МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Отдел образования администрации г.Гая Оренбургской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Утверждаю:
Директор МАОУ «СОШ №8»
____________
«30» октября 2014г.
Приказ № 334
Регистрационный № 26
«УМКА» -
программа коррекционно-развивающих занятий
с учащимися 1-х классов
МАОУ «СОШ №8»
Принята на педагогическом совете
МАОУ «СОШ №8»
Протокол № 4
от 30 октября 2014г.
Пояснительная записка
Актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.
Практика показала, что достаточное количество детей приходит в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.
Данная программа предусматривает проведение специально построенной системы занятий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и формированию умений самостоятельно работать.
Основанием для разработки данной программы является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.от23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации", а также Федеральный государственный стандарт начального общего образования 2010 года, Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения";
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16,
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
Отличительными особенностями программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: психологом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цели и задачи
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Принципы программы:
1) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
2) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;
3) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
4) принцип единства диагностики и коррекции;
5) деятельностный принцип коррекции;
7) принцип комплексности методов психологического воздействия;
Характеристика программных мероприятий.
Этапы реализации:
Ι этап – подготовительный (сентябрь)
ΙΙ этап – диагностический (октябрь)
ΙΙΙ этап – коррекционно-развивающий (ноябрь – февраль)
ΙΥ этап – аналитический (март – апрель)
План реализации программы:
Сроки | Мероприятия с детьми | Мероприятия с родителями | Мероприятия с педагогами | Ответственный | Выход |
Октябрь | Входная диагностика регулятивных и познавательных УУД | | | Психолог | Аналитичес-кая справка, выступление на малом педсовете |
Октябрь | Формирование коррекционных групп | Собеседование с родителями | Консультирова-ние по результатам диагностики педагогов, выдача рекомендаций | Психолог, кл. руково-дители | Составление расписания занятий групп |
Ноябрь - февраль | Занятия по программе «Умка» | | | Психолог | Анализ деятельности учащихся |
Февраль | Выходная диагностика регулятивных и познавательных УУД | | | Психолог | Аналитичес-кая справка |
Март | | | Школьный ПМПК | Психолог, кл. руководи- тели | Школьный ПМПК |
Апрель | Оформление документации, составление отчета по программе | Психолог | Составление отчета |
Постоян-но | | Индивидуальное консультирование по запросам | Психолог | |
Особенности организации работы по программе:
Программа рассчитана на учащихся 1-х классов. Количество человек в группе – 5-6
Время занятия - 35 минут.
Количество занятий в год – 12
Обучение безотметочное. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Занятия по программе состоят из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задач определенного вида, рефлексия деятельности. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Тематическое планирование:
№ п/п | Кол-во часов | Содержание занятия |
1 | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) |
2 | 1 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
3 | 1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
4 | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. |
5 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
6 | 1 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу |
7 | 1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
8 | 1 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
9 | 1 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. |
10 | 1 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты |
11 | 1 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. |
12 | 1 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант |
Формы и методы работы:
Формы организации занятий: индивидуальная, групповая, смешанная, работа в парах
Формы работы с детьми: диагностика, наблюдение, сравнение личностных результатов ученика.
Методы обучения: практические, наглядные, словесные, самоанализ деятельности, тесты, ролевые игры.
Исполнители программы:
- педагог-психолог;
- классные руководители 1-х классов.
Объем и источники финансирования:
Финансирование программы осуществляется за счет бюджетного финансирования (субвенции и средства местного бюджета); за счет внебюджетного финансирования (предпринимательская деятельность, благотворительная помощь)
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности:
В результате занятий по программе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Читать и пересказывать текст.
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль за исполнением программы:
Контроль за исполнением программы осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Материально-техническое оснащение:
Доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок
Компьютер
Мультимедийный проектор
Видеофильмы, соответствующие тематике программы
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы
Стимульный и раздаточный материал.
Литература, использованная при создании программы:
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Литература для учителя:
36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
Агафонова И.Н. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений. – СПб.:, МиМ – Экспресс, 1996 – 96с.
Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. – М.: Линка - пресс, 2000. – 96с.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240с.
Литература для учащихся:
1. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. – м.: РОСТ, Сприн, 1997 – 96с.
8