Урок 36
ГОТОВИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ УМНОЖЕНИЕ
Цели: рассмотреть разные способы нахождения результата сложения равных чисел; учить читать математические записи по образцу; совершенствовать навык измерения длины отрезка, сравнения отрезков по длине; закреплять состав чисел второго десятка.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Задачи в стихах.
В кузове моем лежат
Два опенка, пять маслят,
Пара рыжиков румяных.
Сколько всех грибов, ребята? (2 + 5 + 2 = 9.)
Ветер дунул, лист сорвал.
И еще один упал,
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать? (1 + 1 + 5 = 7.)
2. Сравните карточки.
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске.
– Составьте математические записи к этим рисункам по схемам
Запись: 5 + 5
7 + 7 + 7
– Сравните записи. Чем они похожи? (Складываются равные числа.)
– Тема урока «Готовимся выполнять умножение».
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 84).
– Сколько на рисунке жуков с красными полосками? (3.)
– Сколько зеленых жуков? (3.)
– Сколько всего жуков?
Запись: 3 и 3 – это 6; 3 + 3 = 6.
– Как еще можно сосчитать количество жуков?
– По 3 жука 2 раза – это 6 жуков.
– Сколько вертолетов в верхнем ряду? (5.)
– Сколько вертолетов в нижнем ряду? (5.)
– Сколько всего вертолетов?
Запись: 5 и 5 – это 10; 5 + 5 = 10.
– Посчитайте количество вертолетов другим способом. (По 5 вертолетов 2 раза – это 10 вертолетов.)
2. Задание 2 (с. 85).
– Рассмотрите желтую фигуру. Сколько здесь клеток? Как сосчитать?
Запись: 2 и 2 и 2 – это 6.
По 2 клетки 3 раза – это 6 клеток.
– Как еще можно сосчитать клетки?
Запись: 3 и 3 – это 6.
По 3 клетки 2 раза – это 6.
– Рассмотрите розовую фигуру. Сколько здесь клеток? Как сосчитать?
Запись: 4, и 4, и 4, и 4 – это 16.
По 4 клетки 4 раза – это 16 клеток.
– Рассмотрите голубую фигуру. Сколько клеток? Как сосчитать?
Запись: 6 и 6 – это 12.
По 6 клеток 2 раза – это 12 клеток.
– Как еще можно сосчитать клетки?
Запись: 2, и 2, и 2, и 2, и 2, и 2 – это 12.
По 2 клетки 6 раз – это 12 клеток.
3. Задание 4 (с. 85).
– Прочитайте записи.
Из семи вычесть три, получится четыре.
К трем прибавить пять, получится восемь.
Далее учащиеся читают математические записи по образцу.
IV. Работа в печатной тетради.
V. Игра «Маятник».
Дидактическая цель. Учить детей приему прибавления и вычитания по 1.
Содержание игры. Перед началом игры учитель спрашивает детей, кто из них видел часы с маятником. Просит показать, как покачивается маятник. Что отсчитывает маятник? (Время.) Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.
Учитель пишет на доске примеры на прибавление и вычитание чисел вида: 5 + 2 = … , 7 – 3 = … , 6 + 4 = … , 9 – 3 = … . И т. д. Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считая, решают пример. Наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1 равно 6, прибавили 1». Наклоняясь вправо, продолжают: «6 да 1 равно 7, прибавили 2». Учитель спрашивает: «Сколько всего единиц прибавили?» (2.) И т. д.
Учитель задает ритм наклонов взмахом руки. Аналогично дети, покачиваясь, отсчитывают по 1.
VI. Итог урока.
– Назовите известные вам арифметические действия.
– Как найти результат сложения равных чисел?