СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 3. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания даны с избыточностью для одного урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка»

1. Прочитайте известные строки из стихотворения Ф.И. Тютчева. Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег , Бегут, и блещут, и гласят … 2. Как можно назвать выделенные слова и какое фонетическое явление в них отражено?  К какому лексическому разряду они относятся: словам исконно русским или заимствованным?

1. Прочитайте известные строки из стихотворения Ф.И. Тютчева.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег ,

Бегут, и блещут, и гласят

2. Как можно назвать выделенные слова и какое фонетическое явление в них отражено? К какому лексическому разряду они относятся: словам исконно русским или заимствованным?

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ

И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ

РУССКОГО

ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Лингвистические  заметки Старославянский язык – это язык первых славянских переводов богослужебных книг, сделанных с греческого языка великими просветителями славян Кириллом и Мефодием, а также их учениками в IX – XI веках.  Памятник  Кириллу и Мефодию в Москве. И. Белковский. Старые книги.

Лингвистические заметки

Старославянский язык – это язык первых славянских переводов богослужебных книг, сделанных с греческого языка великими просветителями славян Кириллом и Мефодием, а также их учениками в IX – XI веках.

  • Памятник Кириллу и Мефодию в Москве.
  • И. Белковский. Старые книги.
Лингвистические  заметки На Руси старославянский язык вначале (после крещения Руси в 988году) использовался только как язык церкви.

Лингвистические заметки

На Руси старославянский язык вначале (после крещения Руси в 988году) использовался только как язык церкви.

Прочитайте текст и на его основе составьте схему или опорную запись «Роль старославянизмов в формировании русского литературного языка» По мнению учёных, старославянский язык оказал существенное влияние на формирование русского литературного языка, так как обогатил его словами, имеющими отвлечённое значение, заложил основы научной терминологии, увеличил количество приставок и суффиксов, способствовал образованию стилистической системы. Старославянские слова составили основу высокого стиля русского литературного языка, существование которого, наряду со стилями средним и низким, является одной из особенностей русской языковой культуры.

Прочитайте текст и на его основе составьте схему или опорную запись «Роль старославянизмов в формировании русского литературного языка»

По мнению учёных, старославянский язык оказал существенное влияние на формирование русского литературного языка, так как обогатил его словами, имеющими отвлечённое значение, заложил основы научной терминологии, увеличил количество приставок и суффиксов, способствовал образованию стилистической системы.

Старославянские слова составили основу высокого стиля русского литературного языка, существование которого, наряду со стилями средним и низким, является одной из особенностей русской языковой культуры.

Прочитайте слова, пришедшие из старославянского языка, и распределите их в таблицу по тематическим группам. Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин. Тематические группы Религиозные термины, слова церковной сферы Старославянизмы Абстрактные понятия Наименования частей тела Названия действий

Прочитайте слова, пришедшие из старославянского языка, и распределите их в таблицу по тематическим группам.

Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.

Тематические группы

Религиозные термины, слова церковной сферы

Старославянизмы

Абстрактные понятия

Наименования частей тела

Названия действий

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1.   Выделите среди старославянизмов слова, обозначающие морально-нравственные качества, и запишите их толкование. Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1. Выделите среди старославянизмов слова, обозначающие морально-нравственные качества, и запишите их толкование.

Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.

Приметы старославянизмов

Приметы старославянизмов

Наличие неполногласных сочетаний (на фоне полногласия в исконно русских словах) ст ра на – ст оро на п ле н – п оло н м ле ко – м оло ко б ре г – б ере г г ра д - г оро д

Наличие неполногласных сочетаний (на фоне полногласия в исконно русских словах)

ст ра на – ст оро на

п ле н – п оло н

м ле ко – м оло ко

б ре г – б ере г

г ра д - г оро д

Начальные РА, ЛА на месте русских РО, ЛО ра вный – ро вный ла дья - ло дка

Начальные РА, ЛА на месте русских РО, ЛО

ра вный – ро вный

ла дья - ло дка

Буквы ЖД и Щ вместо русских Ж и Ч неве жд а – неве ж а бродя щ ий – бродя ч ий могу щ ий – могу ч ий но щ ь - но ч ь

Буквы ЖД и Щ вместо русских Ж и Ч

неве жд а – неве ж а

бродя щ ий – бродя ч ий

могу щ ий – могу ч ий

но щ ь - но ч ь

Начальное Е на месте О;  начальное А на месте Я е диный – о дин е сень – о сень а гнец - я гнёнок

Начальное Е на месте О; начальное А на месте Я

е диный – о дин

е сень – о сень

а гнец - я гнёнок

Приставки ПРЕ-, ПРЕД- и ЧРЕЗ- с неполногласными сочетаниями пре дать – пере дать пре ступить (закон) – пере ступить пре док – тот, кто был перед нами чрез мерный - черес чур

Приставки ПРЕ-, ПРЕД- и ЧРЕЗ- с неполногласными сочетаниями

пре дать – пере дать

пре ступить (закон) – пере ступить

пре док – тот, кто был перед нами

чрез мерный - черес чур

Приставки  ВОЗ-/ВОС-, НИЗ-/НИС-, ИЗ-/ИС- воз звание, вос стание низ вергнуть, нис падать из бавить, ис поведь

Приставки ВОЗ-/ВОС-, НИЗ-/НИС-, ИЗ-/ИС-

воз звание, вос стание

низ вергнуть, нис падать

из бавить, ис поведь

Суффиксы существительных с абстрактным значением  -ЗНЬ, -СТВИ ј , -НИ ј , -ЕНИ ј жи знь стран стви е благоуха ни е вдохнов ени е ΄

Суффиксы существительных с абстрактным значением -ЗНЬ, -СТВИ ј , -НИ ј , -ЕНИ ј

жи знь

стран стви е

благоуха ни е

вдохнов ени е

΄

Формы причастий с суффиксами –АЩ- / -ЯЩ-, -УЩ- / -ЮЩ-, соответствующие русским –ЯЧ-, -УЧ- /-ЮЧ- ΄ гор ящ ий – гор яч ий тек ущ ий – тек уч ий кол ющ ий - кол юч ий

Формы причастий с суффиксами –АЩ- / -ЯЩ-, -УЩ- / -ЮЩ-, соответствующие русским –ЯЧ-, -УЧ- /-ЮЧ-

΄

гор ящ ий – гор яч ий

тек ущ ий – тек уч ий

кол ющ ий - кол юч ий

Сложные слова с первыми компонентами БЛАГО-, БОГО-, ДОБРО-, ЗЛО- благо детель добро детель бого творить зло получный ΄

Сложные слова с первыми компонентами БЛАГО-, БОГО-, ДОБРО-, ЗЛО-

благо детель

добро детель

бого творить

зло получный

΄

Заимствования из греческого языка ИКОНА - картина, изображение, подобие АНГЕЛ - вестник, посол ΄

Заимствования из греческого языка

ИКОНА - картина, изображение, подобие

АНГЕЛ - вестник, посол

΄

Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русские слова. Здравствуй, племя / Младое, незнакомое! (А. Пушкин) Как грустны сумрачные дни / Беззвучной осени и хладной! (А. Фет) На гривастых конях на косматых, / На златых стременах на разлатых, /Едут братья, меньшой и старшой… (И. Бунин) РазлАтый – раздавшийся в ширину, расширяющийся. (прост.)

Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русские слова.

  • Здравствуй, племя / Младое, незнакомое! (А. Пушкин)
  • Как грустны сумрачные дни / Беззвучной осени и хладной! (А. Фет)
  • На гривастых конях на косматых, / На златых стременах на разлатых, /Едут братья, меньшой и старшой… (И. Бунин)

РазлАтый – раздавшийся в ширину, расширяющийся. (прост.)

Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русские слова. 4. Уж звёзды светлые взошли / И тяготеющий над нами / Небесный свод приподняли / Своими влажными главами. (Ф. Тютчев) 5. И даль раскрылась и блеснула, /В простор безбрежный уходя. (С. Соловьёв)

Выпишите слова, имеющие признаки старославянизмов, и запишите соответствующие им исконно русские слова.

4. Уж звёзды светлые взошли / И тяготеющий над нами / Небесный свод приподняли / Своими влажными главами. (Ф. Тютчев)

5. И даль раскрылась и блеснула, /В простор безбрежный уходя. (С. Соловьёв)

Прочитайте текст и на его основе составьте схему или опорную запись «Функции старославянизмов в современных текстах» Старославянизмы и созданные по их моделям «славяно-русские слова» составляют значительную часть лексики современного русского литературного языка и используются в самых разных текстах научного, публицистического, делового и художественного стилей. При этом они могут выполнять не только номинативную функцию (называть какие-либо предметы или явления), но и функцию экспрессивную (служить средством выражения торжественности, создания высокого стиля речи). Такие славянизмы могут передавать колорит ушедших эпох, создавать речевые характеристики героев художественных текстов, выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому.

Прочитайте текст и на его основе составьте схему или опорную запись «Функции старославянизмов в современных текстах»

Старославянизмы и созданные по их моделям «славяно-русские слова» составляют значительную часть лексики современного русского литературного языка и используются в самых разных текстах научного, публицистического, делового и художественного стилей. При этом они могут выполнять не только номинативную функцию (называть какие-либо предметы или явления), но и функцию экспрессивную (служить средством выражения торжественности, создания высокого стиля речи). Такие славянизмы могут передавать колорит ушедших эпох, создавать речевые характеристики героев художественных текстов, выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому.

Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов. И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова – В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны…      А. Пушкин 1

Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова –

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны…

А. Пушкин

1

Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побеждённая стихия…      А. Пушкин 2

Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побеждённая стихия…

А. Пушкин

2

Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов. И вдруг недвижны очи клонит, И лень ей далее ступить. Приподнялася грудь, ланиты Мгновенным пламенем покрыты, Дыханье замерло в устах…      А. Пушкин 3

Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.

И вдруг недвижны очи клонит,

И лень ей далее ступить.

Приподнялася грудь, ланиты

Мгновенным пламенем покрыты,

Дыханье замерло в устах…

А. Пушкин

3

Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле…      А. Пушкин 4

Определите, какие функции выполняют старославянизмы в каждом из фрагментов.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле…

А. Пушкин

4

Прочитайте фрагмент стихотворения И.С. Никитина «Степная дорога». О чём оно? Какое настроение передаёт автор? Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне; Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает; И над душистой травой, Палящим солнцем разрежённый, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной. А.И. Куинджи. Степь. 1875

Прочитайте фрагмент стихотворения И.С. Никитина «Степная дорога». О чём оно? Какое настроение передаёт автор?

Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне;

Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает;

И над душистой травой, Палящим солнцем разрежённый, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной.

А.И. Куинджи. Степь. 1875

Опираясь на текст, докажите правильность утверждений:  а) в русском литературном языке органически сочетаются слова исконно русские и старославянские;  б) использование старославянизмов придаёт речи торжественность, создаёт исторический фон. Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне; Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает; И над душистой травой, Палящим солнцем разрежённый, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной.

Опираясь на текст, докажите правильность утверждений: а) в русском литературном языке органически сочетаются слова исконно русские и старославянские; б) использование старославянизмов придаёт речи торжественность, создаёт исторический фон.

Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне;

Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает;

И над душистой травой, Палящим солнцем разрежённый, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1.   Выделите среди старославянизмов слова, обозначающие морально-нравственные качества, и запишите их толкование. Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1. Выделите среди старославянизмов слова, обозначающие морально-нравственные качества, и запишите их толкование.

Благо, бездна, власть, вращать, время, десница, длань, доблесть, жертва, икона, извинять, изречь, исповедь, ланиты, мечта, милосердие, монах, награда, победа, рождать, совершить, совесть, создать, сострадание, требовать, устранить, христианин.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №2.   Орфографический и пунктуационный практикум. … Высокий слог жив до сих пор. Язык публиц..стики и науки пользует(?)ся им повс..дневно. Даже адм..н..стр..тивный язык буквально пр..низан высоким слогом… Без высокого слога (не)было(бы) совреме(н,нн)ого литературного языка потому что р..вняясь именно на высокий стиль постепе(н,нн)о ф..рмировалась в речи об..зат..льная для всех норма.      (В.В. Колесов)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №2. Орфографический и пунктуационный практикум.

… Высокий слог жив до сих пор. Язык публиц..стики и науки пользует(?)ся им повс..дневно. Даже адм..н..стр..тивный язык буквально пр..низан высоким слогом… Без высокого слога (не)было(бы) совреме(н,нн)ого литературного языка потому что р..вняясь именно на высокий стиль постепе(н,нн)о ф..рмировалась в речи об..зат..льная для всех норма.

(В.В. Колесов)

Источники: http :// uaweb.info / uploads / posts /2014-06/1403772862_forest_wood636_uaweb.info.jpg  http :// uaweb.info / uploads / posts /2014-06/1403772870_forest_wood638_uaweb.info.jpg  http :// tr.stockfresh.com / files /w/ witthaya /m/98/1997073_stock-photo-wood-flower-carved.jpg  http://pl.stockfresh.com/thumbs/witthaya/1866955_kwiat-ramki-wz%C3%B3r-drewna-tle-tekstury.jpg  Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать автора шаблона: Наталья Николаевна Коломина учитель математики МКОУ «Хотьковская СОШ» Думиничского района Калужской области.

Источники:

http :// uaweb.info / uploads / posts /2014-06/1403772862_forest_wood636_uaweb.info.jpg

http :// uaweb.info / uploads / posts /2014-06/1403772870_forest_wood638_uaweb.info.jpg

http :// tr.stockfresh.com / files /w/ witthaya /m/98/1997073_stock-photo-wood-flower-carved.jpg

http://pl.stockfresh.com/thumbs/witthaya/1866955_kwiat-ramki-wz%C3%B3r-drewna-tle-tekstury.jpg

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

автора шаблона:

Наталья Николаевна Коломина

учитель математики

МКОУ «Хотьковская СОШ»

Думиничского района

Калужской области.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!