СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление современным уроком как средство обеспечения качества образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной формой организации образовательного процесса в школе остаётся урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Главным вопросом сегодня остаётся то, каким должен быть урок в современных условиях.

Просмотр содержимого документа
«Управление современным уроком как средство обеспечения качества образования»

Управление современным уроком как средство обеспечения качества образования

Основной формой организации образовательного процесса в школе остаётся урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Главным вопросом сегодня остаётся то, каким должен быть урок в современных условиях.

В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:
  • урок с использованием техники (интерактивная доска, компьютер, диапроектор);

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

  • урок, содержащий разные виды деятельности;

  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

  • урок воспитывает думающего ученика – интеллектуала.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Какова же характеристика современного урока? Выделяют следующие подходы к уроку:

  • личностно ориентированный;

  • деятельностный;

  • системный;

  • инновационно-творческий.



Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально - ценностный опыт;

личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока. В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  1. познавательные и учебные мотивы;

  2. учебную цель;

  3. учебную задачу;

  4. учебные действия и операции. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

  1. личностные;

  2. регулятивные;

  3. коммуникативные действия;

  4. познавательные.

Личностные:

  • обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность);

  • умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд);

  • желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Регулятивные:

  • обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

  • целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

  • планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

  • контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

  • саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

  • коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

  • самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Коммуникативные:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

• умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы “Орфография”. Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему.

Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса “Литературное чтение”. Учебники содержат задания, направленные на формирование логических операций.

При изучении курса “Окружающий мир” развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время “готовых” уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Также важно добавить, что на сегодняшний день современная система образования характеризуется широкомасштабным внедрением дистанционных образовательных программ и дистанционных технологий.

Отличительной особенностью дистанционного образования является предоставление учащимся возможности самим получать требуемые знания, пользуясь современными информационными ресурсами. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность. Важно, чтобы обучающийся научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации, умел работать с этой информацией, используя различные способы познавательной деятельности, и имел при этом возможность работать в удобное для него время и в том темпе, который для него является комфортным.

Под дистанционными образовательными технологиями понимают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Изначально дистанционное обучение воспринималось как вынужденная мера, вызванная распространением пандемии COVID-19, однако в настоящий момент оно приобретает популярность среди учащихся школ, начиная с младшего школьного возраста. Подобные методы работы выбирают родители не только для детей с ограниченными возможностями здоровья или желающих получать образование в определенных учебных учреждениях, но не имеющих возможности из-за территориальных условий получить высококвалифицированную педагогическую помощь. Многие используют дистанционные обучение для получения дополнительного образования.

Сегодня дистанционные образовательные технологии можно считать одним из приоритетных направлений в современном школьном обучении, что подтверждается рядом нормативно-правовых, методических, а также стратегических документов:

  1. Федеральные законы:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

  • Федеральный закон от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

  1. Документы Министерства просвещения Российской Федерации:
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»;

  • Письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 N ГД-1736/03 «О рекомендациях по использованию информационных технологий» (вместе с Рекомендациями по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году;

  • Письмо Министерства просвещения РФ от 16.11.2020 г. № ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций».

  1. Стратегические документы:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017

№1632-p «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

  • Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 годы».

  • Федеральный проект «Цифровая образовательная среда».

Так, в статье 16 о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» определено:

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-

образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

В письме Министерства просвещения РФ от 16.11.2020 г. № ГД-2072/03

«О направлении рекомендаций» представлены практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий.

В рамках данных рекомендаций определены ключевые этапы организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, модели взаимодействия педагогов и обучающихся и формы организации образовательного процесса при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологи, а также представлен чек-лист директора школы по подготовке к переходу на дистанционное (электронное) обучение.

В документе указано, что при организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения образовательной организации необходимо руководствоваться Приказом

Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Дистанционное обучение предполагает, что учитель и обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции). При электронном обучении учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени. Практика весны 2020 года показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.

Также в практике обучения существует синхронное и асинхронное обучение. Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь). Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).

Планирование обучения с применением дистанционных (электронных) технологий в школе целесообразно начать с анализа текущей ситуации. Далее планируются первоочередные мероприятия, назначаются ответственные, утверждаются сроки исполнения.

Формы организации образовательного процесса при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий определены следующим образом:


Гибридное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой часть участников процесса обучения находится в школе, а часть - дома. Решение об использовании гибридного обучения принимается образовательной организацией самостоятельно в зависимости от технического обеспечения и существующей эпидемиологической обстановки.

Традиционный формат обучения предполагает, что обучающиеся и учитель находятся в классе. В случае применения дистанционных образовательных технологий возможны следующие гибридные форматы:

  • учитель - в классе (например, на дистанционное обучение переведен только один класс), обучающиеся - дома;

  • учитель - дома (например, учитель в группе риска), обучающиеся - в классе, волонтер - в классе;

- учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома (например, соблюдают самоизоляцию после поездки);

- учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, волонтер - в классе.

Ситуации, при которых целесообразен переход на гибридные форматы обучения: часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей); дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты; обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 65 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).

В Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» наиболее ярко выражены требования к дистанционным образовательным технологиям. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. В ходе реализации проекта создан информационный ресурс, обеспечивающий по

принципу «одного окна» свободный доступ всем категориям граждан к онлайн- курсам, размещённым на различных образовательных платформах, которые агрегируются на сайте проекта.

Цифровая образовательная среда - это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.

Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий. К ним относится: высокоскоростной интернет, сервисы мгновенного обмена сообщениями и анализа массивов больших данных, а также технологий VR.

Компоненты, реализуемые в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», а как следствие и дистанционными образовательными технологиями представляют из себя следующее: интеграционные решения, обеспечивающие единую аутентификацию пользователей, личные кабинеты учеников, учителей, образовательной организации, персональные цифровые портфолио как инструмент хранения и передачи информации о достижениях обучающихся, реестр онлайн-курсов, предоставленных на платформах, подсистема формирования рейтинга онлайн-курсов, подсистема оценки качества онлайн- курсов. Таким образом основной целью цифровой образовательной среды как проекта является «обеспечение предоставления равного доступа к информационным системам и ресурсам платформы цифровой образовательной среды участникам отношений в сфере образования, поставщикам цифрового образовательного контента и потребителям цифрового образовательного контента.

Обеспечение указанной цели положительно влияет на повышение качества знаний, на совершенствование умений, навыков, компетенций и квалификации, на

умение управлять собственными данными в электронной форме и на построение индивидуального учебного плана. Кроме того, применение дистанционных образовательных технологий в обучении способствует обмену опытом и практиками между педагогами, осуществлению мониторинга освоения образовательных программ с использованием электронных образовательных ресурсов и объективному оцениванию знаний, умений, навыков и достижений обучающихся.

Отметим, что «Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ 2040 от 07.12.2020

«О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта

«Образование».

В рамках ЦОС планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

Также в рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Благодаря внедрению «Цифровой образовательной среды», а также запуску проекта «Современная школа», образовательные учреждения будут включать следующие элементы:

    • доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);

    • доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;

    • возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;

    • возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;

    • возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;

    • получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;

    • автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.

Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов

  • при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.

Таким образом, внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс способствует повышению квалификационного уровня учителей, как следствие, росту имиджа учреждения и увеличению численности учащихся, обучаемых как в традиционной форме, так и с помощью дистанционных образовательных технологий. Также следует отметить возможность одновременного обучения большего числа учащихся при тех же трудовых издержках на урочную деятельность.

Главными целями применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, как важной составляющей в системе образования, являются:

    • предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания;

    • повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями;

    • развитие профильного образования в рамках ОУ на основе использования информационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований;

    • предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся,

    • предоставление условий для обучения по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на уроках способствует решению следующих задач:

    • создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения;

    • повышение качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;

    • открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;

    • создание единой образовательной среды Школы;

    • повышение эффективности учебной деятельности, интенсификация самостоятельной работы обучающихся;

    • повышение эффективности организации учебного процесса.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!