СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 105. Нравственные уроки русской литературы XIX века. Итоговый урок. 10 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся в конце учебного года; систематизировать и обобщить полученные теоретические знания; расширять и углублять предметную компетенцию; воспитывать эстетический вкус и творческие способности.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 105. Нравственные уроки русской литературы XIX века. Итоговый урок. 10 класс.»

УРОК 105
НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Итоговый урок

Цель:
выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся в конце учебного года; систематизировать и обобщить полученные теоретические знания; расширять и углублять предметную компетенцию; воспитывать эстетический вкус и творческие способности.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, выставка произведений, изученных в 10-м классе, иллюстративный материал.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся участвуют в беседе, привлекая знания, приобретённые в 10-м классе; анализируют историческое развитие России во второй половине XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров; выполняют аналитическую работу в парах, группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Вот и подошло к концу изучение русской классической литературы XIX в., за которым прочно закрепилось название — «золотой век» русской литературы.

В 11-м классе вам предстоит «общение» с литературой XX в., и на первых же уроках вы услышите выражение «Серебряный век русской поэзии». Да, именно так принято называть первые два десятилетия XX в. Означает ли это, что мы больше уже не прикоснёмся к сокровищницам Золотого века, что этот век уже позади, мы его опередили и поэтому можем относиться к его художественному наследию немного свысока? Конечно же, нет! Там, в XIX в., осталось невероятное богатство, которое нам долго ещё предстоит изучать, потому что и сегодня мы ещё не постигли в должной мере важнейших уроков классической литературы…

Давайте же ещё раз окунёмся в атмосферу гениального прошлого, которое отличалось смелой постановкой вечных вопросов человеческого бытия, самых жгучих социально-политических, философских, нравственных, эстетических проблем, значение которых выходит далеко за пределы определённого исторического времени.

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа:
выявление уровня читательского развития

• Что нового вы почерпнули для себя из курса литературы 10-го класса? Актуальны ли и сегодня проблемы, поднятые в художественных произведениях, которые вы прочитали в этом учебном году?

• Какие из произведений запомнились вам больше всего и почему? Повлияли ли уроки литературы на ваши читательские интересы?

• Расскажите, какие «вечные образы» предстали перед вами со страниц учебника.

• Что интересного и важного вы узнали из рубрики «В творческой лаборатории мастера»? Что вам запомнилось больше всего и почему?

• Прочитанные вами произведения нашли своё творческое воплощение и в других видах искусств. Какие материалы рубрики «Под сенью дружных муз» стали для вас наиболее интересными?

• Какие виртуальные путешествия вы совершили с помощью рубрики учебника «Прогулки по местам великих вдохновений»? Какие из них вам понравились больше всего и почему?

• Перелистывая страницы учебника, вспомните поэзию А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Можете ли вы согласиться с высказыванием русского писателя и художника Максимилиана Волошина: «Поэзия пророчественна по своему существу, она выражает не пережитую жизнь, а возможную будущую»?

• Согласны ли вы с утверждением М. Горького: «Гигант Пушкин — величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России… беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев… Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их»? Аргументируйте свой ответ.

• Французский писатель О. де Бальзак считал, что «книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух её устремлён в будущее». Знаете ли вы такие книги? Расскажите о них.

• Расскажите о роли книги и художественной литературы в вашей жизни.

• Выскажите своё мнение о том, что может сегодня повлиять на формирование читателя XXI в. Помогали ли вам в этом задания под рубрикой «Умники и умницы»?

2. «Умники и умницы» (работа в парах)

1) Заполнение обобщающей таблицы «Общественно-политическая и культурная жизнь России второй половины XIX в.»

• Заполните таблицу.
Выполняя это задание, используйте материалы учебника, знания и умения, приобретённые на уроках литературы.

Основные темы поэзии «чистого искусства»  

  

  

Общественно-политическая и культурная жизнь России второй половины XIX в.


Период, годы


Общественно-политическая жизнь


Журналистика, литературная критика

Живопись, музыка, театр


Художественная литература


1850–1860





1861–1870





1871–1880





1881–1890





1891–1899







2) «Теоретическая разминка»:
самоконтроль теоретических знаний, приобретённых в течение учебного года (по вариантам)

• Подготовьтесь дать определение (устно) литературных понятий.

1-й вариант.
Драма, гротеск, историко-литературный процесс, реализм, эзопов язык.

2-й вариант.
Драматический конфликт, лирический герой, мотив, подтекст, поэма-эпопея.

3-й вариант.
Лирика, роман-эпопея, сказ, новелла, литературный тип.

3. «Практикум начинающего литературоведа»:
«По страницам изученных произведений» (работа в группах)

Карточка № 1

• Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? Укажите жанр произведения.

• Назовите имя героя, о котором идёт речь в данном отрывке.

• Образ данного героя стал нарицательным. Объясните, что он обозначает (4–5 предложений).

Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определённо; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное.

• Прочитайте отрывок из художественного произведения. Ответьте на вопросы.

• Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? Укажите жанр произведения.

• Как называется направление философской мысли, приверженцем которого был главный герой этого произведения?

• Почему автор заканчивает своё произведение словами «о великом спокойствии» и «вечном примирении»?

Карточка № 2

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России.

Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре.

Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обоим её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

4. «В творческой мастерской» (работа в группах)

1-я группа.
На основе изученных в 10-м классе прозаических произведений подготовьте творческий проект-презентацию «Русская проза второй половины XIX в.». Предложите иллюстрации для данного проекта.

2-я группа.
На основе изученных в 10-м классе стихотворений подготовьте творческий проект-презентацию «Мир поэтической души». Предложите иллюстрации к данному проекту.

3-я группа.
Подготовьте рекламный проект на одно из прочитанных в этом учебном году произведений. Обоснуйте свой выбор.

5. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

• В этом учебном году вы читали произведения русской и зарубежной классической литературы. Уже как опытные читатели выразите своё мнение к высказыванию: «Классика и современность… Классика — это модно?».

• Подумайте, какая литература сейчас является наиболее востребованной в обществе. Поделитесь своими соображениями на эту тему.

• Может ли Интернет способствовать развитию интереса к художественной литературе?

• Какова роль электронных библиотек в современном мире?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

• Прокомментируйте, как вы поняли изречение русского поэта А. А. Блока, «спрятанное» в криптограмме (запись на доске).

Изречение А.А. Блока

12

15

10

4

1

-

3

6

13

10

12

1

33

3

6

27

30

.

17

16

12

1

25

6

13

16

3

6

12

21

14

6

6

20

6

32

17

16

13

30

9

16

3

1

20

30

19

33



Ответ. «Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» (А. А. Блок).

• Создайте высказывание:
В ожидании новой встречи с искусством слова. Что вы ждёте от уроков литературы в следующем году?».

2. Заключительное слово учителя

— Итак, на уроках литературы в этом учебном году нашими собеседниками были произведения русской литературы и зарубежной классики XIX в.

Конечно, у каждого из нас свой вкус, свои литературные предпочтения, свой путь к любимым авторам и книгам, но как бы ни отличались наши оценки и пристрастия, всех нас волнуют одни и те же вопросы, связанные со смыслом жизни, выбором пути, пониманием добра и зла, чести и справедливости. И, как ни странно, над этими вопросами ломало голову не одно предшествующее поколение.

И все эти вечные вопросы и поиски ответа на них находили своё отражение в произведениях литературы разных времён. Изучая в школе эти произведения, вы получаете уникальную возможность вступить в диалог с ними, задать свои вопросы и получать на них ответы, а значит, формировать свой взгляд на жизнь, разобраться в самом себе, познать духовный опыт прошлого, так необходимый всем нам.

Открывая для себя новые имена и произведения, каждый из нас сможет найти что-то своё, сокровенное, предназначенное только ему.

На пути к вершинам искусства слова желаю вам маленьких и больших открытий, радости общения и подлинного эстетического наслаждения от встречи с прекрасным. Как писал русский поэт Валерий Брюсов:

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и прелестью сонета
И буквами спокойной красоты!

Поэтому читайте и размышляйте, наслаждайтесь и переосмысливайте, спорьте и не соглашайтесь… Дерзайте и познавайте себя!



Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 10 класс. – М.: АСТ. 2016.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!