СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Удельная теплота плавления».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ УРОКА: изучить физическую величину «Удельная теплота плавления» и вывести формулу расчёта количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

  • Ввести понятие физической величины: «Удельная теплота плавления».

  • Объяснить в чем измеряется данная величина.

  • Ввести формулу для расчета количества теплоты, необходимого для плавления кристаллического тела массой m , взятой при температуре плавления.

  • Находить по таблице удельную теплоту плавления данного вещества и объяснять её физический смысл.

  • Применять изученную на уроке формулу при решении задач.

  • Имеется презентация с решением задач, план урока, СР и формулы

Просмотр содержимого документа
«СР»


Фамилии _________________________________________________________________________ Класс _______

Вариант № 1.

  1. График, какого процесса изображен на рисунке (плавление или отвердевание)? _______________________

  2. Чему равна начальная и конечная температура вещества?

tнач = ___________0C; tкон = ____________0C

  1. Определите температуру плавления вещества

tплавл = ______________0C

  1. Определите, что это за вещество?

______________________


Фамилии _________________________________________________________________________ Класс _______

Вариант № 2.


  1. График, какого процесса изображен на рисунке (плавление или отвердевание)? _____________________

  2. Чему равна начальная и конечная температура вещества?

tнач = ___________0C; tкон = ____________0C

  1. Определите температуру отвердевания вещества

tотверд = ______________0C

  1. Определите, что это за вещество?

______________________



Фамилии _________________________________________________________________________ Класс _______

Вариант № 3.


  1. Какой процесс изображен на рисунке (плавление или отвердевание)? ____________________________________________

  2. Определите, что это за вещество. ____________________________________________

  3. Что происходит на участке AB?

____________________________________________

  1. Что происходит на участке BC?

____________________________________________

  1. Что происходит на участке CD?

____________________________________________

  1. Сколько времени происходил процесс отвердевания? __________________________________

  2. В каком агрегатном состоянии находится данное вещество в точке B? ____________________

  3. В каком агрегатном состоянии находится данное вещество в точке С? ____________________


Фамилии _________________________________________________________________________ Класс _______

Вариант № 4.


  1. Какой процесс изображен на рисунке

(плавление или отвердевание)?

____________________________________________

  1. Определите, что это за вещество. ____________________________________________

  2. Что происходит на участке AB?

____________________________________________

  1. Что происходит на участке BC?

____________________________________________

  1. Что происходит на участке CD?

____________________________________________

  1. Сколько времени происходил процесс плавления? __________________________________

  2. В каком агрегатном состоянии находится данное вещество в точке B? ____________________

  3. В каком агрегатном состоянии находится данное вещество в точке С? ____________________

Вариант № 1.












  1. График плавления

  2. tнач = 27 0C; tкон = 327 0C

  3. tплавл = 327 0C

  4. Свинец.

Вариант № 2.


  1. График отвердевания

  2. tнач = 282 0C; tкон = 232 0C

  3. tотверд = 232 0C

  4. Олово.

Вариант № 3.


  1. Отвердевание.

  2. Вольфрам.

  3. AB – охлаждение жидкого вольфрама.

  4. BC – отвердевание вольфрама.

  5. CD – охлаждение твердого вольфрама.

  6. 10 минут

  7. В точке B – в жидком состоянии.

  8. В точке С – в твердом состоянии.

Вариант № 4.


  1. Плавление.

  2. Алюминий.

  3. AB – нагревание алюминия.

  4. BC – плавление алюминия.

  5. CD – нагревание жидкого алюминия.

  6. 14 минут.

  7. В точке B – в твердом состоянии.

  8. В точке B – в жидком состоянии.








Просмотр содержимого документа
«Урок № 14»

УРОК № 14.

ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕТВА


ТЕМА УРОКА: «Удельная теплота плавления».

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛЬ УРОКА: изучить физическую величину «Удельная теплота плавления» и вывести формулу расчёта количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

  • Ввести понятие физической величины: «Удельная теплота плавления».

  • Объяснить в чем измеряется данная величина.

  • Ввести формулу для расчета количества теплоты, необходимого для плавления кристаллического тела массой m , взятой при температуре плавления.

  • Находить по таблице удельную теплоту плавления данного вещества и объяснять её физический смысл.

  • Применять изученную на уроке формулу при решении задач.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативных качеств, культуры общения

  • формирование интереса к изучаемому предмету

  • стимулирование любознательности, активности на уроке

  • развитие работоспособности

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса

  • развитие интеллектуальных способностей

  • развитие умений выделять главное в изучаемом материале

  • развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник «Физика 8» А.В. Перышкин § 15 (стр. 34 – 38)

  2. Презентация.

  3. Компьютер.

  4. Поектор.

  5. Раздаточный материал: Тест «Плавление и отвердевании». 2 варианта

  6. Раздаточный материал: СР «График плавления и отвердевания». 4 варианта (дифференцированно)

  7. Карточки с задачами. 2 штуки

  8. Опорные конспекты.





ХОД УРОКА:

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

1. Организационный этап. (1мин)

Приветствие: поверка учащихся по списку, отметить отсутствующих; готовность учащихся к уроку (тетради, учебники, ручка и т.д).

Приветствие, староста класса объявляет отсутствующих.

2.Этап актуализации опорных знаний. (15 мин)

I) Фронтальный опрос: (1 мин)

На прошлом уроке мы с вами начали изучать вторую главу нашего учебника, которая называется «Изменение агрегатных состояний вещества».

Мы повторили…

Познакомились с такими физическим процессами как……..

График плавления и отвердевания какого вещества мы построили?




«Агрегатные состояния вещества»,

«Плавление и отвердевание кристаллических тел»,

Льда.

А). Давайте вспомним: (1 мин)

  1. Чем же определяются агрегатные состояния вещества?

Расположением, характером движения и взаимодействием молекул

  1. Так что же такое плавление?


Плавление – процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое.

  1. Какую температуру называют температурой плавления?

Температуру, при которой вещество плавится.

  1. Так что же такое отвердевание?


Отвердевание – процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое.

  1. Какую температуру называют температурой отвердевания?

Температуру, при которой вещество отвердевает или кристаллизуется.

  1. На какой странице в учебнике находится таблица с температурами плавления веществ?

На странице 32.

Б). Работа с таблицей. Давайте поработаем с этой таблицей. (1 мин)

  1. Какой металл может расплавиться у вас в руках?

Цезий

  1. Можно ли расплавить оловянного солдатика в алюминиевой кастрюле?

Да. Олово – 2320С, Алюминий – 6600С.

  1. Будет ли плавиться золото, если его бросить в расплавленное серебро? Ответ обоснуйте.

Нет. Золото – 10640С, Серебро – 9620С.

  1. В каком состоянии (твердом или жидком) находится серебро и вольфрам при температуре 10000С?

Серебро – жидком (9620С), вольфрам - твердое (33870С).

  1. Какие металлы можно расплавить в медном сосуде?

Алюминий, серебро, золото, цинк, свинец….

ТЕСТ. «Плавление и отвердевание» (3 мин)

Выполняют работу по вариантам. Всего 2 варианта.

Ответы проецируются на доску. (Слайд № 1)

Взаимопроверка.

В). Работа с графиком. Давайте вспомним график плавления и отвердевания кристаллических тел.

(Слайд № 2) (5 мин)

  1. Какое вещество плавилось?

Лед

  1. Как вы это определили?

Именно лед плавится при температуре 00С

  1. Чему равна начальная температура льда?

- 200С

  1. Опишите, что происходит на всех участках графика.

АВ - Нагревание льда, ВС – Плавление льда, СD – нагревание воды, DE – Охлаждение воды, EF – отвердевание воды, FK – охлаждение льда.

  1. Что можно сказать о температуре плавления и отвердевания?

Они равны, т.к. вещества отвердевают при той же температуре, при которой плавятся.

  1. Объяснить процесс плавления.

При плавлении твердое тело поглощает тепло, vмолекул ↑, Eк ↑, размах колебаний молекул ↑, нарушается порядок в расположении частиц, происходит разрушение кристалла, U ↑.

  1. Почему в течении всего времени плавления температура льда не менялась, хотя горелка продолжала гореть?

Поступающая тепловая энергия шла на разрушение кристаллической решетки.

  1. Объясните процесс отвердевания.

При отвердевании жидкость выделяет (отдает) тепло, vмолекул ↓, Eк ↓, размах колебаний молекул ↓, расположении частиц становится упорядоченным, образуется кристалл, U ↓.

  1. Почему в течении всего времени отвердевания температура воды не менялась?

Выделение (отдача) тепла окружающей среде идет на образование кристалла.

II) Самостоятельная работа по графикам плавления или отвердевания. (4 мин)

Выполняют работу в парах.

После выполнения работы, на доску проецируются ответы. (Слайд № 3)

Выполняют работу в паре.

Через 3 минуты сдают работы на проверку учителю.

3. Этап постановки целей и задач урока. (1 мин)

Процессы плавления и отвердевания мы изучили только качественно. Следующая наша с вами задача заключается в том, чтобы научиться вычислять количество теплоты, затраченное на плавление и выделившееся при отвердевании, т.е. изучить эти процессы количественно.

(Слайд № 4)

Тема урока: Удельная теплота плавления.

Цель нашего урока: изучить физическую величину «Удельная теплота плавления» и вывести формулу для расчёта количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

Задачи:

  • Дать определение физической величины: «Удельная теплота плавления».

  • Узнать единицы измерения данной величины.

  • Вывести формулу для определения количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

  • Научиться находить по таблице удельную теплоту плавления данного вещества и объяснять её физический смысл.

  • Применять изученную на уроке формулу при решении задач.

4. Этап усвоения нового материала. (10 мин)

(Слайд № 5)

При выполнении эксперимента учеными было установлено, что для плавления 1 кг льда потребовалось 340000 Дж теплоты. Используя эти данные, ответьте мне на вопрос: Какое количество теплоты потребуется для плавления 2 кг льда?

А для плавления 10 кг льда ?

А любой m кг льда?


Вывод:




В ре­зуль­та­те раз­лич­ных экс­пе­ри­мен­тов уда­лось уста­но­вить, что для разных кристаллических ве­ще­ств одной и той же массы, тре­бу­ет­ся раз­лич­ное ко­ли­че­ство теп­ло­ты, чтобы пе­ре­ве­сти их из твёр­до­го со­сто­я­ния в жид­кое.

Тогда было ре­ше­но срав­нить эти ко­ли­че­ства теп­ло­ты при оди­на­ко­вой массе ве­ще­ства (1 кг) и занести в таблицу, фрагмент которой есть у вас в учебнике. Откройте учебник (стр. 37).

Для расчета количества теплоты которое потребуется для плавления того или иного вещества нужно знать какое количество теплоты потребуется для плавления 1 кг вещества, взятого при температуре плавления.

(Слайд № 6)

Может кто-то уже догадался, как называется эта величина.

Так что же показывает удельная теплота плавления.




С какими аналогичными величинами мы встречались с вами ранее?

Данную величину мы будем обозначать греческой буквой λ «лямбда» – Дж/кг

Найдите в таблице, чему равна удельная теплота плавления льда, железа и др.

Итак, λ льда =340 000 Дж/кг – что это означает?



λ железа =270 000 Дж/кг – что это означает?



Получается, что бы расплавить 1 кг железа количества теплоты требуется меньше, чем при плавлении льда. Как это может быть? Это объясняется тем, что большое количество теплоты при плавлении железа идет на то, чтобы поддерживать температуру плавления, а она у железа гораздо выше, чем у льда.

Опыты показали, что при отвердевании кристаллического вещества выделяется точно такое же количество теплоты, которое поглощается при его плавлении.

(Слайд № 7).

Для вы­чис­ле­ния ко­ли­че­ства теп­ло­ты, необ­хо­ди­мо­го для плав­ле­ния ве­ще­ства, ис­поль­зу­ет­ся фор­му­ла: Q = λm – поглощение тепла

Для вы­чис­ле­ния ко­ли­че­ства теп­ло­ты выделяющееся при кристаллизации, ис­поль­зу­ет­ся фор­му­ла: Q = - λm –выделение тепла

При решении задач необходимо понимать, что выведенные формулы используются для расчета количеств теплоты лишь тогда, когда температура тела равна температуре плавления.(показать на графике).

А вот кто и где использует изученную нами сегодня формулу на практике, вы напишите сообщение.






680 000 Дж

3 400 000Дж

Q =340 000·m


Зная это условие, мы можем рассчитать количество теплоты для любой массы льда.


















Эту величину назвали удельная теплота плавления вещества.

Показывает, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние.

Это с и q.






Что для превращения куска льда массой 1 кг, взятого при его температуре плавления, необходимо затратить 340000 Дж энергии.

Что для превращения куска железа массой 1 кг, взятого при температуре плавления, необходимо затратить 270000 Дж энергии.























ДЗ. Сообщение «Кто и где использует формулу количества теплоты необходимого для плавления или отвердевания вещества».

5. Этап закрепления изученного материала. ( 15 мин))

Решение задач.

Решаем совместно с учениками. Решения проецируются на доске.

Слайд № 8.

Задача № 1 – ВМЕСТЕ

Перед второй задачей к доске вызываются 2 ученика и решают 2 задачи. Пока они оформляют решение, мы решаем следующую - № 2.

Слайд № 9.

Задача № 2 – ВМЕСТЕ

Слайд № 12.

Задача № 5 – ВМЕСТЕ

Слайд № 13.

Задача № 6 – ВМЕСТЕ

Слайд № 14.

Задача № 7 – ВМЕСТЕ

Слайд № 15.

Задача № 8 – ВМЕСТЕ

Вопросы:

  1. Что называется удельной теплотой плавления?





  1. Как вычисляют количество теплоты, необходимое для плавления кристаллического тела, взятого при температуре плавления?

  2. Как вычислить количество теплоты, выделяющееся при кристаллизации тела, имеющего температуру плавления?





Слайд № 10.

Задача № 3 – УЧЕНИК - карточка

Слайд № 11.

Задача № 4 – УЧЕНИК - карточка













Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние.


Q = λm





Q = - λm

6. Заключительный этап. (1 мин)

Домашнее задание – на доске: §15, упр.8. Зад. 2(2) с 39, §3* на стр. 182 учебника.

Итак, мы многое успели,
Урок не просто отсидели:
Читали, думали, смотрели,
Задачи все решить сумели.
Достигли на уроке цели.

Спасибо всем вам за урок,

А главное чтоб был он впрок!

Я хочу совет вам дать:

Надо физику читать,

Чтоб задачи все решались

И ответы получались,

И тогда оценки «пять»

Будете всегда вы получать.

Ученики записывают в дневники домашнее задание.


Просмотр содержимого документа
«Формулы»

Q = c·m·(t2-t1 )- количество теплоты, необходимое для нагревания тела,(Дж)

Q = ̶ c·m·(t2-t1 )-количество теплоты, выделяемое им при охлаждении,(Дж)


с удельная теплоемкость,

mмасса вещества, (кг)

t2 конечная температура, (0С)

t1 начальная температура, (0С)


Q = qm

количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива, (Дж)

q удельная теплота сгорания топлива,

m - масса вещества, (кг)

Q = λm – количество теплоты, необходимое для плавления кристаллического тела, (Дж)

Q = ̶ λm – количество теплоты, выделяющееся при кристаллизации тела, (Дж)


λ «лямбда» - удельная теплота плавления,

m - масса вещества, (кг)

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ 1 вариант 2 вариант 1 – В 1 – В 2 – В 2 – Б 3 – В 3 – Б 4 – А 5 – Б 4 – Б 5 – А 6 – А 6 – Б 7 – Б 7 – А 8 – В 8 – А 0 ошибок – оценка 5, 2 ошибки – оценка 4, 3 - 5 – ошибок – оценка 3

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

1 вариант

2 вариант

1 – В

1 – В

2 – В

2 – Б

3 – В

3 – Б

4 – А

5 – Б

4 – Б

5 – А

6 – А

6 – Б

7 – Б

7 – А

8 – В

8 – А

0 ошибок – оценка 5,

2 ошибки – оценка 4,

3 - 5 – ошибок – оценка 3

График плавления и отвердевания кристаллических тел.

График плавления и отвердевания кристаллических тел.

Вариант № 1. График плавления t нач = 27 0 C; t кон = 327 0 C t плавл = 327 0 C Свинец. Вариант № 2. График отвердевания t нач = 282 0 C; t кон = 232 0 C t отверд = 232 0 C Олово. Вариант № 3. Отвердевание. Вольфрам. AB – охлаждение жидкого вольфрама. BC – отвердевание вольфрама. CD – охлаждение твердого вольфрама. 10 минут В точке B – в жидком состоянии. В точке С – в твердом состоянии. Вариант № 4.

Вариант № 1.

  • График плавления
  • t нач = 27 0 C; t кон = 327 0 C
  • t плавл = 327 0 C
  • Свинец.

Вариант № 2.

  • График отвердевания
  • t нач = 282 0 C; t кон = 232 0 C
  • t отверд = 232 0 C
  • Олово.

Вариант № 3.

  • Отвердевание.
  • Вольфрам.
  • AB – охлаждение жидкого вольфрама.
  • BC – отвердевание вольфрама.
  • CD – охлаждение твердого вольфрама.
  • 10 минут
  • В точке B – в жидком состоянии.
  • В точке С – в твердом состоянии.

Вариант № 4.

  • Плавление.
  • Алюминий.
  • AB – нагревание алюминия.
  • BC – плавление алюминия.
  • CD – нагревание жидкого алюминия.
  • 14 минут.
  • В точке B – в твердом состоянии.
  • В точке B – в жидком состоянии.
Тема урока:  Удельная теплота плавления.   Цель нашего урока: изучить физическую величину «Удельная теплота плавления» и вывести формулу для расчёта количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества. Задачи:

Тема урока: Удельная теплота плавления.

Цель нашего урока: изучить физическую величину «Удельная

теплота плавления» и вывести формулу для расчёта количества

теплоты при плавлении и отвердевании вещества.

Задачи:

  • Познакомиться с физической величиной «Удельная теплота плавления».
  • Узнать единицы измерения данной величины.
  • Вывести формулу для определения количества теплоты при плавлении и отвердевании вещества.
  • Научиться находить по таблице удельную теплоту плавления данного вещества и объяснять её физический смысл.
  • Применять изученную на уроке формулу при решении задач.
При выполнении эксперимента учеными было установлено, что для плавления 1 кг льда потребовалось 340 000 Дж теплоты. Используя эти данные, ответьте мне на вопрос: Какое количество теплоты потребуется для плавления 2 кг льда?  А для плавления 10 кг льда ? А любой m кг льда? 680 000 Дж 3 400 000 Дж Q=340 000·m Вывод: Зная это условие, мы можем рассчитать количество теплоты для любой массы льда.

При выполнении эксперимента учеными было установлено, что для плавления 1 кг льда потребовалось 340 000 Дж теплоты.

Используя эти данные, ответьте мне на вопрос:

Какое количество теплоты потребуется для плавления 2 кг льда?

А для плавления 10 кг льда ?

А любой m кг льда?

680 000 Дж

3 400 000 Дж

Q=340 000·m

Вывод: Зная это условие, мы можем рассчитать количество теплоты для любой массы льда.

Удельная теплота плавления вещества. Она показывает, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние.  λ «лямбда» – Дж/кг

Удельная теплота плавления вещества.

Она показывает, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в жидкое состояние.

λ «лямбда» – Дж/кг

Для вычисления количества теплоты, необходимого для плавления вещества, используется формула: Q = λm – поглощение тепла Для вычисления количества теплоты выделяющееся при кристаллизации, используется формула: Q = - λm – выделение тепла При решении задач необходимо понимать, что выведенные формулы используются для расчета количеств теплоты лишь тогда, когда температура тела равна температуре плавления

Для вычисления количества теплоты, необходимого для плавления вещества, используется формула:

Q = λm – поглощение тепла

Для вычисления количества теплоты выделяющееся при кристаллизации, используется формула:

Q = - λm – выделение тепла

При решении задач необходимо понимать, что выведенные формулы используются для расчета количеств теплоты лишь тогда, когда температура тела равна температуре плавления

Задача № 1 .  Определите энергию, необходимую для превращения в жидкое состояние 100 кг алюминия, взятого при температуре плавления. Решение: Q = λ  · m – количество теплоты необходимое для плавления алюминия, взятого при температуре плавления. Дано: Алюминий m  = 100кг    Q -? λ = 3,9 ·10⁵ Дж/кг Энергию , которую получает или теряет тело при теплопередаче, называют количеством  теплоты . Q = 100 кг · 3,9 · 10⁵ Дж/кг =390·10⁵ Дж = =39 000 000 Дж = 39 МДж Ответ: Q = 39 МДж

Задача № 1 . Определите энергию, необходимую для превращения в жидкое состояние 100 кг алюминия, взятого при температуре плавления.

Решение:

Q = λ · m – количество теплоты необходимое для плавления алюминия, взятого при температуре плавления.

Дано:

Алюминий

m = 100кг

Q -?

λ = 3,9 ·10⁵ Дж/кг

Энергию , которую получает или теряет тело при теплопередаче, называют количеством теплоты .

Q = 100 кг · 3,9 · 10⁵ Дж/кг =390·10⁵ Дж = =39 000 000 Дж = 39 МДж

Ответ: Q = 39 МДж

Задача № 2. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 500 г чугуна, взятого при температуре 1200 °С. СИ:  0,5 кг Дано: Чугун m = 500 г λ = 2,7· 10⁵ Дж/кг Q - ? Решение: 1200 °С – это и есть температура плавления чугуна. Значит, чугун взят при температуре плавления, поэтому задача решается  в одно действие: Q = λ · m Q ч = 2,7·10⁵ Дж/кг · 0,5 кг = 1,35·10⁵ Дж = 135000 Дж = 135 кДж  Ответ : Q = 135 кДж тепла

Задача № 2.

Определить количество теплоты, необходимое для плавления 500 г чугуна, взятого при температуре 1200 °С.

СИ:

0,5 кг

Дано:

Чугун

m = 500 г

λ = 2,7· 10⁵ Дж/кг

Q - ?

Решение:

1200 °С – это и есть температура плавления чугуна. Значит, чугун взят при температуре плавления, поэтому задача решается в одно действие:

Q = λ · m

Q ч = 2,7·10⁵ Дж/кг · 0,5 кг = 1,35·10⁵ Дж = 135000 Дж = 135 кДж

Ответ : Q = 135 кДж тепла

Задача № 3. Для плавления куска золота, взятого при температуре плавления, потребовалось 13400 Дж тепла. Определите массу золота (в г). Решение: Q = λ·m – количество теплоты необходимое для плавления золота, взятого при температуре плавления.   Q m =  λ  Дано: Золото  Q  = 13400 Дж     m  - ? λ = 0,67· 10⁵ Дж/кг  13400 Дж 13400 Дж m  = = = 0,2 кг = 200 г  0,67· 10⁵ Дж/кг 67000 (Дж/кг) Ответ: m = 200 г

Задача № 3.

Для плавления куска золота, взятого при температуре плавления, потребовалось 13400 Дж тепла. Определите массу золота (в г).

Решение:

Q = λ·m – количество теплоты необходимое для плавления золота, взятого при температуре плавления.

Q

m =

λ

Дано:

Золото

Q = 13400 Дж

m - ?

λ = 0,67· 10⁵ Дж/кг

13400 Дж 13400 Дж

m = = = 0,2 кг = 200 г

0,67· 10⁵ Дж/кг 67000 (Дж/кг)

Ответ: m = 200 г

Задача № 4. Для плавления куска парафина массой 400 г, взятого при температуре плавления, потребовалось 60 кДж тепла. Определите удельную теплоту плавления парафина Решение: Q = λ·m – количество теплоты необходимое для плавления парафина, взятого при температуре плавления.  Q λ  =  m  Дано: Парафин m = 400 г  Q  = 60к Дж  λ- ? СИ:   0,4 кг 60000 Дж  60000 Дж λ  = = 150000 Дж/кг = 1,5 ·10⁵ Дж/кг  0,4 кг Ответ: λ  = 1,5 ·10⁵ Дж/кг

Задача № 4.

Для плавления куска парафина массой 400 г, взятого при температуре плавления, потребовалось 60 кДж тепла. Определите удельную теплоту плавления парафина

Решение:

Q = λ·m – количество теплоты необходимое для плавления парафина, взятого при температуре плавления.

Q

λ =

m

Дано:

Парафин

m = 400 г

Q = 60к Дж

λ- ?

СИ:

0,4 кг

60000 Дж

60000 Дж

λ = = 150000 Дж/кг = 1,5 ·10⁵ Дж/кг

0,4 кг

Ответ: λ = 1,5 ·10⁵ Дж/кг

Задача № 5. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 500 кг чугуна, взятого при температуре 200 °С. Решение: Дано: Чугун m = 500 кг t 1 = 200°С Чугун взят НЕ при температуре плавления , а при 200 °С, поэтому задача решается в три действия: λ= 270 000 Дж/кг t 2 = 1200°С с = 540 Дж/(кг·°С) Q – ? 1) Q 1 = c · m · ( t 2 – t 1 ) - нагревание Q 1  = 540 Дж / (кг · °С) · 500 кг · (1200°С – 200°С) = 270 000 000 Дж = 270 МДж. 2) Q 2 = λ · m - плавление Q 2 = 270 000 Дж/кг · 500 кг = 135 000 000Дж = 135 МДж.  3) Q общее = Q 1 + Q 2  = 270 МДж + 135 МДж = 405 МДж. Ответ: Q = 405 МДж тепла.

Задача № 5.

Определить количество теплоты, необходимое для плавления 500 кг чугуна, взятого при температуре 200 °С.

Решение:

Дано:

Чугун

m = 500 кг

t 1 = 200°С

Чугун взят НЕ при температуре плавления , а при 200 °С, поэтому задача решается в три действия:

λ= 270 000 Дж/кг

t 2 = 1200°С

с = 540 Дж/(кг·°С)

Q – ?

1) Q 1 = c · m · ( t 2 t 1 ) - нагревание

Q 1 = 540 Дж / (кг · °С) · 500 кг · (1200°С – 200°С) = 270 000 000 Дж = 270 МДж.

2) Q 2 = λ · m - плавление

Q 2 = 270 000 Дж/кг · 500 кг = 135 000 000Дж = 135 МДж.

3) Q общее = Q 1 + Q 2 = 270 МДж + 135 МДж = 405 МДж.

Ответ: Q = 405 МДж тепла.

  • Q 1 = c · m · ( t 2 t 1 ) – количество теплоты необходимое для нагревания чугуна до температуры плавления.
  • Q 2 = λ · m - количество теплоты необходимое для плавления чугуна, взятого при температуре плавления.
  • Q общее = Q 1 + Q 2 - количество теплоты необходимое для плавления чугуна, взятого при температуре 200°С.
Задача № 6. Сколько количества теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении 10 граммов серебра до 62 0 С при температуре плавления. Дано: Серебро m = 10 г t 2 = 62°С Решение: СИ:   0,01 кг λ= 0,87 · 10 5 Дж/кг t 1 = 962°С с = 250 Дж/(кг·°С) Q – ? 1) Q 1 = - λ · m - отвердевание Q 1 = ̶ 0,87 ·10 5 Дж/кг · 0,01 кг = ̶ 0,0087 · 10 5 Дж = ̶ 870Дж.  2) Q 2 = c · m · (t 2 – t 1 ) - охлаждение Q 2  = 250 Дж / (кг · °С) · 0,01кг · (62°С – 962°С) = ̶ 2250Дж. 3) Q общее = Q 1 + Q 2  = ̶ 870 МДж ̶ 2250 МДж = ̶ 3120Дж = ̶ 3,12 кДж. Ответ: Q = ̶ 3,12 кДж тепла.

Задача № 6.

Сколько количества теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении 10 граммов серебра до 62 0 С при температуре плавления.

Дано:

Серебро

m = 10 г

t 2 = 62°С

Решение:

СИ:

0,01 кг

λ= 0,87 · 10 5 Дж/кг

t 1 = 962°С

с = 250 Дж/(кг·°С)

Q – ?

1) Q 1 = - λ · m - отвердевание

Q 1 = ̶ 0,87 ·10 5 Дж/кг · 0,01 кг = ̶ 0,0087 · 10 5 Дж = ̶ 870Дж.

2) Q 2 = c · m · (t 2 – t 1 ) - охлаждение

Q 2 = 250 Дж / (кг · °С) · 0,01кг · (62°С – 962°С) = ̶ 2250Дж.

3) Q общее = Q 1 + Q 2 = ̶ 870 МДж ̶ 2250 МДж = ̶ 3120Дж = ̶ 3,12 кДж.

Ответ: Q = ̶ 3,12 кДж тепла.

  • Q 1 = - λ · m - количество теплоты необходимое для кристаллизации серебра, взятого при температуре отвердевания.
  • Q 2 = c · m · ( t 2 t 1 ) – количество теплоты выделяемое серебром при остывании.
  • Q общее = Q 1 + Q 2 - количество теплоты выделенное при кристаллизации и охлаждении серебра.
Задача № 7. Какое количество теплоты необходимо для плавления 0,5кг льда. Начальная температура льда -10 0 С. Дано: Лед m = 0,5 кг t 1 = ̶ 10°С Решение: λ=3,4· 10 5 Дж/кг t 2 = 0°С с = 2100 Дж/(кг·°С) Q – ? 1) Q 1 = c · m · (t 2 – t 1 ) - нагревание Q 1  = 2100 Дж / (кг · °С) · 0,5кг · (0°С – ( ̶ 10°С)) = 10500 Дж = 10,5 кДж. 2) Q 2 = λ · m - плавление Q 2 = 3,4·10 5 Дж/кг · 0,5 кг = 1,7· 10 5 Дж = 170000Дж = 170 кДж.  3) Q общее = Q 1 + Q 2  = 10,5 кДж + 170 кДж = 180,5 кДж Ответ: Q = 180,5 кДж тепла.

Задача № 7.

Какое количество теплоты необходимо для плавления 0,5кг льда. Начальная температура льда -10 0 С.

Дано:

Лед

m = 0,5 кг

t 1 = ̶ 10°С

Решение:

λ=3,4· 10 5 Дж/кг

t 2 = 0°С

с = 2100 Дж/(кг·°С)

Q – ?

1) Q 1 = c · m · (t 2 – t 1 ) - нагревание

Q 1 = 2100 Дж / (кг · °С) · 0,5кг · (0°С – ( ̶ 10°С)) = 10500 Дж = 10,5 кДж.

2) Q 2 = λ · m - плавление

Q 2 = 3,4·10 5 Дж/кг · 0,5 кг = 1,7· 10 5 Дж = 170000Дж = 170 кДж.

3) Q общее = Q 1 + Q 2 = 10,5 кДж + 170 кДж = 180,5 кДж

Ответ: Q = 180,5 кДж тепла.

  • Q 1 = c · m · ( t 2 t 1 ) – количество теплоты необходимое для нагревания льда.
  • Q 2 = λ · m - количество теплоты необходимое для плавления льда, взятого при температуре плавления.
  • Q общее = Q 1 + Q 2 - количество теплоты необходимое для плавления льда, взятого при температуре (-10 °С ).
Задача № 8 Сколько энергии приобретет при плавлении кусок свинца массой 0,5 кг, взятый при температуре 27 °С? Решение:  Q 1 = m · λ – количество теплоты которое необходимо, чтобы расплавить свинец массой 0,5 кг. Q 2 = c·m·( t 2 - t 1 ) – количество теплоты необходимое для нагревания свинца от 27°С до 327 °С . Q общ = Q 1 + Q 2  – количество теплоты приобретет при плавлении кусок свинца массой 0,5 кг, взятый при температуре 27 °С   Дано: m = 0,5 кг λ = 0,25 ·10⁵ Дж/кг с = 140 Дж/(кг·°С) t 1 = 27 °C t 2 = 327 °C   Q -?

Задача № 8

Сколько энергии приобретет при плавлении кусок свинца массой 0,5 кг, взятый при температуре 27 °С?

Решение:

Q 1 = m · λ – количество теплоты которое необходимо, чтобы расплавить свинец массой 0,5 кг.

Q 2 = c·m·( t 2 - t 1 ) – количество теплоты необходимое для нагревания свинца от 27°С до 327 °С .

Q общ = Q 1 + Q 2 – количество теплоты приобретет при плавлении кусок свинца массой 0,5 кг, взятый при температуре 27 °С

Дано:

m = 0,5 кг

λ = 0,25 ·10⁵ Дж/кг

с = 140 Дж/(кг·°С)

t 1 = 27 °C

t 2 = 327 °C

Q -?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!