СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«УМКА» - программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 1-х классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Пояснительной записке прописаны актуальность, цель и задачи программы, принципы её реализации. Дан план реализации Программы. Программа рассчитана на 12 занятий. Предложено тематическое планирование. Прописаны ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности.

Просмотр содержимого документа
««УМКА» - программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 1-х классов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Отдел образования администрации г.Гая Оренбургской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Утверждаю:

Директор МАОУ «СОШ №8»

____________

«30» октября 2014г.

Приказ № 334

Регистрационный № 26

«УМКА» -

программа коррекционно-развивающих занятий

с  учащимися 1-х классов

МАОУ «СОШ №8»





Принята на педагогическом совете

МАОУ «СОШ №8»

Протокол № 4

от 30 октября 2014г.




Пояснительная записка

Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.

Практика показала, что достаточное количество детей приходит в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.

Данная программа предусматривает проведение специально построенной системы занятий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и формированию умений самостоятельно работать.

Основанием для разработки данной программы является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.от23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации", а также Федеральный государственный стандарт начального общего образования 2010 года, Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения";
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16,
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

Отличительными особенностями программы являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: психологом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Цели и задачи

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Принципы программы:

1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;

3) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

4) принцип единства диагностики и коррекции;

5) деятельностный принцип коррекции;

7) принцип комплексности методов психологического воздействия;

Характеристика программных мероприятий.

Этапы реализации:

Ι этап – подготовительный (сентябрь)

ΙΙ этап – диагностический (октябрь)

ΙΙΙ этап – коррекционно-развивающий (ноябрь – февраль)

ΙΥ этап – аналитический (март – апрель)

План реализации программы:

Сроки

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Мероприятия с педагогами

Ответственный

Выход

Октябрь

Входная диагностика регулятивных и познавательных УУД



Психолог

Аналитичес-кая справка, выступление на малом педсовете

Октябрь

Формирование коррекционных групп

Собеседование с родителями

Консультирова-ние по результатам

диагностики педагогов, выдача рекомендаций


Психолог, кл. руково-дители


Составление расписания занятий групп

Ноябрь - февраль

Занятия по программе «Умка»



Психолог

Анализ деятельности учащихся

Февраль

Выходная диагностика регулятивных и познавательных УУД



Психолог

Аналитичес-кая справка

Март



Школьный ПМПК

Психолог, кл. руководи-

тели

Школьный ПМПК

Апрель

Оформление документации, составление отчета по программе

Психолог

Составление отчета

Постоян-но


Индивидуальное консультирование по запросам

Психолог



Особенности организации работы по программе:

Программа рассчитана на учащихся 1-х классов. Количество человек в группе – 5-6

Время занятия - 35 минут.

Количество занятий в год – 12

Обучение безотметочное. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Занятия по программе состоят из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задач определенного вида, рефлексия деятельности. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Тематическое планирование:

№ п/п

Кол-во часов

Содержание занятия

1

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

3

1

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

4

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

5

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

6

1

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

7

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

8

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

9

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

10

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты

11

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

12

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант


Формы и методы работы:

Формы организации занятий: индивидуальная, групповая, смешанная, работа в парах

Формы работы с детьми: диагностика, наблюдение, сравнение личностных результатов ученика.

Методы обучения: практические, наглядные, словесные, самоанализ деятельности, тесты, ролевые игры.

Исполнители программы:

- педагог-психолог;

- классные руководители 1-х классов.

Объем и источники финансирования:

Финансирование программы осуществляется за счет бюджетного финансирования (субвенции и средства местного бюджета); за счет внебюджетного финансирования (предпринимательская деятельность, благотворительная помощь)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности:

В результате занятий по программе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль за исполнением программы:

Контроль за исполнением программы осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Материально-техническое оснащение:

Доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

Компьютер

Мультимедийный проектор

Видеофильмы, соответствующие тематике программы

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Стимульный и раздаточный материал.

Литература, использованная при создании программы:

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Литература для учителя:

  1. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.

  2. Агафонова И.Н. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений. – СПб.:, МиМ – Экспресс, 1996 – 96с.

  3. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. – М.: Линка - пресс, 2000. – 96с.

  4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240с.

Литература для учащихся:

1. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. – м.: РОСТ, Сприн, 1997 – 96с.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!