Упражнения на развитие устной и письменной речи учащихся и формирования их языковой компетенции
Прием «Творческое задание». Предлагаю детям заменить словосочетания одним подходящим по смыслу словом с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
- прекратить знакомство (расстаться);
- жестокий поступок ( бессердечный);
- беспечное настроение ( беззаботное).
Почему вы выбрали написание з или с ? Как будет звучать тема урока?
Тема: «Правописание приставок на з и с.
Прием ≪Ассоциаций≫ учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.
Прием ≪Мозаика≫. На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока
Прием ≪Иллюстрация≫: После просмотра фильма или картины, возможно, портрета участники формулируют тему урока и цели.
Прием «Проблемный вопрос»
Предлагаю детям посмотрите на рисунок. Вспомнить басню. (И.А.Крылов. « Квартет»)
Какое слово я забыла? (сыграть)
А как же правильно его написать? (Варианты)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Какую цель мы поставим?
Прием «Подводящий диалог» представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.
Прием «толстые и тонкие вопросы».
Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Приём «Жокей и лошадь»
Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Прогнозирование.На литературе предлагаем спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной ситуации
Кластер
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Синквейн
Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Пример синквейна:
Фразеологизмы
Яркие, красочные
Называют, изображают, не изменяются
Не чуя под собой ног
Образность
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники составляли такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Приём «Шесть шляп» на примере произведений «Муму» Тургенева и К. Паустовского «Заячьи лапы».
Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:
умение осмысливать свой опыт;
умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.