Тема: Иммунология на службе у здоровья
Цель: продолжить формирование понятий об иммунитете и его видах, значении иммунологии для сохранения здоровья человека; определить особенности вакцины и сыворотки; изучить принципы тканевой совместимости, правила переливания крови; развивать интерес к получению знаний и применению на практике.
Ход урока
- Организационный момент
- Сегодня мы продолжим разговор об иммунитете. Еще остается много неизученного о возможностях организма. Изучением этих возможностей и способов оказания помощи защиты человека занимается наука «Иммунология». Запишите тему урока (слайд 1).
Но сначала давайте вспомним материал предыдущих уроков.
- Повторение изученного материала с элементами систематизации знаний.
Слайд 2 – Задание 1. Используя опорную схему, расскажите о механизме работы иммунной системы человека. Иммунная система Лейкоциты Тимус
(вилочковая железа)
Неспецифическая Специфическая Селезенка Фагоциты Лимфоциты Лимфоузлы
опознаватели (пожиратели)
Т – клетки
Т-хелперы
Т-супрессоры
Клеточный (подавляют)
иммунитет Т-киллеры В-клетки
Интерферон Гуморальный Клетки плазмы Клетки памяти
Лизоцим иммунитет
Антитела
Слайд 3 – Т-лимфоциты (пояснения учителя по схеме)
Слайд 4 – В-лимфоциты (пояснения учителя по схеме)
Слайды 5-6 – Органы иммунной системы. Центральные органы (красный костный мозг, тимус) Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка)
Иммунная система – объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме.
Миндалины расположены кольцом в слизистой оболочке глотки, окружая место входа в организм воздуха и пищи.
Лимфатические узелки расположены на границах с внешней средой - в слизистых оболочках дыхательных, пищеварительных, мочевых и половых путей, а также в коже.
Находящиеся в селезенке лимфоциты распознают чужеродные объекты в крови, которая «фильтруется» в этом органе.
В лимфатических узлах «фильтруется» лимфа, оттекающая от всех органов.
Слайд 7 - Задание 2. Соотнесите компоненты крови (левая колонка) и понятия из правой колонки (выполняют письменно на листочках):
Плазма а) защита
Лейкоциты б) гемоглобин
Тромбоциты в) антитела
Эритроциты г) тромб
д) транспорт
е) лимфатический узел
ж) группа крови
Ответы: 1 – в, д, ж, 2 – а, в, е, 3 – а, г, 4 -б, д, ж,
- Изучение нового материала
Слайд 8 – Итак, вопросами защиты нашего организма занимается иммунология.
Иммуноло́гия — наука об иммунитете живых организмов, изучающая биологические механизмы самозащиты организма от любых чужеродных веществ.
Иммунология — это наука о строении и закономерностях функционирования иммунной системы, её заболеваниях и способах иммунотерапии.
Слайд 9 – Вам уже известно, что с древних времен в мире возникали страшные эпидемии и для борьбы с ними были созданы вакцины – препараты из ослабленных микробов (или их ядов).
Процедура введения вакцины – прививка.
Слайд 10 – Существует календарь прививок, который охватывает все группы населения, начиная с рождения.
Слайд 11 – Великий вклад в развитие иммунологии внесли Эдуард Дженнер и Луи Пастер.
Слайд 12 – При введении вакцины организм самостоятельно вырабатывает антитела. Но есть лечебные сыворотки, при введении которых организм получает готовые антитела. Это особенно важно, если заражение уже произошло.
- Каким же образом получают сыворотку
Слайд 13 – Кровь для лечебной сыворотки берут либо у человека, перенесшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют.
Слайд 14 - Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия.
Слайды 15-19 – Виды иммунитета: естественный и искусственный.
Естественный иммунитет: видовой, наследственный, приобретенный.
Искусственный иммунитет только приобретенный.
Активный искусственный иммунитет приобретается после введения вакцины и организм сам вырабатывает антитела.
Пассивный искусственный иммунитет приобретается после введения сыворотки, содержащей готовые антитела.
Слайды 20-21 – Аллергия - чрезмерная реакция иммунной системы на вещества, присутствующие в окружающей среде. Вещество, вызывающее аллергию, называют аллергеном.
Аллерген вызывает иммунную реакцию. Антитела прикрепляются к стенкам сосудов, к клеткам различных тканей и органов. При вторичном попадании аллергена в организм эти антитела образуют с ним комплекс антиген – антитело. При этом выделяются вещества, повреждающие клетки, к которым эти антитела были прикреплены. Возникают покраснение, зуд и другие признаки раздражения.
Слайд 22 – Попытки пересадить ткань от одного человека другому предпринимались давно, но проблемы были связаны с их отторжением из-за иммунной реакции организма. Эти же проблемы были и при переливании крови.
Римский папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа.
Слайд 23 – Профессор из Монпелье, переливает кровь ягненка душевнобольному. Вскоре переливание крови во Франции было запрещено на 150 лет.
Слайд 24 – Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“.
Слайд 25 – Карл Ландштейнер в 1900 году открыл 3 основные группы крови. В 1930 г. Был удостоен Нобелевской премии.
Ян Янский. Изучая агглютинацию, он пришёл к выводу о существовании 4 группы крови и дал точное описание всей системы групп крови.
Слайды 26-27 – Переливание крови
Донор – человек, отдающий кровь.
Реципиент – человек, получающий кровь.
Агглютинация – явление склеивания эритроцитов
. Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови.
Схема переливания групп крови:
II
Группа крови I IV | Антигены (агглютиногены) в Er | Антитела (агглютинины) в плазме и сыворотке |
0(I) III A(II) B(III) AB(IV) | – A B AB | и |
Универсальный донор 0(I) Универсальный реципиент AB(IV) |
Слайд 28 – Переливание крови осуществляется по правилу Отенберга.
Первая группа крови – универсальный донор.
Четвертая группа крови – универсальный реципиент.
Вливать не более 500 мл во избежание реакции агглютинации
Слайд 29 – Следует отметить огромное значение донорства, которое спасло и спасает множество жизней. В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза. Слово «донор» происходит от латинского donare — дарить. То есть донор — это человек, который дарит. В большинстве случаев он дарит жизнь
Слайд 30 –При переливании крови необходимо учитывать не только группу, но и резус-фактор (Rh). Обнаружен в эритроцитах 85% людей, у 15% его нет. На резус-фактор в плазме нет готовых антител, они образуются при переливании крови.
Слайд 31 – Rh+ - резус-положительная кровь содержит особый белок (агглютиноген),
Rh- - резус-отрицательная кровь не содержит этот белок.
Сообщение обучающегося по теме «Резус-фактор».
Слайд 32 – К чему может привести переливание крови с различным резус-фактором.
Переливание Rh+ крови человеку с Rh- кровью Вырабатываются специальные антитела
Повторное переливание Rh+ крови Происходит агглютинация эритроцитов и наступает шок
Слайд 33 – Может произойти резус-конфликт и в том случае, когда мать резус-отрицательна, а отец резус-положителен. Если плод будет резус-положительным, то в организме матери начнут вырабатываться антитела, разрушающие резус-белок Rh+. Развивается гемолитическая болезнь, опасная для жизни новорожденного.
- Закрепление изученного материала
Слайд 34 – Объясните термины:
Иммунитет Антиген
Активный естественный Антитело
Пассивный естественный Фагоциты
Активный искусственный Фагоцитоз
Пассивный искусственный Лимфоцит
Вакцина Сыворотка
Слайд 35 – Закончите предложения:
Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк крови, называется … (донор)
Человек, получающий что-либо (кровь, органы) от донора, называется … (реципиент)
Слипание эритроцитов с антигенами под действием плазменных (сывороточных) антител (агглютининов) с образованием хорошо заметных скоплений, называется …(агглютинация)
Слайд 36 – Ответьте на вопросы:
Для чего нам нужны прививки?
Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки?
Всегда ли родители могут быть донорами для своих детей?
В каком случае между матерью и вынашиваемым ею ребёнком может возникнуть резус – конфликт?
Слайды 37-38 – Дополните таблицу. «Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки» /Обучающиеся озвучивают недостающие фрагменты таблицы, затем проводится проверка/
Признаки сравнения | Вакцина | Сыворотка |
Что содержит? | ослабленные микроорганизмы | Готовые антитела |
Как организм получает антитела? | вырабатывает самостоятельно | в готовом виде |
Как быстро развивается иммунитет? | в течение длительного времени | в течение короткого времени |
Для чего применяют? | для профилактики | для лечения |
Слайд 39 – Заслушаем интересные факты о работах в области иммунологии.
- Подведение итога урока. Выставление оценок
Слайд 40 - Домашнее задание: Изучить § 19, устно ответить на вопросы в конце параграфа.
Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?