СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«УМНИЦЫ И УМНИКИ» литературная игра, посвященная 195-летию поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра  способствует формированию представлений о многообразии творчества А.С. Пушкина, помогает  обобщить учебный литературоведческий материал  по теме «Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Просмотр содержимого документа
««УМНИЦЫ И УМНИКИ» литературная игра, посвященная 195-летию поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»»

Центр гражданских и молодёжных инициатив «Идея»
Всероссийский конкурс «…Сказку эту поведаю теперь я свету»








«УМНИЦЫ И УМНИКИ»
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА
(посвященная 195-летию поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
Номинация: Методические разработки





Авторы:
Романовская Вера Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Русановская ООШ»
Шибанова Галина Демьяновна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Русановская ООШ»
Нововаршавского района
Омской области



Цель игры

Способствовать формированию нравственных ориентиров учащихся посредством изучения поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Задачи игры

Образовательные: 
1. Формирование представлений о многообразии творчества А.С. Пушкина
2. Обобщение учебного литературоведческого материала по теме «Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Развивающие:
1. Развитие умения применять полученные знаний, умения, навыки в нестандартных учебных ситуациях
2. Развитие логического мышления, памяти, внимания
3. Формирование творческого подхода к изучению литературных произведений

Воспитательные:
1. Формирование потребности в продуктивном чтении
2. Развитие умения работать самостоятельно
3. Воспитание любви к родной литературе 

Методы и приёмы:

Игровые приёмы (блиц-опрос, игра, викторина, конкурсы)

Предварительный отбор учащихся для игры:

Учащимся 5-9 классов предлагаются вопросы викторины по содержанию поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Три участника викторины, набравшие наибольшее количество баллов, получают право сразиться в финале. Первый, кто прошёл все этапы своей дорожки, становится победителем. (Точнее: Ответивший правильно на 2 вопроса, если противник не может это сделать быстрее). Превысивший предел допустимых ошибок игрок становится зрителем.

Остальные участники викторины сразу становятся зрителями. Они получают право отвечать на вопросы, если игроки на дорожках не дадут правильного ответа. За каждый правильный ответ зрители награждаются «орденами». В конце игры подсчитываются все баллы, набранные зрителями. Среди них также определяется победитель.

На предварительном этапе учащимся предлагается принять участие в следующих творческих конкурсах:

- составить кроссворд по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»;

- нарисовать портрет любого героя или любой сюжет поэмы;

- написать сочинение - описание сказочного героя (по выбору учащегося), по плану:

1. Кто твой герой, как он выглядит?

2. Каков герой? В каких поступках себя проявляет?

3. Как к нему относится поэт и читатели?

4. Твоё отношение к герою.

Вопросы викторины:

Всем желающим учащимся выдаются листы с утверждениями и местом для ответов. На выданных листах напротив утверждения написать слова «верю» или «не верю». Правильность утверждения можно подтвердить словами из поэмы.
1. Ратмир остался жить в замке двенадцати дев. (Не верю, он стал рыбаком и полюбил простую девушку)
2. Фарлаф заранее задумал подкараулить Руслана при возвращении. (Не верю, он ничего не задумывал, просто послушался Наину)
3. Черномор поймал княжну в сети, обратившись Русланом. (Верю) 
4. Первый раз Финн увидел Наину, отправившись в военный поход. (Не верю, впервые увидел, когда был пастухом )
5. Владимир выдавал свою дочь Людмилу за графа Руслана (Не верю, за князя Руслана) 
6. Рогдай решил убить Руслана и внезапно напал на него. (Верю)
7. Рогдай поехал искать Людмилу на юг, Руслан на восток. (Не верю, Руслан поехал на “полночь”, то есть на север)
8. В плену у Черномора Людмила не ела и не спала. (Не верю, ела и спала, правда, мало и беспокойно)
9. Руслан ударил волшебную голову рукавицей по щеке. (Верю)
10. Наина влетела к Черномору в виде крылатого змея с железной чешуёй. (Верю)
11. Наина проводила Фарлафа к спящему Руслану в образе дикой собаки. (Не верю, в образе кошки)
12. Хазары сначала побеждали киевлян, затем подоспел Руслан и разгромил их. (Не верю, на Киев напали не хазары, а печенеги, и они действительно сначала побеждали)

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя (ведущего):

Бессмертны произведения великого А.С.Пушкина. Не расстанется русский народ с любимой поэмой и её героями. Изучению поэмы мы посвятили несколько уроков. Кажется, мы хорошо её знаем. Давайте проверим, так ли это. Вспомним страницы поэмы «Руслан и Людмила», насладимся слогом Пушкина, увлечёмся ещё раз сюжетом, поплачем и посмеёмся вместе с героями.

ПРОЛОГ

1. «Конкурс русского языка»

Каждому участнику даётся задание: объяснить значение слов, используемых А.С. Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила». За каждый правильный ответ дается 1 балл.

Слова для объяснения:
1. Гридница – помещение для пиров и собраний дружины..
2. Уста – рот, губы.
3. Перлы - жемчуг
4. Сонм – большая группа, собрание кого-либо.
5. Чета – два лица или предмета, рассматриваемые как одно целое.
6. Обитель – место пребывания кого-либо.
7. Пажить – луг, поле.
8. Брань – бой, битва, война.
9. Яхонты – рубины 
10. Чашники – слуги
11. Ретивый – быстрый


2. «Конкурс красноречия»

Учащиеся выполняют домашнее задание – подготовка выступления на тему: «…Сказку эту поведаю теперь я свету», посвященного поэме «Руслан и Людмила».

Жюри определяет победителя Пролога, которому даётся право выбора дорожки: зелёной, жёлтой, красной.

  • Зелёная дорожка состоит из четырёх этапов, и на ней дважды можно давать неправильный ответ;

  • Жёлтая  дорожка — из трёх, но неправильных ответов может быть не более одного;

  • Красная дорожка — из двух, но ошибаться нельзя (допустивший ошибку имеет право сыграть блиц, ответив на вопросы в 2 экзаменационных билетах).

ВОПРОСЫ АГОНА

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

1. «…через леса, через моря…» (География поэмы):
- Дуб: Где находится дуб, под которым кот - баюн рассказывал автору свои сказки? (Лукоморье)
- Отшельник: Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану? (Из Финляндии)
- Наина: В какую сторону Наина указала дорогу Рагдаю? (На север)
- Река: По берегу какой реки Руслан со своими соперниками отправился на поиски Людмилы? (Днепр)
- Людмила: Где, по словам Фарлафа, он нашел Людмилу? («В пустынных Муромских лесах»)

2. Что? Где? Когда? (Обо всём понемногу)
- Гости: Кто и почему «сидел невесел» на свадебном пиру? (Рогдай, Ратмир, Фарлаф, они были соперниками Руслана)
- Победа: Как Руслану удалось победить колдуна? (Отрезал бороду Черномору)
- Обещание: Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? (Людмилу в жёны и полкняжества)
- Выбор: Как четыре витязя выбрали себе дороги? (Их кони разошлись сами)
- Просьба: О чем попросила разбуженная голова? (Чтобы ей не мешали спать)

3. Такие разные герои
- Старушка: «Старушка дряхлая, седая, Глазами впалыми сверкая. С горбом, с трясучей головой, Печальной ветхости картинка» (Наина)
- Книгочей: «…ясный вид, Спокойный взор, брада седая; Лампада перед ним горит; За древней книгой он сидит, Её внимательно читая» (Финн)
- «Воитель»: «…крикун надменный, в пирах никем не побежденный, Воитель скромный средь мечей» (Фарлаф)
- Хазарский хан: «Последний, полный страстной думы, Младой хазарский хан…» (Ратмир)
- Даритель: «К ногам красавицы надменной Принес я меч окровавленный, Кораллы, злато и жемчуг; Пред нею, страстью упоенный, Безмолвным роем окруженный Ее завистливых подруг… (Финн)

4. Художественная деталь (иллюстрации к поэме)
1. Что в руках у героя? Для чего это? (Два кувшина с живой и мёртвой водой, оживить Руслана)

1. 2. 3. 4.



2. Что на голове у Людмилы? Чей это предмет и какую силу он имеет? (Шапка-невидимка Черномора, человек становился невидимым, когда надевал её задом-наперед.)

3. Каким образом чёрный змей (дракон) появляется в повествовании? Кто это? (Как вдруг, откуда ни возмись, В окно влетает змей крылатый… Наина)

4. Что в руках героя? Для чего нужно? (Гусли Баяна. Славить Людмилу и Руслана, и Лелем свитый им венец.)



ВОПРОСЫ ДЛЯ БЛИЦ-ОПРОСА



1. Назовите точную дату окончания поэмы. (26 марта 1820 г.)

2. Поэма появилась в печати в 1820 году, но она отличалась от той поэмы, что мы читаем сейчас. Чем? (Не было начала и эпилога поэмы, появившихся к 1828 году) 
3. Сколько песен входит в состав поэмы? (Шесть)
4. Сколько лет находился старец в пещере до встречи с Русланом? (20 лет)
5. Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? (2 дня)
6. Сколько лет было Людмиле? (17 лет)

ЭПИЛОГ

В Эпилоге для зрителей предлагаются вопросы, чтобы определить победителя. Вопросы в эпилоге легче, поэтому зрители получают медаль, а не орден, если ответ на второй вопрос тоже правильный — медаль меняется на орден. Если среди зрителей определяется явный победитель (по количеству очков), то количество заданных вопросов можно ограничить. Самые активные среди зрителей награждаются книгами.


ВОПРОСЫ ЭПИЛОГА

  1. Где и когда происходят события поэмы? (В феодальной Киевской Руси, во времена князя Владимира, примерно в Х в.)

  2. Как Руслан узнал о судьбе Людмилы? (С помощью Финна, старца из пещеры.)

  3. Откуда родом был волшебник, повстречавшийся Руслану? (Из Финляндии.)

  4. Почему Финн стал волшебником? (Чтобы добиться любви Наины.)

  5. Что случилось, когда Финн добился своего и Наина его полюбила? (Она постарела и её любовь стала ему не нужна.)

  6. Как вы думаете, почему Наина стала помогать именно Фарлафу? (Во-первых, из мести Финну, а во-вторых, потому что Фарлаф был самым легковерным, им было легко управлять.)

  7. С чем и почему автор сравнивает похищение Людмилы? (Коршун уносит курицу, такое обыденное сравнение нужно, может быть, затем, чтобы, «приземлить» страсти.)

  8. Что случилось с Рогдаем? (Он погиб в честном поединке с Русланом.)

  9. Как выглядел сад Черномора? (Там были дуб, кедр, пальмы, лавр, апельсины, китайский соловей, фонтаны, статуи, водопады, розы, беседки, мостик.)

  10. Как выглядел хозяин этого сада? (Горбатый карлик с обритой головой и длинной бородой.)

  11. Что сделала Людмила, впервые увидев своего похитителя? (С перепугу схватила карла за колпак и завизжала.)

  12. Чем угрожал Черномор своим невольникам? (Удушить бородой.)

  13. Где пряталась Людмила по ночам? (В саду, на деревьях.)

  14. Как, по-вашему, автор относится к Людмиле? Какая она? (Автор любуется, восхищается своей героиней, но и немного подшучивает над ней.)

  15. Где и как Руслан добыл себе свой волшебный меч? (В поединке с Головой.)

  16. Кем раньше была Голова? (Великаном-богатырём, братом Черномора, предательски им убитым.)

  17. Какое пророчество связало Голову, Черномора и Руслана? (Меч должен был погубить и старшего и младшего братьев.)

  18. С помощью какой хитрости Черномор поймал Людмилу? (Притворился раненым Русланом; когда Людмила обняла его, шапка упала и княжну опутали сетью.)

  19. Как Руслану удалось победить колдуна? (Руслан отрезал бороду Черномора.)

  20. Кто и каким оружием нанес первый удар в битве Черномора с Русланом? (Черномор, булавой.)

  21. Куда угодила борода Черномора? (На шишак шлема Руслана.)

  22. Каким встречает Руслан своего бывшего соперника Ратмира по дороге в Киев? (Счастливым мужем рыбачки.)

  23. Как случилось, что в Киев Людмилу привозит Фарлаф? (Наина привела его к месту отдыха Руслана, Фарлаф убил его и забрал спящую Людмилу.)

  24. Зачем Руслан второй раз поехал к Голове? (Руслан показал Голове обезвреженного карлика и Голова умерла спокойно.)

  25. С кем шло сражение под Киевом? (С печенегами.)

  26. Кто и как вернул к жизни Людмилу? (Руслан, с помощью кольца, данного ему Финном.)

  27. Сколько поединков провел в поэме Руслан? (Четыре.)

Данная литературная игра подготовлена учителями Романовской Верой Алексеевной и Шибановой Галиной Демьяновной для проведения в Лагере дневного пребывания детей при школе на летних каникулах, в рамках проведения Года Литературы в России.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!