СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения по словообразованию

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

вампролджхзщшгнекуцфячсмипепмпеасавапавапепипирнирии

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по словообразованию»

КАК ОБУЧАТЬ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.



Наиболее слабым местом в обучении детей младшего школьного возраста языковым навыкам и речевым умениям остаётся словообразование. Действительно, полное владение русской орфографии невозможно без знания состава слова, без умения выделять, видеть в слове значимые части, морфемы, поскольку основной принцип русской орфографии – морфологический – требует учёта звукового и фонемного состава каждой морфемы и правила русской орфографии формулируются применительно к правописанию отдельных морфем – корней, приставок, суффиксов, окончаний

Недооценка обучения словообразования приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо. Так, чтобы правильно писать корень слова, надо видеть его в слове, уметь подобрать родственные слова, но это в достаточном объёме невозможно сделать без знания приставок и суффиксов, которые сопровождают корень, поэтому-то при подборе родственных слов дети и путают формообразование и словообразование, не умея заменять приставки и суффиксы другими. Чтобы определить, что слово проводник, отводок, водовод родственные, надо видеть приставки про-от-, суффиксы –ник-ок, два корня вод- (вода) и вод- (водить).

Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания, «дешифровки» значении новых производных слов, а для учителя – это эффективное средство семантизации (объяснения значения) производных слов, встречающихся в тексте на уроках чтения.

Творчески работающий, вдумчивый учитель понимает, что усвоение ребёнком активных, продуктивных словообразовательных моделей будет не только способствовать сознательному усвоению орфографии, не только расширит словарный запас учащихся и не только вооружит их способом понимания (дешифровки) незнакомых производных слов, «сделанных» по определённой модели, но и будет способствовать развитию логического мышления учащихся.

Мною большое внимание уделяется работе над усвоением детьми словообразовательных моделей русского языка, пониманию семантики каждой морфемы, умению детей творчески мыслить и применять на практике усвоенный на уроке материал. Ниже предлагается система упражнений по словообразованию, которую я применяю на своих уроках.



СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ



  1. Работа над значением корневой морфемы.

Упражнение 1. (На распознавание корневой системы омонимии - одинаково звучащих разных корней).

а) вода, водитель, водный, перевод, водить, водяной, водительский, переводной, водица, переводчик, переводить;

б) труд, трудиться, трудный, трудовой, затруднение, трудовик, трудность, трудящиеся, натрудиться, трудновато, наитруднейший (корни труд-трудн-).

Задание:

  1. Найдите в словах общую часть.

  2. Определите, все ли слова родственные.

  3. Сколько групп родственных слов вы выделили? Какие? Почему?

  4. Напишите эти слова в несколько столбиков, помещая в каждый только родственные слова. Сколько столбиков получилось?





Упражнение 2. Это упражнение наглядно демонстрирует, как образуются родственные слова, и как определить в них общую часть.



Упражнение 3. (На распознавание корневой алломорфии – разного звукового и буквенного состава одного и того же корня).

а) замыкать, отмычка, замкнуть, отомкнуть, замок, замочный;

б) собирать, соберу, собрал, собрание, сбор, перебираю, сборщик, сбережение;

в) пить, пью, запивал, пейте, запейте, напиток;

г) петь, певец, поют, запевала, песня, распевка, пение, поющий, подпевать.

При выполнении этого упражнения учитель прибегает к звуковому анализу, вспоминает функции йотированных букв и буквы Ь – разделительный. Выделяется корень – -мык--мыч--мк--мок--моч-;

-бир--бер--бр--бор--пи--пй--пей--пе--пев--пой-.

Дети выполняют это упражнение под руководством учителя, с его помощью, спорят, а следовательно, думают, и не страшно, если они при этом допускают некоторые ошибки.



  1. Работа над значением приставок.

Упражнение 4. (На различение приставок, близких по звучанию).

Выделите приставки в словах:

а) оглядеть, отбежать, облететь, оборвать, обежать, отучить, откушать, освистать, отогнать, осмеять, описать;

б) посмотреть, подлить, послушать, подсмотреть, подмести, поливать, пробежать, поехать, подумать, побежать;

в) написать, надломить, насмешить, надписать, нарисовать, нарвать, налететь, надорвать, надумать.



Упражнение 5. (Образование слов с антонимичными приставками).

Подбери слова с приставками, противоположными по значению:

выехать – (въехать), взбежать – (сбежать), входить – (выходить), завязать – (развязать), уплыть – (приплыть), унести – (принести), замкнуть – (отомкнуть), запереть – (отпереть), разморозить – (заморозить).

Работа над упражнением сопровождается постоянным вопросом учителя: что значит (выехать, въехать и т.д.)? А если значение «внутрь», а если значение «вниз»? и т.п.



Упражнение 6. К словам с приставками подберите синонимы без приставок:

небольшой, некрасивый, безрадостный, беспредельный, бесстрашный, разгневанный, нездоровый, непродолжительный, непогожий, безжалостный.

Слова для справок:

маленький, страшный, грустный, огромный, храбрый, сердитый, больной, короткий, пасмурный, жестокий.

Упражнение 10. Рассудите, что изменилось в значении слова. Как (чем) выражено это изменение?

а) книга – книги, учитель – учителя, стол – столы, столб – столбы, берег – берега;

б) книга – книжный – книжкин – книжечка – книголюб;

в) учить – научить – разучить – выучить – доучить – переучить – проучить – заучить.

Упражнение для слабоуспевающих детей.

1.Найдите корень в слове расписка. От этого корня при помощи приставок за-,под-,вы-,пере-образуйте однокоренные слова. Подумайте, какое значение придает слову каждая приставка. Разделите слова для переноса.

3.Замените приставки, чтобы придать словам противоположное значение. Подчеркните приставки. Вход-выход.

Вход, вышел, сошел, разделся, закрыл, вошел,приход, заплыл, заехал, вылетел.

Спишите без скобок. Подчеркните приставки.

 Лодка (от) плыла (от) берега. Мы  (до) плыли (до) островка.  Товарищ (с) пустился (с) холма. Мы  (по) шли (по) дороге. (На) опушке рощи (на) шли ежика.























Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»















Упражнения по словообразованию













\





Выполнила студентка

Ш-41 Группы

Склюева Татьяна



Ейск,2018




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!