СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Универсальное дидактическое пособие «Умная сумка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование "Умной сумки" направлено на развитие мелкой моторики руки ребенка, координации и последовательности действий, концентрации внимания, воображения и речи, формирование согласованноси движений пальцев, сенсорное развитие.

Просмотр содержимого документа
«Универсальное дидактическое пособие «Умная сумка»»

Технология коррекционно-развивающего

воспитания и обучения:

универсальное дидактическое пособие «Умная сумка»


Проблема подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни является одной из наиболее сложных и актуальных. Особое значение в социализации умственно отсталого ребенка имеет обучение и развитие.

Я работаю с дошкольной группой мальчиков. В группе 8 человек. Возраст детей от 4 до 8 лет. Помимо основного диагноза (умеренная или тяжелая умственная отсталость), дети имеют различные нарушения речи, зрения, общей и мелкой моторики. Для детей характерны следующие особенности: низкая контактность, пассивность в общении, зрительно-моторная координация грубо нарушена, деятельность бесцельная, хаотичная, речь не сформирована или ограничена звукоподражаниями и элементарными словами, умения и навыки самообслуживания отсутствуют. Дети нуждаются в постоянном контроле и помощи педагога во всех жизненных ситуациях.

Исходя из особенностей воспитанников, возникает необходимость создавать ситуации, стимулирующие их речь, сенсорное и познавательное развитие.

Для эффективного достижения поставленных целей необходимо большое количество дидактического материала и различных пособий, которые занимают много места и направлены на определенный вид деятельности. В связи с этим возникла необходимость создания такого пособия, которое было бы компактным и позволяющим решать разноплановые задачи.

Мною было разработано универсальное дидактическое пособие «Умная сумка». Оно представляет собой разновидность лэпбука (собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения). В процессе создания я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанным своими руками. Так как подобрать готовый материал, учитывая все особенности воспитанников, достаточно проблематично.

Работа с «Умной сумкой» отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Применение данного пособия отвечает требованиям ФГОС к пространственной предметно-развивающей среде.

Оно:

- информативно (в нем можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

- полифункционально (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);

- обладает дидактическими свойствами (является средством художественно- эстетического развития ребенка);

- вариативно (существует несколько вариантов использования каждой его части).

Использование «Умной сумки» направлено на развитие мелкой моторики руки ребенка, координации и последовательности действий, концентрации внимания, воображения и речи, формирование согласованности движений пальцев, сенсорное развитие. Пособие привлекает внимание ребенка наличием большого количества различных деталей, карманов, застежек, фактурных материалов и пр. Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять одновременно множество функций, а может быть направлена на решение конкретной проблемы. Дидактические сказки применяются для обучения ребенка в игровой форме. В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры, буквы, игрушки — помещается в волшебную страну. Ребенок наблюдает за его жизнью, а потом приходит на помощь герою. Занятия с «Умной сумкой» повышают работоспособность ребенка, его внимание и познавательную активность, стимулируют интеллектуальную и творческую деятельность.



Условно «Умную сумку» можно разделить на три блока:



  1. Универсальное наборное полотно.

Оно состоит из кармашков с липучками, которые могут быть заполнены различными объектами, в зависимости от вида и целей занятия. В играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление предметов и их свойств, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине. Например, для формирования представлений о форме, ребенку предлагается разложить карточки с фигурами в кармашки-«домики». Аналогичные упражнения на классификацию могут быть направлены на закрепление знания цвета, величины, группировки предметов по лексическим темам (овощи, фрукты, одежда, обувь, …). С помощью универсального наборного полотна можно предложить детям задания на нахождение соответствия. Например, «Картинка – игрушка», «Мама – детеныш», «Предмет – контур», «Целое и часть» и пр.



  1. Комплекс для развития мелкой моторики и сенсорики.

В него входят:

  • тренажеры, включающие в себя различные виды застежек (кнопки, пуговицы, молнии, крючки, шнуровка, ременная застежка);

  • сенсорные мешочки (мягкие игрушки в виде животных, которые сшиты из разных по фактуре материалов, а в качестве наполнителя используются крупы, косточки, бусины);

  • набор лоскутов и шнуров различной фактуры и цвета.

Использование этого комплекса способствует сенсорному развитию и формированию ручной умелости. На мой взгляд, сенсорное развитие детей - это удивительный источник обогащения словаря, развития интереса к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических функций. Сенсорные игрушки помогают детям познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми. Используя данный комплекс, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, игры для развития мелкой моторики и сенсорики способствуют развитию памяти, мышления и навыков самообслуживания. Привлекая внимание ребят к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у них появляются такие качества, как интерес и любознательность. Вырабатываются целеустремленность, активность, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского дома, увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.



  1. Настольный театр.

Внутренняя часть «Умной сумки»- это «поле» для рассказывания ска- зок. Все персонажи взаимозаменяемы, так как крепятся на липучках. Возможно проводить работу с картинками, где изображены хорошо знакомые предметы, животные, дети, взрослые, их действия. Подбирать необходимо их так, чтобы можно было соотнести с окружающей обстановкой. Главное, чтобы рассматривание вызывало у ребёнка эмоции, сопровождалось речью. Использование настольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития умственного, нравственного и эстетического воспитания, создает хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает эмоции, способствует развитию художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица убедительно свидетельствуют о том, что дети любят настольный театр, ждут с нетерпением новых сказок. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, честности и трудолюбия.


В процессе занятий с «Умной сумкой» у детей создаются представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначаю­щих свойства и качества предметов. Постепенно систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный в процессе других видов деятельности, весь полученный социальный и эмоциональный опыт закреп­ляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержа­тельную основу. «Умная сумка» развивает так же творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам с ОВЗ нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

1 блок:





2 блок:





3 блок:







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!