Начальная школа
Сборник олимпиад
«Умники и умницы»
2-4 классы
Составители
члены методсовета ММО учителей начальных классов
г. о. г. Чкаловск:
Орлова Л.Г.- учитель начальных классов МКОУ СШ №4 имени В. В. Клочкова;
Горохова Л.В. - учитель начальных классов МКОУ СШ №4 имени В. В. Клочкова;
Колюжева Г.Н.- учитель начальных классов МКОУ СШ №4 имени В. В. Клочкова;
Бахарева Л.К. - учитель начальных классов МКОУ СШ №5.
Чкаловск
СОДЕРЖАНИЕ
I | ВВЕДЕНИЕ | 3 |
II | ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ | 4 |
III | ТЕКСТЫ ОЛИМПИАД ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ | 8 |
| Олимпиада «Интеллект» 2 класс (с ключами) | 8 |
| Олимпиада «Интеллект» 3 класс (с ключами) | 14 |
| Олимпиада по математике 4 класс (с ключами) | 21 |
| Олимпиада по русскому языку (с ключами) | 25 |
IV | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 31 |
V | ИСТОЧНИКИ | 32 |
VI | ПРИЛОЖЕНИЯ (сборники олимпиад для 2,3,4-х классов) | электронные папки |
I.ВВЕДЕНИЕ
Важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одарённых учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их интеллектуальных способностей являются олимпиады. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка. Олимпиадное движение – это часть большой и серьёзной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости.
В г.о.г.Чкаловск уделяется большое внимание олимпиадному движению среди младших школьников. Сложилась определённая система подготовки и проведения олимпиад.
Участие в олимпиадах начинается с 1-го класса. Это подготовительный этап, во время которого учитель старается заинтересовать детей заданиями на развитие смекалки, логики, комбинаторики, пространственного мышления. Первые олимпиады проходят в классах. Готовит, проводит и оценивает их результаты сам учитель.
Для обучающихся 2-х и 3-х классов проводится интегрированная олимпиада «Интеллект».
Четвёртые классы – переходное звено из начальной школы в среднюю, поэтому олимпиады проводятся по отдельным предметам.
Составители Сборника олимпиад «Умники и умницы» рекомендуют использовать данное пособие учителям начальных классов, организаторам олимпиад, воспитателям групп продлённого дня, руководителям кружков дополнительного образования детей, а также родителям для занятий с детьми по совершенствованию предметных умений и навыков и тем, кто интересуется развитием познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
II.ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЛИМПИАДЕ
Цель Олимпиады: Выявление одарённых и нестандартно мыслящих учащихся, развитие их познавательной активности, вовлекая в олимпиадное движение школьников.
Задачи:
1.Создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых детей и их дальнейшего интеллектуального развития.
2.Развитие универсальных учебных действий младших школьников.
3.Активизация мотивационного и интеллектуального потенциала учащихся.
4.Предоставление младшим школьникам возможности соревноваться со сверстниками в масштабах класса (I тур), школы ( II тур) и г.о.г.Чкаловск (муниципальный тур).
Рекомендации по организации и проведению олимпиад.
Общее руководство подготовкой и проведением муниципальной Олимпиады осуществляет оргкомитет. Состав оргкомитета формируется из членов методсовета учителей начальных классов.
Полномочия оргкомитета:
-осуществляет общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады;
-определяет регламент подготовки и проведения Олимпиады;
-рассматривает заявки на участие в Олимпиаде;
-определяет принципы отбора участников Олимпиады;
-разрабатывает тексты олимпиадных заданий, критерии методики оценки выполнения олимпиадных заданий;
-определяет порядок проверки работ участников Олимпиады;
-рассматривает спорные вопросы, возникающие в процессе проведения Олимпиады;
-анализирует, обобщает итоги Олимпиады;
-определяет победителей и призеров олимпиады, организует их награждение.
Порядок организации и проведения олимпиад.
2 класс
Олимпиада «Интеллект» проходит в три этапа: классный, школьный и муниципальный.
1.Классный тур является первым этапом Олимпиады среди учащихся 2-х классов
Организация, конкретные сроки проведения, количество и состав учащихся, участников классной Олимпиады, методическое обеспечение, порядок проведения и проверки работ, количество победителей и призеров определяется учителем данного класса.
Участники I тура, набравшие наибольшее количество баллов, имеют право принять участие во II (школьном) туре Олимпиады.
2.Школьный - II тур Олимпиады проводится в каждой школе по заданиям из серии « Интеллект».
Тексты заданий разрабатываются членами методсовета.
Порядок проведения и проверки работ, количество победителей и призеров определяют методические объединения учителей или администрация общеобразовательных учреждений.
3. Муниципальный (заочный) тур является заключительным этапом Олимпиады среди учащихся 2-х классов общеобразовательных учреждений г.о.г.Чкаловск.
Для участия в муниципальном этапе Олимпиады допускаются работы победителей и призёров школьного этапа.
Члены жюри просматривают работы и определяют призёров и победителей муниципального тура.
3 класс
Олимпиада «Интеллект» проходит в три этапа: классный, школьный и муниципальный.
1.Классный тур является первым этапом Олимпиады среди учащихся 3-х классов.
Организация, конкретные сроки проведения, количество и состав учащихся, участников классной Олимпиады, методическое обеспечение, порядок проведения и проверки работ, количество победителей и призеров определяется учителем данного класса.
2. Школьная Олимпиада является вторым этапом Олимпиады среди младших школьников и проводится непосредственно в образовательных учреждениях.
Организация, конкретные сроки проведения, количество и состав участников школьной Олимпиады, методическое обеспечение, порядок проведения и проверки работ, количество победителей и призеров определяется Положением о школьной Олимпиаде образовательного учреждения.
3. Муниципальная Олимпиада является третьим (заключительным) этапом олимпиады среди младших школьников. Тексты заданий разрабатываются членами методсовета.
В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие учащиеся 3-х классов общеобразовательных учреждений г.о.г. Чкаловск.
К участию в муниципальном этапе Олимпиады допускаются победители и призёры школьного этапа Олимпиады текущего года.
Особенности организации и проведения олимпиады «Интеллект»
во 2 и 3 классах.
Олимпиада «Интеллект» для 2-х и 3-х классов носит интегрированный характер. Она состоит из 3-х разделов: «Разминка», «Крепкий орешек», «Общие вопросы». Каждый раздел включает в себя вопросы и задания по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Для выполнения каждого этапа даётся определённое время в зависимости от сложности и объёма заданий. В совокупности оно составляет 45 минут.
Порядок организации и проведения предметных олимпиад.
4 класс
Олимпиада (предметная: русский язык, математика) проходит в три этапа: классный, школьный и муниципальный.
1.Классный тур является первым этапом предметной Олимпиады среди учащихся 4-х классов и проводится непосредственно в образовательных учреждениях
Организация, конкретные сроки проведения, количество и состав учащихся, участников классных олимпиад, методическое обеспечение, порядок проведения и проверки работ, количество победителей и призеров определяется учителем данного класса.
Участники I тура, набравшие наибольшее количество баллов, имеют право принять участие во II (школьном) туре Олимпиады.
2. Школьный - II тур Олимпиады проводится в школах.
Тексты заданий разрабатываются членами муниципального методического совета или школьного методического объединения. Порядок проведения и проверки работ определяет администрация школы.
Результаты Школьного тура учитываются при определении состава участников Муниципального тура.
3.Муниципальный тур является заключительным этапом предметных олимпиад среди учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений г.о.г.Чкаловск.
Для участия в муниципальном этапе Олимпиады допускаются победители и призёры школьного этапа.
Особенности организации и проведения предметных олимпиад
в 4-х классах.
Олимпиады по русскому языку и математике проводятся в одной из городских школ в разные дни. Время выполнения работ 60 минут.
Порядок определения победителей и призёров муниципального этапа.
Победителями и призерами муниципального этапа предметных олимпиад младших школьников могут быть участники, набравшие не менее 60% от общего количества максимально возможных баллов.
Победителями муниципального этапа предметных олимпиад признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов и занявшие I место. Призерами муниципального этапа Олимпиады считаются участники, занявшие II и Ш место.
Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются призами и грамотами.
III. ТЕКСТЫ ОЛИМПИАД ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ
Олимпиада «Интеллект» 2 класс
Задание 1. Как называется круг на часах, на котором изображены цифры? Подчеркни правильный ответ.
1.Транспортир 2. Циферблат 3. Алфавит 4. Календарь
Задание 2. Мысленно закрой пенал и прочти имя его владельца. Подчеркни правильный ответ.
1. Саша 2. Маша 3. Паша 4. Гена
Задание 3. На скамейке сидят Маша, её мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой Маши? Подчеркни правильный ответ.
1.Бабушка 2. Кукла 3. Маша 4. Никто
З адание 4. Иван живет в своем доме вместе с папой и мамой, а ещё с ними живут собака, попугай и три золотые рыбки. Сколько всего ног у обитателей этого дома? Напиши ответ:
Задание 5. Если ты знаешь, что Николай - сын брата твоего папы, тогда Николай – твой …
1. Племянник 2.Дядя 3.Двоюродный брат 4. Брат
Задание 6. Проведи буквы по дорожкам, впиши их в «домики» и узнай, какая фраза получится._____________________________________
Задание 1. Коротышки из Солнечного города решили занимать спортом. Гимнастику выбрали 12 коротышек. Бокс - на 4 меньше, чем гимнастику, а футбол - на 5 больше, бокс. Сколько коротышек занялось спортом? Какой вид спорта предпочитают коротышки? Реши задачу и напиши ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
З адание 2. Если у стола четырёхугольной формы отпилить угол, сколько углов у него останется? Ответ:
Задание 3. У Маши три брата и две сестры. Сколько братьев и сестёр у её брата Пети? Подчеркни правильный ответ.
1.) 3 брата и 2 сестры;
2) 2 брата и 2 сестры;
3) 2 брата и 3 сестры;
4) 3 брата и 3 сестры
Задание 4. Вместо того, чтобы прибавить 26, Марина вычла 26. На сколько ее результат будет отличаться от правильного?
Реши и запиши ответ: _____________________________________________
Задание 5. У Никиты два арбуза одинакового веса. Вместе с ними Никита весит 36 кг. А его собственный вес 30 кг. Сколько весит один арбуз?
Реши задачу: _____________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 6. Дети шли по улице парами. Костя насчитал 3 пары впереди себя и столько же пар после себя. Сколько детей шло по улице?
Подчеркни правильный ответ.
1) 12 2) 14 3) 16 4) 18
Задание 7. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки? Подчеркни.
Задание 8. Найди общее начало для слов:
…….тина, .….тошка, …..та, .….ман, ..…тон.
Задание 9. Сколько раз в стихотворении встречается звук “ш”?
- Ты скажи мне, милый ёж
Чем ежиный мех хорош?
- Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмешь. __________
Задание 10. В каком слове количество букв и звуков одинаковое?
1) ястреб 2) цель 3) ружьё 4) быстрые
Задание 11. Однажды я шел по джунглям со своим фотоаппаратом.
Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее:
Если, беспечный фотограф, ты жаждешь знать, что тебя ожидает в пути, вычеркни буквы, которые дважды в этой записке сумеешь найти.
Записка перед вами. Что в ней написано?
Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К
Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А
Ж Э Б О Й Ф М А Й С Ч У Ш Ш П
_______________________________________________________________
Задание 12. Кто из них не является писателем? Подчеркни.
В. Осеева
А. Чехов
П. Чайковский
Н. Носов
К. Чуковский
Задание: Отметь знаком + верные утверждения.
Изюм – это высушенная ягода винограда. | |
В мае 30 дней. | |
«Зарубить себе на носу» - это значит, разбить себе нос. | |
Земля меньше Луны. | |
Тёплый воздух легче холодного. | |
Самая длинная в радуге дуга красного цвета. | |
У снежинки 8 лучей. | |
Сказку «Дюймовочка» написал Шарль Перро. | |
В слове «меч» все согласные звуки мягкие. | |
Медуница – это растение. | |
Олимпиада «Интеллект» 2 класс
(КЛЮЧИ)
Задание 1. Как называется круг на часах, на котором изображены цифры? Подчеркни правильный ответ.
1.Транспортир 2. Циферблат 3. Алфавит 4. Календарь (1 балл)
Задание 2. Мысленно закрой пенал и прочти имя его владельца. Подчеркни правильный ответ.
1. Саша 2. Маша 3. Паша 4. Гена( 2 балла)
Задание 3. На скамейке сидят Маша, её мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой Маши? Подчеркни правильный ответ.
1.Бабушка 2. Кукла 3. Маша 4. Никто( 2 балла)
З
12
адание
4. Иван живет в своем доме вместе с папой и мамой, а ещё с ними живут собака, попугай и три золотые рыбки. Сколько всего ног у обитателей этого дома?
Напиши ответ: ( 2 балла)
Задание 5. Если ты знаешь, что Николай - сын брата твоего папы, тогда Николай – твой …
1. Племянник 2. Дядя 3. Двоюродный брат 4. Брат( 2 балла)
Задание 6.Проведи буквы по дорожкам, впиши их в «домики» и узнай, какая фраза получится. ШОКОЛАДНЫЙ ДОМИК ( 2 балла)
Задание 1. Коротышки из Солнечно города решили занимать спортом. Гимнастику выбрали 12 коротышек. Бокс - на 4 меньше, чем гимнастику, а футбол - на 5 больше, бокс. Сколько коротышек занялось спортом? Какой вид спорта предпочитают коротышки? Реши задачу и напиши ответ.
12-4=8 (к.) –выбрали бокс
8+5=13 (к.)-выбрали футбол.
12+8+13=33 (к.) – занимались спортом
Ответ: 33 коротышки занимались спортом; коротышки предпочитали футбол
( 2 балла за решение + 1балл за ответ на вопрос)
З
5
адание 2
. Если у стола четырёхугольной формы отпилить угол, сколько углов у него останется?
Ответ: ( 1 балл) Задание 3. У Маши три брата и две сестры. Сколько братьев и сестёр у её брата Пети?
Подчеркни правильный ответ.
1.) 3 брата и 2 сестры;
2) 2 брата и 2 сестры;
3) 2 брата и 3 сестры;
4) 3 брата и 3 сестры. ( 2 балла)
Задание 4. Вместо того, чтобы прибавить 26, Марина вычла 26. На сколько ее результат будет отличаться от правильного?
Реши и запиши ответ:26+26=52 Ответ: на 52 ( 2 балла)
Задание 5. У Никиты два арбуза одинакового веса. Вместе с ними Никита весит 36 кг. А его собственный вес 30 кг. Сколько весит один арбуз? ( 2 балла)
Реши задачу: 1) 36-30=6(кг) – весят 2 арбуза
2) 6:2=3(кг) – весит 1 арбуз
Ответ: 3 кг
Задание 6. Дети шли по улице парами. Костя насчитал 3 пары впереди себя и столько же пар после себя. Сколько детей шло по улице?
Подчеркни правильный ответ.
1) 12 2) 14 3) 16 4) 18 ( 2 балла)
Задание 7
В каком слове есть только твёрдые согласные звуки? Подчеркни.
водит
пашешь ( 1 балл )
верит
Задание 8. Найди общее начало для слов:
картина, картошка, карта, карман, картон. ( 1 балл)
Задание 9 . Сколько раз в стихотворении встречается звук “ш”?
- Ты скажи мне, милый ёж
Чем ежиный мех хорош?
- Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмешь.
Ответ: 4 раза ( 1 балл)
Задание 10. В каком слове количество букв и звуков одинаковое?
1) ястреб 2) цель 3) ружьё 4) быстрые ( 1 балл)
Задание 11. Однажды я шел по джунглям со своим фотоаппаратом.
Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее:
Если, беспечный фотограф, ты жаждешь знать, что тебя ожидает в пути, вычеркни буквы, которые дважды в этой записке сумеешь найти.
Записка перед вами. Что в ней написано?
Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К
Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А
Ж Э Б О Й Ф М А Й С Ч У Ш Ш П
ТИГРЫ В ЛЕСУ ( 3 балла )
Задание 12. Кто из них не является писателем? Подчеркни.
В. Осеева
А. Чехов
П. Чайковский
Н. Носов
К. Чуковский ( 1 балл )
Задание: Отметь знаком + верные утверждения.
За каждый верный ответ + 0,5 балла (МАХ - 5 баллов)
За каждый неверный ответ – 0,5 балла
Изюм – это высушенная ягода винограда. | + |
В мае 30 дней. | - |
«Зарубить себе на носу» - это значит, разбить себе нос. | - |
Земля меньше Луны. | - |
Тёплый воздух легче холодного. | + |
Самая длинная в радуге дуга красного цвета. | + |
У снежинки 8 лучей. | - |
Сказку «Дюймовочка» написал Шарль Перро. | - |
В слове «меч» все согласные звуки мягкие. | + |
Медуница – это растение. | + |
Олимпиада «Интеллект» 3 класс
1) Задание: Сколько групп из трёх последовательных цифр дают в сумме 14?
5 3 4 7 1 6 9 2 8 1 5 8 3 2 4
Ответ: ___ групп(ы). Выпиши эти группы: ____________________________
2) Задание: Отметь √ ошибочные высказывания:
а) Квадрат не является четырехугольником.
б) У прямоугольника диагонали равны по длине.
в) Прямоугольником называется квадрат, у которого все углы прямые.
г) У любого прямоугольника все стороны равны.
3) Задание: На одной чашке весов находятся две одинаковые коробки с печеньем, и стоит гиря в 2 кг, а на другой – 3 гири по 4 кг. Весы находятся в равновесии. Найдите массу каждой коробки.
Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:___________________________________________________________
4) Задание: Расшифруй письмо, запиши его по правилам орфографии и пунктуации:
[й’ура | | |
з’д’эс’ ч’удный’ лук | |
й’а у п’ин’ка л’ижу | |
мн’э с’н’ица грус’т’ пад й’олкай’ | _____________________________ |
ил’й’а] | |
5) Задание: Шарада. Разгадай и напиши оба слова.
Из трёх букв я состою,
В Новый год квартиры украшаю,
А добавить букву «м» -
Плавать кораблю мешаю. ( _____ - _______ )
6) Задание. Вычеркните повторяющиеся буквы. А из оставшихся — узнайте и запишите загаданного популярного героя русских народных сказок.
ПЧЕЛА ТУЧА ШАР РЫБА БАЛ БЫЧОК
Ответ: _______________________________________
1) Задание: Выбери верное высказывание (обведи букву):
а) Если число чётное, то при делении этого числа на 2 получается в остатке 1.
б) Если число нечётное, то при делении этого числа на 2 в остатке получается 0.
в) Остаток при делении не может равняться делителю или быть его больше.
2) Задача: Если сложить значки Лены и Кати вместе и из общего числа убрать 10 значков, то получится количество значков у Иры. У Лены на 23 значка меньше, чем у Иры. Сосчитайте, сколько значков у Лены и сколько у Кати, если у Иры 45 значков.
Решение: ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:____________________________________________________________________________
3) Задача: Вдоль беговой дорожки расставлены столбы. Старт дан у первого столба. Через 12 мин бегун был у четвертого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у седьмого столба? (Скорость бегуна одинаковая)
Решение: __________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ответ: _________________________________________________________
4 ) Задание: Какая из пронумерованных картинок должна быть помещена в ячейку со знаком «?»
Ответ: №
5) Задание: Найди ошибочные утверждения (обведи букву):
а) для слова «рисунок» проверочным является слово «рис»;
б) слово «подъезд» имеет два варианта переноса;
в) в слове «весёлая» четыре слога;
г) в слове «камен…щик» пишется мягкий знак, так как звук [н`] мягкий;
д) в предложении «Дарья любит играть с Еленой» восемь мягких согласных звуков.
6)Задание: Раздели слова на 2 группы: 1)с приставкой за-
2) без приставки.
Замереть, зажигалка, зайчонок, закат, задача, запрет, заря, замок, запах, заработок.
7) Задание:
Прочитай предложения.
Подчеркни одной чертой каждое найденное слово, если в нём есть:
слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением
это не прилагательное
относится к мужскому роду
Не догонишь и конём, коль опоздаешь одним днём.
Костёр маслом заливать – лишь огня прибавлять.
Здоровья за деньги не купишь.
Снегирь под окном чирикает – к оттепели.
8) Задание: Из каких басен эти крылатые выражения (соедини верные пары)
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. | «Стрекоза и Муравей» |
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона. | «Ворона и Лисица» |
Ты всё пела, это дело, так поди же попляши! | «Слон и Моська» |
Назови автора всех этих басен: ____________________________________
9) Задание: Определите название сказки
ЛИМОН + РОЗА + КОД – ДЛИНА = ______________________
10) Задание: Закончи фразу словом по смыслу:
*Ядро относится к Мюнхгаузену, как ______________ к Емеле.
*Денис и Мишка так относятся к Драгунскому, как Колька и Мишка к ________________ .
Задание: Ответь «Да» или «Нет»
| В.П. Чкалов родился 4 февраля 1902 года | |
| Пингвины живут на севере. | |
| Родина Шарля Перро – Франция. | |
| Камень рубин зелёного цвета. | |
| Марафон – это бег на длинные дистанции. | |
| 9 мая 2020 года мы отмечали 75-летие великой Победы. | |
| Врач, занимающийся лечением болезней сердца - сердцеед. | |
| Россия – самая большая по площади страна в мире. | |
| Книгу «Волшебник изумрудного города» написал Эдуард Успенский. | |
| Внутри мыльного пузыря воздух. | |
Олимпиада «Интеллект» 3 класс
(КЛЮЧИ)
1) Задание: Сколько групп из трёх последовательных цифр дают в сумме 14?
5 3 4 7 1 6 9 2 8 1 5 8 3 2 4
Ответ: 4 групп(ы). Выпиши эти группы: 347, 716, 815, 158 (2 балла)
2) Задание: Отметь √ ошибочные высказывания:
а) Квадрат не является четырехугольником. √
б) У прямоугольника диагонали равны по длине.
в) Прямоугольником называется квадрат, у которого все углы прямые. √
г) У любого прямоугольника все стороны равны. √ (2 балла)
3) Задание: На одной чашке весов находятся две одинаковые коробки с печеньем, и стоит гиря в 2 кг, а на другой – 3 гири по 4 кг. Весы находятся в равновесии. Найдите массу каждой коробки.
Решение: 1) 4*3= 12 кг – на др. чаше; 2)12-2 = 10 кг- две коробки с печеньем; 3)10:2=5 кг – масса каждой коробки
Ответ: 5 кг – масса каждой коробки (3 балла)
4) Задание: Расшифруй письмо, запиши его по правилам орфографии и пунктуации:
[й’ура | | Юра! |
з’д’эс’ ч’удный’ лук | Здесь чудный луг! |
й’а у п’ин’ка л’ижу | Я у пенька лежу. |
мн’э с’н’ица грус’т’ пад й’олкай’ | Мне снится груздь под ёлкой. |
ил’й’а] | Илья |
(max 5 баллов –по 1 баллу за строчку)
5) Задание: Шарада. Разгадай и напиши оба слова.
Из трёх букв я состою,
В Новый год квартиры украшаю,
А добавить букву «м» -
Плавать кораблю мешаю. ( ель - мель) 2 балла
6) Задание. Вычеркните повторяющиеся буквы. А из оставшихся — узнайте и запишите загаданного популярного героя русских народных сказок.
ПЧЕЛА ТУЧА ШАР РЫБА БАЛ БЫЧОК Ответ: ПЕТУШОК (2 балла)
1) Задание: Выбери верное высказывание (обведи букву):
а) Если число чётное, то при делении этого числа на 2 получается в остатке 1.
б) Если число нечётное, то при делении этого числа на 2 в остатке получается 0.
в) Остаток при делении не может равняться делителю или быть его больше. ( 2 балла)
2) Задача: Если сложить значки Лены и Кати вместе и из общего числа убрать 10 значков, то получится количество значков у Иры. У Лены на 23 значка меньше, чем у Иры. Сосчитайте, сколько значков у Лены и сколько у Кати, если у Иры 45 значков.
Решение: 1)45-23=22 – значка у Лены, 2)45+10=55 – значков у Лены и Кати вместе, 3)55-22=33 – значка у Кати
Ответ: 22 значка у Лены и 33 - у Кати. ( 4 балла)
3 ) Задача: Вдоль беговой дорожки расставлены столбы. Старт дан у первого столба. Через 12 мин бегун был у четвертого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у седьмого столба? (Скорость бегуна одинаковая)
Решение: 1_2_3_4_5_6_7
12 мин.
1) 12:3=4 мин.- между столбами; 2) 4*6=24 мин.
Ответ: через 24 минуты (3 балла)
4 ) Задание: Какая из пронумерованных картинок должна быть помещена в ячейку со знаком «?»
4
Ответ: № ( 2 балла)
5) Задание: Найди ошибочные утверждения (обведи букву):
а) для слова «рисунок» проверочным является слово «рис»;
б) слово «подъезд» имеет два варианта переноса;
в) в слове «весёлая» четыре слога;
г) в слове «камен…щик» пишется мягкий знак, так как звук [н`] мягкий;
д) в предложении «Дарья любит играть с Еленой» восемь мягких согласных звуков. (Max 3 балла: по 1 б. за прав. выбор; за ошибку – 1 б.)
6)Задание: Раздели слова на 2 группы: 1)с приставкой за-; 2) без приставки.
Замереть, зажигалка, зайчонок, закат, задача, запрет, заря, замок, запах, заработок. (Max 3 балла: по 0,5 б. за слово; за ошибку- 0,5 б.)
7) Задание:
Прочитай предложения.
Подчеркни одной чертой каждое найденное слово, если в нём есть:
слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением
это не прилагательное
относится к мужскому роду
Не догонишь и конём, коль опоздаешь одним днём.
Костёр маслом заливать – лишь огня прибавлять.
Здоровья за деньги не купишь.
Снегирь под окном чирикает – к оттепели.
(Max 6 баллов: по 2 б. за слово; за ошибку - 0,5 б)
8) Задание: Из каких басен эти крылатые выражения (соедини верные пары)
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. | «Ворона и Лисица» |
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона. | «Слон и Моська» |
Ты всё пела, это дело, так поди же попляши! | «Стрекоза и Муравей» |
Назови автора всех этих басен: Крылов И.А.
(По 1 баллу за каждый верный ответ)
9) Задание: Определите название сказки
ЛИМОН + РОЗА + КОД – ДЛИНА = МОРОЗКО (2 балла)
10) Задание: Закончи фразу словом по смыслу:
*Ядро относится к Мюнхгаузену, как печка к Емеле.
*Денис и Мишка так относятся к Драгунскому, как Колька и Мишка к Носову. ( По 1 баллу за правильный ответ)
Задание: Ответь «Да» или «Нет»
| В.П. Чкалов родился 4 февраля 1902 года | нет |
| Пингвины живут на севере. | нет |
| Родина Шарля Перро – Франция. | да |
| Камень рубин зелёного цвета. | нет |
| Марафон – это бег на длинные дистанции. | да |
| 9 мая 2020 года мы отмечали 75-летие великой Победы. | да |
| Врач, занимающийся лечением болезней сердца - сердцеед. | нет |
| Россия – самая большая по площади страна в мире. | да |
| Книгу «Волшебник изумрудного города» написал Эдуард Успенский. | нет |
| Внутри мыльного пузыря воздух. | да |
(Max 5 баллов: по 0,5 баллов за правильный ответ;
- 0,5 балла за ошибку)
Олимпиада по математике
4 класс
1.Полтрети числа - число 100. Какое это число?
Решение: _______________________________ Ответ: _______________
2.Сколько здесь квадратов?
Ответ: __________________________
3. Сколько существует двузначных чисел, у которых вторая цифра больше первой? Запиши эти числа.
О твет: чисел. Это числа: _______________________________________
4.Поставили подряд 8 мешков. Вес первого мешка – 88 кг, а вес каждого следующего – на 8 кг меньше предыдущего. Найди массу8 мешков.
Решение:______________________________________________________ ______________________________________________________________
Ответ: _______________________________________________
5.Спортсменов построили в колонны по 6 человек, а затем перестроили, поставив по 4 человека. Сколько всего спортсменов,если их больше 90, и меньше100. __________________________________________________________________
Ответ: ______________________________________________________
6.Участок квадратной формы велосипедист объехал за 3 часа со скоростью 12 км/ч. Чему равна площадь этого участка?
Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ: __________________________________________________________
7.Иван, Пётр и Сидор ели конфеты. Их фамилии — Иванов, Петров и Сидоров. Иванов съел на 2 конфеты меньше Ивана, Петров – на 2 конфеты меньше Петра, а Пётр съел больше всех. У кого какая фамилия?
Запиши решение и ответ.___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Одни часы отстают на 25 минут, показывая 1 ч 50 мин. Какое время показывают другие часы, если они спешат на 15 мин?
Решение: ____________________________________________________
______________________________________________________________
Ответ: _______________________________________________________
9.Крестьянин, зная, что корова стоит вчетверо дороже собаки, а лошадь вчетверо дороже коровы, взял с собой на ярмарку 200 рублей и на эти деньги купил собаку, двух коров и лошадь. Сколько стоило каждое животное?
Решение: ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:___________________________________________________________
10. Магазин получил со склада 100 линеек. Одни из них имеют длину 20 см, а другие - 30 см. Общая длина линеек 220 м. Сколько 20 сантиметровых линеек получил магазин?
Решение:__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___________________________________________
КЛЮЧИ к олимпиаде по математике
4 класс
1.Полтрети числа - число 100. Какое это число?
Решение:100 * 2 * 3 = 600Ответ: число 600 (2 балла)
2.Сколько здесь квадратов?
Ответ:14 квадратов (1балл)
3. Сколько существует двузначных чисел, у которых вторая цифра больше первой? Запиши эти числа.
Ответ: 36 чисел.
Это числа: 12 13 14 15 16 17 18 19 23 24 25 26 27 28 29 34 35 36 37 38 39 45 46 47 48 49 56 57 58 59 67 68 69 78 79 89 ( 3 балла)
4.Поставили подряд 8 мешков. Вес первого мешка – 88 кг, а вес каждого следующего – на 8 кг меньше предыдущего. Найди массу8 мешков.
Решение: 88+80+72+64+56+48+40+32=480 (кг)
Ответ:480 кг – масса 8 мешков. ( 3 балла)
5.Спортсменов построили в колонны по 6 человек, а затем перестроили, поставив по 4 человека. Сколько всего спортсменов,если их больше 90, и меньше100.
Ответ: 96 спортсменов, потому что 96 делится и на 6, и на 4, в случае если их больше 90, и меньше100 (4 балла)
6.Участок квадратной формы велосипедист объехал за 3 часа со скоростью 12 км/ч. Чему равна площадь этого участка?
Решение: 1) 3*12=36 (км ) - расстояние, периметр. 2) 36:4=9 (км) - 1 сторона 3) 9*9=81 (кв. км) - Sучастка Ответ:81 к.в км - площадь этогоучастка (5 баллов)
7.Иван, Пётр и Сидор ели конфеты. Их фамилии — Иванов, Петров и Сидоров. Иванов съел на 2 конфеты меньше Ивана, Петров – на 2 конфеты меньше Петра, а Пётр съел больше всех. У кого какая фамилия?
Ответ: Пётр – Сидоров, Сидор – Иванов, Иван – Петров (4 балла)
8. Одни часы отстают на 25 минут, показывая 1 ч 50 мин. Какое время показывают другие часы, если они спешат на 15 мин?
Решение: 1 час 50 мин+25 мин = 2 часа15 мин
2 часа 15 мин+15 мин =2 часа 30мин
Ответ: 2 часа 30 минут (4 балла)
9.Крестьянин, зная, что корова стоит вчетверо дороже собаки, а лошадь вчетверо дороже коровы, взял с собой на ярмарку 200 рублей и на эти деньги купил собаку, двух коров и лошадь. Сколько стоило каждое животное?
Решение и ответ:
I способ: Если принять цену собаки за одну часть, то цена коровы – 4 части, а лошади – 16 частей.
1 + 4· 2 + 16 = 25 (частей) составляет вся покупка
200 : 25 = 8 (руб.) цена собаки
8 · 4 = 32 (руб.) цена коровы
32 · 4 = 128 (руб.) цена лошади
II способ: Если принять цену собаки за х, то цена коровы – 4 х,
а лошади – 16 х.
Запишем уравнение: х + 2*4х + 16х = 200
25*х = 200
х = 200:25
х = 8(руб.)- цена собаки
8 · 4 = 32 (руб.) цена коровы
32 · 4 = 128 (руб.) цена лошади (7 баллов)
10. Магазин получил со склада 100 линеек. Одни из них имеют длину 20 см, а другие - 30 см. Общая длина линеек 220 м. Сколько 20 сантиметровых линеек получил магазин?
Решение: 22м=2200 см
1)30-20=10(см) разница в длине линеек
2) 20*100=2000(см) была бы длина только 20см линеек
3)2200-2000=200(см) разница в длине
4)200:10=20(л) было 30см линеек.
5)100-20 = 80(л)
Ответ: было 80 штук линеек по 20 см (7 баллов)
Олимпиада по русскому языку
4 класс
1.Узнайте слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках.
1) Глухой – ф, звонкий …
2) Предпоследняя буква в слове ветер.
3) Стоит за буквой Р в алфавите.
4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.
5) Первая буква алфавита. Ответ: ___________________
2.Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило:
врачи, жара, часы, грибной,…Какое слово пятое?
А) роща
Б) лыжи
В) рукав
Г) трава
Д) частый Ответ: _____________________
3. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк. А как будут называться эти животные женского рода?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?
(А) сказала волшебнику, что она медведь;
(Б) спрятала хвост;
(В) сказала волшебнику, что она не хищник;
(Г) сказала волшебнику, что она лисица;
(Д) покрасила шерсть в серый цвет.
Ответ: _________________________________________________________
5. Сколько в стихотворении слов с окончанием -о? Выпиши эти слова.
Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…
______________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Угадай слова по историческим сведениям об их происхождении.
Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? ______________________
Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? ________________________
Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»? __________________________
7. Внесите в первую колонку таблицы следующие слова с учётом состава слова: хвастунишка, холодный, похолодело, холодище.
| корень, суффикс, окончание |
| корень, суффикс, суффикс, окончание |
| приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание |
8. Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:
он в математике кошку съел | |
делать из букашки слона | |
ходить уткой | |
бежал сломя нос | |
сапоги супа просят | |
спустя манжеты | |
9. Вставь слово, которое означает то же, что и слова, стоящие вне скобок. Помни, что число точек равно числу букв.
головной убор ( …… ) страна
оружие ( ... ) овощ
литературное произведение ( ….. ) мужское имя
лиственное дерево ( ... ) глупый человек
кровеносный сосуд ( .... ) столица Австрии
срочная телеграмма ( …… ) электрический разряд
10. Даны пять словосочетаний: КУВШИН ИЗ СЕРЕБРА; ВЕСТИ ИЗ ДОМА; ПОБЕГ ИЗ ТЕМНИЦЫ; ВОДА ИЗ КОЛОДЦА; СТРАНИЦА ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ. В чём главное отличие словосочетания КУВШИН ИЗ СЕРЕБРА от всех других? Напиши несколько словосочетаний, подобных данному.
Отличие: ____________________________________________________________________
Словосочетания: ____________________________________________________
____________________________________________________________________
11. Вспомни и напиши несколько слов мужского рода, оканчивающихся
на «а». Например: (он) ЗАДИРА.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Прочитай предложение, записанное в транскрипции. Запиши его согласно правилам русского языка.
[Луч,в,ис,эн,ивасонцапраб,ижалпав,ирхушкамд,ир,эв,й,эфискрылс,авлапахстарай,й,эл,и]
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КЛЮЧИ к олимпиаде по русскому языку
4 класс
1.Узнайте слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках.
1) Глухой – ф, звонкий …
2) Предпоследняя буква в слове ветер.
3) Стоит за буквой Р в алфавите.
4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.
5) Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА (2 балла)
2.Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило:
врачи, жара, часы, грибной,…Какое слово пятое?
А) роща
Б) лыжи
В) рукав
Г) трава
Д) частый Ответ: Г) трава (2 балла)
3.Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк. А как будут называться эти животные женского рода?
Ответ. Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица. ( 0,5 баллов за каждое правильное слово.)
4.В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?
(А) сказала волшебнику, что она медведь;
(Б) спрятала хвост;
(В) сказала волшебнику, что она не хищник;
(Г) сказала волшебнику, что она лисица;
(Д) покрасила шерсть в серый цвет.
Ответ: (Г) сказала волшебнику, что она лисица;(3 балла)
5.Сколько в стихотворении слов с окончанием -о? Выпиши эти слова.
Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…
Считаются верными ответы: весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло. (по 0,5)
6.Угадай слова по историческим сведениям об их происхождении.
Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? улица
Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? солдат
Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»? варежки (по 1 баллу)
7. Внесите в первую колонку таблицы следующие слова с учётом состава слова: хвастунишка, холодный, похолодело, холодище.
Ответ: (по 1 баллу за каждое)
Холодный холодище | корень,суффикс,окончание |
хвастунишка | корень,суффикс, суффикс, окончание |
похолодело | приставка,корень,суффикс,суффикс,окончание |
8. Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:
он в математике кошку съел | он в математике собаку съел |
делать из букашки слона | делать из мухи слона |
ходить уткой | ходить гоголем |
бежал сломя нос | бежал сломя голову |
сапоги супа просят | сапоги каши просят |
спустя манжеты | спустя рукава |
(по 0,5 балла за каждое)
9.Вставь слово, которое означает то же, что и слова, стоящие вне скобок. Помни, что число точек равно числу букв.
головной убор (Панама ) страна
оружие (лук ) овощ
литературное произведение (Роман ) мужское имя
лиственное дерево (дуб ) глупый человек
кровеносный сосуд (Вена ) столица Австрии
срочная телеграмма ( молния ) электрический разряд
(по 0,5 балла за каждое)
10.Даны пять словосочетаний: КУВШИН ИЗ СЕРЕБРА; ВЕСТИ ИЗ ДОМА; ПОБЕГ ИЗ ТЕМНИЦЫ; ВОДА ИЗ КОЛОДЦА; СТРАНИЦА ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ. В чём главное отличие словосочетания КУВШИН ИЗ СЕРЕБРА от всех других? Напиши несколько словосочетаний, подобных данному.
Отличие: из какого материала сделан (1 балл)
Словосочетания: например, стол из дерева, бутылка из пластика и т.п.
(по 1б.)
11.Вспомни и напиши несколько слов мужского рода, оканчивающихся
на «а».Например: (он) ЗАДИРА. (по 1б.)
12.Прочитай предложение, записанное в транскрипции. Запиши его согласно правилам русского языка.
[Луч,в,ис,эн,ивасонцапраб,ижалпав,ирхушкамд,ир,эв,й,эфискрылс,авлапахстарай,й,эл,и]
Луч весеннего солнца пробежал по верхушкам деревьев и скрылся в лапах старой ели.(3 балла)
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные в данном сборнике «Умники и умницы» олимпиады с ключами для обучающихся 2-4-х классов помогут педагогам и родителям младших школьников использовать общеучебные, логические и познавательные универсальные учебные действия для развития интеллектуальных способностей детей; провести качественную подготовку обучающихся к олимпиадам различного уровня; прививать познавательный интерес к изучению основных учебных предметов и обеспечить успешное решение учебно-практических задач в аспекте новых образовательных стандартов.
V. ЛИТЕРАТУРА
Астахов А.Ю., Астахова Н.В. Математические олимпиады в стране сказок. Более 500 математических задач повышенной сложности для юных гениев.
Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы.
Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике. Ко всем учебникам по математике за 2 класс.
Григоренко А.А. Предметные олимпиады. Русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. 2 класс
Дик, Н. Ф. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе / Н.Ф. Дик. - М.: Феникс, 2010. - 288 c.
Дик, Н.Ф. Лучшие олимпиадные задания по математике и русскому языку в начальной школе / Н.Ф. Дик. - М.: Феникс, 2012. - 649 c.
Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике. 1-4 классы
Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон. 1-4 классы.
Сушинскас Л.Л., Шевердина Н.А. Новые олимпиады для начальной школы.
Пименова, Т. М. 1000 контрольных работ по русскому языку для начальной школы / Т.М. Пименова. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 483 c.
Узорова О., Нефедова Е. Математика. 1-4 классы. Большой сборник заданий для уроков и олимпиад с ответами и пояснениями
Федорова, Т. Л. Итоговые тесты по русскому языку за курс начальной школы. По программе Т. Г. Рамзаевой / Т.Л. Федорова. - М.: ЛадКом, 2014. - 192 c.
Ходова, Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 147 c.
10