Тема урока: Употребление фразеологизмов в речи
Цели урока:
- повторить и обобщить знания по теме: «Фразеология»,
- совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, уместно употреблять их в речи;
- повышать культуру речи обучающихся, развивать у них навыки анализа языковых единиц с точки зрения точности и уместности их употребления;
- воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Ход урока
I. Организационный момент.
На сегодняшнем уроке мы обобщим и систематизируем знания по теме «Фразеология». Закрепим умения находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в своей речи.
II. Фронтальный опрос (Метод «Микрофон»)
1. Фразеологизм – это…
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом: рукой подать ('близко'), от руки (рукописный'), на руку ('полезно'), собаку съесть ('опытность'), кинуть камень в огород ('оскорбить') и т. д.
Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения.
2. Особенности фразеологизмов
– Фразеологизмы существуют в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи. Фразеологизмы состоят из отдельных лексем и одновременно могут соотноситься по значению со словами: без царя в голове.
– Фразеологизмы всегда сложны по составу, т. е. они образуются соединением нескольких компонентов: ломать голову; кровь с молоком; собаку съел.
– Фразеологизмы семантически неделимы, они обычно имеют нерасчленённое значение, которое можно выразить одним словом или целым описательным выражением: раскинуть умом – подумать; пятое колесо в телеге – лишний; кот наплакал – мало.
– Фразеологизмы отличает воспроизводимость, т.е. они употребляются уже в готовом виде, такими, какими они закрепились в языке, какими их удерживает наша память: закадычный друг (не подруга, знакомый, товарищ); заклятый враг (не недруг, вредитель).
– Фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы их компонентов. Каждый член фразеологического сочетания воспроизводится в определённой грамматической форме, которую нельзя произвольно изменять: нельзя сказать бить баклушу и вытачивать лясу, заменив формы множественного числа существительных на формы единственного числа.
– Для большинства фразеологизмов характерен строго закреплённый порядок слов: нельзя переставить компоненты во фразеологизмах всё течёт, всё изменяется; ни свет ни заря; кровь с молоком и др.
3. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний
Свободное словосочетание | Фразеологический оборот |
1. можно заменить любое слово в словосочетании другим словом | 1. замена слов невозможна |
2. слова сохраняют свою смысловую самостоятельность | 2. по смыслу каждое зависит от другого |
3. создаются в речи, не требуют запоминания | 3. не создаются в речи, требуют запоминания |
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой.
Вы хорошо поработали, значительно расширили свои теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдем к практической части.
III. Закрепление материала. Выполнение упражнений
Упражнение 1. В двух словах
Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно прочтите их и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
1. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (редко, да метко)
2. Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер. Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
3. Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришел. Что говорят шутя в таком случае (легок на помине)
4. Иван говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко? (слов на ветер не бросает)
5. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (вышел сухим из воды)
Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем? (выведем на чистую воду)
Упражнение 2. Постоянные сравнения
Наша речь богата фразеологическими оборотами, которые представляют собой меткие и образные постоянные сравнения: молчит, словно в рот воды набрал; молчит, будто язык проглотил
Попытайтесь назвать все постоянные сравнения, смысл которых изложен ниже. В этом вам помогут расположенные вокруг рисунки.
| | |
| 1. Очень много людей в тесном помещении. 2. Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. 3. Быть в постоянных хлопотах, суетиться. 4. Ничего не действует на кого-либо. 5. Очень быстро бежать. 6. Появляться быстро, в большом количестве. 7. Чувствовать себя неловко; беспокоиться, волноваться, нервничать. 8. Проливной дождь, ливень. 9. Все видно очень ясно, отчетливо. 10. Тщательно, заботливо охранять что-либо | |
| |
| | |
Упражнение 3. Как говорят?
1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь (Фома неверующий). 2. О том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо (тяжелый на подъем). 3. О том, кто часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе). 4. О человеке, который пришел не вовремя, некстати (нелегкая принесла). 5. О кротком, безобидном человеке (мухи не обидит). 6. О болтливом человеке (язык без костей). 7. О бесследном исчезновении кого-либо (поминай как звали; и след простыл). 8. О положении, когда опасность грозит с двух сторон (между двух огней). 9. Об очень дальних родственниках (седьмая вода на киселе).
Упражнение 4. Отгадай выражение.
Отгадать все выражения и составить с ними небольшие предложения.
Например: Выиграть врем/я. В скором ~ени. В первое ~я. До поры до ~ени. Тем ~енем и т.д.
1. ~а об ~у. Из ~ вон (плохо). Мастер на все ~и. Сидеть сложа ~и. Золотые ~и.
2. Как в ~у канул. Толочь ~у в ступе. Решетом ~у носить. Тише ~ы, ниже травы. Много ~ы утекло. Выйти сухим из ~ы.
3. На ~ах у кого-либо. Вооруженным ~ом. ~а на лоб лезут. ~ на мокром месте. ~а разбежались. Бросаться в ~а. Как бельмо на ~у. Не в бровь, а в ~.
4. (Не) ~ в обиду. ~ волю. ~ себя знать. ~ слово. Как пить ~. Не ~ спуску. Ни ~ ни взять.
Упражнение 5. Кто больше?
Запишите на слух все фразеологические выражения, встречающиеся в рассказе
Глупые сороки
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, пронюхали о находке, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!
Упражнение 6. Окончи фразеологизм
На карточках пишутся начальные слова фразеологизмов, а в клетках таблиц – окончания их. Учитель тасует карточки и громко произносит начальные слова фразеологизма. Ученик, у которого оказалась вторая часть фразеологизма, поднимает руку, читает фразеологизм полностью, приводит пример его употребления в речи (составляет небольшое предложение), берет карточку и накрывает соответствующую клетку таблицы.
Слова для карточек
1. Изо дня … 2. Ломать … 3. Лакомый … 4. От нечего… 5. Лицом … 6. Спустя… 7. Не сводить … 8. Медвежья … 9. Зарубить … 10. От всего… 11. Как рукой … 12. Прикусить … 13. Не долго … 14. Как снег … 15. Выбиться … 16. Кто в лес… 17. Ни к селу… 18. Утереть … 19. Кривить … 20. Голубь …
Слова для таблиц
1. в день. 2. голову. 3. кусочек. 4. делать. 5. к лицу. 6. рукава. 7. глаз. 8. услуга. 9. на носу. 10. сердца. 11. сняло. 12. язык. 13. думая. 14. на голову. 15. из сил. 16. кто по дрова. 17. ни к городу. 18. нос. 19. душой. 20. мира.
IV. Рефлексия.
- Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?
- Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?
- С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе? Какова их роль в речи?
- Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизмы
V. Подведение итогов