СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок №13 Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете. История создания и проблематика.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить знания учащихся об идеях Просвещения; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гете; углубить знания о драматическом жанре трагедии; раскрыть главную тему трагедии;

  2. развивать логическое мышление и монологическую речь;

  3. формировать этические взгляды на мир.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №13 Гете. Жизнь и творчество»

8 класс

Урок №13

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Трагедия «Фауст» - вершина творчества И. В. Гете и одно из величайших произведений мировой литературы. История создания и проблематика.

Цель:

  1. углубить знания учащихся об идеях Просвещения; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гете; углубить знания о драматическом жанре трагедии; раскрыть главную тему трагедии;

  2. развивать логическое мышление и монологическую речь;

  3. формировать этические взгляды на мир.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают о жизни и творчестве писателя, определяют жанровые и композиционные особенности трагедии «Фауст», проблематику произведения; демонстрируют логическое мышление при составлении опорных схем; развивают монологическую и диалогическую речь при работе в группе

Оборудование:

портреты писателя, раздаточный материал для работы в «тройках»

Тип урока:

усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя

  1. Мотивация учебной деятельности

-28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне у 18-летней жены имперского советника Катарины Элизабет Текстор-Гете родился ребенок без признаков жизни. Повитуха растирала новорожденного вином, пока ребенок не закричала. Если рождение человека связано с мифом, то миф о его рождении связан с выбором: он знал, что его миссия в этом мире тяжелая и бремя ответственности толкало его обратно.

Именно таким был приход в жизнь выдающегося немецкого и европейского поэта - просветителя Иоганна Вольфганга Гете, о жизни и творчестве которого русский писатель Иван Тургенев сказал: «Жизнь и поэзия не распадаются в него на два отдельных мира: его жизнь была его поэзией, его поэзия была его жизнью». Сегодня мы начнем знакомство с обоими его мирами: жизнью и поэзией, которые подобно граням кристаллов поражают своим разнообразием и красотой.

Жизнь и поэзия не распадаются

в него на два отдельных мира:

его жизнь была его поэзией, его

поэзия была его жизнью.

И. Тургенев

Тему и эпиграф записывают в тетради


  1. Работа над темой урока


  1. Изучение материала о Гете и его трагедии «Фауст»

  • Сообщение о жизни и творчестве Иоганна Гете

- Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и ученый, родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в богатой семье (дед Гете был избран главой города, а отец имел титул имперского советника). Детство будущего поэта проходило в родном городе, где он получил хорошее образование. Продолжил обучение в Лейпцигском и Страсбургскому университетах. В Страсбурге Гете был членом литературного кружка «Буря и натиск», мечтал о новом немецком искусстве, свободном от иностранных влияний, об объединении государства. В 22 года защитил диссертацию и получил степень лиценциата. Стихи начал писать еще в детстве. Лирические стихи, драмы и особенно роман «Страдания юного Вертера» (1774) рано сделали имя Гете известным. В юношеские годы начал работать над трагедией «Фауст».

В 1775 году восемнадцатилетний герцог Карл Август Саксен-Веймарский пригласил 26-летнего поэта к себе на службу. Гете стал тайным советником и членом государственного совета, три года возглавлял кабинет министров, руководил военными и государственными делами. Впоследствии сосредоточился на занятиях естественными науками, издал научные труды, написал художественные произведения. Огромное литературное наследие поэта состоит из 143 томов.

После 1788 года Гете удалился от общественной жизни, считая его мелочным и суетным, и целиком посвятил себя «вечному» - личному творческому совершенствованию. Смысл жизни поэт видит в том, чтобы развить в себе творческие способности, поделиться с людьми своей духовностью. Творчество он считал высочайшим свойством человека. Поэт подружился с Шиллером. Гете стал директором Веймарского придворного театра и ставил на сцене пьесы Шекспира, Лессинга, Шиллера, свои собственные. Он не переставал работать даже в тяжелые годы наполеоновской оккупации, более 13 лет был меценатом Веймарской кунсткамеры.

Гете занимался не только литературой, много времени уделял естественным наукам: ботанике, зоологии, анатомии, геологии, оптике; круг его интересов составляли музыка, рисование и изучение языков - поэт знал 6 языков. В человеке поэт ценил целенаправленный характер. Он писал: «У человека на самом деле существует только одна беда - это когда она увлекается идеей, что не имеет никакого отношения к реальной жизни или же отвлекает от труда».

Вторая половина жизни поэта полна творческой активности. Он возглавлял энский университет, играл на клавесине и флейте, рисовал, танцевал, фехтовал, ездил верхом. Его дом стал местом паломничества просвещенных любителей искусства и науки. В 1827 году Гете был избран почетным членом Харьковского университета. Сделал значительный вклад в развитие медицины, ботаники, орнитологии, минералогии, педагогики, истории, этнографии. Единственная тайна мира, неподвластное ни разуму, ни воображению человека, по его мнению,- это тайна солнечного света. Гете объявил себя верующим солнцепоклонником.

Весной 1832 года Гете очень простудился и 22 марта умер. Уже после того, как исчез пульс, его правая рука все еще двигалась, как будто пыталась что-то написать. Похоронен И. В. Гете в Веймаре в одном склепе с Шиллером.

  • Знакомство с трагедией «Фауст»

История создания

«Фауст» - наивысшее достижение Гете. Еще в молодые годы поэт увлекся средневековой легендой о маге и чародее Фаусте, которому в его нечестивых занятиях помогал черт, за что потом забрал душу Фауста в ад. Свою душу Фауст должен был отдать в обмен за овладение земной мудростью. И истина, которую проповедовали авторитеты древности и о которой говорится в святых книгах, не удовлетворила ученого. Чтобы постичь истину жизни, Фауст стремится углубиться в саму жизнь. В образе Фауста драматург предоставил привлекательные черты: ренессансную пытливость ума, стремление к осмыслению жизни.

Существующий в литературе сюжет про ученого - мага Гете соединил с другим, довольно распространенным сюжетом: страстно влюбленный юноша соблазняет молодую, неопытную девушку; она ждет от него ребенка, а он малодушно бросает ее на произвол судьбы. Поэт нашел способ сочетания этих сюжетов: Мефистофель (черт) омолаживает ученого. Персонажами произведения Гете станут Бог, черт, человек, нечистая сила. Однако тема оказалась сложной для молодого поэта, и он прекратил работу над рукописью. Почти через двадцать пять лет Гете возвращается к работе над трагедией, и «Фауст» становится главным содержанием творческой жизни Гете.

  • Особенности композиции произведения

В своем завершенном виде произведение состоит из «Посвящения», «Театрального вступления», «Пролога на небе» и двух частей. Первая часть закончена в 1806 году, вторая - 1831.

Трагедия начинается двумя прологами. Первый из них - «Пролог в театре» - беседа поэта, актера и директора. Трое собеседников - будто три стороны личности автора. Поэт мечтает о высокой цели; актер призывает смелее черпать сюжеты из самой жизни, чтобы овладеть сердцами людей; директор - деловой, практический - трезво оценивает действительность, от разговоров зовет к делу, к реальному воплощению на сцене высоких поэтических замыслов. Второй пролог - «Пролог на небе». В нем принимают участие Бог, архангелы Рафаил, Михаил, Гавриил, впоследствии - Мефистофель. Этот пролог открывается гимном могучей природе, вечного движения и вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле, а завершается спором Бога и Мефистофеля о сущности человека.

В первой части произведения раскрывается история любви Фауста и юной горожанки Маргарита (Гретхен). Влюбленные всецело полагаются на природу. Для Фауста природа, любовь, счастье, Бог - неразделимы. Но природа не только величественная и прекрасная, она противоречивая и таинственная. Счастливая и прекрасная любовь заканчивается трагически.

Вторая часть произведения похожа на странствия по чудесным островам. Фауст, живя во второй раз, пытается постичь новое и странное для него в жизни и принять в нем посильное участие. Прожив вторую жизнь, Фауст подводит её итог. Он убедился в высочайшей ценности реального бытия и деятельности жизни человека и понимает, что должен передать познанную истину потомкам, то воплотить ее, построив город. Фауст понял, что человека оправдывают высокая цель, неутомимый труд, активность души и пожизненная борьба за жизнь и свободу. Фауст получает на небе полное прощение.

 

  1. Аналитическое чтение «Пролога на небе» (прослушивание аудиозаписи)

  2. Работа в группах

Задание для групп

1) Проработать «Пролог на небе»;

2) Составить схему системы образов «Пролога на небе».

3) Определить идейное и композиционное содержание «Пролога...».

4) Проанализировать отношение к миру и человеку участников «Пролога...».

Образец ответа

 

 

Вывод: «Пролог на небе» выполняет роль завязки. Здесь высказываются различные точки зрения: Бога, рассудительного и уверенного в своей правоте и исключительности его творения - человека и Мефистофеля, наделенного критическим умом и уверенного в низости человека. Заключается пари, объектом исследования становится человек - Фауст, в котором Бог уверен: «Он пока что во мраке бродит, / И я укажу ему до правды вход, / Ибо знает садовник, как деревце лелеет, / какой от него будет цвет и плод... Я согласен, попробуй его стошнит, / Пока он живет на земле; / Кто идет вперед, тот всегда блудит...». (Здесь и далее - перевод М. Лукаша.)

Основной вопрос трагедии - спор Бога и Мефистофеля: «Кто такой человек? Игрушка стихий, рабыня собственных страстей, никчемное и слабое существо, которое покорно, бездумно существует и следует за прелестями внешних сфер, несчастная страждущее существо, сломана стремлением к невыполнимых и бессмысленных мечтаний? Или, возможно, она - бог на земле, пылкий искатель, способный на создание гармонии прекрасного, неутомимый приверженец и творец истины?»

Когда же этот вопрос решается во имя и славу человека, возникает еще одно, не менее важное: «Что такое истина? В чем заключается предназначение человека?»


  1. Прием «Микрофон»

Вопросы к классу

  • Что из услышанного о жизни и творчестве писателя вам больше всего запомнилось или поразило?

  • Назовите источники, из которых Гете заимствовал сюжет "Фауста".

  • Что вы можете сказать об особенности композиции пьесы?

  • Определите жанр произведения и свяжите с его тематикой.


После обсуждения результатов работы учащихся делается обобщение.


проблемы

признаки

Поиск ответов на вопрос: «Какова роль человека на земле? В чем смысл его бытия? Какие законы объясняют развитие природы, общества?»

Острый и непримиримый конфликт из-за невозможности разрешить противоречия (главный герой решает неразрешимые задачи, и это углубляет, обостряет конфликт)



Работа в «тройках».

Каждый учащийся изучает свой материал, рассказывает своим одноклассникам. На основе услышанного делаются записи в тетради в виде опорной схемы, конспекта




































Запись в тетради

Источники трагедии:

• народные легенды о докторе, волшебника, чернокнижника;

• распространенный сюжет: юноша соблазняет юную девушку и бросает ее;

• Библия, Книга Иова (легенда о праведнике, которого искушал сатана с разрешения Бога).









Запись в тетради

Особенности композиции:

• 2 прологи (завязка);

• 1 часть - 25 сцен (1806) - не разбита на действия, как того требует форма драматического жанра;

• 2 часть - 5 действий (1825 - 1831)- многовато для драматического произведения.

Вывод: несценичная пьеса.



















Ученики объединяются в 3 группы. Каждая группа получает лист бумаги формата А-3 и маркеры для подготовки презентации. Выводы группы ученики кратко записывают в тетради.


















Вывод: в “Прологе на небесах” намечен основной конфликт произведения: между покоем (отрицание, Ничто) и действием, поиском истины (Нечто); конфликт между Мефистофелем, цель которого заставить Фауста “остановить мгновение”, т.е. захотеть покоя, и Фаустом, который до своего последнего жизненного мгновения должен искать и бороться.















Запись в тетради

• Драматическая поэма;

• философская трагедия







  1. Рефлексия

Завершите предложение:

«Сегодня на уроке я узнал (удивился, почувствовал, возомнил)...».

Делают записи в тетради

Домашнее задание


  1. Кто победил в борьбе за душу Фауста – Бог или Мефистофель? Подтвердить цитатами

  2. Характеризовать образы Фауста, Мефистофеля и Маргариты

  3. Из дополнительной литературы узнать об отношении к женщине во времена Гете в Германии и в других странах.

Записывают домашнее задание


Просмотр содержимого документа
«РМ - прологи»

ПОСВЯЩЕНИЕ

Вы вновь со мной, туманные виденья ,

Мне в юности мелькнувшие давно...

Вас удержу ль во власти вдохновенья?

Былым ли снам явиться вновь дано?

Из сумрака, из тьмы полузабвенья

Восстали вы... О, будь, что суждено!

Как в юности, ваш вид мне грудь волнует,

И дух мой снова чары ваши чует.

Вы принесли с собой воспоминанье

Весёлых дней и милых теней рой;

Воскресло вновь забытое сказанье

Любви и дружбы первой предо мной;

Всё вспомнилось: и прежнее страданье,

И жизни бег запутанной чредой,

И образы друзей, из жизни юной

Исторгнутых, обманутых фортуной.

Кому я пел когда-то, вдохновенный,

Тем песнь моя - увы! - уж не слышна...

Кружок друзей рассеян по вселенной,

Их отклик смолк, прошли те времена.

Я чужд толпе со скорбью, мне священной,

Мне самая хвала её страшна,

А те, кому моя звучала лира,

Кто жив ещё, - рассеяны средь мира.

И вот воскресло давнее стремленье

Туда, в мир духов, строгий и немой,

И робкое родится песнопенье,

Стеня, дрожа эоловой струной;

В суровом сердце трепет и смиренье,

В очах слеза сменяется слезой;

Всё, чем владею, вдаль куда-то скрылось;

Всё, что прошло, - восстало, оживилось!..


ПРОЛОГ В ТЕАТРЕ

Директор, поэт и комик

Директор


Друзья, вы оба мне не раз

Помочь умели в горькой доле;

Как ваше мненье: хорошо ли

Пойдут дела теперь у нас?

Тружусь для публики я неизменно:

Она живёт и жить другим даёт.

Уже стоят столбы, готова сцена,

Ждёт праздника взволнованный народ.

У нас ведь все к чудесному стремятся:

Глядят во все глаза и жаждут удивляться.

Мне угождать толпе, хоть и не новый труд,

Но всё ж меня берёт невольное сомненье:

Прекрасного они, конечно, не поймут,

Зато начитаны они до пресыщенья.

Вот дать бы пьесу нам поярче, поновей,

Посодержательней - для публики моей!

А ведь приятен вид толпы необозримой,

Когда она вокруг театра наводнит

Всю площадь и бежит волной неудержимой,

И в двери тесные и рвётся и спешит.

Нет четырёх часов, до вечера далёко,

А уж толпа кишит, пустого места нет -

Точь-в-точь голодные проед лавкой хлебопека,

И шею все сломить готовы за билет.

Такие чудеса во власти лишь поэта!

Мой друг, теперь прошу: скорей ты сделай это.


Поэт


Не говори мне о толпе безумной -

Она иной раз вдохновение спугнёт;

Избавь меня от этой давки шумной,

Влекущей мощно в свой водоворот;

Нет, тишины ищу я, многодумный, -

Лишь там поэту радость расцветёт;

Там, только там божественною властью

Любовь и дружба нас приводит к счастью.

Что в глубине сердечной грудь лелеет,

Что просится на робкие уста -

Удачно ль, нет ли, - выйти чуть посмеет

На свет - его погубит суета!

Нет, лучше пусть годами дума зреет,

Чтоб совершенной стала красота!

Мишурный блеск - созданье вероломства,

Прекрасное родится для потомства!


Комик


Потомство! Вот о чём мне речи надоели!

Что, если б для него - потомства - в самом деле

И я бы перестал смешить честной народ?

Кто ж публику тогда, скажите, развлечёт

Весёлой шуткою, ей нужной, без сомненья?..

Нет, как хотите, а держусь я мненья,

Что весельчак заслужит свой почёт

И что забавник не лишён значенья.

Кто интересен публике, мой друг,

Тот говорить с толпою может смело;

Увлечь её - ему пустое дело.

Успех тем легче, чем обширней круг!

Итак, смелей вперёд! Вы можете заставить

Фантазию, любовь, рассудок, чувство, страсть

На сцену выступить; но не забудьте часть

И шаловливого дурачества прибавить.


Директор


А главное, мой друг, введите приключенья!

Глазеть на них - толпе нет выше наслажденья;

Ну, и пускай толпа, разиня рот, глядит...

Причудливую ткань раскиньте перед нею -

И вы упрочили за пьесою своею

Успех, и к вам толпа уже благоволит.

Пусть масса массу привлекает!

Пусть каждый кое-что на вкус получит свой!

Кто много предложил, тот многим угождает -

И вот толпа идё, довольная, домой.

Смелее всё в куски мельчайшие крошите -

И этот винегрет успех доставит вам.

Легко вам выдумать, легко представить нам!

Что пользы, если вы им 'целое' дадите?

Ведь публика ж его расщиплет по кускам.


Поэт


И вы не видите, как гнусно и постыдно

Такое ремесло? Иль не художник я?

Дряных писак пустая пачкотня

У вас вошла уж в правило, как видно.


Директор


Не может нас упрёк подобный оскорбить;

Ведь всякий человек,рассудок свой имея,

Берёт оружие, какое бьёт вернее.

С волками жить - по-волчьи выть!

Кто ваша публика, позвольте вас спросить?

Один приходит к нам, чтоб скуку утолить,

Другой, набив живот потуже,

Спешит сюда переварить обед,

А третий - что для нас всего, пожалуй,хуже -

Приходит нас судить по толкам из газет.

Для них одно - театр, балы и маскарады:

Лишь любопытством весь народ гоним;

А дамы - те идут показывать наряды:

Чтоб роль играть, не нужно платы им.

О чём вы грезите? Спуститесь-ка пониже!

Вам хорошо смотреть с надзвёздной вышины!

Нет, вы взгляните-ка поближе!

Те грубы, эти холодны!

Тот хочет пьянствовать недели,

А тот в игорный дом идёт...

Смешно, когда поэт зовёт

Великих муз к ничтожной цели!

Прошу вас об одном: побольше сочинить,

Как можно более - вот в чём моё стремленье!

Запутайте толпу, введите в заблужденье;

Иначе - верьте мне - ей трудно угодить.

Что с вами? Или вас коснулось вдохновенье?


Поэт


Иди других ищи себе рабов:

Мне высшие права природа уделила.

Предам ли на позор высокий дар богов?

Продажна ли певца святая сила?

Чем трогает сердца восторженный поэт?

Какая сила в нём стихиями владеет?

Не та ль гармония, что в сердце он лелеет,

Которою, творя, объемлет он весь свет?

Когда природа-мать движеньем равнодушным

Нить вечную влечёт веретеном послушным,

Когда всё сущее, сменяясь каждый час,

В нестройный, резкий хор сливается вкруг нас, -

Кто звуки мерные в порядке размещает,

Чьей речи верный ритм живителен и твёрд?

Кто единичное искусно обобщает,

Объединяя всё в торжественный аккорд?

Кто бурю выразит в борьбе страстей кипучей,

В теченье строгих дум - зари вечерней свет?

Весны роскошный, лучший цвет

К ногам возлюбленной бросает кто, могучий?

Кто цену придаёт незначащим листам,

В прославленный венок вплетая листья эти?

Кто стережёт Олимп, кто друг и связь богам?

Мощь человечества, живущая в поэте!


Комик


И долг ваш - эту мощь на деле применить!

Итак, ловите же минуты вдохновенья,

Как ловит ловелас предлог для похожденья!

Угодно ль, например, любовь изобразить?

Случайно сходятся - взаимное сближенье,

Затем - свидания, надежды, опасенья;

То счастье близко к ним, то вновь уходит вдаль,

То ревность, то боязнь, то радость, то печаль, -

Глядишь - готов роман. И так-то всё на свете.

Смелей лишь черпайте из жизни всех людей -

И для задуманной комедии своей

Не будете нуждаться вы в предмете.

Всяк испытал, конечно, чувства эти,

Но редкий знает, сколько в них чудес.

Где ни копните - тут и интерес!

Картина попестрей, поменьше освещенья

Да искра истины средь мрака заблужденья,

И смотришь - славное сварили вы питьё,

По вкусу каждому: в нём всяк найдёт своё.

Цвет юности идёт сюда, мечтая,

Что откровенье в пьесе он найдёт,

И нежных душ чувствительная стая

Меланхоличной пищи сердцу ждёт.

В одном одну мечту, в другом другую будит

Рассказ искусный ваш, и каждый зритель будет,

ручаюсь, вашей пьесой восхищён:

Что в сердце у него, то в пьесе видит он!

Они ещё не прочь и плакать и смеяться,

Возвышенное чтить и блеском восхищаться;

Кто пожил, на того не угодишь ничем,

А тот, кто не созрел, доволен будет всем!


Поэт


Отдай дже годы мне златые,

Когда и сам я был незрел,

Когда я песни молодые

Не уставая вечно пел!

В тумане мир передо мною

Скрывался; жадною рукою

Повсюу я цветы срывал

И в каждой почке чуда ждал.

Я беден был - и всё, что надо

Для счастья чистого, имел:

Стремленьем к стине кипел,

И бред мечты мне был отрада!..

Отдай мне прежний жар в крови,

Мои порывы и стремленья,

Блаженство скорби, мощь любви,

И мощной ненависти рвенье,

И годы юные мои!


Комик


Что юность! Юность вам нужнее,

Когда идёте вы на бой,

Когда красавица порой

Сама на вашей виснет шее,

Когда конца своим трудам

Хотите быстро вы добиться,

Когда всю ночь придётся вам

Плясать, и петь, и веселиться.

Но чтоб искусною рукой

Играть, восторги возбуждая,

И ловко там и сям блуждая,

Стремиться к цели подставной,

За это старшие пускай берутся смело:

Тем больше будет вам почёта, старики!

Что старость в детство нас приводит - пустяки:

До самой старости мы - дети, вот в чём дело!


Директор


Довольно слов, довольно споров,

И комплиментов, и укоров!

Зачем болтать по пустякам?

Пора за дело взяться нам.

К чему такие затрудненья?

Что вдохновенья долго ждать?

Поэт - властитель вдохновенья:

Он должен им повелевать.

Что нужно нам - мы с вами знаем;

Напиток крепкий мы считаем

За лучший - дайте ж нам его!

Не забывайте ничего:

Что можно сделать неотложно,

Зачем на завтра оставлять?

Должны мы сразу уловлять

Всё то, что нужно и возможно,

И уж из рук не выпускать!

Для нашей сцены всё пригодно;

На ней - вы полный господин;

Берите сколько вам угодно

И декораций, и машин,

Огней бенгальских, освещенья,

зверей и прочего творенья,

Утёсов, скал, огня, воды:

Ни в чём не будет вам нужды.

Весь мир на сцену поместите,

Людей и тварей пышный ряд -

И через землю с неба в ад

Вы мерной поступью пройдите!




ПРОЛОГ НА НЕБЕСАХ

Господь, архангелы, потом Мефистофель


Рафаил


Звуча в гармонии вселенной

И в хоре сфер гремя, как гром,

Златое солнце неизменно

Течёт предписанным путём.

Непостижимость мирозданья

Даёт нам веру и оплот,

И, словно в первый день созданья,

Торжественен вселенной ход!


Гавриил


И с непонятной быстротою,

Кружась, несётся шар земной;

Проходят быстрой чередою

Сиянье дня и мрак ночной;

Бушует море на просторе,

У твёрдых скал шумит прибой,

Но в беге сфер земля и море

Проходят вечно предо мной.


Михаил


Грозя земле, волнуя воды,

Бушуют бури и шумят,

И грозной цепью сил природы

Весь мир таинственно объят.

Сверкает пламень истребленья,

Грохочет гром по небесам,

Но вечным светом примиренья

Творец небес сияет нам.


Все трое


И крепнет сила упованья

При виде творческой руки:

Творец, как в первый день созданья,

Твои творенья велики!


Мефистофель


Опять, о господи, явился ты меж нас

За справкой о земле, - что делается с нею!

Ты благосклонностью встречал меня не раз -

И вот являюсь я меж челядью твоею.

Прости, не мастер я по части громких слов;

но если б пышный слог я в ход пустить решился,

Сам рассмеялся б ты - ручаться я готов, -

Когда б от смеха ты давно не отучился.

Мне нечего сказать о солнцах и мирах:

Я вижу лишь одни мученья человека.

Смешной божок земли, всегда, во всех веках

Чудак такой же он, как был в начале века!

Ему немножко лучше бы жилось,

Когда б ему владеть не довелось

Тем отблеском божественного света,

Что разумом зовёт он: свойство это

Он на одно лишь смог употребить -

Чтоб из скотов скотиной быть!

Позвольте мне - хоть этикет здесь строгий -

Сравненьем речь украсить: он на вид -

Ни дать ни взять кузнечик долгоногий,

Который по траве то скачет, то взлетит

И вечно песенку старинную твердит.

И пусть ещё в траве сидел бы оно уютно, -

Так нет же, прямо в грязь он лезет поминутно.


Господь


Ты кончил? С жалобой одною

Являешься ты вечно предо мною!

Иль на земле добра совсем уж нет?


Мефистофель


Нет, что ни говори, а плох наш белый свет!

Бедняга человек! Он жалок так в страданье,

Что мучить бедняка и я не в состоянье.


Господь


Ты знаешь Фауста?


Мефистофель

Он доктор?


Господь

Он мой раб.


Мефистофель


Но не такой, как все; он служит по-иному;

Ни пить, ни есть не хочет по-земному;

Как сумасшедший, он рассудком слаб,

Что чувствует и сам среди сомнений;

Всегда в свои мечтанья погружён,

То с неба лучших звёзд желает он,

То на земле - всех высших наслаждений,

И в нём ничто - ни близкое, ни даль -

Не может утолить грызущую печаль.


Господь


Пока ещё умом во мраке он блуждает,

Но истины лучём он будет озарён;

Сажая деревцо, садовник уже знает,

Какой цветок и плод с него получит он.


Мефистофель


Бьюсь об заклад: он будет мой!

Прошу я только позволенья, -

Пойдёт немедля он за мной.


Господь


Пока живёт он на груди земной,

Тебе на то не будет запрещенья:

Блуждает человек, пока в нём есть стремленья.


Мефистофель


Благодарю: не надо мёртвых мне!

От трупов я держуся в стороне.

Нет, дайте мне здорового вполне:

Таких я мертвецам предпочитаю, -

Как кошка с мышью, с ними я играю.


Господь


Тебе позволено: иди

И завладей его душою

И, если можешь, поведи

Путём превратным за собою, -

И посрамлён да будет сатана!

Знай: чистая душа в своём исканье смутном

Сознанья истины полна!




Мефистофель


Сознаньем слабым и минутным!

Игра мне эта не страшна,

Не проиграю я заклада;

Но только знайте: если мне

Поддастся он, пусть будет мой вполне:

Триумф победы - вот моя награда!

Пусть вьётся он в пыли, как тётушка моя,

Достопочтенная змея!


Господь


Тогда явись ко мне без колебанья!

К таким, как ты, вражды не ведал я...

Хитрец, среди всех духов отрицанья

Ты меньше всех был в тягость для меня.

Слаб человек; покорствуя уделу,

Он рад искать покоя, - потому

Дам беспокойного я спутника ему:

Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу!

А вы, сыны небес и рая, -

Пусть вечно радует вас красота святая,

И ко всему, что есть и бедет вновь,

Пусть проникает вас священная любовь,

И всё, что временно, изменчиво, туманно,

Обнимет ваша мысль, спокойно-постоянна.


Небо закрывается. Архангелы расходятся.


Мефистофель

(один)


Охотно старика я вижу иногда,

Хоть и держу язык; приятно убедиться,

Что даже важные такие господа

Умеют вежливо и с чёртом обходиться!




Просмотр содержимого документа
«РМ - сообщения»

  • Сообщение о жизни и творчестве Иоганна Гете

- Иоганн Вольфганг Гете, великий немецкий поэт, мыслитель и ученый, родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне в богатой семье (дед Гете был избран главой города, а отец имел титул имперского советника). Детство будущего поэта проходило в родном городе, где он получил хорошее образование. Продолжил обучение в Лейпцигском и Страсбургскому университетах. В Страсбурге Гете был членом литературного кружка «Буря и натиск», мечтал о новом немецком искусстве, свободном от иностранных влияний, об объединении государства. В 22 года защитил диссертацию и получил степень лиценциата. Стихи начал писать еще в детстве. Лирические стихи, драмы и особенно роман «Страдания юного Вертера» (1774) рано сделали имя Гете известным. В юношеские годы начал работать над трагедией «Фауст».

В 1775 году восемнадцатилетний герцог Карл Август Саксен-Веймарский пригласил 26-летнего поэта к себе на службу. Гете стал тайным советником и членом государственного совета, три года возглавлял кабинет министров, руководил военными и государственными делами. Впоследствии сосредоточился на занятиях естественными науками, издал научные труды, написал художественные произведения. Огромное литературное наследие поэта состоит из 143 томов.

После 1788 года Гете удалился от общественной жизни, считая его мелочным и суетным, и целиком посвятил себя «вечному» - личному творческому совершенствованию. Смысл жизни поэт видит в том, чтобы развить в себе творческие способности, поделиться с людьми своей духовностью. Творчество он считал высочайшим свойством человека. Поэт подружился с Шиллером.

  • Знакомство с трагедией «Фауст»

История создания

«Фауст» - наивысшее достижение Гете. Еще в молодые годы поэт увлекся средневековой легендой о маге и чародее Фаусте, которому в его нечестивых занятиях помогал черт, за что потом забрал душу Фауста в ад. Свою душу Фауст должен был отдать в обмен за овладение земной мудростью. И истина, которую проповедовали авторитеты древности и о которой говорится в святых книгах, не удовлетворила ученого. Чтобы постичь истину жизни, Фауст стремится углубиться в саму жизнь. В образе Фауста драматург предоставил привлекательные черты: ренессансную пытливость ума, стремление к осмыслению жизни.

Существующий в литературе сюжет про ученого - мага Гете соединил с другим, довольно распространенным сюжетом: страстно влюбленный юноша соблазняет молодую, неопытную девушку; она ждет от него ребенка, а он малодушно бросает ее на произвол судьбы. Поэт нашел способ сочетания этих сюжетов: Мефистофель (черт) омолаживает ученого. Персонажами произведения Гете станут Бог, черт, человек, нечистая сила. Однако тема оказалась сложной для молодого поэта, и он прекратил работу над рукописью. Почти через двадцать пять лет Гете возвращается к работе над трагедией, и «Фауст» становится главным содержанием творческой жизни Гете.







Гете стал директором Веймарского придворного театра и ставил на сцене пьесы Шекспира, Лессинга, Шиллера, свои собственные. Он не переставал работать даже в тяжелые годы наполеоновской оккупации, более 13 лет был меценатом Веймарской кунсткамеры.

Гете занимался не только литературой, много времени уделял естественным наукам: ботанике, зоологии, анатомии, геологии, оптике; круг его интересов составляли музыка, рисование и изучение языков - поэт знал 6 языков. В человеке поэт ценил целенаправленный характер. Он писал: «У человека на самом деле существует только одна беда - это когда она увлекается идеей, что не имеет никакого отношения к реальной жизни или же отвлекает от труда».

Вторая половина жизни поэта полна творческой активности. Он возглавлял энский университет, играл на клавесине и флейте, рисовал, танцевал, фехтовал, ездил верхом. Его дом стал местом паломничества просвещенных любителей искусства и науки. В 1827 году Гете был избран почетным членом Харьковского университета. Сделал значительный вклад в развитие медицины, ботаники, орнитологии, минералогии, педагогики, истории, этнографии. Единственная тайна мира, неподвластное ни разуму, ни воображению человека, по его мнению,- это тайна солнечного света. Гете объявил себя верующим солнцепоклонником.

Весной 1832 года Гете очень простудился и 22 марта умер. Уже после того, как исчез пульс, его правая рука все еще двигалась, как будто пыталась что-то написать. Похоронен И. В. Гете в Веймаре в одном склепе с Шиллером.





  • Особенности композиции произведения

В своем завершенном виде произведение состоит из «Посвящения», «Театрального вступления», «Пролога на небе» и двух частей. Первая часть закончена в 1806 году, вторая - 1831.

Трагедия начинается двумя прологами. Первый из них - «Пролог в театре» - беседа поэта, актера и директора. Трое собеседников - будто три стороны личности автора. Поэт мечтает о высокой цели; актер призывает смелее черпать сюжеты из самой жизни, чтобы овладеть сердцами людей; директор - деловой, практический - трезво оценивает действительность, от разговоров зовет к делу, к реальному воплощению на сцене высоких поэтических замыслов. Второй пролог - «Пролог на небе». В нем принимают участие Бог, архангелы Рафаил, Михаил, Гавриил, впоследствии - Мефистофель. Этот пролог открывается гимном могучей природе, вечного движения и вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле, а завершается спором Бога и Мефистофеля о сущности человека.

В первой части произведения раскрывается история любви Фауста и юной горожанки Маргарита (Гретхен). Влюбленные всецело полагаются на природу. Для Фауста природа, любовь, счастье, Бог - неразделимы. Но природа не только величественная и прекрасная, она противоречивая и таинственная. Счастливая и прекрасная любовь заканчивается трагически.

Вторая часть произведения похожа на странствия по чудесным островам. Фауст, живя во второй раз, пытается постичь новое и странное для него в жизни и принять в нем посильное участие. Прожив вторую жизнь, Фауст подводит её итог. Он убедился в высочайшей ценности реального бытия и деятельности жизни человека и понимает, что должен передать познанную истину потомкам, то воплотить ее, построив город. Фауст понял, что человека оправдывают высокая цель, неутомимый труд, активность души и пожизненная борьба за жизнь и свободу. Фауст получает на небе полное прощение.

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №13 Гете»

«Иоганн Вольфганг Гёте» 1749-1832

«Иоганн Вольфганг Гёте»

1749-1832

Великий поэт  28 августа 2009 года гуманитарии всех стран отметили юбилей великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте (260 лет).  Этот замечательный человек вошёл в историю прежде всего как Великий Поэт. И мало кто знает, что художник Гете написал знаменитое «Учение о красках», метеоролог Гете изобрел водяной барометр, а анатом Гете открыл новую кость в человеческом черепе.  Гете был известен в научных кругах и трудами по оптике, минералогии, ботанике и астрономии, а из под его кисти вышло множество картин.

Великий поэт

28 августа 2009 года гуманитарии всех стран отметили юбилей великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте (260 лет).

Этот замечательный человек вошёл в историю прежде всего как Великий Поэт. И мало кто знает, что художник Гете написал знаменитое «Учение о красках», метеоролог Гете изобрел водяной барометр, а анатом Гете открыл новую кость в человеческом черепе.

Гете был известен в научных кругах и трудами по оптике, минералогии, ботанике и астрономии, а из под его кисти вышло множество картин.

Иоганн Каспер Гёте   Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 года в городе Франкфурт на Майне (Германия) в образованной богатой семье. Его отец, Иоганн Каспер Гёте, был имперским советником, он сам воспитывал сына Вольфганга и его младшую сестру Корнелию, нанимал хороших учителей и дал им отличное образование.

Иоганн Каспер Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 года в городе Франкфурт на Майне (Германия) в образованной богатой семье. Его отец, Иоганн Каспер Гёте, был имперским советником, он сам воспитывал сына Вольфганга и его младшую сестру Корнелию, нанимал хороших учителей и дал им отличное образование.

Катарина Элизабета Текстор  Мать поэта была знатной дворянкой и полной противоположностью своего мужа. Молодая, цветущая и жизнерадостная она была любящей матерью и подругой своим детям.

Катарина Элизабета Текстор

Мать поэта была знатной дворянкой и полной противоположностью своего мужа. Молодая, цветущая и жизнерадостная она была любящей матерью и подругой своим детям.

Читать начал рано, к семи годам знал латынь и греческий, в 16 лет Гёте поступил в Лейпцигский университет, на юридический факультет.  В течение всей своей жизни вел дневники и записи, а к концу жизни благодаря им восстановил свое прошлое в единое целое.

Читать начал рано, к семи годам знал латынь и греческий, в 16 лет Гёте поступил в Лейпцигский университет, на юридический факультет.

В течение всей своей жизни вел дневники и записи, а к концу жизни благодаря им восстановил свое прошлое в единое целое.

Жизнь Гёте оказалась очень длинной. Он трудился без спешки и не теряя времени. Он не боялся на долгие годы отвлекаться от своих замыслов. Всякий труд , всякое произведение подготавливалось медленно и верно.  Человек дела, Гёте недолюбливал людей, не умеющих устроиться в жизни, и совсем не терпел капризных и ноющих. Какая –либо беспорядочность, неустойчивость, неусидчивость были ему не по нутру.

Жизнь Гёте оказалась очень длинной. Он трудился без спешки и не теряя времени. Он не боялся на долгие годы отвлекаться от своих замыслов. Всякий труд , всякое произведение подготавливалось медленно и верно.

Человек дела, Гёте недолюбливал людей, не умеющих устроиться в жизни, и совсем не терпел капризных и ноющих. Какая –либо беспорядочность, неустойчивость, неусидчивость были ему не по нутру.

В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа.  Здесь Гёте стал государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д.  Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев.

В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа.

Здесь Гёте стал государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д.

Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев.

Иоганн Вольфганг Гёте прожил долгую жизнь, наполненную плодотворным трудом в литературе. Начав писать стихи мальчиком, он не прекращал литературной деятельности до последних дней.  Поразителен объем его лирического творчества — около 1000 стихотворений .  Среди них лирические стихи: «Майская песня», «Дикая роза» «Фиалка», «Нашёл»; прекрасные баллады: «Лесной царь», «Рыбак», «Перчатка» и многие другие .

Иоганн Вольфганг Гёте прожил долгую жизнь, наполненную плодотворным трудом в литературе. Начав писать стихи мальчиком, он не прекращал литературной деятельности до последних дней. Поразителен объем его лирического творчества — около 1000 стихотворений .

Среди них лирические стихи: «Майская песня», «Дикая роза» «Фиалка», «Нашёл»; прекрасные баллады: «Лесной царь», «Рыбак», «Перчатка» и многие другие .

НОЧНАЯ ПЕСНЯ СТРАННИКА    Горные вершины  Спят во тьме ночной,  Тихие долины  Полны свежей мглой;  Не пылит дорога,  Не дрожат листы...  Подожди немного -  Отдохнешь и ты!   1780  Перевод М.Лермонтова

НОЧНАЯ ПЕСНЯ СТРАННИКА

Горные вершины Спят во тьме ночной, Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного - Отдохнешь и ты! 1780 Перевод М.Лермонтова

Гёте создал ряд известных романов: «Годы учения Вильгельма Майстера»,«Годы странствий Вильгельма Мейстера», « Страдания юного Вертера» и драм «Ифигения в Тавриде», «Эгмонт» и др.  Однако главным плодом последних лет жизни Гёте было завершение трагедии «Фауст», над которым поэт работал более 60 лет.  В этом произведении изображён человек, который пытается исследовать и изучить мир, который неустанно ищет что-то новое.

Гёте создал ряд известных романов: «Годы учения Вильгельма Майстера»,«Годы странствий Вильгельма Мейстера», « Страдания юного Вертера» и драм «Ифигения в Тавриде», «Эгмонт» и др.

Однако главным плодом последних лет жизни Гёте было завершение трагедии «Фауст», над которым поэт работал более 60 лет.

В этом произведении изображён человек, который пытается исследовать и изучить мир, который неустанно ищет что-то новое.

В России творения Гёте изучались и переводились начиная с 18 в. В переводах принимали участие  Василий Жуковский, поэты пушкинского круга, а также  Фёдор Тютчев  , К. С. Аксаков, Н. П. Огарев, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет. Стихи Гёте переводили Н. Н. Вильмонт, В. В. Левик и др.

В России творения Гёте изучались и переводились начиная с 18 в. В переводах принимали участие Василий Жуковский, поэты пушкинского круга, а также Фёдор Тютчев , К. С. Аксаков, Н. П. Огарев, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет. Стихи Гёте переводили Н. Н. Вильмонт, В. В. Левик и др.

Высказывания, цитаты и афоризмы Гёте

Высказывания, цитаты и афоризмы Гёте

  • Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение .
  • Кто хочет многого достигнуть, должен ставить высокие требования.
  • Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее.
  • Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует
  • Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше.
  • Порядок учит время сберегать.
  • Самое смешное желание — это желание нравиться всем.
«Вся моя жизнь – усилия и тяжкий труд, и я смело могу сказать, что за 75 лет не было у меня месяца, прожитого в своё удовольствие. Вечно я ворочал камень, который так и не лёг на место.» (И.В.Гёте)  Иоганн Вольфганг Гете умер в Веймаре 22 марта 1832 года в возрасте 83 лет. Его последние слова были:

«Вся моя жизнь – усилия и тяжкий труд, и я смело могу сказать, что за 75 лет не было у меня месяца, прожитого в своё удовольствие. Вечно я ворочал камень, который так и не лёг на место.» (И.В.Гёте)

Иоганн Вольфганг Гете умер в Веймаре 22 марта 1832 года в возрасте 83 лет. Его последние слова были: "Mehr Licht..." ("Больше света...")


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!