Учимся решать задачи. Слайд 1
Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют задачи. В процессе их решения формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление и речь учащихся. Овладение умением решать задачи оказывает существенное влияние на интерес к предмету.
Знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание.
Во 2-м классе при изучении новых арифметических действий (умножение и деление) ребята знакомятся и с новыми задачами, при решении которых используются эти действия.
В 3-м классе происходит закрепление умений решать простые задачи, знакомство с задачами на нахождение доли числа, решаются задачи на цену, количество, стоимость.
В 4-м классе к новым видам простых задач относятся задачи, сформулированные в косвенной форме и задачи, с помощью которых раскрывается связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием.
Как известно, процесс решения любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов. Можно пользоваться памяткой- «Алгаритм решения задачи»
Слайд 2.
Основное требование к чтению задачи – правильное чтение всех слов, сочетаний слов, соблюдение знаков препинания, правильная расстановка логического ударения.
Основная цель ученика на первом этапе – понять задачу. Ученик должен чётко представить себе: О чём эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны между собой данные (числа, величины, значения величин)? Какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношения, некоторое утверждение?
Решая задачу ребёнок должен рассуждать примерно так:
Слайд 3
В формировании умения решать текстовые задачи велика роль правильно организованного разбора задачи.
Согласно методике мы разбираем задачи двумя способами :
синтетическим способом – когда разбор задачи идёт от данных к искомым значениям
аналитическим. - от искомых (вопроса задачи) к данным (известным) значениям.
Но возможна их комбинация – аналитико-синтетический способ рассуждений.
На подготовительном этапе решения задач в 1 классе мы используем практическое решение задач, где происходит связь с жизнью. Слайд 4.
Например задача: Задача на нахождение суммы.
У Оли было 3 карандаша. У Даши 2 карандаша. Сколько карандашей было у девочек?
Две девочки из класса с карандашами выходят к доске и идёт практическое решение данной задачи. После чего рисуем рисунок к задаче и пишем решение. 3+2=5(к.)- всего
Слайд 5. Ответ:5 карандашей было у девочек.
Так же в своей работе используем прём решения задач с помощью рисунка. Рисуем шарики, листочки, грибочки, яблочки и т.д.
Постепенно рисунки переходят в графическое изображение в виде геометрических фигур. (Кружочки, треугольники, квадраты).
Переходя к решению текстовых задач дети должны чётко знать и уметь отличать части задачи.
Изучая эту тему в 1 классе в своей практике я применила такой приём. Подготовила для детей проблемную ситуацию: в виде вопроса6 куда разместить эти тексты? Слайд 6.
Отвечая на поставленный вопрос мнение детей может разделиться. Дальше они узнают из каких частей состоит задача. Слайд 7.
И ответ на поставленный вопрос становится очевидным.
И дальше идёт практическая работа по узнаванию частей задачи.
Например, найди части задачи. Слайд 8.
Дополни вопрос или условия задачи. Слайд 9- 10.
Во время работы с простыми задачами мы используем рисунки, геометрические фигуры, Слайд 11.
но с умением писать вводятся краткие записи.
Так как в начальной школе представлены разные типы задач, каждому типу своя краткая запись. Слайд 12.
Иллюстрация к задаче, её краткая запись, составление схемы или чертежа, таблицы являются вспомогательными средствами, но, чаще всего именно они помогают ученику вникнуть в смысл задачи, выявить зависимости между величинами и найти план решения задачи.
Однако следует помнить о том, что краткая запись служит интересам ребенка при решении задачи, а не целью при решении ( это вспомогательное средство!!!).
При оценивании правильного решения
задачи не следует осуждать ребёнка за то, что он сделал краткую запись не по образцу, показанному учителем, а так, как ему удобно, главное, что задача решена правильно.
В краткой записи фиксируются в удобнообразной форме величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и слова, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково», «на больше», «на меньше» и т. п.
Выделение из текста главных слов помогают определиться в выборе действия. Например изучая задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц используем приём сравнение решения задач.
Слайд 13.
И выполняем тренировочные упражнения. Например такого типа: где число нужно увеличить в 2 раза или на 2.
Слайд 14.
Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.
Например, решая задачу про стручки, в котором были горошины, краткую запись можно представить в виде чертежа.
Слайд 15.
Выполняя решение задачи ребёнок должен обязательно пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. В своей работе мы выполняем это условие даже решая задачу в одно действие. И важно писать в задаче полный ответ. Правильно написанное пояснение и полный ответ на вопрос задачи- оценивается дополнительным балом в контрольных срезах в 4 классе. И конечно, такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.
Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно: Слайд 16.
Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задачи;
Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.
Например при решении задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц учащийся может использовать и краткую запись, и рисунок, и схематический чертёж. Слайд 17- 18.
Твёрдое умение решать простые задачи является переходом к изучению составных задач и обратных данной. Слайд 19- 20
Составные задачи на нахождение суммы.
Или из урока во 2 классе. Слайд 21
Подводя итог можно сказать, что в своей работе над задачами мы используем разные формы и приемы работы над задачами:
Слайды 22- 26.
а) составление задач по картинке, по схеме, по краткой записи, по решению
б) решение задач-вопросов
в) решение задач с недостающими либо с избыточными данными
г) решение логических задач
д) решение задач с неопределенными данными
е) решение задач-цепочек ( когда вторая задача является продолжением первой) и другие.
Используем задания в виде тестирования, где нужно выбрать правильное решение или ответ.
Слайд 27
Решая задачи мы учим детей логически мыслить, рассуждать.
Существует множество приёмов и способов решения задач. Но чтобы научить решать задач, надо решать задачи. Делая ошибки исправлять их. И снова решать задачи! Слайд 28
Хочется закончить своё выступление словами французского математика- психолога , который сказал:
«Умение решать задачи приобретается практикой, при помощи упражнений!