СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 45. Значение нервной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значние нервной системы человека в поддержании гомеостаза, согласованной работы органов, обеспечении приспособления к природной и социальной средам.

Просмотр содержимого документа
«Урок 45. Значение нервной системы»

Урок биологии человека – 8 класс Значение нервной системы Разработан преподавателем биологии: Колесниковой Л.А.

Урок биологии человека – 8 класс

Значение нервной системы

Разработан преподавателем биологии:

Колесниковой Л.А.

Строение нервной системы Нервная система Центральная нервная система (ЦНС) Периферическая нервная система Нервные Нервные Спинной Нервы Головной мозг  узлы мозг окончания  В 3 года мозг человека развит на 80%.  Максимальное развитие к 20 годам.  Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение.

Строение нервной системы

Нервная система

Центральная

нервная

система (ЦНС)

Периферическая

нервная система

Нервные

Нервные

Спинной

Нервы

Головной

мозг

узлы

мозг

окончания

В 3 года мозг человека развит на 80%.

Максимальное развитие к 20 годам.

Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение.

Строение нейрона Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ дендриты тело нейрона аксон

Строение нейрона

Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ

дендриты

тело

нейрона

аксон

Синапс -  Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками Пузырьки с медиатором Синаптическая щель

Синапс -

  • Место контакта нейронов друг с другом и с другими клетками

Пузырьки с медиатором

Синаптическая щель

Типы нейронов: Исполнительные Чувствительные Проводят импульс (команды) от головного и спинного мозга  к органам Вставочные Проводят информацию от поверхности тела и внутренних органов в мозг Анализируют информацию и вырабатывают решения

Типы нейронов:

Исполнительные

Чувствительные

Проводят

импульс

(команды)

от головного и

спинного мозга

к

органам

Вставочные

Проводят

информацию от

поверхности тела

и внутренних

органов в мозг

Анализируют

информацию и

вырабатывают

решения

Строение нервной системы Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в общую оболочку и проводящие нервные импульсы.  Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.

Строение нервной системы

Нервы – скопления отростков нейронов вне ЦНС, заключённые в общую оболочку и проводящие нервные импульсы.

Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.

Функциональное деление нервной системы Нервная система Вегетативная Соматическая Подчинена воле Не подчинена человека воле человека Регулирует работу внутренних органов Регулирует работу скелетных мышц

Функциональное деление нервной системы

Нервная система

Вегетативная

Соматическая

Подчинена воле

Не подчинена

человека

воле человека

Регулирует работу

внутренних

органов

Регулирует работу

скелетных мышц

Вегетативная нервная система Симпатическая Парасимпатическая Включается во  время интенсивной работы, требующей затрат энергии Способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха

Вегетативная нервная система

Симпатическая

Парасимпатическая

Включается во

время интенсивной

работы, требующей

затрат энергии

Способствует

восстановлению

запасов энергии во

время сна и отдыха

Нервная система (НС) - совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. Значение НС: 1.  обеспечивает поддержание гомеостаза 2.  обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма 3.  осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения 4.  составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.
  • Нервная система (НС) - совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.
  • Значение НС:

1. обеспечивает поддержание гомеостаза

2. обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма

3. осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения

4. составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.

Роль нервной системы в обеспечении постоянства внутренней среды.  Гомеостаз - относительное постоянство внутренней среды: - кислотно-щелочное равновесие, - количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа, - продуктов распада и питательных веществ, величина артериального давления и температуры тела. Приведите примеры.

Роль нервной системы в обеспечении постоянства внутренней среды.

  • Гомеостаз - относительное постоянство внутренней среды:

- кислотно-щелочное равновесие,

- количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа,

- продуктов распада и питательных веществ,

  • величина артериального давления и температуры тела.
  • Приведите примеры.

НС определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия. Самостоятельная работа  Задание: заполните таблицу «Изменение работы внутренних органов при беге». Название органов Органы дыхания и сердце Изменения в работе при беге Органы желудочно-кишечного тракта     Органы, участвующие в отведении тепла: потовые железы, кровеносные сосуды  
  • НС определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия.

Самостоятельная работа Задание: заполните таблицу «Изменение работы внутренних органов при беге».

Название органов

Органы дыхания и сердце

Изменения в работе при беге

Органы желудочно-кишечного тракта

 

 

Органы, участвующие в отведении тепла: потовые железы, кровеносные сосуды

 

Роль прямых и обратных связей в согласовании работы органов. Проведем опыты, демонстрирующие роль нервной системы в обеспечении последовательности действий при вставании со стула. 1.  Что делает человек, вставая со стула? 2.  В положении стоя произведите наклон. Что мы наблюдаем? 3.  В положении стоя отведите одну ногу в сторону. Что мы наблюдаем? Какой вывод мы можем сделать?

Роль прямых и обратных связей в согласовании работы органов.

  • Проведем опыты, демонстрирующие роль нервной системы в обеспечении последовательности действий при вставании со стула.
  • 1. Что делает человек, вставая со стула?
  • 2. В положении стоя произведите наклон. Что мы наблюдаем?
  • 3. В положении стоя отведите одну ногу в сторону. Что мы наблюдаем?
  • Какой вывод мы можем сделать?
Роль НС в приспособлении человека к природной и социальной среде. Человеческий организм нуждается в получении информации об объектах внешнего мира. С помощью органов чувств НС осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку, запоминание и переработку информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей. Мозг работает нормально только при поступлении и переработке информации извне. Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам.

Роль НС в приспособлении человека к природной и социальной среде.

  • Человеческий организм нуждается в получении информации об объектах внешнего мира.
  • С помощью органов чувств НС осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку, запоминание и переработку информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей.
  • Мозг работает нормально только при поступлении и переработке информации извне.
  • Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам.
Мозг и психика Психика - субъективное отражение окружающей действительности, объективного мира. Она включает различные процессы: восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, привычки, интересы, способности. Субъективность психики – возникающие в сознании образы и переживания индивидуальны для каждого человека. Ощущения, восприятие, память, мышление, воображение — свойства, носителем которых является определенный субъект, и они не доступны другим людям (субъектам) для прямого наблюдения.

Мозг и психика

  • Психика - субъективное отражение окружающей действительности, объективного мира.
  • Она включает различные процессы: восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, привычки, интересы, способности.
  • Субъективность психики – возникающие в сознании образы и переживания индивидуальны для каждого человека.
  • Ощущения, восприятие, память, мышление, воображение — свойства, носителем которых является определенный субъект, и они не доступны другим людям (субъектам) для прямого наблюдения.

Мозг и психика Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов. Психическая деятельность и поступки людей определяются правилами поведения, принятыми в обществе, воспитанием, материальными и духовными потребностями. Нарушения психических процессов могут быть вызваны болезнями головного мозга, искажающими отражение действительности.

Мозг и психика

  • Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов.
  • Психическая деятельность и поступки людей определяются правилами поведения, принятыми в обществе, воспитанием, материальными и духовными потребностями.
  • Нарушения психических процессов могут быть вызваны болезнями головного мозга, искажающими отражение действительности.
Значение нервной системы Обеспечение сознательной регуляции поведения. Психика Поддержание гомеостаза Согласование работы органов Распознавание внешней обстановки для удовлетворения потребностей Расскажите о значении НС по предложенной схеме.

Значение нервной системы

Обеспечение сознательной регуляции поведения.

Психика

Поддержание гомеостаза

Согласование работы органов

Распознавание внешней обстановки для удовлетворения потребностей

  • Расскажите о значении НС по предложенной схеме.
Ответьте на вопросы: 1.  Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? 2.  Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему? 3.  Могут ли только безусловные рефлексы обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни? Ответ подтвердите примерами.

Ответьте на вопросы:

  • 1. Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности?
  • 2. Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?
  • 3. Могут ли только безусловные рефлексы обеспечить приспособления организма к постоянно меняющимся условиям жизни? Ответ подтвердите примерами.
Домашнее задание: изучить § 43. Ответить на вопросы перед параграфом. Повторить статью «Нервная ткань», §§ 8-9 «Рефлекторная регуляция».

Домашнее задание:

  • изучить § 43.
  • Ответить на вопросы перед параграфом.
  • Повторить статью «Нервная ткань», §§ 8-9 «Рефлекторная регуляция».
Всего доброго!

Всего доброго!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!