СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Умники и умницы". Сборник олимпиад для 2-4 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник "Умники и умницы" содержит  готовые тексты олимпиад  для 2-4 классов с ключами и баллами. Имеются приложения  - по 8 олимпиад для каждого класса. В помощь педагогам и родителям для развития интеллектуальных способностей младших школьников, повышения их интереса к нестандартным видам заданий.

Просмотр содержимого документа
«"Умники и умницы". Сборник олимпиад для 2-4 классов.»

Начальная школа



Сборник олимпиад

«Умники и умницы»

2-4 классы



Составители

члены методсовета ММО учителей начальных классов

г. о. г. Чкаловск:

Орлова Л.Г.- учитель начальных классов МКОУ СШ №4 имени В. В. Клочкова;

Горохова Л.В. - учитель начальных классов МКОУ СШ №4 имени В. В. Клочкова;

Колюжева Г.Н.- учитель начальных классов МКОУ СШ №4 имени В. В. Клочкова;

Бахарева Л.К. - учитель начальных классов МКОУ СШ №5.



Чкаловск





СОДЕРЖАНИЕ

I

ВВЕДЕНИЕ

3

II

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ

4

III

ТЕКСТЫ ОЛИМПИАД ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ

8


Олимпиада «Интеллект» 2 класс (с ключами)

8


Олимпиада «Интеллект» 3 класс (с ключами)

14


Олимпиада по математике 4 класс (с ключами)

21


Олимпиада по русскому языку (с ключами)

25

IV

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

V

ИСТОЧНИКИ

32

VI

ПРИЛОЖЕНИЯ (сборники олимпиад для 2,3,4-х классов)

электронные папки

































I.ВВЕДЕНИЕ


Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одарённых учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их интеллектуальных способностей являются олимпиады. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка. Олимпиадное движение – это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости.

В г.о.г.Чкаловск уделяется большое внимание олимпиадному движению среди младших школьников. Сложилась определённая система подготовки и проведения олимпиад.

Участие в олимпиадах начинается с 1-го класса. Это подготовительный этап, во время которого учитель старается заинтересовать детей заданиями на развитие смекалки, логики, комбинаторики, пространственного мышления. Первые олимпиады проходят в классах. Готовит, проводит и оценивает их результаты сам учитель.

Для обучающихся 2-х и 3-х классов проводится интегрированная олимпиада «Интеллект».

Четвёртые классы – переходное звено из начальной школы в среднюю, поэтому олимпиады проводятся по отдельным предметам.

Составители Сборника олимпиад «Умники и умницы» рекомендуют использовать данное пособие учителям начальных классов, организаторам олимпиад, воспитателям групп продлённого дня, руководителям кружков дополнительного образования детей, а также родителям для занятий с детьми по совершенствованию предметных умений и навыков и тем, кто интересуется развитием познавательных способностей детей младшего школьного возраста.








II.ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ


Цель Олимпиады: Выявление одарённых и нестандартно мыслящих учащихся, развитие их познавательной активности, вовлекая в олимпиадное движение школьников.

Задачи:

1.Создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых детей и их дальнейшего интеллектуального развития.

2.Развитие универсальных учебных действий младших школьников.

3.Активизация мотивационного и интеллектуального потенциала учащихся.

4.Предоставление младшим школьникам возможности соревноваться со сверстниками в масштабах класса (I тур), школы ( II тур) и г.о.г.Чкаловск (муниципальный тур).


Рекомендации по организации и проведению олимпиад.

Общее руководство подготовкой и проведением муниципальной Олимпиады осуществляет оргкомитет. Состав оргкомитета формируется из членов методсовета учителей начальных классов.

Полномочия оргкомитета:

-осуществляет общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады;

-определяет регламент подготовки и проведения Олимпиады;

-рассматривает заявки на участие в Олимпиаде;

-определяет принципы отбора участников Олимпиады;

-разрабатывает тексты олимпиадных заданий, критерии методики оценки выполнения олимпиадных заданий;

-определяет порядок проверки работ участников Олимпиады;

-рассматривает спорные вопросы, возникающие в процессе проведения Олимпиады;

-анализирует, обобщает итоги Олимпиады;

-определяет победителей и призеров олимпиады, организует их награждение.


Порядок организации и проведения олимпиад.

2 класс

Олимпиада «Интеллект» проходит в три этапа: классный, школьный и муниципальный.

1.Классный тур является первым этапом Олимпиады среди учащихся 2-х классов

Организация, конкретные сроки проведения, количество и состав учащихся, участников классной Олимпиады, методическое обеспечение, порядок проведения и проверки работ, количество победителей и призеров определяется учителем данного класса.

Участники I тура, набравшие наибольшее количество баллов, имеют право принять участие во II (школьном) туре Олимпиады.

2.Школьный - II тур Олимпиады проводится в каждой школе по заданиям из серии « Интеллект».

Тексты заданий разрабатываются членами методсовета.

Порядок проведения и проверки работ, количество победителей и призеров определяют методические объединения учителей или администрация общеобразовательных учреждений.

3. Муниципальный (заочный) тур является заключительным этапом Олимпиады среди учащихся 2-х классов общеобразовательных учреждений г.о.г.Чкаловск.

Для участия в муниципальном этапе Олимпиады допускаются работы победителей и призёров школьного этапа.

Члены жюри просматривают работы и определяют призёров и победителей муниципального тура.

3 класс

Олимпиада «Интеллект» проходит в три этапа: классный, школьный и муниципальный.

1.Классный тур является первым этапом Олимпиады среди учащихся 3-х классов.

Организация, конкретные сроки проведения, количество и состав учащихся, участников классной Олимпиады, методическое обеспечение, порядок проведения и проверки работ, количество победителей и призеров определяется учителем данного класса.

2. Школьная Олимпиада является вторым этапом Олимпиады среди младших школьников и проводится непосредственно в образовательных учреждениях.

Организация, конкретные сроки проведения, количество и состав участников школьной Олимпиады, методическое обеспечение, порядок проведения и проверки работ, количество победителей и призеров определяется Положением о школьной Олимпиаде образовательного учреждения.

3. Муниципальная Олимпиада является третьим (заключительным) этапом олимпиады среди младших школьников. Тексты заданий разрабатываются членами методсовета.

В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 3-х классов общеобразовательных учреждений г.о.г. Чкаловск.

К участию в муниципальном этапе Олимпиады допускаются победители и призёры школьного этапа Олимпиады текущего года.

Особенности организации и проведения олимпиады «Интеллект»

во 2 и 3 классах.

Олимпиада «Интеллект» для 2-х и 3-х классов носит интегрированный характер. Она состоит из 3-х разделов: «Разминка», «Крепкий орешек», «Общие вопросы». Каждый раздел включает в себя вопросы и задания по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Для выполнения каждого этапа даётся определённое время в зависимости от сложности и объёма заданий. В совокупности оно составляет 45 минут.


Порядок организации и проведения предметных олимпиад.

4 класс

Олимпиада (предметная: русский язык, математика) проходит в три этапа: классный, школьный и муниципальный.

1.Классный тур является первым этапом предметной Олимпиады среди учащихся 4-х классов и проводится непосредственно в образовательных учреждениях

Организация, конкретные сроки проведения, количество и состав учащихся, участников классных олимпиад, методическое обеспечение, порядок проведения и проверки работ, количество победителей и призеров определяется учителем данного класса.

Участники I тура, набравшие наибольшее количество баллов, имеют право принять участие во II (школьном) туре Олимпиады.

2. Школьный - II тур Олимпиады проводится в школах.

Тексты заданий разрабатываются членами муниципального методического совета или школьного методического объединения. Порядок проведения и проверки работ определяет администрация школы.

Результаты Школьного тура учитываются при определении состава участников Муниципального тура.

3.Муниципальный тур является заключительным этапом предметных олимпиад среди учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений г.о.г.Чкаловск.

Для участия в муниципальном этапе Олимпиады допускаются победители и призёры школьного этапа.


Особенности организации и проведения предметных олимпиад

в 4-х классах.

Олимпиады по русскому языку и математике проводятся в одной из городских школ в разные дни. Время выполнения работ 60 минут.


Порядок определения победителей и призёров муниципального этапа.

Победителями и призерами муниципального этапа предметных олимпиад младших школьников могут быть участники, набравшие не менее 60% от общего количества максимально возможных баллов.

Победителями муниципального этапа предметных олимпиад признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов и занявшие I место. Призерами муниципального этапа Олимпиады считаются участники, занявшие II и Ш место.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются призами и грамотами.







































III. ТЕКСТЫ ОЛИМПИАД ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ

Олимпиада «Интеллект» 2 класс

  • РАЗМИНКА (время выполнения – 10 мин.)


Задание 1. Как называется круг на часах, на котором изображены цифры? Подчеркни правильный ответ.

1.Транспортир 2. Циферблат 3. Алфавит 4. Календарь


Задание 2. Мысленно закрой пенал и прочти имя его владельца. Подчеркни правильный ответ.

1. Саша 2. Маша 3. Паша 4. Гена


Задание 3. На скамейке сидят Маша, её мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой Маши? Подчеркни правильный ответ.


1.Бабушка 2. Кукла 3. Маша 4. Никто


З адание 4. Иван живет в своем доме вместе с папой и мамой, а ещё с ними живут собака, попугай и три золотые рыбки. Сколько всего ног у обитателей этого дома? Напиши ответ:


Задание 5. Если ты знаешь, что Николай - сын брата твоего папы, тогда Николай – твой …

1. Племянник 2.Дядя 3.Двоюродный брат 4. Брат


Задание 6. Проведи буквы по дорожкам, впиши их в «домики» и узнай, какая фраза получится._____________________________________

  • 2. Задания на смекалку «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК» (30мин.)


Задание 1. Коротышки из Солнечного города решили занимать спортом. Гимнастику выбрали 12 коротышек. Бокс - на 4 меньше, чем гимнастику, а футбол - на 5 больше, бокс. Сколько коротышек занялось спортом? Какой вид спорта предпочитают коротышки? Реши задачу и напиши ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

З адание 2. Если у стола четырёхугольной формы отпилить угол, сколько углов у него останется? Ответ:

Задание 3. У Маши три брата и две сестры. Сколько братьев и сестёр у её брата Пети? Подчеркни правильный ответ.

1.) 3 брата и 2 сестры;

2) 2 брата и 2 сестры;

3) 2 брата и 3 сестры;

4) 3 брата и 3 сестры


Задание 4. Вместо того, чтобы прибавить 26, Марина вычла 26. На сколько ее результат будет отличаться от правильного?

Реши и запиши ответ: _____________________________________________


Задание 5. У Никиты два арбуза одинакового веса. Вместе с ними Никита весит 36 кг. А его собственный вес 30 кг. Сколько весит один арбуз?

Реши задачу: _____________________________________________________

_______________________________________________________


Задание 6. Дети шли по улице парами. Костя насчитал 3 пары впереди себя и столько же пар после себя. Сколько детей шло по улице?

Подчеркни правильный ответ.

1) 12 2) 14 3) 16 4) 18


Задание 7. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки? Подчеркни.

  • водит

  • пашешь

  • верит

Задание 8. Найди общее начало для слов:


…….тина, .….тошка, …..та, .….ман, ..…тон.

Задание 9. Сколько раз в стихотворении встречается звук “ш”?


- Ты скажи мне, милый ёж
Чем ежиный мех хорош?
- Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмешь.
__________



Задание 10. В каком слове количество букв и звуков одинаковое?

1) ястреб 2) цель 3) ружьё 4) быстрые


Задание 11. Однажды я шел по джунглям со своим фотоаппаратом.

Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее:

Если, беспечный фотограф, ты жаждешь знать, что тебя ожидает в пути, вычеркни буквы, которые дважды в этой записке сумеешь найти.
Записка перед вами. Что в ней написано?

Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К
Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А
Ж Э Б О Й Ф М А Й С Ч У Ш Ш П

_______________________________________________________________


Задание 12. Кто из них не является писателем? Подчеркни.

    1. В. Осеева

    2. А. Чехов

    3. П. Чайковский

    4. Н. Носов

    5. К. Чуковский




  • 3. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ (время выполнения – 5 мин.)

Задание: Отметь знаком + верные утверждения.

  1. Изюм – это высушенная ягода винограда.


  1. В мае 30 дней.


  1. «Зарубить себе на носу» - это значит, разбить себе нос.


  1. Земля меньше Луны.


  1. Тёплый воздух легче холодного.


  1. Самая длинная в радуге дуга красного цвета.


  1. У снежинки 8 лучей.


  1. Сказку «Дюймовочка» написал Шарль Перро.


  1. В слове «меч» все согласные звуки мягкие.


  1. Медуница – это растение.




Олимпиада «Интеллект» 2 класс

(КЛЮЧИ)


  • РАЗМИНКА (время выполнения – 10 мин.)


Задание 1. Как называется круг на часах, на котором изображены цифры? Подчеркни правильный ответ.

1.Транспортир 2. Циферблат 3. Алфавит 4. Календарь (1 балл)



Задание 2. Мысленно закрой пенал и прочти имя его владельца. Подчеркни правильный ответ.

1. Саша 2. Маша 3. Паша 4. Гена( 2 балла)


Задание 3. На скамейке сидят Маша, её мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой Маши? Подчеркни правильный ответ.


1.Бабушка 2. Кукла 3. Маша 4. Никто( 2 балла)



З

12

адание 4. Иван живет в своем доме вместе с папой и мамой, а ещё с ними живут собака, попугай и три золотые рыбки. Сколько всего ног у обитателей этого дома? Напиши ответ: ( 2 балла)


Задание 5. Если ты знаешь, что Николай - сын брата твоего папы, тогда Николай – твой …

1. Племянник 2. Дядя 3. Двоюродный брат 4. Брат( 2 балла)



Задание 6.Проведи буквы по дорожкам, впиши их в «домики» и узнай, какая фраза получится. ШОКОЛАДНЫЙ ДОМИК ( 2 балла)


  • 2. Задания на смекалку «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК» (30мин.)


Задание 1. Коротышки из Солнечно города решили занимать спортом. Гимнастику выбрали 12 коротышек. Бокс - на 4 меньше, чем гимнастику, а футбол - на 5 больше, бокс. Сколько коротышек занялось спортом? Какой вид спорта предпочитают коротышки? Реши задачу и напиши ответ.

  1. 12-4=8 (к.) –выбрали бокс

  2. 8+5=13 (к.)-выбрали футбол.

  3. 12+8+13=33 (к.) – занимались спортом

Ответ: 33 коротышки занимались спортом; коротышки предпочитали футбол

( 2 балла за решение + 1балл за ответ на вопрос)



З

5

адание 2. Если у стола четырёхугольной формы отпилить угол, сколько углов у него останется? Ответ: ( 1 балл)

Задание 3. У Маши три брата и две сестры. Сколько братьев и сестёр у её брата Пети?

Подчеркни правильный ответ.

1.) 3 брата и 2 сестры;

2) 2 брата и 2 сестры;

3) 2 брата и 3 сестры;

4) 3 брата и 3 сестры. ( 2 балла)


Задание 4. Вместо того, чтобы прибавить 26, Марина вычла 26. На сколько ее результат будет отличаться от правильного?

Реши и запиши ответ:26+26=52 Ответ: на 52 ( 2 балла)


Задание 5. У Никиты два арбуза одинакового веса. Вместе с ними Никита весит 36 кг. А его собственный вес 30 кг. Сколько весит один арбуз? ( 2 балла)

Реши задачу: 1) 36-30=6(кг) – весят 2 арбуза

2) 6:2=3(кг) – весит 1 арбуз

Ответ: 3 кг



Задание 6. Дети шли по улице парами. Костя насчитал 3 пары впереди себя и столько же пар после себя. Сколько детей шло по улице?

Подчеркни правильный ответ.

1) 12 2) 14 3) 16 4) 18 ( 2 балла)


Задание 7

В каком слове есть только твёрдые согласные звуки? Подчеркни.

  • водит

  • пашешь ( 1 балл )

  • верит


Задание 8. Найди общее начало для слов:


картина, картошка, карта, карман, картон. ( 1 балл)


Задание 9 . Сколько раз в стихотворении встречается звук “ш”?


- Ты скажи мне, милый ёж
Чем ежиный мех хорош?
-
Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмешь.

Ответ: 4 раза ( 1 балл)



Задание 10. В каком слове количество букв и звуков одинаковое?


1) ястреб 2) цель 3) ружьё 4) быстрые ( 1 балл)


Задание 11. Однажды я шел по джунглям со своим фотоаппаратом.

Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее:

Если, беспечный фотограф, ты жаждешь знать, что тебя ожидает в пути, вычеркни буквы, которые дважды в этой записке сумеешь найти.
Записка перед вами. Что в ней написано?

Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К
Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А
Ж Э Б О Й Ф М А Й С Ч У Ш Ш П

ТИГРЫ В ЛЕСУ ( 3 балла )

Задание 12. Кто из них не является писателем? Подчеркни.

  1. В. Осеева

  2. А. Чехов

  3. П. Чайковский

  4. Н. Носов

  5. К. Чуковский ( 1 балл )

  • 3. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ (время выполнения – 5 мин.)

Задание: Отметь знаком + верные утверждения.

За каждый верный ответ + 0,5 балла (МАХ - 5 баллов)

За каждый неверный ответ – 0,5 балла

  1. Изюм – это высушенная ягода винограда.

+

  1. В мае 30 дней.

-

  1. «Зарубить себе на носу» - это значит, разбить себе нос.

-

  1. Земля меньше Луны.

-

  1. Тёплый воздух легче холодного.

+

  1. Самая длинная в радуге дуга красного цвета.

+

  1. У снежинки 8 лучей.

-

  1. Сказку «Дюймовочка» написал Шарль Перро.

-

  1. В слове «меч» все согласные звуки мягкие.

+

  1. Медуница – это растение.

+



Олимпиада «Интеллект» 3 класс

  • Разминка ( 10 минут)

1) Задание: Сколько групп из трёх последовательных цифр дают в сумме 14?

5 3 4 7 1 6 9 2 8 1 5 8 3 2 4

Ответ: ___ групп(ы). Выпиши эти группы: ____________________________


2) Задание: Отметь √ ошибочные высказывания:

а) Квадрат не является четырехугольником.

б) У прямоугольника диагонали равны по длине.

в) Прямоугольником называется квадрат, у которого все углы прямые.

г) У любого прямоугольника все стороны равны.


3) Задание: На одной чашке весов находятся две одинаковые коробки с печеньем, и стоит гиря в 2 кг, а на другой – 3 гири по 4 кг. Весы находятся в равновесии. Найдите массу каждой коробки.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________


4) Задание: Расшифруй письмо, запиши его по правилам орфографии и пунктуации:

[й’ура



з’д’эс’ ч’удный’ лук


й’а у п’ин’ка л’ижу


мн’э с’н’ица грус’т’ пад й’олкай’

_____________________________

ил’й’а]



5) Задание: Шарада. Разгадай и напиши оба слова.

Из трёх букв я состою,

В Новый год квартиры украшаю,

А добавить букву «м» -

Плавать кораблю мешаю. ( _____ - _______ )


6) Задание. Вычеркните повторяющиеся буквы. А из оставшихся — узнайте и запишите загаданного популярного героя русских народных сказок.

ПЧЕЛА ТУЧА ШАР РЫБА БАЛ БЫЧОК

Ответ: _______________________________________


  • 2. Задания на смекалку « Крепкий орешек» ( 30 минут )


1) Задание: Выбери верное высказывание (обведи букву):

а) Если число чётное, то при делении этого числа на 2 получается в остатке 1.

б) Если число нечётное, то при делении этого числа на 2 в остатке получается 0.

в) Остаток при делении не может равняться делителю или быть его больше.


2) Задача: Если сложить значки Лены и Кати вместе и из общего числа убрать 10 значков, то получится количество значков у Иры. У Лены на 23 значка меньше, чем у Иры. Сосчитайте, сколько значков у Лены и сколько у Кати, если у Иры 45 значков.

Решение: ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:____________________________________________________________________________


3) Задача: Вдоль беговой дорожки расставлены столбы. Старт дан у первого столба. Через 12 мин бегун был у четвертого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у седьмого столба? (Скорость бегуна одинаковая)

Решение: __________________________________________________________

_________________________________________________________________

Ответ: _________________________________________________________

4 ) Задание: Какая из пронумерованных картинок должна быть помещена в ячейку со знаком «?»












Ответ: №



5) Задание: Найди ошибочные утверждения (обведи букву):

а) для слова «рисунок» проверочным является слово «рис»;

б) слово «подъезд» имеет два варианта переноса;

в) в слове «весёлая» четыре слога;

г) в слове «камен…щик» пишется мягкий знак, так как звук [н`] мягкий;

д) в предложении «Дарья любит играть с Еленой» восемь мягких согласных звуков.


6)Задание: Раздели слова на 2 группы: 1)с приставкой за-

2) без приставки.

Замереть, зажигалка, зайчонок, закат, задача, запрет, заря, замок, запах, заработок.


7) Задание:

  1. Прочитай предложения.

  2. Подчеркни одной чертой каждое найденное слово, если в нём есть:

    • слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением

    • это не прилагательное

    • относится к мужскому роду

  1. Не догонишь и конём, коль опоздаешь одним днём.

  2. Костёр маслом заливать – лишь огня прибавлять.

  3. Здоровья за деньги не купишь.

  4. Снегирь под окном чирикает – к оттепели.


8) Задание: Из каких басен эти крылатые выражения (соедини верные пары)

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

«Стрекоза и Муравей»

Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.

«Ворона и Лисица»

Ты всё пела, это дело, так поди же попляши!

«Слон и Моська»


Назови автора всех этих басен: ____________________________________


9) Задание: Определите название сказки

ЛИМОН + РОЗА + КОД – ДЛИНА = ______________________


10) Задание: Закончи фразу словом по смыслу:

*Ядро относится к Мюнхгаузену, как ______________ к Емеле.

*Денис и Мишка так относятся к Драгунскому, как Колька и Мишка к ________________ .


  • Общие вопросы (5 минут)

Задание: Ответь «Да» или «Нет»

В.П. Чкалов родился 4 февраля 1902 года


Пингвины живут на севере.


Родина Шарля Перро – Франция.


Камень рубин зелёного цвета.


Марафон – это бег на длинные дистанции.


9 мая 2020 года мы отмечали 75-летие великой Победы.


Врач, занимающийся лечением болезней сердца - сердцеед.


Россия – самая большая по площади страна в мире.


Книгу «Волшебник изумрудного города» написал Эдуард Успенский.


Внутри мыльного пузыря воздух.




Олимпиада «Интеллект» 3 класс

(КЛЮЧИ)

  • Разминка ( 10 минут)

1) Задание: Сколько групп из трёх последовательных цифр дают в сумме 14?

5 3 4 7 1 6 9 2 8 1 5 8 3 2 4

Ответ: 4 групп(ы). Выпиши эти группы: 347, 716, 815, 158 (2 балла)


2) Задание: Отметь √ ошибочные высказывания:

а) Квадрат не является четырехугольником.

б) У прямоугольника диагонали равны по длине.

в) Прямоугольником называется квадрат, у которого все углы прямые.

г) У любого прямоугольника все стороны равны. √ (2 балла)


3) Задание: На одной чашке весов находятся две одинаковые коробки с печеньем, и стоит гиря в 2 кг, а на другой – 3 гири по 4 кг. Весы находятся в равновесии. Найдите массу каждой коробки.

Решение: 1) 4*3= 12 кг – на др. чаше; 2)12-2 = 10 кг- две коробки с печеньем; 3)10:2=5 кг – масса каждой коробки

Ответ: 5 кг – масса каждой коробки (3 балла)


4) Задание: Расшифруй письмо, запиши его по правилам орфографии и пунктуации:

[й’ура


Юра!

з’д’эс’ ч’удный’ лук

Здесь чудный луг!

й’а у п’ин’ка л’ижу

Я у пенька лежу.

мн’э с’н’ица грус’т’ пад й’олкай’

Мне снится груздь под ёлкой.

ил’й’а]

Илья

(max 5 баллов –по 1 баллу за строчку)

5) Задание: Шарада. Разгадай и напиши оба слова.

Из трёх букв я состою,

В Новый год квартиры украшаю,

А добавить букву «м» -

Плавать кораблю мешаю. ( ель - мель) 2 балла


6) Задание. Вычеркните повторяющиеся буквы. А из оставшихся — узнайте и запишите загаданного популярного героя русских народных сказок.

ПЧЕЛА ТУЧА ШАР РЫБА БАЛ БЫЧОК Ответ: ПЕТУШОК (2 балла)


  • Задания на смекалку « Крепкий орешек» ( 30 минут )


1) Задание: Выбери верное высказывание (обведи букву):

а) Если число чётное, то при делении этого числа на 2 получается в остатке 1.

б) Если число нечётное, то при делении этого числа на 2 в остатке получается 0.

в) Остаток при делении не может равняться делителю или быть его больше. ( 2 балла)


2) Задача: Если сложить значки Лены и Кати вместе и из общего числа убрать 10 значков, то получится количество значков у Иры. У Лены на 23 значка меньше, чем у Иры. Сосчитайте, сколько значков у Лены и сколько у Кати, если у Иры 45 значков.

Решение: 1)45-23=22 – значка у Лены, 2)45+10=55 – значков у Лены и Кати вместе, 3)55-22=33 – значка у Кати

Ответ: 22 значка у Лены и 33 - у Кати. ( 4 балла)


3 ) Задача: Вдоль беговой дорожки расставлены столбы. Старт дан у первого столба. Через 12 мин бегун был у четвертого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у седьмого столба? (Скорость бегуна одинаковая)

Решение: 1_2_3_4_5_6_7

12 мин.

1) 12:3=4 мин.- между столбами; 2) 4*6=24 мин.

Ответ: через 24 минуты (3 балла)

4 ) Задание: Какая из пронумерованных картинок должна быть помещена в ячейку со знаком «?»










4



Ответ: № ( 2 балла)

5) Задание: Найди ошибочные утверждения (обведи букву):

а) для слова «рисунок» проверочным является слово «рис»;

б) слово «подъезд» имеет два варианта переноса;

в) в слове «весёлая» четыре слога;

г) в слове «камен…щик» пишется мягкий знак, так как звук [н`] мягкий;

д) в предложении «Дарья любит играть с Еленой» восемь мягких согласных звуков. (Max 3 балла: по 1 б. за прав. выбор; за ошибку – 1 б.)


6)Задание: Раздели слова на 2 группы: 1)с приставкой за-; 2) без приставки.

Замереть, зажигалка, зайчонок, закат, задача, запрет, заря, замок, запах, заработок. (Max 3 балла: по 0,5 б. за слово; за ошибку- 0,5 б.)

7) Задание:

  1. Прочитай предложения.

  2. Подчеркни одной чертой каждое найденное слово, если в нём есть:

    • слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением

    • это не прилагательное

    • относится к мужскому роду

  1. Не догонишь и конём, коль опоздаешь одним днём.

  2. Костёр маслом заливать – лишь огня прибавлять.

  3. Здоровья за деньги не купишь.

  4. Снегирь под окном чирикает – к оттепели.

(Max 6 баллов: по 2 б. за слово; за ошибку - 0,5 б)


8) Задание: Из каких басен эти крылатые выражения (соедини верные пары)

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

«Ворона и Лисица»

Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.

«Слон и Моська»

Ты всё пела, это дело, так поди же попляши!

«Стрекоза и Муравей»

Назови автора всех этих басен: Крылов И.А.

(По 1 баллу за каждый верный ответ)


9) Задание: Определите название сказки

ЛИМОН + РОЗА + КОД – ДЛИНА = МОРОЗКО (2 балла)


10) Задание: Закончи фразу словом по смыслу:

*Ядро относится к Мюнхгаузену, как печка к Емеле.

*Денис и Мишка так относятся к Драгунскому, как Колька и Мишка к Носову. ( По 1 баллу за правильный ответ)

  • 3. Общие вопросы (5 минут)

Задание: Ответь «Да» или «Нет»

В.П. Чкалов родился 4 февраля 1902 года

нет

Пингвины живут на севере.

нет

Родина Шарля Перро – Франция.

да

Камень рубин зелёного цвета.

нет

Марафон – это бег на длинные дистанции.

да

9 мая 2020 года мы отмечали 75-летие великой Победы.

да

Врач, занимающийся лечением болезней сердца - сердцеед.

нет

Россия – самая большая по площади страна в мире.

да

Книгу «Волшебник изумрудного города» написал Эдуард Успенский.

нет

Внутри мыльного пузыря воздух.

да


(Max 5 баллов: по 0,5 баллов за правильный ответ;

- 0,5 балла за ошибку)




Олимпиада по математике

4 класс


1.Полтрети числа - число 100. Какое это число?

Решение: _______________________________ Ответ: _______________


2.Сколько здесь квадратов?











Ответ: __________________________

3. Сколько существует двузначных чисел, у которых вторая цифра больше первой? Запиши эти числа.

О твет: чисел. Это числа: _______________________________________

4.Поставили подряд 8 мешков. Вес первого мешка – 88 кг, а вес каждого следующего – на 8 кг меньше предыдущего. Найди массу8 мешков. Решение:______________________________________________________ ______________________________________________________________ Ответ: _______________________________________________


5.Спортсменов построили в колонны по 6 человек, а затем перестроили, поставив по 4 человека. Сколько всего спортсменов,если их больше 90, и меньше100. __________________________________________________________________ Ответ: ______________________________________________________
6.Участок квадратной формы велосипедист объехал за 3 часа со скоростью 12 км/ч. Чему равна площадь этого участка? Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: __________________________________________________________

7.Иван, Пётр и Сидор ели конфеты. Их фамилии — Иванов, Петров и Сидоров. Иванов съел на 2 конфеты меньше Ивана, Петров – на 2 конфеты меньше Петра, а Пётр съел больше всех. У кого какая фамилия?

Запиши решение и ответ.___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Одни часы отстают на 25 минут, показывая 1 ч 50 мин. Какое время показывают другие часы, если они спешат на 15 мин?

Решение: ____________________________________________________

______________________________________________________________

Ответ: _______________________________________________________


9.Крестьянин, зная, что корова стоит вчетверо дороже собаки, а лошадь вчетверо дороже коровы, взял с собой на ярмарку 200 рублей и на эти деньги купил собаку, двух коров и лошадь. Сколько стоило каждое животное?

Решение: ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:___________________________________________________________

10. Магазин получил со склада 100 линеек. Одни из них имеют длину 20 см, а другие - 30 см. Общая длина линеек 220 м. Сколько 20 сантиметровых линеек получил магазин?

Решение:__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________________________________


КЛЮЧИ к олимпиаде по математике

4 класс


1.Полтрети числа - число 100. Какое это число?

Решение:100 * 2 * 3 = 600Ответ: число 600 (2 балла)











2.Сколько здесь квадратов?

Ответ:14 квадратов (1балл)

3. Сколько существует двузначных чисел, у которых вторая цифра больше первой? Запиши эти числа.

Ответ: 36 чисел.

Это числа: 12 13 14 15 16 17 18 19 23 24 25 26 27 28 29 34 35 36 37 38 39 45 46 47 48 49 56 57 58 59 67 68 69 78 79 89 ( 3 балла)


4.Поставили подряд 8 мешков. Вес первого мешка – 88 кг, а вес каждого следующего – на 8 кг меньше предыдущего. Найди массу8 мешков. Решение: 88+80+72+64+56+48+40+32=480 (кг) Ответ:480 кг – масса 8 мешков. ( 3 балла)


5.Спортсменов построили в колонны по 6 человек, а затем перестроили, поставив по 4 человека. Сколько всего спортсменов,если их больше 90, и меньше100. Ответ: 96 спортсменов, потому что 96 делится и на 6, и на 4, в случае если их больше 90, и меньше100 (4 балла)
6.Участок квадратной формы велосипедист объехал за 3 часа со скоростью 12 км/ч. Чему равна площадь этого участка? Решение: 1) 3*12=36 (км ) - расстояние, периметр.                                                             2) 36:4=9 (км) - 1 сторона 3) 9*9=81 (кв. км) - Sучастка Ответ:81 к.в км - площадь этогоучастка (5 баллов)

7.Иван, Пётр и Сидор ели конфеты. Их фамилии — Иванов, Петров и Сидоров. Иванов съел на 2 конфеты меньше Ивана, Петров – на 2 конфеты меньше Петра, а Пётр съел больше всех. У кого какая фамилия?

Ответ: Пётр – Сидоров, Сидор – Иванов, Иван – Петров (4 балла)


8. Одни часы отстают на 25 минут, показывая 1 ч 50 мин. Какое время показывают другие часы, если они спешат на 15 мин?

Решение:  1 час 50 мин+25 мин = 2 часа15 мин

                  2 часа 15 мин+15 мин =2 часа 30мин


Ответ: 2 часа 30 минут (4 балла)


9.Крестьянин, зная, что корова стоит вчетверо дороже собаки, а лошадь вчетверо дороже коровы, взял с собой на ярмарку 200 рублей и на эти деньги купил собаку, двух коров и лошадь. Сколько стоило каждое животное?

Решение и ответ:

I способ: Если принять цену собаки за одну часть, то цена коровы – 4 части, а лошади – 16 частей.

1 + 4· 2 + 16 = 25 (частей) составляет вся покупка

200 : 25 = 8 (руб.) цена собаки

8 · 4 = 32 (руб.) цена коровы

32 · 4 = 128 (руб.) цена лошади

II способ: Если принять цену собаки за х, то цена коровы – 4 х,

а лошади – 16 х.

Запишем уравнение: х + 2*4х + 16х = 200

25*х = 200

х = 200:25

х = 8(руб.)- цена собаки

8 · 4 = 32 (руб.) цена коровы

32 · 4 = 128 (руб.) цена лошади (7 баллов)


10. Магазин получил со склада 100 линеек. Одни из них имеют длину 20 см, а другие - 30 см. Общая длина линеек 220 м. Сколько 20 сантиметровых линеек получил магазин?

Решение: 22м=2200 см

1)30-20=10(см) разница в длине линеек

2) 20*100=2000(см) была бы длина только 20см линеек

3)2200-2000=200(см) разница в длине

4)200:10=20(л) было 30см линеек.

5)100-20 = 80(л)

Ответ: было 80 штук линеек по 20 см (7 баллов)



Олимпиада по русскому языку

4 класс


1.Узнайте слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках.

1) Глухой – ф, звонкий …

2) Предпоследняя буква в слове ветер.

3) Стоит за буквой Р в алфавите.

4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.

5) Первая буква алфавита. Ответ: ___________________


2.Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило:

врачи, жара, часы, грибной,…Какое слово пятое? 

А) роща

Б) лыжи

В) рукав

Г) трава

Д) частый Ответ: _____________________


3. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.  А как будут называться эти животные женского рода?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________


4. В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?

(А) сказала волшебнику, что она медведь;

(Б) спрятала хвост;

(В) сказала волшебнику, что она не хищник;

(Г) сказала волшебнику, что она лисица;

(Д) покрасила шерсть в серый цвет.

Ответ: _________________________________________________________


5. Сколько в стихотворении слов с окончанием ? Выпиши эти слова.

Весло везло осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло…

______________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Угадай слова по историческим сведениям об их происхождении.

  1. Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? ______________________

  2. Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? ________________________

  3. Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»? __________________________


7. Внесите в первую колонку таблицы следующие слова с учётом состава слова: хвастунишка, холодный, похолодело, холодище.




корень, суффикс, окончание



корень, суффикс, суффикс, окончание



приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание





8. Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:


он в математике кошку съел


делать из букашки слона


ходить уткой


бежал сломя нос


сапоги супа просят


спустя манжеты



9. Вставь слово, которое означает то же, что и слова, стоящие вне скобок. Помни, что число точек равно числу букв.

головной убор ( …… ) страна

оружие ( ... ) овощ

литературное произведение ( ….. ) мужское имя

лиственное дерево ( ... ) глупый человек

кровеносный сосуд ( .... ) столица Австрии

срочная телеграмма ( …… ) электрический разряд


10. Даны пять словосочетаний: КУВШИН ИЗ СЕРЕБРА; ВЕСТИ ИЗ ДОМА; ПОБЕГ ИЗ ТЕМНИЦЫ; ВОДА ИЗ КОЛОДЦА; СТРАНИЦА ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ. В чём главное отличие словосочетания КУВШИН ИЗ СЕРЕБРА от всех других? Напиши несколько словосочетаний, подобных данному.

Отличие: ____________________________________________________________________

Словосочетания: ____________________________________________________

____________________________________________________________________


11. Вспомни и напиши несколько слов мужского рода, оканчивающихся

на «а». Например: (он) ЗАДИРА.

________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Прочитай предложение, записанное в транскрипции. Запиши его согласно правилам русского языка.

[Луч,в,ис,эн,ивасонцапраб,ижалпав,ирхушкамд,ир,эв,й,эфискрылс,авлапахстарай,й,эл,и]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



КЛЮЧИ к олимпиаде по русскому языку

4 класс


1.Узнайте слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках.

1) Глухой – ф, звонкий …

2) Предпоследняя буква в слове ветер.

3) Стоит за буквой Р в алфавите.

4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.

5) Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА (2 балла)


2.Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило:

врачи, жара, часы, грибной,…Какое слово пятое? 

А) роща

Б) лыжи

В) рукав

Г) трава

Д) частый Ответ: Г) трава (2 балла)


3.Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.  А как будут называться эти животные женского рода?

Ответ. Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица. ( 0,5 баллов за каждое правильное слово.)


4.В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?

(А) сказала волшебнику, что она медведь;

(Б) спрятала хвост;

(В) сказала волшебнику, что она не хищник;

(Г) сказала волшебнику, что она лисица;

(Д) покрасила шерсть в серый цвет.

Ответ:  (Г) сказала волшебнику, что она лисица;(3 балла)

5.Сколько в стихотворении слов с окончанием ? Выпиши эти слова.

Весло везло осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло…

Считаются верными ответы: весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло. (по 0,5)

6.Угадай слова по историческим сведениям об их происхождении.

  1. Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? улица

  2. Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? солдат

  3. Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»? варежки (по 1 баллу)

7. Внесите в первую колонку таблицы следующие слова с учётом состава слова: хвастунишка, холодный, похолодело, холодище.

Ответ: (по 1 баллу за каждое)

Холодный

холодище

корень,суффикс,окончание

хвастунишка

корень,суффикс, суффикс, окончание

похолодело

приставка,корень,суффикс,суффикс,окончание



8. Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:


он в математике кошку съел

он в математике собаку съел

делать из букашки слона

делать из мухи слона

ходить уткой

ходить гоголем

бежал сломя нос

бежал сломя голову

сапоги супа просят

сапоги каши просят

спустя манжеты

спустя рукава

(по 0,5 балла за каждое)



9.Вставь слово, которое означает то же, что и слова, стоящие вне скобок. Помни, что число точек равно числу букв.

головной убор (Панама ) страна

оружие (лук ) овощ

литературное произведение (Роман ) мужское имя

лиственное дерево (дуб ) глупый человек

кровеносный сосуд (Вена ) столица Австрии

срочная телеграмма ( молния ) электрический разряд

(по 0,5 балла за каждое)



10.Даны пять словосочетаний: КУВШИН ИЗ СЕРЕБРА; ВЕСТИ ИЗ ДОМА; ПОБЕГ ИЗ ТЕМНИЦЫ; ВОДА ИЗ КОЛОДЦА; СТРАНИЦА ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ. В чём главное отличие словосочетания КУВШИН ИЗ СЕРЕБРА от всех других? Напиши несколько словосочетаний, подобных данному.

Отличие: из какого материала сделан (1 балл)

Словосочетания: например, стол из дерева, бутылка из пластика и т.п.

(по 1б.)

11.Вспомни и напиши несколько слов мужского рода, оканчивающихся

на «а».Например: (он) ЗАДИРА. (по 1б.)


12.Прочитай предложение, записанное в транскрипции. Запиши его согласно правилам русского языка.

[Луч,в,ис,эн,ивасонцапраб,ижалпав,ирхушкамд,ир,эв,й,эфискрылс,авлапахстарай,й,эл,и]

Луч весеннего солнца пробежал по верхушкам деревьев и скрылся в лапах старой ели.(3 балла)


IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные в данном сборнике «Умники и умницы» олимпиады с ключами для обучающихся 2-4-х классов помогут педагогам и родителям младших школьников использовать общеучебные, логические и познавательные универсальные учебные действия для развития интеллектуальных способностей детей; провести качественную подготовку обучающихся к олимпиадам различного уровня; прививать познавательный интерес к изучению основных учебных предметов и обеспечить успешное решение учебно-практических задач в аспекте новых образовательных стандартов.





































V. ЛИТЕРАТУРА

  1. Астахов А.Ю., Астахова Н.В. Математические олимпиады в стране сказок. Более 500 математических задач повышенной сложности для юных гениев.

  2. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы.

  3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике. Ко всем учебникам по математике за 2 класс.

  4. Григоренко А.А. Предметные олимпиады. Русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. 2 класс

  5. Дик, Н. Ф. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе / Н.Ф. Дик. - М.: Феникс, 2010. - 288 c.

  6. Дик, Н.Ф. Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе / Н.Ф. Дик. - М.: Феникс, 2012. - 649 c.

  7. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике. 1-4 классы

  8. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон. 1-4 классы.

  9. Сушинскас Л.Л., Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы.

  10. Пименова, Т. М. 1000 контрольных работ по русскому языку для начальной школы / Т.М. Пименова. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 483 c.

  11. Узорова О., Нефедова Е. Математика. 1-4 классы. Большой сборник заданий для уроков и олимпиад с ответами и пояснениями

  12. Федорова, Т. Л. Итоговые тесты по русскому языку за курс начальной школы. По программе Т. Г. Рамзаевой / Т.Л. Федорова. - М.: ЛадКом, 2014. - 192 c.

  13. Ходова, Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 147 c.




10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!