Ничто так не мотивирует ребёнка на уроке как игровые моменты. Использование игровых технологий способствует формированию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, повышают активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, делают учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчают процесс приобретения новых знаний и умений, раскрытия творческих способностей обучающихся.
Игровые приемы обучения поддерживают дух соревнования.
Победа стимулирует ребёнка к достижению новых целей, учит упорству и самоотдаче. Поражение помогает стимулирует познавательную деятельность, выявить трудности и их преодолеть, самосовершенствоваться ребёнку.
Технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни.
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого литературного исторического процесса
Игра на уроке помогает стать более раскованным, способствует развитию личности ребёнка, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.
Я использую в своей работе:
урок – ролевую игру;
урок – викторину;
урок– конференцию, которая проводится при изучении творчества поэтов: А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, А.П. Чехова, по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и оценивались учениками положительно как уроки, дающие возможность глубоко проанализировать произведение. Они позволили за ограниченное время дать максимум информации с сильным эмоциональным фоном.
Урок – суд. В пример можно привести разыгрывание суда над Денисом Григорьевым при изучении произведения А.П.Чехова «Злоумышленник».
Урок – спектакль. Инсценирование произведения или отрывка с последующим анализом “актеров” и “зрителей”.
Можно использовать так же следующие приемы:
«Живые картины». Изображение эпизода изучаемого текста, чтобы другие ученики угадали автора и произведение.
Игра – импровизация. Домысливание детьми и разыгрывание эпизода, только намеченного автором.
Воображаемый диалог. Ребёнок пишет письмо сказочнику, писателю, учителю, прямо на уроке, делясь своими впечатлениями от прочитанного произведения.
Персонификация неодушевленного героя: написание сказки - истории о старой двери, выброшенном футбольном мяче, карандаше, тетради и т.д.
Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературы способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Эти технологии делают урок литературы интересным, разнообразным, содержательным. Важно при этом помнить, что игра на уроке – это не забава, а труд, сложный, но интересный.