1. | Оргмомент. Цель: создать эмоциональный настрой на предстоящий урок | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Виктория Александровна, и сегодня я проведу у вас урок развития речи. Я тетрадочку открою И с наклоном положу, Я от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не нагнусь, За работу я возьмусь. - Начинаем урок. Открываем свою тетрадь и записываем число. | Здороваются, слушают учителя, настраиваются на дальнейшую работу, записывают число. | РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. ЛУУД: самоопределение к деятельности |
3. | Изучение нового материала Цель: познакомить обучающихся с понятием «адресат», с правилами написания писем. | - Давайте попробуем сказать о том, что же такое письмо? - Правильно, но на сегодняшнем уроке мы познакомимся с письмом как видом письменного общения. - Скажите, а все ли письма могут быть написаны от руки? - Давайте прочитаем стихотворение Самуила Маршака, которое называется «Письмо» и попробуем ответить на вопрос, для чего же люди пишут письма, если есть телефон? Письмо само никуда не пойдет, Но в ящик его отпусти – Оно пробежит, пролетит, проплывет Тысячи верст пути. Нетрудно письму увидеть свет: Ему не нужен билет. На медные деньги объедет мир Заклеенный пассажир. - Ребята, прежде чем мы ответим на вопрос, давайте разберем некоторые непонятные вам слова. Итак, что такое верста? Верста – русская единица измерения расстояния. - Скажите, а в каком смысле в этом стихотворении понимаются следующие строки: оно пробежит, проплывет тысячи верст пути? - Какие деньги называют медными? - Медными раньше называли монеты. - А сейчас у нас есть медные деньги? - А какими деньгами мы сейчас пользуемся? - Правильно. - Еще раз прочитайте стихотворение и скажите, для чего же люди пишут письма? - Молодцы, но почему бы не передать эту информацию по телефону? - Раньше для передачи информации использовали еще телеграф. Кто-нибудь знает, что это такое и как он выглядит? Телеграф - средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам электросвязи. Важно отметить, что слово «телеграф» произошло от др. греч. теле – далеко, граф – пишу. - Вот мы с вами и выяснили, почему люди пишут письма. - Ребята, скажите, а каким образом могут быть доставлены письма? - Правильно. Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Подумайте, с какой целью люди так делают? - Ученые используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Удивительно, но такое письмо может идти годами, до тех пор, пока не пристанет к какому-нибудь берегу. - Давайте и мы с вами попробуем отправить письмо бутылочной почтой. (Каждый обучающийся пишет на листе пожелание своим одноклассникам, и учитель укладывает листок в бутылку, тем временем на слайде появляется видео с бутылкой, которая плывет по морю). - Вот мы и отправили письмо. А теперь давайте отдохнем. Физкультминутка - Ребята, давайте выполним упражнение 3 в учебнике и посмотрим, как обращаются и как прощаются в письмах. - А как прощаетесь и здороваетесь вы? - Можете ли вы определить, к кому обращены письма – к ровесникам или взрослым? - Что помогло вам догадаться? - Правильно. - Давайте прочитаем, как обращался в своих письмах к родным и друзьям Антон Павлович Чехов. - Скажите, какое обращение вам было бы приятно прочитать в письме? - Эти обращения есть у вас на раздаточном материале, у каждого на парте. Сохраните их, потому что далее они понадобятся. - Важно запомнить, что слово, которое называет того, к кому ты обращаешься (обращение), всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком: Здравствуй, Маша! Как у тебя, Сережа, дела? До свидания, Люда. - А как вы обращаетесь к своим друзьям? Родителям? | - Письмо – это деятельность человека. - Нет. Некоторые письма могут быть и напечатаны. Ответы детей - Эти строки понимаются в том смысле, что письмо любыми путями дойдет до человека. - Медные деньги – это те, которые сделаны из меди. - Нет - Бумажными. - Чтобы передать какую-то информацию, рассказать о себе или событиях, которые происходят в другом месте. - Потому что по телефону дорого и долго рассказывать. Ответы учеников. - Самолетом, по Интернету, поездом. - Ради забавы, удовольствия. Читают текст. Ответы детей. - Да. Первое обращение принадлежит ровеснику, потому что использовано в разговорном стиле. Второе – ко взрослым, потому что – официально. Третье – ко взрослым, потому что тоже официально. Прощание принадлежит ровеснику, потому что разговорный стиль; и два последних прощания – ко взрослым. - Стиль обращения и прощания. Читают в учебнике обращения. Ответы детей. Ответы детей. | КУУД: осознанное построение речевого высказывания в устной форме. ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного или прочитанного текста разных жанров. ПУУД: анализ объектов. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. ЛУУД: смыслообразование РУУД: саморегуляция ПУУД: анализ объектов ПУУД: выведение следствий. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. |
4. | Закрепление материала. Цель: закрепить изученный материал о правилах обращения в письме. | - Итак, ребята, для того, чтобы закрепить полученный материал, давайте выполним задание, которое предлагает Крош. Подумайте и запишите, как вы обратитесь и как будете прощаться в письме, если оно адресовано учителю, другу или подруге, родителям, бабушке, дедушке, инопланетянину. | Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем соотносят свои ответы с ответами Кроша на доске. | РУУД: структурирование знаний. |
6. | Рефлексия. Цель: выявить у обучающихся отношение к уроку, степень возникших затруднений. | Если вам понравился сегодняшний урок, вам было интересно, вы узнали много нового, поднимите желтый конверт. Если вам урок понравился, но что-то вы не запомнили и не поняли, поднимите зеленый конверт. А если вам урок не понравился, и вы ничего не запомнили, то поднимите красный конверт. Спасибо, урок окончен. | Обучающиеся показывают свое отношение к уроку. | ПУУД: оценка результатов и способов деятельности, рефлексия. |