работы, проверьте их на наличие ошибок. Озвучьте вслух свои работы.

Чтение учащимися своих работ.

РУУД: контроль и оценка результатов деятельности.





6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель: самооценка результатов деятельности.

- Какие цели ставили в начале урока?

- Достигли ли мы этих целей?

- Что заинтересовало вас на уроке?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Оцените свою деятельность. Если вы активно работали на уроке, то поднимите вверх большой палец.


- Написать изложение с элементами сочинения.

- ДА, достигли.

Отвечают на вопрос учителя.

ПУУД: рефлексия способов деятельности.


Просмотр содержимого документа
«тех карта развития речи 9»






ТЕХНОЛОГИЧЕСКая КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Боровицкая Виктория Александровна

КЛАСС: 3 «Б» ДАТА: 6. 05. 2016

ТЕМА УРОКА: Учимся писать сочинение.

РЕСУРСЫ: учебник «Русский язык», автор С. В. Иванов, 3 класс, часть 2.

ТИП УРОКА: Развитие речи.

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование умения учащихся подбирать заголовки к предложенному тексту.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: закрепить знания учащихся о видах текста, о понятиях основной мысли текста и его темы; закрепить умение составлять план текста, выбирать соответствующий заголовок.

Развивающая: развитие памяти, внимания, орфографической зоркости через оформление записей в тетради и самостоятельную работу; развитие воображения через работу с текстом;

Воспитательная: воспитание аккуратности у учащихся через проведение минутки чистописания; воспитание любви к русскому языку.

Формируемые коммуникативные качества речи: правильность, логичность, уместность.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте посмотрим, какая у нас замечательная погода и какое замечательное у вас настроение. Проверьте свою готовность к уроку. Давайте начнем.

Здороваются с учителем, настраиваются на дальнейшую деятельность, проверяют готовность к уроку.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

ЛУУД: самоопределение к деятельности

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель: закрепить понятия о тексте, основной мысли текста и его теме.




- Вспомните, с каким видом письменной работы мы уже знакомы?

- Верно. А что такое изложение?

- Что мы учились делать до этого? Какую работу писали?

- Вспомните, что такое текст?



- Какие бывают тексты?


- Молодцы.

- С изложением.


- Письменный пересказ текста.

- Изложение с элементами сочинения.

- Несколько предложений, соединенных между собой смыслом.

- Художественные, документальные и т.д.

РУУД: осознание обучающимися того, что уже усвоено.





КУУД: построение высказывания в устной форме.

3.

Постановка проблемы.

Цель: сформулировать цель урока.

- Можете ли вы сказать, что такое сочинение?

- Чем сочинение отличается от изложения?

- По-вашему, какой вид работы труднее – написать сочинение или написать изложение?

- Какую цель мы можем поставить на сегодняшнем уроке?

- Свой придуманный текст.


Ответы учащихся.


Ответы учащихся.



- Учиться писать сочинение.

РУУД: целеполагание.

4.

Открытие нового знания.

Цель: создание условий для формулирования нового правила урока.

- Вспоминайте, что нужно сделать, чтобы написать изложение?

- Молодцы. А как вы думаете, нужно проделать такую же работу при написании сочинения?

- А на какую тему можно написать сочинение?

- Молодцы. Скажите, вы уже писали сочинения?

- Вспомните, когда у нас были уроки, на которых мы учились писать письма, такой вид работы можно назвать сочинением?

- Правильно. Давайте подуем, сколько частей должно быть обязательно в сочинении?

- Какие?


- Верно. Давайте потренируемся в выборе заголовков к тексту. Что нужно сделать для того чтобы подобрать заголовок к готовому тексту?

- Молодцы. У каждого на парте лежит раздаточный материал, содержащий в себе текст. Работая в парах, ознакомьтесь с текстом и подберите к нему заголовок.

- Озвучьте каждый свои версии.

(каждый заголовок фиксируется на доске).

- Посмотрите, как много у нас вариантов. Давайте же разберемся, какой заголовок действительно отражает главную мысль текста.

(разбираем заголовки и выбираем некоторые, наиболее подходящие).

Формируемые коммуникативные качества речи: логичность, уместность.

- А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

- Прочитайте еще раз первый абзац в тексте. Как вы думаете, почему авторы этого сочинения начали свой рассказ с вопросительного предложения?

- Скажите, что может нам подсказать, сколько в тексте частей?

- Сколько абзацев в этом тексте?

- Прочитайте первый абзац. О чем в нем говорится?

- Мы решили, что в сочинении должно быть вступление, основная часть и заключение. Как можем назвать эту часть?

- Тогда какие абзацы в тексте будут относиться к основной части?

- Почему вы так решили?


- А где же тогда здесь заключение?

- А как можно было бы закончить данный текст?

- Всегда ли нам достаточно одного предложения?

- Совершенно верно.

- Составить план, подобрать заголовок к тексту.

- Не знаем.



- На любую тему.


- Да, писали.


- Да, можно.




- 3 часть.



- Вступительная, основная, заключительная.

- Нужно понять главную мысль текста.



Работая в парах, учащиеся знакомятся с текстом и подбирают к нему заголовок.








Выбирают самый подходящий заголовок.








Учащиеся делают предположения.




- Количество абзацев.


- 4.

- О том, какие деревья есть.


- Вступление.




- Второй, третий и четвертый.


- Потому что в них подробно рассказывается о деревьях.

- Его нет.

- Вот такие деревья существуют на самом деле.

- Нет, не всегда.

ПУУД: анализ объектов.




КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.









ПУУД: выведение следствий, подведение под понятие.





ПУУД: анализ объектов.







КУУД: построение речевого высказывания в устной форме.




РУУД: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.






ПУУД: выделение необходимой информации из прочитанного текста.







КУУД: планирование сотрудничества с одноклассниками.





5.

Закрепление с проговариванием во внешней речи. Самостоятельная работа

Цель: проверить правильность написания изложения с элементами сочинения.

Самостоятельно, работая в своих тетрадях, составьте план текста. Сколько смысловых частей в тексте?

- Озаглавьте каждую часть.

Формируемое коммуникативное качество речи: логичность.



- 4.

Составляют план текста.

РУУД: контроль и оценка результатов деятельности.





6.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель: самооценка результатов деятельности.

- Какие цели ставили в начале урока?

- Достигли ли мы этих целей?

- Что заинтересовало вас на уроке?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Оцените свою деятельность. Если вы активно работали на уроке, то поднимите вверх большой палец.


- Разобраться, что такое сочинение.

- Да, достигли.

Отвечают на вопрос учителя.

ПУУД: рефлексия способов деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!