СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение и рост костей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление со строением СООД, значением скелета и мышц

Просмотр содержимого документа
«Урок 10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение и рост костей»

Опорно-двигательная система.  Строение костей « Движение – это жизнь»  Вольтер Урок биологии человека – 8 класс Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Опорно-двигательная система. Строение костей

« Движение – это жизнь»

Вольтер

Урок биологии человека –

8 класс

Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Состав Значение Биологическое «депо» кальция, фосфора, магния; Кроветворение Минеральный обмен Опорно Двигательная (мышечная) ( скелетно) 600 мышц 220 костей Активная часть Пассивная часть Связочный аппарат Механическое Опора, защита, движение

Состав

Значение

Биологическое

«депо» кальция, фосфора, магния;

Кроветворение

Минеральный обмен

Опорно

Двигательная

(мышечная)

( скелетно)

600 мышц

220 костей

Активная часть

Пассивная часть

Связочный аппарат

Механическое

Опора, защита, движение

Скелет – целостная система, состоящая из костей, хрящей, связок, которые объединяют его в одно целое. Кости могут быть соединены подвижно с помощью суставов, что позволяет позвоночным животным и человеку совершать различные движения. В отличие от наружного скелета внутренний скелет растет вместе с телом. Внутренний скелет Наружный скелет
  • Скелет – целостная система, состоящая из костей, хрящей, связок, которые объединяют его в одно целое.
  • Кости могут быть соединены подвижно с помощью суставов, что позволяет позвоночным животным и человеку совершать различные движения.
  • В отличие от наружного скелета внутренний скелет растет вместе с телом.

Внутренний скелет

Наружный скелет

Система органов опоры и движения (СООД) - комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве  СООД Активная часть Связочный аппарат (мышцы) (связки, суставы, хрящи, фасции, сухожилия) Пассивная часть (кости, скелет) Мышечная система – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанные между собой соединительной тканью. 600 скелетных мышц Костная система – опорный остов организма, совокупность всех костей – скелет. 220 костей
  • Система органов опоры и движения (СООД) - комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве

СООД

Активная часть

Связочный аппарат

(мышцы)

(связки, суставы, хрящи, фасции, сухожилия)

Пассивная часть

(кости, скелет)

Мышечная система совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанные между собой соединительной тканью.

600 скелетных мышц

Костная система опорный остов организма, совокупность всех костей – скелет.

220 костей

Химический состав кости Неорганические вещества (минеральные) Органические вещества 30% 70 % (углеводы, белки) твердость Упругость, эластичность Прочность !!! Изменяется ли химический состав костей с возрастом?

Химический состав кости

Неорганические вещества (минеральные)

Органические вещества

30%

70 %

(углеводы, белки)

твердость

Упругость, эластичность

Прочность !!!

Изменяется ли химический состав костей с возрастом?

Функции скелета и мышц: Опорная функция – кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться. Формообразующая функция – определяет форму и размеры тела. Двигательная функция – обеспечение подвижности тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создание полостей тела для защиты внутренних органов. Энергетическая функция – превращение химической энергии в механическую и механическую - в тепловую. Кроветворная функция Обменная функция – кость – источник Са2+, F+ и др.

Функции скелета и мышц:

Опорная функция – кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Формообразующая функция – определяет форму и размеры тела.

Двигательная функция – обеспечение подвижности тела и его частей в пространстве.

Защитная функция – создание полостей тела для защиты внутренних органов.

Энергетическая функция – превращение химической энергии в механическую и механическую - в тепловую.

Кроветворная функция

Обменная функция – кость – источник Са2+, F+ и др.

Кость – орган, состоящий из костной ткани, хрящевой ткани, кровеносных сосудов и нервов и выполняющий функцию опоры. Позвоночник 24  Грудная клетка  25  Тазовый пояс с крестцом и копчиком  Мозговой отдел черепа  4  Лицевой отдел черепа  Плечевой пояс вместе с верхними конечностями 8  15  Нижние конечности 64 60 Число костей в теле человека - 200

Кость – орган, состоящий из костной ткани, хрящевой ткани, кровеносных сосудов и нервов и выполняющий функцию опоры.

Позвоночник

24

Грудная клетка

25

Тазовый пояс с крестцом и копчиком

Мозговой отдел черепа

4

Лицевой отдел черепа

Плечевой пояс вместе с верхними конечностями

8

15

Нижние конечности

64

60

Число костей в теле человека - 200

Строение костей 5 1 2 3 1 – надкостница 2. Компактное (плотное) в-во 3. Внутренняя поверхность надкостницы 4. Суставной хрящ 5. Губчатое в-во Красный костный мозг Желтый костный мозг 4

Строение костей

5

1

2

3

1 – надкостница

2. Компактное (плотное) в-во

3. Внутренняя поверхность надкостницы

4. Суставной хрящ

5. Губчатое в-во

Красный костный мозг

Желтый костный мозг

4

Типы костей Плоские ( лопатки, тазовые кости, кости свода черепа) трубчатые губчатые Длинные (ребра, грудина) Длинные (плечевая, локтевая, бедренная) Короткие (кости кисти, фаланги пальцев) Короткие (позвонки) С одной стороны вогнуты, с другой- выпуклы, ширина и длина значительно преобладают над толщиной. Состоят из губчатого вещества, полости не имеют

Типы костей

Плоские

( лопатки, тазовые кости, кости свода черепа)

трубчатые

губчатые

Длинные (ребра, грудина)

Длинные (плечевая, локтевая, бедренная)

Короткие (кости кисти, фаланги пальцев)

Короткие (позвонки)

С одной стороны вогнуты, с другой- выпуклы, ширина и длина значительно преобладают над толщиной.

Состоят из губчатого вещества, полости не имеют

Соединение костей.  Неподвижное соединение За счет швов  За счет срастания костей

Соединение костей. Неподвижное соединение

  • За счет швов
  • За счет срастания костей
Соединение костей.  Полуподвижное соединение За счет хрящей

Соединение костей. Полуподвижное соединение

  • За счет хрящей

Соединение костей.  Подвижное соединение За счет суставов Суставная головка Связки Суставная жидкость Суставные хрящи Суставная впадина

Соединение костей. Подвижное соединение

  • За счет суставов

Суставная головка

Связки

Суставная жидкость

Суставные хрящи

Суставная впадина

Химический состав костей Органические вещества (30%)  придают гибкость и упругость костям. Минеральные вещества (60%)  обеспечивают костям твердость. Вода (10%) Декальцинированная кость Почему детские кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки?

Химический состав костей

  • Органические вещества (30%) придают гибкость и упругость костям.
  • Минеральные вещества (60%) обеспечивают костям твердость.
  • Вода (10%)

Декальцинированная кость

Почему детские кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки?

ЗАДАНИЕ Перенесите схему в тетрадь, используя материал учебника, внесите в неё пояснения – за счет чего идет тот или иной рост костей Рост костей В длину В толщину

ЗАДАНИЕ

  • Перенесите схему в тетрадь, используя материал учебника, внесите в неё пояснения – за счет чего идет тот или иной рост костей

Рост костей

В длину

В толщину

У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт? 2. Вам дали кубик, вырезанный из бедренной кости быка. Можно ли определить, как он был ориентирован в кости? Ответ обоснуйте.
  • У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

2. Вам дали кубик, вырезанный из бедренной кости быка. Можно ли определить, как он был ориентирован в кости?

Ответ обоснуйте.

Зашифруйте последовательно трехзначными числами связь соединения костей, костей в скелете, функций. Неподвижное соединение 4. Кости конечности 2. Полуподвижное соединение 7.Частичная свобода движений + защита мозга 5. Кости черепа 3. Подвижное соединение 6. Позвонки 8. Свобода движений 9. Прочность + защита мозга

Зашифруйте последовательно трехзначными числами связь соединения костей, костей в скелете, функций.

  • Неподвижное соединение

4. Кости конечности

2. Полуподвижное соединение

7.Частичная свобода движений + защита мозга

5. Кости черепа

3. Подвижное соединение

6. Позвонки

8. Свобода движений

9. Прочность + защита мозга

Зашифруйте последовательно трехзначными числами связь состава и свойств костей. Нормальная  кость 4. Без минеральных веществ 2. Декальциниро-ванная кость 7.Хрупкая 5. Без органических веществ 3. Прокаленная кость 6. Органические + минеральные вещества 8. Твердая, прочная, упругая 9. Мягкая, упругая

Зашифруйте последовательно трехзначными числами связь состава и свойств костей.

  • Нормальная

кость

4. Без минеральных веществ

2. Декальциниро-ванная кость

7.Хрупкая

5. Без органических веществ

3. Прокаленная кость

6. Органические + минеральные вещества

8. Твердая, прочная, упругая

9. Мягкая, упругая

ЗАДАНИЕ Выполни рисунок, сделай к нему подписи: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 - 3 1 6 5 4 2 1 – эпифиз (головка) 2 – диафиз (тело) 3 – суставной хрящ 4 – надкостница 5 – губчатое вещество (красный костный мозг) 6 – компактное вещество 7 – полость (желтый костный мозг) 7

ЗАДАНИЕ

  • Выполни рисунок, сделай к нему подписи:

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 -

3

1

6

5

4

2

1 – эпифиз (головка)

2 – диафиз (тело)

3 – суставной хрящ

4 – надкостница

5 – губчатое вещество (красный костный мозг)

6 – компактное вещество

7 – полость (желтый костный мозг)

7

ЗАДАНИЕ Определите типы представлен-ных костей. 5 1 4 3 2

ЗАДАНИЕ

Определите типы представлен-ных костей.

5

1

4

3

2

Домашнее задание: § 10 прочитать. Выучить определения и термины, ответить на вопросы в конце параграфа.

Домашнее задание:

§ 10 прочитать.

Выучить определения и термины, ответить на вопросы в конце параграфа.

Доброго ! Всего

Доброго !

Всего


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!