СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 20. Иммунология на службе у здоровья

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды иммунитета, значение иммунологии для сохранения здоровья человека

Просмотр содержимого документа
«Урок 20. Иммунология на службе у здоровья»

Тема: Иммунология на службе у здоровья


Цель: продолжить формирование понятий об иммунитете и его видах, значении иммунологии для сохранения здоровья человека; определить особенности вакцины и сыворотки; изучить принципы тканевой совместимости, правила переливания крови; развивать интерес к получению знаний и применению на практике.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Сегодня мы продолжим разговор об иммунитете. Еще остается много неизученного о возможностях организма. Изучением этих возможностей и способов оказания помощи защиты человека занимается наука «Иммунология». Запишите тему урока (слайд 1).

Но сначала давайте вспомним материал предыдущих уроков.

  1. Повторение изученного материала с элементами систематизации знаний.
Слайд 2 – Задание 1. Используя опорную схему, расскажите о механизме работы иммунной системы человека. Иммунная система Лейкоциты Тимус

(вилочковая железа)

Неспецифическая Специфическая Селезенка Фагоциты Лимфоциты Лимфоузлы опознаватели (пожиратели)

Т – клетки

Т-хелперы

Т-супрессоры

Клеточный (подавляют)

иммунитет Т-киллеры В-клетки


Интерферон Гуморальный Клетки плазмы Клетки памяти

Лизоцим иммунитет

Антитела

Слайд 3 – Т-лимфоциты (пояснения учителя по схеме)

Слайд 4 – В-лимфоциты (пояснения учителя по схеме)

Слайды 5-6 – Органы иммунной системы. Центральные органы (красный костный мозг, тимус) Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка)

Иммунная система – объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме.

Миндалины расположены кольцом в слизистой оболочке глотки, окружая место входа в организм воздуха и пищи.

Лимфатические узелки расположены на границах с внешней средой - в слизистых оболочках дыхательных, пищеварительных, мочевых и половых путей, а также в коже.

Находящиеся в селезенке лимфоциты распознают чужеродные объекты в крови, которая «фильтруется» в этом органе.

В лимфатических узлах «фильтруется» лимфа, оттекающая от всех органов.

Слайд 7 - Задание 2. Соотнесите компоненты крови (левая колонка) и понятия из правой колонки (выполняют письменно на листочках):

  1. Плазма а) защита

  2. Лейкоциты б) гемоглобин

  3. Тромбоциты в) антитела

  4. Эритроциты г) тромб

д) транспорт

е) лимфатический узел

ж) группа крови

Ответы: 1 – в, д, ж, 2 – а, в, е, 3 – а, г, 4 -б, д, ж,


  1. Изучение нового материала

Слайд 8 – Итак, вопросами защиты нашего организма занимается иммунология.

Иммуноло́гия — наука об иммунитете живых организмов, изучающая биологические механизмы самозащиты организма от любых чужеродных веществ.

Иммунология — это наука о строении и закономерностях функционирования иммунной системы, её заболеваниях и способах иммунотерапии.

Слайд 9 – Вам уже известно, что с древних времен в мире возникали страшные эпидемии и для борьбы с ними были созданы вакцины – препараты из ослабленных микробов (или их ядов).

Процедура введения вакцины – прививка.

Слайд 10 – Существует календарь прививок, который охватывает все группы населения, начиная с рождения.

Слайд 11 – Великий вклад в развитие иммунологии внесли Эдуард Дженнер и Луи Пастер.

Слайд 12 – При введении вакцины организм самостоятельно вырабатывает антитела. Но есть лечебные сыворотки, при введении которых организм получает готовые антитела. Это особенно важно, если заражение уже произошло.

- Каким же образом получают сыворотку

Слайд 13 – Кровь для лечебной сыворотки берут либо у человека, перенесшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют.

Слайд 14 - Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия.

Слайды 15-19 – Виды иммунитета: естественный и искусственный.

Естественный иммунитет: видовой, наследственный, приобретенный.

Искусственный иммунитет только приобретенный.

Активный искусственный иммунитет приобретается после введения вакцины и организм сам вырабатывает антитела.

Пассивный искусственный иммунитет приобретается после введения сыворотки, содержащей готовые антитела.

Слайды 20-21Аллергия - чрезмерная реакция иммунной системы на вещества, присутствующие в окружающей среде. Вещество, вызывающее аллергию, называют аллергеном.

Аллерген вызывает иммунную реакцию. Антитела прикрепляются к стенкам сосудов, к клеткам различных тканей и органов. При вторичном попадании аллергена в организм эти антитела образуют с ним комплекс антиген – антитело. При этом выделяются вещества, повреждающие клетки, к которым эти антитела были прикреплены. Возникают покраснение, зуд и другие признаки раздражения.

Слайд 22 – Попытки пересадить ткань от одного человека другому предпринимались давно, но проблемы были связаны с их отторжением из-за иммунной реакции организма. Эти же проблемы были и при переливании крови.

Римский папа Иннокентий VIII пытался вернуть себе молодость с помощью вливания крови, взятой от десятилетних мальчиков. Мальчики погибли от кровопотери, а вслед за ними скончался и сам папа.

Слайд 23 – Профессор из Монпелье, переливает кровь ягненка душевнобольному. Вскоре переливание крови во Франции было запрещено на 150 лет.

Слайд 24 – Остались воспоминания одной из первых пациенток, потерявшей много крови при родах и получившей затем четверть литра донорской крови. По её словам, она ощутила, „будто сама жизнь проникает в её организм“.

Слайд 25 – Карл Ландштейнер в 1900 году открыл 3 основные группы крови. В 1930 г. Был удостоен Нобелевской премии.

Ян Янский. Изучая агглютинацию, он пришёл к выводу о существовании 4 группы крови и дал точное описание всей системы групп крови.

Слайды 26-27 – Переливание крови

Донор – человек, отдающий кровь.

Реципиент – человек, получающий кровь.

Агглютинация – явление склеивания эритроцитов

. Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови.

Схема переливания групп крови:



II

Группа крови I IV

Антигены (агглютиногены) в Er

Антитела (агглютинины) в плазме и сыворотке

0(I) III

A(II)

B(III)

AB(IV)

A

B

AB

и 

Универсальный донор 0(I)

Универсальный реципиент AB(IV)

Слайд 28 – Переливание крови осуществляется по правилу Отенберга.

Первая группа крови – универсальный донор.

Четвертая группа крови – универсальный реципиент.

Вливать не более 500 мл во избежание реакции агглютинации

Слайд 29 – Следует отметить огромное значение донорства, которое спасло и спасает множество жизней. В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза. Слово «донор» происходит от латинского donare — дарить. То есть донор — это человек, который дарит. В большинстве случаев он дарит жизнь

Слайд 30 –При переливании крови необходимо учитывать не только группу, но и резус-фактор (Rh). Обнаружен в эритроцитах 85% людей, у 15% его нет. На резус-фактор в плазме нет готовых антител, они образуются при переливании крови.

Слайд 31 – Rh+ - резус-положительная кровь содержит особый белок (агглютиноген),

Rh- - резус-отрицательная кровь не содержит этот белок.

Сообщение обучающегося по теме «Резус-фактор».

Слайд 32 – К чему может привести переливание крови с различным резус-фактором.

Переливание Rh+ крови человеку с Rh- кровью Вырабатываются специальные антитела

Повторное переливание Rh+ крови Происходит агглютинация эритроцитов и наступает шок

Слайд 33 – Может произойти резус-конфликт и в том случае, когда мать резус-отрицательна, а отец резус-положителен. Если плод будет резус-положительным, то в организме матери начнут вырабатываться антитела, разрушающие резус-белок Rh+. Развивается гемолитическая болезнь, опасная для жизни новорожденного.


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 34 – Объясните термины:

Иммунитет Антиген

Активный естественный Антитело

Пассивный естественный Фагоциты

Активный искусственный Фагоцитоз

Пассивный искусственный Лимфоцит

Вакцина Сыворотка

Слайд 35 – Закончите предложения:

Человек, отдающий свою кровь для переливания другим людям или для хранения в банк крови, называется … (донор)

Человек, получающий что-либо (кровь, органы) от донора, называется … (реципиент)

Слипание эритроцитов с антигенами под действием плазменных (сывороточных) антител (агглютининов) с образованием хорошо заметных скоплений, называется …(агглютинация)

Слайд 36 – Ответьте на вопросы:

  1. Для чего нам нужны прививки?

  2. Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки?

  3. Всегда ли родители могут быть донорами для своих детей?

  4. В каком случае между матерью и вынашиваемым ею ребёнком может возникнуть резус – конфликт?

Слайды 37-38 – Дополните таблицу. «Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки» /Обучающиеся озвучивают недостающие фрагменты таблицы, затем проводится проверка/

Признаки сравнения

Вакцина

Сыворотка

Что содержит?

ослабленные

микроорганизмы

Готовые антитела

Как организм получает антитела?

вырабатывает

самостоятельно

в готовом виде

Как быстро развивается иммунитет?

в течение

длительного

времени

в течение короткого времени

Для чего применяют?

для профилактики

для лечения


Слайд 39 – Заслушаем интересные факты о работах в области иммунологии.


  1. Подведение итога урока. Выставление оценок


Слайд 40 - Домашнее задание: Изучить § 19, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!