1. Психологический настрой учащихся. 2. Речевая разминка | - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения а) Заучивание чистоговорки: ша-ша-ша – погода хороша. шу-шу-шу – письмо я напишу шо-шо-шо – все будет хорошо. ши-ши-ши - ты деток посмеши. б) Артикуляция основных гласных – сочетание гласных а-у, ы-и, а-о, э-а, а-ы, и-о, а-и, а-э в) сочетание согласных. вмнкрстлмншспв г) лесенка ша шар шарф шарик шарики | Дети настраиваются на работу Заучивают скороговорку Читают гласные На одном дыхании пытаются произнести как можно больше звуков Чтение «лесенки» с увеличением количества букв |
3.Актуализация знаний учащихся. На доске запись ыл ил (первые буквы согласных закрыты) 4. Постановка учебной задачи. Учитель ставит на место второго звука, как и в первом слове, буква а 4. Знакомство с новой буквой. 5. Физминутка 6. Упражнение в чтении. . 7. Итог урока 8. Рефлексия | - Решите: в каком слове первый согласный звук должен быть мягким, а в каком – твердым? - докажите свое решение - Проверьте себя, прочитав слова. - Объясните, что значат эти слова. - Повторите известное правило чтения: «Вижу и читаю мягко» - Я задумала еще 2 слова, но сначала надо составить их звуковые схемы. Слова эти мак и мяч. - Подставьте над значками звуков слова мак буквы: мак. - Теперь обозначим буквами звуки второго слова. - Дальше я буду обозначать звуки буквами, а вы следите, получается ли задуманное слово. - Слово мяч не получается. - Сегодня на уроке мы откроем еще одну тайну букв нашего языка. - Проговорим хором слова. - Какие же звуки стоят в начале этих слов? - Кто знает, какая буква нужна для обозначения звука [а] после мягкого согласного? - Посмотрите на букву я. - Чем по своей «работе» буква я похожа на букву а? - Чем отличается? Внесем новую букву в схему, помогающую правильно читать. Самолёты загудели, Самолёты полетели. На полянку тихо сели, и снова полетели. а)Фронтальная работа с доской - Прочитайте слоги. (на, ля, па , ря, ся, мя, ра и т.д.) Прочитайте слова: няня, Ляля, Тася. - Какое правило использовали? б) Работа по букварю 1. - Найдите новую букву в верхней розовой рамке. - Какую «работу» будет выполнять буква я? - Проверьте, правильно ли она размещена в таблице, подсказывающей правило чтения. -Как узнать: когда для обозначения звука [а] используется буква А, а когда буква Я? 2. Чтение трехбуквенных слогов. -Где слово? 3. Чтение подборок слов. - Что обозначают слова? (шляпка – это еще и название части гриба) 4. Чтение второго столбика слов. - Нет ли среди этих слов таких, значение которых нужно уточнить? 5. Чтение разговора с кошкой по ролям. - С какой буквой познакомились? - Какую работу она выполняет в русском языке? - Скажем хором: Буква а и буква я Нам нужны для звука [а]. -Продолжите предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -Спасибо всем за урок. Молодцы! | Анализируют схемы и делают вывод - в первом слове твердый, во втором мягкий. «и – говори мягко», «ы- говори твердо» читают слова выл, вил, мыл, мил Читают правило Составляют схемы на доске и в тетради. Звук … обозначаю буквой … . Вызванный ученик обозначает первый звук буквой м. Мягкий [ м'] и твердый [м]. Отвечают на вопрос Обозначает тот же звук [а]. Буква а указывает на твердость согласного, а буква я – на мягкость. Выполняют задание Выполняют задание Читают слова и слоги. Вижу я – читаю мягко. Отвечают на вопросы с опорой на материал учебника. Дети читают слоги и определяют где слово и что оно обозначает? Чтение слов и объяснение их значений. Уточняется значение слов мякиш и мята. Буквой я. указывает на мягкость согласного. Произносят хором. Заканчивают предложения |