Тема урока: «Употребление дефиса. Употребление кавычек»
Класс: 11
Тип урока: урок обобщения и систематизации
Цель: обеспечение обобщения и систематизации ранее изученного материала: употребление дефиса при приложении, употребление кавычек; формирование представлений об устойчивом развитии; создание условий для воспитания социально активной личности, способной к осознанному нравственному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями; содействие развитию речи, умений анализировать, сравнивать, систематизировать.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке дефиса и употреблении кавычек,
- развивать пунктуационные и орфографические навыки по данным темам,
- ввести понятие «устойчивое развитие»,
- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, стимуляции и развитию мыслительных процессов,
- проконтролировать степень усвоения знаний учащимися, овладение умениями, определенными в целях урока,
- создать условия для формирования гражданской ответственности и социальной активности средствами образования в интересах устойчивого развития.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, индивидуально-коллективная, парная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, аналитический, сравнительный, частично-поисковый, практический, устный.
Прогнозируемый результат:
- учащиеся должны знать правила постановки дефиса и кавычек,
- учащиеся должны уметь ставить дефис в сочетаниях с однословными приложениями, кавычки в предложениях с чужой речью, с некоторыми названиями,
- часть учащихся принимает понятие «устойчивое развитие» как руководство к действию.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Деятельность учителя на этом этапе направлена на создание благоприятной и продуктивной образовательной среды на уроке | Слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу |
Ориентировочно-мотивационный | Через создание проблемной ситуации вводится понятие «устойчивое развитие» и ведется подготовка к целеполаганию. Должны быть вставлены четыре предложения Мыслить глобально – действовать локально. Устойчивое развитие – это такое развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей как ныне живущих людей, так и будущих поколений. Может ли стать идея-мечта о прекрасной и процветающей стране с устойчивым развитием реальностью? Принципом справедливости, принципом сохранения природной среды, принципом целостности – основными принципами устойчивого развития руководствуются главы многих стран и государств для решения социально-экономических задач по сохранению благоприятной окружающей среды и природного потенциала. Учитель предлагает найти смысловую общность всех предложений и высказать своё понимание данной темы. Учащимся предлагается найти четвертое «лишнее» с точки зрения правил пунктуации и попробовать определить тему сегодняшнего урока. | Через актуализацию знаний учащиеся определяют тему урока и ставят перед собой цель. |
Обобщение и систематизация (блок 1). Контроль и самоконтроль. Формулировка выводов по изученному материалу | Учитель предлагает таблицы «Дефис при одиночном приложении» (Приложение 1) Учитель предлагает выполнить задание по теме «Употребление дефиса» Капельки (рубины) Великаны (липы) Река (Преголя) Чижевский (биолог) – изучал воздействие солнца и вселенной Неро (озеро) Птица (воробей) Бабочка (крапивница) Одуванчик (недотрога) Учитель предлагает учащимся воспользоваться ответами, представленными на слайде, и провести взаимопроверку (работа в парах). В процессе проверки учитель выступает в качестве модератора. После окончания работы на данном этапе учитель подводит промежуточный итог работы и подводит к новому блоку работы. В качестве перехода к новому блоку учитель предлагает придумать и записать по одному предложению с использованием записанных словосочетаний с приложениями. Условием для предложений будет наличие в них кавычек. В качестве примеров предлагается (в слабом классе) вариант такого предложения, которое выведено на слайд с фотографией достопримечательности, о которой говорится в предложении. Например: Озеро Плещеево считается «жемчужиной» Залесья, жемчужина Верхней Волги. | Анализируют таблицу, систематизируют ранее полученные знания. (индивидуально-групповая работа с раздаточным материалом) Пользуясь ответами, представленными на слайде, учащиеся проводят взаимопроверку. Учащиеся составляют предложения по заданным критериям. |
Физкультминутка | Учитель проводит физкультминутку | Участвуют в проведении физкультминутки |
Обобщение и систематизация (блок 2) Коррекция | Учитель диктует предложения, которые учащиеся записывают в тетрадь. Работают у доски по очереди несколько человек. В заповеднике «Басеги», расположенном в Пермском крае, небольшие солнечные батареи (как возобновляемые источники энергии) используются на лесных кордонах. По словам Михаила Пришвина, «охранять природу – значит охранять Родину». Нефть называют «чёрным золотом», хлопок – «белым золотом», а электроэнергию воды – «белым углём». «Много людей во множестве маленьких городов и деревень, делая много маленьких дел, изменят мир», – гласит народная мудрость. Учителем проводится коррекция записанных предложений. | Запись предложений в тетрадь и на доске с последующим анализом орфографии и пунктуации предложения, а также употребления кавычек. Участвуют в коррекции предложений. Корректируют собственные знания по данным темам, используя схемы и материал параграфа учебника. |
Контроль и самоконтроль | Раздаёт тесты и контролирует самостоятельность выполнения. Проводит коррекцию выполненной работы. | Учащиеся выполняют задания теста и проводят самоконтроль полученных результатов в соответствии с ключами. |
Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению, отвечает на вопросы учащихся. Домашнее задание: Записать по предложению с использованием разных вариантов использования дефиса при приложениях и постановки кавычек Написание эссе на тему « Что я могу предложить для устойчивого развития своего города» | Задание выбирается учащимися самостоятельно. |
Подведение итогов урока. Выставление отметок | Подводит итоги урока совместно с учащимися и оценивает степень достижения поставленной цели урока. | Участвуют в подведении итогов урока. |
Рефлексия | Учитель задает вопросы для определения эмоционального и психологического состояния учащихся. Благодарит за сотрудничество на уроке. | Характеризуют своё состояние во время работы, отвечая на вопросы учителя. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дефис при одиночном приложении ставится
Ставится | Не ставится |
нариц. – нариц. река-кормилица | =прилаг. нариц. – нариц. =красивая красавица мальва |
| |
Собств.(геогр.)-нариц. Свислочь-река | нариц. Собств. (геогр.) река Свислочь |
Собств.(имя) – нариц. Вернадский-учёный | нариц. Собств(имя) академик Сахаров |
термины жук-плавунец | род вид нариц. нариц. гриб подосиновик |
| гражданин сущ. товарищ гражданин фининспектор |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест (самоконтроль)
Пишутся через дефис приложение и определяемое слово:
лиса(плутовка)
город(Суздаль)
великан(лось)
птица(филин)
мышь(полёвка)
девушка(белоруска)
Нёман(река)
матушка(Земля)
гражданин(судья)
учёный(эколог)
Кавычки на месте всех пропусков ставятся в предложениях:
1._Научить человека быть счастливым нельзя, – писал А. С. Макаренко, – но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно_.
2. – _Воспитание – великое дело. Им решается участь человека_, – говорил В. Г. Белинский.
3. И. П. Павлов считал, _наука требует от человека всей его жизни_.
4. По мнению Гёте,_природа – творец всех творцов_.
5. – _Что вам дала наша сегодняшняя экскурсия?_ - _Теперь я имею представление о строении всей этой местности_.
Слова с помощью кавычек выделяются в предложениях:
Певец русской природы А.И. Куинджи написал картину Лунная ночь на Днепре.
В тройку лидеров самых посещаемых театров Москвы вошли Октябрь, Москва и Каро.
В бассейне реки Попигай в Сибири находится метеоритный кратер, делящий четвёртое место в мире по размеру.
Стихи и проза Марка Шагала были опубликованы в сборнике Ангел под крышами.
Франциск Скорина родился в Полоцке, в семье купца средней руки.
Ответы к тесту
Капельки-рубины
Великаны липы
Река Преголя
Чижевский-биолог изучал воздействие солнца и вселенной
Нарочь-озеро
Птица воробей
Бабочка-крапивница
Одуванчик-недотрога