СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 106. А. КУПРИН «СКВОРЦЫ» (отрывок). Н. СЛАДКОВ «СКВОРЕЦ-МОЛОДЕЦ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: продолжить знакомство с творчеством А. Куприна; способствовать развитию навыков правильного и осознанного чтения, эмоционального отношения к произведениям искусства; совершенствовать умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; содействовать воспитанию наблюдательности, любви к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок 106. А. КУПРИН «СКВОРЦЫ» (отрывок). Н. СЛАДКОВ «СКВОРЕЦ-МОЛОДЕЦ».»

Урок 106. А. Куприн «Скворцы» (отрывок).
Н. Сладков «Скворец-молодец»

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: продолжить знакомство с творчеством А. Куприна; способствовать развитию навыков правильного и осознанного чтения, эмоционального отношения к произведениям искусства; совершенствовать умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; содействовать воспитанию наблюдательности, любви к природе

Планируемые результаты

Предметные: замечают слова, ярко описывающие картины природы; пользуются средствами речевой выразительности; сравнивают произведения разных авторов

Метапредметные:

познавательные: свободно ориентируются и воспринимают текст художественного произведения; осуществляют поиск нужной информации; находят ответы на вопросы в тексте; строят речевые высказывания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; осуществляют анализ, сравнение; строят логические рассуждения, делают выводы;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия;

коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме

Личностные: эмоционально переживают текст произведения, выражают свои эмоции

Образовательные ресурсы: аудиозапись «Голоса птиц», таблица для постановки дыхания перед чтением, таблица для оценивания чтения стихотворения, сигнальные карточки, портрет А. Куприна, выставка книг, иллюстрации с изображением птиц


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Улыбнемся, детвора!

Заниматься нам пора.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им

II. Проверка
домашнего
задания

– Что вы изучали на прошлом уроке?

– Кто написал эти произведения?

– О чем они?

– Что было задано на дом?

Отвечают на вопросы, выполняют задания.


1-й вариант читает стихотворение Е. Баратынского, 2-й – Ф. Тютчева

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением о весне. Чтобы узнать, о чем будем читать, отгадайте загадку.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет

И все же голос свой имеет.

(Скворец.)

– Правильно, скворец. Сегодня мы познакомимся
с произведением «Скворцы» Александра Ивановича Куприна.

– Кто из вас видел скворцов?

– Как выглядит эта птица? 

Внимательно слушают.



Отгадывают загадку.





Осознают и принимают учебную
задачу.



Рассказывают по собственным наблюдениям

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы

IV. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о А. Куприне



Рассказывает о писателе (см. Ресурсный мате-
риал)



Внимательно слушают

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности.

Владеют способами конструктивного взаимодейст-вия со взрослым и сверстниками

2. Словарная работа

– При чтении стихотворения вам встретятся следующие слова. Что они означают?

Скворечник – небольшая деревянная будочка для птиц, укрепленная на шесте или  дереве около дома.

Беспечный – беззаботный.

Истребить – уничтожить, погубить

Совместно с учителем объясняют значение слов

3. Первичное чтение произведения «Скворцы»
А. Куприна


Читают хорошо читающие ученики

4. Работа по вопросам учебника
(с. 99–100)


Отвечают на вопросы

5. Работа в тетради (задания 1–3, с. 64)


Выполняют задания

6. Работа с поговоркой

– В народе говорят: «Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли».

– Как вы понимаете эту пословицу?


Обыкновенные скворцы – одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями уже в феврале или марте, когда еще лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и дуплами и начинают петь, раскрыв клюв и распустив крылья. Гнездо строит самка. Ее партнер помогает лишь символически, изредка принося какой-нибудь строительный материал – солому, сухую траву, веточки или перья



– С прилетом скворцов начинается настоящая весна.

Внимательно слушают


Физкультми-
нутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик сразу не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

7. Чтение произведения «Скворцы-молодцы»

Н. Сладкова

– А сейчас мы познакомимся с еще одним произведением о скворцах. Это рассказ Николая Ивановича Сладкова «Скворец-молодец».

Читает по ролям вместе с подготовленным уче-
ником

Осознают и принимают учебную
задачу.


Внимательно слушают

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Владеют навыками осознанного чтения.

Формулируют ответы
на вопросы.

Осуществляют контроль
и оценку учебной деятельности

8. Беседа по вос-приятию текста

– Понравилось ли вам произведение?

– Как автор относится к своим героям?

– Как люди готовились к встрече скворцов?

– Как вели себя птицы?

– Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?

Отвечают на вопросы

9. Моделирование обложек (ра-бота в группах)


Моделируют обложки

V. Итог урока. Рефлексия

– Чему мы сегодня учились на уроке?

– Что нового узнали?

– Понравились ли вам произведения?

– Давайте будем добрыми и внимательными к животным.

– Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и у кого все получилось.

– Кому сегодня было трудно?

Прозвенел уже звонок.

Всем спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения учебного материала

Домашнее
задание

Подготовить выразительное чтение произведений А. Куприна и Н. Сладкова

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить


Ресурсный материал

Рассказ учителя об А. Куприне

А. И. Куприн (1870–1938) родился в семье небогатого чиновника. Когда будущему писателю было 3 года, умер отец. Мать, оставшись без средств, переехала в Москву. Здесь они жили в общей палате Московского вдовьего дома. С 7 лет Куприн жил в Александровском сиротском училище. В 1880 году Куприн поступает во 2-ю московскую гимназию, вскоре преобразованную в Кадетский корпус. В юности он увлекается стихами Пушкина, Лермонтова, Гейне. После окончания юнкерского училища Куприн короткое время прослужил подпоручиком в 46-м пехотном Днепропетровском полку. Его произведения печатались в журнале «Русское богатство». В 1984 году он вышел в отставку. В поисках заработка немало бродил по России, перепробовал много профессий: был грузчиком, управляющим имением, служил на заводе, изучал зубоврачебное дело, пел в хоре, работал землемером, актером провинциального театра.

В 1894 г. Куприн поселился в Киеве. Здесь он стал сотрудником газет «Киевское слово», «Киевлянин» и «Жизнь и искусство».

В 1896 году вышел первый сборник его произведений «Киевские типы».

После Октябрьской революции Куприн покидает Россию. Некоторое время он жил в Эстонии и Финляндии, а в июне 1920 года поселился в Париже.

Отрыв от родной страны был невыносим для писателя, и в 1937 г. он возвращается на родину.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!