Просмотр содержимого документа
«Урок 5 класс. Бактерии.»
Урок 5 класс. Бактерии. https://multiurok.ru/history-lipetsk/blog
Предмет: биология
Уровень образование: 5 класс
Тема: Бактерии
Задачи:
Образовательные:
- ввести понятие о бактериальной клетке как о живой единице;
-проконтролировать степень усвоения учащимися опорных знаний и умений по теме «Разнообразие живого»;
-продолжить формирование общих учебных умений и навыков восприятия текста, оценки своей работы, умения публичного высказывания;
Развивающие:
-обеспечить развитие системы познавательных умений учащихся: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, запоминать и др.;
-развивать умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой;
-развивать интерес к природе, научным тайнам устройства мира, оценивать результат собственных наблюдений;
- способствовать развитию памяти, логики и интеллекта;
Воспитательные:
-способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию ценностных установок;
-развивать толерантность, умение добросовестно и сосредоточенно работать.
Планируемые результаты:
Предметные:
-включение учащихся в различные виды деятельности на уроке;
-усвоение знаний о бактериях;
-формирование научного типа мышления;
Метапредметные:
-принятие учебной цели учащимися, организация и контрольучебного труда;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать действия;
-умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, проводить сравнение;
-смысловое чтение;
-умения сотрудничать с учителем и одноклассниками, находить общее решение;
Личностные:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования бережного отношения к родной природе, экологической культуры.
-осознание роли науки в жизни человека;
Оборудование:
1. Н.И Сонин, А.А. Плешаков «Биология 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Дрофа, 2015
2. ЭОР: презентация «Бактерии», слайды- фотографии, на которых представлены строение бактериальной клетки, разные формы бактерий, деление бактерии и образование спор.
3.Учебные таблицы: «Бактерии»
4. Видеопрезентация: «Наблюдение за процессами, происходящими в бактериальной клетке».
Этап проведения | Содержание учебного материала Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
УУД |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Мотивация учебной деятельности Цели: Подготовка учащихся к работе на уроке. Обеспечение принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Создание условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность. | Проверяет готовность учащихся к уроку к уроку. Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира живых организмов?». | Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Высказывают мнения о содержании учебной деятельности на уроке. | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: включение учащихся в сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
II.Актуализация знаний Цели: Актуализация опорных знаний и умений предыдущей темы на основе выполненного домашнего задания, выявления пробелов и их коррекции. | Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну Бактерий. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: Группам учеников (по 4 чел) раздает задания: 1.Что такое систематика и её значение. 2.Дать определение понятия «вид». Какие виды растений и животных ты знаешь? 3.Назови Царства живой природы и их отличие Делает выводы о готовности учащихся к усвоению новых знаний. Учитель:«И так мы уже знаем, что в живой природе существуют Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Ребята, посмотрите по учебнику, какое Царство живой природы мы будем изучать сегодня на уроке?» Учитель сообщает тему и задачи урока. Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока. | Рассказ учащихся о систематике и её значении; определение понятия «вид». Рассказывают об известных видах растений и животных ; называют Царства живой природы; отвечают на вопросы1- 7,стр 59 учебника; слушают друг друга, комментируют, корректируют ответы. . | Познавательные: Структурируют свои знания; контроль и оценка результатов домашнего задания Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: планирование и коррекция ученического труда |
Ш. Изучение нового материала Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Выделение понятий: 1. строение бактериальной клетки; 2. виды бактериальных клеток; 3. жизнедеятельность бактерий; 4. Сравнение с растительной клеткой; 5. местонахождение бактерий; 6. значение бактерий. | Учитель: «Ну, вот мы оказались в лаборатории, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в ученых- исследователей. Для этого давайте вместе попробуем ответить наследующие вопросы: 1. Строение бактериальной клетки» Рассмотрим рис. на стр.60 «Строение бактериальной клетки» Перечислите основные компоненты клетки. Учитель обобщает высказанные учащимися мнения и объясняет строение бактерий. 2. Виды бактериальных клеток (стр 61, рис, таблица) 3. Чем питаются бактерии. 4 Деление бактериальной клетки и значение споры в жизни бактерии 5. Где встречаются бактерии 6. Значение бактерии | Записывают тему урока в рабочую тетрадь по биологии. Предполагают содержание изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. Рассматривают строение бактериальной клетки . рис. на стр.60 «Строение бактериальной клетки»; зарисовывают строение бактерии и виды бактериальных клеток; рассматривают рис на стр 62 размножение бактерии, делают рисунки в тетрадь; рассматривают клетку бактерии со спорой рис учебника стр 61, делают рисунки в тетрадь; обсуждают вопрос местонахождения бактерий и их значение. Записывают болезни, вызываемые болезнетворными бактериями. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; запоминание информации, необходимой для решения учебных задач; Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: принятие учащимися учебной цели, оценка деятельности одноклассников, взаимоконтроль. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала Цели: Выявление уровня овладения знаниями и обеспечение их коррекции. | Учитель: «Ребята, вы большие молодцы!!! Отлично поработали на уроке!!! Теперь нам пора возвращаться в класс. А для того, чтобы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы: 1. Какие бывают виды бактериальных клеток? 2. Чем питаются бактерии? 3. Как происходит деление бактериальной клетки? 4. Какое имеет значение спора в жизни бактерии ? 5. Где встречаются бактерии? 6. Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека? Молодцы, вы успешно справились с заданиями и усвоили новый материал. Физкультминутка | Выполняют самостоятельную работу с учебником с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя и находят искомый код | Коммуникативные: умения отвечать на вопросы; выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество, формулировать краткий ответ. Личностные: умение оценивать свои знания и знания одноклассников в соответствии с учебной ситуацией. Познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, умение определять понятия. |
V. Оценочно- контрольный этап Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации. . | Учитель: «На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы: 1.Чем бактериальная клетка отличается от растительной и животной? 2. Почему бактерии встречаются везде? 3. В какой среде обитания бактерии имеют жгутики? 4. Что произойдёт с бактерией при температуре -15, + 50? 5. Сколько живут бактерии? 6. Назовите правила гигиены, чтобы избежать заражения болезнетворными Бактериями? Учитель обобщает знания в процессе заполнения таблицы. Просит учеников заполнить таблицу и назвать отличительные признаки растительной клетки от клетки бактериальной используя рис на стр. 30 и 60. Учитель вызывает ученика к доске заполнить таблицу. Подводит итог работы. Делает вывод: «Клетки бактерии не имеют ядра, покрыты ворсинками, имеют жгутик». | Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника. Строение бактерии | Строение растительной клетки | 1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. | Обсуждают результаты работы в тетради и у доски. | Регулятивные:прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка и осознание учащимся уровня усвоения нового материала. Коммуникативные: умение работать с иллюстрациями учебника, умение слушать и слышать собеседника, взаимодействие с одноклассниками. |
VI. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Анализ и оценка успешности достижения задач урока. Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок? Как вы оцениваете свой вклад в учебную деятельность? Как вы сотрудничали с одноклассниками? Как вы оцениваете своё эмоциональное состояние?» -Домашнее задание 1.Прочитать &11, пересказать, ответить на вопросы 1-10. | Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно | Коммуникативные: Принимать различные точки зрения одноклассников, не совпадающих с собственной. Регулятивные: волевая саморегуляция, оценивание собственной деятельности и работы класса в целом. Личностные: умение высказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции. |