Управление исследовательской деятельностью учащихся в общеобразовательной организации
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагающая решение школьниками исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются единые этапы (вне зависимости от области исследования):
1) изучение теоретического материала;
2) выделение проблемы, постановка целей и задач исследования;
3) формулировка рабочей гипотезы;
4) освоение методики исследования;
5) сбор собственного экспериментального материала;
6) обработка собранного материала;
7) обобщение, анализ, выводы;
8) представление исследовательской работы.
Учебно-исследовательская деятельность в современном школьном образовании является эффективным методом развития теоретического мышления школьников, потому как он позволяет фиксировать причинно-следственные связи на конкретном материале, устанавливать результаты развития процессов, обобщать и восходить от частного к общему. В ходе учебно-исследовательской деятельности воспроизводятся условия и нормы деятельности, действующие в научной сфере. Таким образом, научно-исследовательская подготовка носит деятельностный характер [1] и является очень актуальной на современном этапе развития образования.
Целью управления исследовательской деятельностью современных школьников является приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности как универсального способа освоения знаний, развитие у них способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний [2].
Для эффективного управления исследовательской деятельностью учащихся необходимо, на наш взгляд, использовать следующие формы организации учебно-исследовательской деятельности школьников:
Проблемно-ориентированные уроки общеобразовательной школы по учебным дисциплинам. Допустим, учитель на уроке истории ставит проблемный вопрос: «Иван Грозный тиран или реформатор?», «Необходимо ли было России вступать в Первую мировую войну?». Далее учитель задаёт начало научной дискуссии в классе, в ходе которой анализируется научная информация, представленная педагогом, и учащиеся высказывают различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Эти выводы школьников могут быть организованы таким образом, чтобы они включали в себя разные точки зрения на учебную проблему.
Включение дополнительных учебных дисциплин на элективных курсах. Например, курс «методы научного исследования», в рамках которого преподается методология научного исследования, апробируется постановка и реализация задач будущего исследования, представление результатов на уроках.
Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в дополнительные урочные часы для реализации научно-исследовательских проектов.
Программы дополнительного образования, использование широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы, закрепление результата в виде выполненной научно-исследовательской работы.
Применение научно-исследовательского подхода при проведении экскурсий, формулирование индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетной творческой работы.
Школьные проекты, опирающиеся на учебно-исследовательскую деятельность.
Экскурсии в музеи (или виртуальные музеи) и поиск архивных материалов (в городских архивах и сети Интернет) как элементы организации учебно-исследовательской деятельности учебно-исследовательских работ.
Научно-практические конференции и конкурсы школьных проектов как форма представления результатов учебно-исследовательской деятельности.
Деятельность ученических (внутришкольных) научных сообществ, где юные исследователи могут обмениваться друг с другом опытом, знаниями и т. д.
Механизм управления исследовательской деятельностью в образовательном учреждении включает в себя:
- создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к исследовательской, творческой деятельности;
- поддержку и сопровождение поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
- создание условий для презентации, внедрения и распространения результатов деятельности.
Результаты учебно-исследовательской деятельности делятся на две части. Первый отмечает, что результат исследовательской работы школьника соответствует стандартам обучения (то есть объект исследования включен в школьный курс истории). Второй показывает, какие способности и личностные характеристики были сформированы в ходе учебно-исследовательской деятельности, развились ли у учеников регулятивные и личностные компоненты по ФГОС для дальнейшего применения полученных навыков в образовании, науки и т. д. [3]. Качество ученической исследовательской работы измеряется соотношением представленного учителем (руководителем) и фактически усвоенного предметного материала (нового знания, добытое своими усилиями); умением применять структуру исследования в соответствии с научными стандартами, сложившимися в научном сообществе; способностью к самоанализу.
Таким образом, важно отметить необходимость создания эффективной системы управления исследовательской деятельностью в общеобразовательной организации, в ходе которой школьники развивают способность видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; определять понятия; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и заключения; структурировать материал; доказывать и отстаивать свои идеи. Возможно в будущем это сподвигнет их на большую научную деятельность.
Список литературы.
Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, Н. А. Евченко. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 309–312.
Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. — 2013. — № 6. — С. 59–65.
Черниязова, А. С. Управление учебной исследовательской деятельностью современных школьников на примере школьных курсов истории и обществознания / А. С. Черниязова, Т. А. Султанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 529-532.