СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальный педагогический дизайн в инклюзивном образовании

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрыта сушность универсального педагогического дизайна.

Просмотр содержимого документа
«Универсальный педагогический дизайн в инклюзивном образовании»

Белогура Анна Викторовна Универсальный дизайн в инклюзивном образов ании

Белогура Анна Викторовна

Универсальный дизайн в инклюзивном образов ании

Введение В современной российской педагогике появилось новое понятие – педагогический дизайн . Российские и зарубежные исследования рассматривают педагогический дизайн применимо к различным областям: в парадигме научного знания, как одно из направлений педагогических дисциплин, практическое моделирование учебных материалов в том числе и программ, в практической деятельности педагога. Активное применение информационных технологий в современной жизни, профессиональной деятельности учителя, выдвигает перед ним новые задачи в области образования. Новые задачи в системе образования, выдвигают требования к изменению технической оснащенности образовательных учреждений, свободный доступ ко всем информационным ресурсам, в том числе и мировым. Применение педагогом в процессе деятельности новых технологий, методов и форм обучения, которые прежде всего должны быть ориентированы на развитие и формирование активной познавательной деятельность учащихся. Одно из обязательных условий инклюзии - развитие универсального дизайна. ФИО «Тема лекции»

Введение

В современной российской педагогике появилось новое понятие – педагогический дизайн .

Российские и зарубежные исследования рассматривают педагогический дизайн применимо к различным областям: в парадигме научного знания, как одно из направлений педагогических дисциплин, практическое моделирование учебных материалов в том числе и программ, в практической деятельности педагога.

Активное применение информационных технологий в современной жизни, профессиональной деятельности учителя, выдвигает перед ним новые задачи в области образования. Новые задачи в системе образования, выдвигают требования к изменению технической оснащенности образовательных учреждений, свободный доступ ко всем информационным ресурсам, в том числе и мировым. Применение педагогом в процессе деятельности новых технологий, методов и форм обучения, которые прежде всего должны быть ориентированы на развитие и формирование активной познавательной деятельность учащихся.

Одно из обязательных условий инклюзии - развитие универсального дизайна.

ФИО

«Тема лекции»

Универсальный дизайн В Конвенции о правах инвалидов говорится: «Универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. В Конвенции о правах инвалидов говорится: «Универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Как начать разговор об инклюзивной доступности образовательных программ и технологий? ФИО «Тема лекции»

Универсальный дизайн

В Конвенции о правах инвалидов говорится: «Универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.

В Конвенции о правах инвалидов говорится: «Универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.

Как начать разговор об инклюзивной доступности образовательных программ и технологий?

ФИО

«Тема лекции»

Педагогический дизайн Наше понимание педагогического дизайна на сегодняшний день недостаточно сформировано. Как учителю обеспечить разные образовательные потребности всех учеников, применить эффективные педагогические практики и технологии. Базовый компонент дизайна, что это? Все участники образовательных отношений в системе инклюзии, ощущают себя в состоянии «тонущего Титаника», но при этом у каждого видение данной проблемы свое специфическое с той позиции в которой он смотрит на данную проблему. Сегодня мы наблюдаем такое явление, когда универсальный дизайн продуктов, услуг, среды очень тесно связан с универсальным дизайном в образовании. ФИО «Тема лекции»

Педагогический дизайн

Наше понимание педагогического дизайна на сегодняшний день недостаточно сформировано. Как учителю обеспечить разные образовательные потребности всех учеников, применить эффективные педагогические практики и технологии.

Базовый компонент дизайна, что это?

Все участники образовательных отношений в системе инклюзии, ощущают себя в состоянии «тонущего Титаника», но при этом у каждого видение данной проблемы свое специфическое с той позиции в которой он смотрит на данную проблему.

Сегодня мы наблюдаем такое явление, когда универсальный дизайн продуктов, услуг, среды очень тесно связан с универсальным дизайном в образовании.

ФИО

«Тема лекции»

Инклюзивные технологии ФИО «Тема лекции» Что касается образования детей с особыми образовательными потребностями все исследователи говорят о сложности трансляции всех инклюзивных технологий. Почему в одной школе все получается, а в другой которая делает все точно также результатов нет? Школа сама по себе очень сложный многокомпонентный процесс и она зависит от окружающего социума и именно поэтому очень важен тот факт, как выстраивает школа отношения с родителями, с общественными организациями у которых есть другие практики, то есть мы говорим о расширении возможности выбора

Инклюзивные технологии

ФИО

«Тема лекции»

Что касается образования детей с особыми образовательными потребностями все исследователи говорят о сложности трансляции всех инклюзивных технологий.

Почему в одной школе все получается, а в другой которая делает все точно также результатов нет?

Школа сама по себе очень сложный многокомпонентный процесс и она зависит от окружающего социума и именно поэтому очень важен тот факт, как выстраивает школа отношения с родителями, с общественными организациями у которых есть другие практики, то есть мы говорим о расширении возможности выбора

Стратегии образования ФИО «Тема лекции» Стратегия развития финансирования, перераспределения финансовых потоков. Стратегия стандартизации образования, развития так называемого «стандарта результата». Стратегии «гонки за лидером», когда страны копируют опыт друг друга в надежде добиться выдающихся результатов.

Стратегии образования

ФИО

«Тема лекции»

Стратегия развития финансирования, перераспределения финансовых потоков.

Стратегия стандартизации образования, развития так называемого «стандарта результата».

Стратегии «гонки за лидером», когда страны копируют опыт друг друга в надежде добиться выдающихся результатов.

Стратегии в образовании ФИО Но есть еще одна стратегия – это стратегия выравнивания образовательных возможностей, то есть включение в образование все больше детей, людей, которые до этого были лишены возможности получить полноценный доступ к нему. Такую стратегию успешно применяют в финском образовании. «Тема лекции» Эту стратегию сложнее воспроизвести, на ее воспроизведение и получение результата требуется больше времени, поэтому она и не получает достаточного внимания.

Стратегии в образовании

ФИО

Но есть еще одна стратегия – это стратегия выравнивания образовательных возможностей, то есть включение в образование все больше детей, людей, которые до этого были лишены возможности получить полноценный доступ к нему. Такую стратегию успешно применяют в финском образовании.

«Тема лекции»

Эту стратегию сложнее воспроизвести, на ее воспроизведение и получение результата требуется больше времени, поэтому она и не получает достаточного внимания.

Несколько форматов взаимодействия; Несколько способов представления учебного содержания; Разнообразие средств в действиях и выражениях при проектировании и постановке инструкции. Первое, что нам необходимо понимать при работе над дизайнерским проектом, понимание проблемы. Дизайн в первую очередь - это удобство и тогда возникает вопрос: удобство для кого?  Для потребителя. Тоже самое и в образовании. ФИО «Тема лекции» Ключевые позиции
  • Несколько форматов взаимодействия;
  • Несколько способов представления учебного содержания;
  • Разнообразие средств в действиях и выражениях при проектировании и постановке инструкции.
  • Первое, что нам необходимо понимать при работе над дизайнерским проектом, понимание проблемы.
  • Дизайн в первую очередь - это удобство и тогда возникает вопрос: удобство для кого?

Для потребителя. Тоже самое и в образовании.

ФИО

«Тема лекции»

Ключевые позиции

Общие принципы универсального  дизайна ФИО «Тема лекции» Разрабатывая учебную программу и учебные материалы на основе универсального дизайна, учитель анализирует, какие барьеры могут возникнуть у ученика на пути освоения знаний и какие его потребности необходимо удовлетворить: физические – через вспомогательные технологии; когнитивные, организационные, мотивационные – через эффективное преподавание.

Общие принципы универсального

дизайна

ФИО

«Тема лекции»

Разрабатывая учебную программу и учебные материалы на основе универсального дизайна, учитель анализирует, какие барьеры могут возникнуть у ученика на пути освоения знаний и какие его потребности необходимо удовлетворить:

  • физические – через вспомогательные технологии;
  • когнитивные, организационные, мотивационные – через эффективное преподавание.
Дизайн-мышление ФИО «Тема лекции» Мы сталкиваемся со вторым термином который очень активно используется, но к сожалению в школе, в образовании он используется очень мало, дизайн-мышление. Это целый процесс, очень четкий алгоритм, который как раз настроен на то чтобы решать проблему конкретных пользователей, конкретной целевой группы. Само понятие дизайн-мышление возник во второй половине XX века, когда наша жизнь стала с одной стороны социальнее, взаимоотношения стали усложняться, с другой у людей появилось больше свободного времени, появилась возможность взаимодействия, но как только усложняются взаимоотношения сразу появляются социальные проблемы и вот тогда появляются такие люди которые становятся как-бы проводниками в этот сложный мир.

Дизайн-мышление

ФИО

«Тема лекции»

Мы сталкиваемся со вторым термином который очень активно используется, но к сожалению в школе, в образовании он используется очень мало, дизайн-мышление. Это целый процесс, очень четкий алгоритм, который как раз настроен на то чтобы решать проблему конкретных пользователей, конкретной целевой группы.

Само понятие дизайн-мышление возник во второй половине XX века, когда наша жизнь стала с одной стороны социальнее, взаимоотношения стали усложняться, с другой у людей появилось больше свободного времени, появилась возможность взаимодействия, но как только усложняются взаимоотношения сразу появляются социальные проблемы и вот тогда появляются такие люди которые становятся как-бы проводниками в этот сложный мир.

Дизайн-мышление ФИО «Тема лекции» Таким образом, основа дизайн-мышления- это метод создания продуктов или услуг, ориентированных на человека, способ решения проблем. Это, то что сделает жизнь более удобной конкретно для какого-то человека. И этот самый важный момент, который у нас к сожалению пока в образовательных программах упущен.

Дизайн-мышление

ФИО

«Тема лекции»

Таким образом, основа дизайн-мышления- это метод создания продуктов или услуг, ориентированных на человека, способ решения проблем. Это, то что сделает жизнь более удобной конкретно для какого-то человека. И этот самый важный момент, который у нас к сожалению пока в образовательных программах упущен.

Эмпатия

Базовый компонент дизайн-мышления- это эмпатия. Эмпатия это не сочувствие, а сопереживание, понимание состояния человека, понимание его мыслей. Понимание его ощущений и понимание его потребностей. И вот здесь как раз возникает барьер на пути к дизайн-мышлению в образовании, воздвигнутый именно дефектологическим подходом. Мы говорим не о том, что нам не нужны дефектологи, не нужны специалисты сопровождения, а это про традиции дефектологического подхода. Что представляет собой дефектологический подход, прежде всего он акцентирован на дефиците, если мы откроем стандарты для детей с особыми образовательными потребностями, детей с интеллектуальными нарушениями, то огромное количество страниц там посвящено тому что не смогут сделать эти дети.

Мы не можем ничего предположить в развитии ребенка в инклюзивной среде, так как такого опыта который можно было-бы обобщить у нас еще нет.

У нас есть «опыт выжившего», есть такой психологический феномен , когда озвучиваются те ситуации о которых молчать невозможно, поэтому нам кажется, что у нас очень много плохого опыта, нет он лучше озвучен нами. И вот в этой ситуации мы оказываемся его заложниками.

ФИО

«Тема лекции»

Заключение

Педагогический дизайн, можно рассматривать с точки зрения, перспективно развивающейся сферы в области педагогического образования, в связи со значительными изменениями связанными с информатизацией самой системы.

На сегодняшний день Российские ВУЗЫ имеют положительный опыт в практическом применении педагогического дизайна, ряд исследований посвящены данной проблеме, однако не сформированы четкие требования к профессиональной компетентности учителя, который использует в своей практической деятельности данную технологию, не выстроен системный подход, к применению, недостаточно представлены учебно-методические пособия и материалы по данной проблеме. Исходя из этого можно выстроить несколько задач, которые направлены на активное внедрение педагогического дизайна в практическую работу образовательных учреждений.

Провести системный анализ по результатам которого разработать критерии введения педагогического дизайна в образовательный процесс.

Сформулировать его сильные и слабые стороны, влияние на процесс формирования различных компетенций обучающихся.

ФИО

«Тема лекции»

ФИО «Тема лекции»  Спасибо за внимание

ФИО

«Тема лекции»

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!