СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 1 по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для индивидуального обучения

Просмотр содержимого документа
«Урок № 1 по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"»



Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающегося 5 класса с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Мальчик неговорящий. Говорит учитель. Речь ребёнок воспринимает. Общению помогают жесты, взгляды, мимика. За долгие годы совместной деятельности учитель и ученик научились понимать друг друга. Работа проходит в доброжелательной обстановке, в сотрудничестве, по определённому плану (ребёнок, в основном, понимает последовательность этапов урока).

Обычно, на тему я отвожу 2 урока, 3 урок – работа с книгой.



Тема: Звук и буква «А».

Цель: повторить тему: «Звук и буква «А» продолжать учить дифференцировать понятия звук и буква.

Задачи:

  1. -Уточнить артикуляцию звука [а], развивать подвижность и переключаемость движений губ.

  2. - Учить слышать и выделять звук [а] среди других звуков.

  3. - Учить определять позицию звука [а] в слове (в начале слова,в конце слова, в средине слова.)

  4. -Повторить с обучающимся написание букв «А, а» и «А,а»

  5. -Корригировать и развивать фонематический слух обучающегося, связную речь, мышление, внимание.

  6. -Воспитывать мотивацию к чтению, доброжелательность.

Оборудование:

-Алфави: печатные буквы, письменные буквы (заглавные, строчные).

-Алфавит: набор пластмассовых букв

-Тетрадь «Уроки грамоты для малышей» (забавная история на картинке: аист сидит на арбузе, он пытается поднять ананас; перед ним лежит лимон)

-Рисунок - мальчики: Антон –грустный, Алёша – весёлый.

-Аэробол – тренажёр по коррекционной педагогике, который эфффективно развивает речевое дыхание. (Проще сказать, трубочка для надутия шарика).

-Массажный шарик Су – ждок.

-Тетрадь «Годовой цикл занятий», раздел «Пишем и читаем», здесь нам помогает котёнок Пух.

-Прописи с картинками для раскрашивания








Ход урока


I.Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

-Всё, необходимое к уроку «Речь и альтернативная коммуникация» лежит в отдельной сумочке. Саша знает, что нужно поставить на стол алфавит и назвать все буквы в алфавитном порядке. (Ученик показывает букву простым карандашом, учитель называет её).

2.Далее, выложить из сумочки на стол все предметы, каждый на определённое место.

3.Ты сюда пришёл учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работай старательно,

Слушай внимательно!

.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающегося.

1. Саша, смотри на забавную картинку, слушай загадку. (Учитель читает загадку, ребёнок показывает отгадку на картинке).

Это старый наш знакомый

Прилетает к нам весной

Он живёт на башне –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый

Он летает на охоту

За лягушками в болото

III. Объяснение нового материала.

1. Саша показывает на аиста.

(Недалеко от дома есть старая водонапорная башня. Весной прилетают аисты, строят гнездо, выводят птенцов.) Мальчик гуляет с мамой и наблюдает за птицами.

-Птица называется – аист. Смотри на мои губы - а-а-аист. А теперь смотри на меня и протяжно говори а-а-аист. Ещё раз а-а-аист. Молодец!

-Аист сидит на … а-а-арбузе. Он пытается поднять …а-а-ананас. (Работаем ,как со словом – а-а-аист).

-Ещё раз произносим протяжно и вслушиваемся: а-а-аист, а-а-арбуз, а-а-ананас – во всех этих словах есть звук « а». Протянем а-а-а.


-Мы видим ещё один фрукт – лимон. Покажи. (Работа со словом – лимон).


Вывод: в слове «лимон» звука «а» нет. Зачеркни лимон.

2.Дыхательная гимнастика (работа с аэроболом)

3. Ещё раз протяжно произносим: а-а-аист, а-а-арбуз, а-а-ананас – во всех этих словах есть звук « а». Протянем а-а-а.

4.Саша, послушай колыбельную песенку. Мама укачивает малыша и поёт: а-а-а, а-а-а, а-а-а, а-а-а.

-А теперь вместе: а-а-а, а-а-а, а-а-а, а-а-а.


- Звук [а] – гласный. Гласный звук можно произносить протяжно и петь.


.

5. Физкультминутка

– Аист, аист, длинноногий, (машут руками, как крыльями)

Покажи домой дорогу. (Руки складывают в виде крыши над головой)

Аист отвечает:

–Топай правою ногой, (топает поочерёдно правой и левой ногой).

Топай левою ногой.

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Шаг на месте: раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: У-у-у.

Дружно встанем, скажем: А-а-а.

Нам пора и за дела.

6.- Саша, мы вспомнили звук [а], мы его слушали, мы его протяжно произносили, пели.

-Есть звук «а» и есть буква А. Букву можно видеть, изобразить, нарисовать, написать. Покажи букву А в алфавите. Напиши пальчиком на столе букву А. Ещё раз покажи в алфавите.

- На что похожа буква А? - Рассмотри букву «А». (Учитель первый раз читает стихотворение, одновременно показывая части буквы)

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Учитель второй раз читает стихотворение, ученик показывает.

Вот два столба наискосок, (пальчиком обводи букву)

А между ними — поясок!

7.Подготовка руки к письму. (Работа с массажным шариком).

8.Письмо буквы А,а в тетради(печатные).

9.Слова разделены на слоги (автобус, апельсин, ананас, абрикос, алыча, авоська (сумочка – сетка). Первый раз слова читает учитель; второй раз ученик и соединяет слово с рисунком. Буква А в начале слова выделена красным цветом.(обратить внимание на позицию буквы).

10.Письмо буквы А,а в тетради (заглавная, строчная).

11.Раскрашивание предметов: акула, апельсин.

IV. Закрепление материала

Составление буквы «А» из счётных палочек.

V. Итог урока.

1.- Какой звук мы сегодня изучали, пропоем колыбельную: а-а-а,а-а-а,а-а-а.

- Какой буквой обозначается этот звук? Найди букву А среди пластмассовых букв.

2.- Составим слова со звуком [а]: Антон, Алёша. Пальчиком подчеркнём букву А. Буква А-гласная, обозначена красным цветом. Покажи букву в алфавите. Возьми красный карандаш, подчеркни букву «А, а» в именах.

VI. Рефлексия.

- Саша, посмотри на мальчиков: Антон – грустный, Алёша весёлый. Кто тебе больше нравится? (Показывает)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!