СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5 класс. Бактерии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 5 класс. Бактерии.»

Урок 5 класс. Бактерии. https://multiurok.ru/history-lipetsk/blog



Предмет: биология

Уровень образование: 5 класс

Тема: Бактерии

Задачи:

Образовательные:

- ввести понятие о бактериальной клетке как о живой единице;

-проконтролировать степень усвоения учащимися опорных знаний и умений по теме «Разнообразие живого»;

-продолжить формирование общих учебных умений и навыков восприятия текста, оценки своей работы, умения публичного высказывания;

Развивающие:

-обеспечить развитие системы познавательных умений учащихся: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, запоминать и др.;

-развивать умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой;

-развивать интерес к природе, научным тайнам устройства мира, оценивать результат собственных наблюдений;

- способствовать развитию памяти, логики и интеллекта;

Воспитательные:

-способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию ценностных установок;

-развивать толерантность, умение добросовестно и сосредоточенно работать.

Планируемые результаты:

Предметные:

-включение учащихся в различные виды деятельности на уроке;

-усвоение знаний о бактериях;

-формирование научного типа мышления;  

Метапредметные:

-принятие учебной цели учащимися, организация и контрольучебного труда;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать действия;

-умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, проводить сравнение;

-смысловое чтение;

-умения сотрудничать с учителем и одноклассниками, находить общее решение;


Личностные:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирования бережного отношения к родной природе, экологической культуры.

-осознание роли науки в жизни человека;



Оборудование:

1. Н.И Сонин, А.А. Плешаков «Биология 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Дрофа, 2015

2. ЭОР: презентация «Бактерии», слайды- фотографии, на которых представлены строение бактериальной клетки, разные формы бактерий, деление бактерии и образование спор.

3.Учебные таблицы: «Бактерии»

4. Видеопрезентация: «Наблюдение за процессами, происходящими в бактериальной клетке».

Этап проведения

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

УУД

1

2

3

4

 I. Мотивация учебной деятельности 

Цели: Подготовка учащихся к работе на уроке.

Обеспечение принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Создание условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность.

 

 Проверяет готовность учащихся к уроку к уроку. Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.

Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира живых организмов?».


 

  Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.








Высказывают мнения о содержании учебной деятельности на уроке.

 

Регулятивные: волевая саморегуляция


Коммуникативные: включение учащихся в сотрудничество с учителем и одноклассниками.


 II.Актуализация знаний

Цели:  Актуализация опорных знаний и умений предыдущей темы на основе выполненного домашнего задания, выявления пробелов и их коррекции.


 

 

 

 

Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну Бактерий. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке:

Группам учеников (по 4 чел) раздает задания:

1.Что такое систематика и её значение.

2.Дать определение понятия «вид». Какие виды растений и животных ты знаешь?

3.Назови Царства живой природы и их отличие

Делает выводы о готовности учащихся к усвоению новых знаний.

Учитель:«И так мы уже знаем, что в живой природе существуют Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Ребята, посмотрите по учебнику, какое Царство живой природы мы будем изучать сегодня на уроке?»

Учитель сообщает тему и задачи урока. Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока.

 









Рассказ учащихся о систематике и её значении; определение понятия «вид». Рассказывают об известных видах растений и животных ; называют Царства живой природы; отвечают на вопросы1- 7,стр 59 учебника; слушают друг друга, комментируют, корректируют ответы.


.

 

Познавательные: Структурируют свои знания; контроль и оценка результатов домашнего задания

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: планирование и коррекция ученического труда


 Ш. Изучение нового материала

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Выделение понятий:

1.     строение бактериальной клетки;

2.     виды бактериальных клеток;


3.     жизнедеятельность бактерий;

4.      Сравнение с растительной клеткой;

5.    местонахождение бактерий;

6. значение бактерий.

 

 

Учитель: «Ну, вот мы оказались в лаборатории, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в ученых- исследователей. Для этого давайте вместе попробуем ответить наследующие вопросы:

1. Строение бактериальной клетки»

Рассмотрим рис. на стр.60 «Строение бактериальной клетки»

Перечислите основные компоненты клетки.

Учитель обобщает высказанные учащимися мнения и объясняет строение бактерий.

2. Виды бактериальных клеток (стр 61, рис, таблица)

3. Чем питаются бактерии.

4 Деление бактериальной клетки

и значение споры в жизни бактерии

5. Где встречаются бактерии

6. Значение бактерии

 

 Записывают тему урока в рабочую тетрадь по биологии. Предполагают содержание изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. Рассматривают строение бактериальной клетки . рис. на стр.60 «Строение бактериальной клетки»; зарисовывают строение бактерии и виды бактериальных клеток; рассматривают рис на стр 62 размножение бактерии, делают рисунки в тетрадь;

рассматривают клетку бактерии со спорой рис учебника стр 61, делают рисунки в тетрадь; обсуждают вопрос местонахождения бактерий и их значение. Записывают болезни, вызываемые болезнетворными бактериями.

 

 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; запоминание информации, необходимой для решения учебных задач;


Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

 Регулятивные: принятие учащимися учебной цели, оценка деятельности одноклассников, взаимоконтроль.

 IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

 материала

Цели:  Выявление уровня овладения знаниями и обеспечение их коррекции.

 


Учитель: «Ребята, вы большие молодцы!!! Отлично поработали на уроке!!! Теперь нам пора возвращаться в класс. А для того, чтобы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы:

1. Какие бывают виды бактериальных клеток? 

2. Чем питаются бактерии?  

3. Как происходит деление бактериальной клетки?

4. Какое имеет значение спора в жизни бактерии ?

 5. Где встречаются бактерии?

6. Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека?

Молодцы, вы успешно справились с заданиями и усвоили новый материал.

 Физкультминутка

Выполняют  самостоятельную работу с учебником с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя и находят искомый код


 Коммуникативные: умения отвечать на вопросы; выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество, формулировать краткий ответ.


Личностные: умение оценивать свои знания и знания одноклассников в соответствии с учебной ситуацией.


Познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, умение определять понятия.


 V. Оценочно- контрольный этап

Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации.

.


Учитель: «На основе полученных

знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы:

1.Чем бактериальная клетка отличается от растительной и животной?

2. Почему бактерии встречаются везде?

3. В какой среде обитания бактерии имеют жгутики?

4. Что произойдёт с бактерией при температуре -15, + 50?

5. Сколько живут бактерии?

6. Назовите правила гигиены, чтобы избежать заражения болезнетворными

Бактериями?

Учитель обобщает знания в процессе заполнения таблицы.

Просит учеников заполнить таблицу и

назвать отличительные признаки растительной клетки от клетки бактериальной

используя рис на стр. 30 и 60.







Учитель вызывает ученика к доске заполнить таблицу. Подводит итог работы. Делает вывод: «Клетки бактерии не имеют ядра, покрыты ворсинками, имеют жгутик».

 



Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 


 

 

 

 

 


  Самостоятельно заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника.


Строение бактерии

Строение растительной клетки

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.


Обсуждают результаты работы в тетради и у доски.

 

Регулятивные:прогнозирование  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка   и осознание учащимся уровня усвоения нового материала.


Коммуникативные: умение работать с иллюстрациями учебника, умение слушать и слышать собеседника, взаимодействие с одноклассниками.





 VI. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Анализ и оценка успешности достижения задач урока. Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок? Как вы оцениваете свой вклад в учебную деятельность?

Как вы сотрудничали с одноклассниками?

Как вы оцениваете своё эмоциональное состояние?»

-Домашнее задание

1.Прочитать &11, пересказать, ответить на вопросы 1-10.


 Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно

 Коммуникативные:

Принимать различные точки зрения одноклассников, не совпадающих с собственной.

Регулятивные: волевая саморегуляция, оценивание собственной деятельности и работы класса в целом.

Личностные:

умение высказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!