Просмотр содержимого документа
«Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и простых форм фонематического анализа.»
Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и простых форм фонематического анализа.
1. Различение слов, близких по звуковому составу.
Логопед дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное —
красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит
звукосочетания:
БАМАН ПАМАН БАНАН БАНАМ ВАВАН ДАВАН БАВАН ВАНАН | ВИТАНИН МИТАВИН ФИТАМИН ВИТАНИМ ВИТАМИН МИТАНИН ФИТАВИН ВИТАЛИМ | АЛЬБОМ АЙБОМ АНЬБОМ АВЬБОМ АЛЬПОМ АЛЬМОМ АЛЬНОМ АБЛЁМ | КЪЕКТА КВЕКТА ТЛЕКТА КВЕТКА КЛЕТКА КЪЕТКА КЛЕТТА ТЛЕТКА |
Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.
2. «Неправильное слово». Логопед предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.
Например:
1. Отругала мама зайку —
Не надел под свитер ГАЙКУ.
(МАЙКУ)
2. Много снега во дворе —
Едут ТАНКИ по горе.
(САНКИ)
3. Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.
(БУДКЕ)
3. «Лишнее слово»
Из четырех слов, четко произнесенных логопедом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:
КОМ — КОМ — КОТ — КОМ
КАНАВА — КАНАВА — КАКАО — КАНАВА
УТЁНОК — УТЁНОК — УТЁНОК — КОТЁНОК
БУДКА — БУКВА — БУДКА — БУДКА
ВИНТ — ВИНТ — БИНТ — ВИНТ
МИНУТА — МОНЕТА — МИНУТА — МИНУТА
БУФЕТ—БУКЕТ—БУФЕТ—БУФЕТ
БИЛЕТ—БАЛЕТ—БАЛЕТ—БАЛЕТ
ДУДКА — БУДКА — БУДКА — БУДКА.
4. Выделение одного из гласных звуков в звуковом потоке.
Логопед называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (поднять флажок). Затем логопед медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д.
Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет
выделяться ребенком точно и уверенно.