Урок № 7
МХК-10
Архитектурный облик Древней Эллады
Д.З.: Гл.7, вопросы и задания, 1 стр.83
Ред.: А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- дать представление об архитектурном облике Древней Эллады; Дать представление об ордерной системе научить выделять особенности разных типов ордеров;
- Рассмотреть особенности храмового зодчества Эллады
- развивать навыки художественного анализа;
- воспитывать уважение и интерес к искусству античности.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- античность;
- Акрополь;
- Парфенон;
- алтарь;
- архаика;
- классика;
- эллинизм;
- ордер
Универсальные учебные действия
• применять специальную терминологию при анализе и описании памятников древнегреческой архитектуры;
• составлять словарь основных понятий ордерной системы;
• оценивать шедевры древнегреческой архитектуры в единстве содержания и формы;
• объяснять роль символики в решении художественного образа архитектурного сооружения;
• создавать модель древнегреческого храма с учетом его символики в одной из художественных техник;
• разрабатывать маршрут заочной экскурсии по Афинскому Акрополю;
• разрабатывать проект архитектурного сооружения в традициях античного зодчества
- • применять специальную терминологию при анализе и описании памятников древнегреческой архитектуры; • составлять словарь основных понятий ордерной системы; • оценивать шедевры древнегреческой архитектуры в единстве содержания и формы; • объяснять роль символики в решении художественного образа архитектурного сооружения; • создавать модель древнегреческого храма с учетом его символики в одной из художественных техник; • разрабатывать маршрут заочной экскурсии по Афинскому Акрополю; • разрабатывать проект архитектурного сооружения в традициях античного зодчества
Проверка знаний
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Архитектура архаики .
- Архитектура классики .
- Архитектура эллинизма .
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура Древней Эллады?
подвопросы
- Архитектура архаики : греческая ордерная система*. «Прочность, польза, красота» — формула Витрувия. Создание греческой ордерной системы и её воплощение в культовых сооружениях.
- Архитектура классики : Афинский Акрополь. Акрополь — общественный и культурный центр Афинского государства: особенности композиции, архитектурных форм, декоративного убранства.
- Архитектура эллинизма : Пергамский алтарь. Особенности развития архитектуры в эпоху эллинизма. Слияние восточных и античных традиций. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмерность и гармонию. Упорядоченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.
ордерная система - (лат. «ордер» — «порядок»), такой тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов . Эту роль в строительстве осуществляют опоры-колонны и лежащее на них балочное перекрытие.
Виды ордеров: дорический, ионический , коринфский
Дорический ордер
- наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племен дорян. Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций.
Дорический ордер и его элементы – фрагмент Парфенона.
Ионический ордер
- сложнее дорического, в нём использовано большее количество деталей
Ионический ордер Эрехтейона.
в период классики, возник коринфский ордер . Он ещё легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.
Фрагменты коринфского вида архитектуры
Древнегреческие храмы
- Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые, как свидетельствуют мифы, служили жилищем для богов и обычно входили в комплекс культовых зданий — святилищ .
- Наиболее распространенным видом греческого храма стал так называемый периптер (от греч. «птерос», то есть «оперённый», окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей — 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника.
- Мир земной символизировало святилище храма — наос , или цела , где находилась статуя божества, в честь которого он возводился. Вход в эти священные помещения осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного входа, который всегда располагался в его восточной части. На узких сторонах храма возводились портики (колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника — фронтон ом ), служащие символом небесного мира богов.
Храм Аполлона в Дельфах
Храм Геры в Олимпии
Храм Геры в Пестуме .
Архитектура классики: афинский Акрополь
V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов . Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его ещё называли «веком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э.
Перикл
- Ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы Поликлет и Фидий . На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя. Асимметричный в плане ансамбль Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства — это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи . Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность.
Фидий
Центральный вход в Акрополь осуществлялся через Пропилеи
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.
Д. С. Мережковский
- С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Афины Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.
- Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу.
- Останавливаясь перед статуей богини, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в ее лицо. Торжественно восседая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающие острие копья и шлем Афины уже издалека были видны возвращающимся на родину сыновьям Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин.
- Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального скульптора Фидия (начало V в. до н. э. — ок. 432/431 гг. до н. э.), руководившего работами на Акрополе.
Парфенон
Правее от Пропилеи находится главный храм Акрополя — Парфенон , посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктин ом и Калликрат ом. Храм занимает самую высокую часть холма, поэтому виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. По преданию, в святилище Парфенона находилась 12-метровая статуя Афины Парфенос , выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.
- Парфенон поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки.Особенно замечателен фриз (средняя часть антаблемента, горизонтального перекрытия колонн) Парфенона, выполненный Фидием и скульпторами его круга.
- Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение — распределение групп и создание общего ритма, напоминающего торжественное шествие. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты.
Эрехтейон
- На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейо н, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э.
- Храм был посвящен легендарному парю Афин Эрехтею, имевшему божественное происхождение. По преданию, на этом месте состоялся спор Афины и Посейдона за право обладания Аттикой.
- Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, торжественно поддерживающих карниз.
- Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, изящные складки одежд драпируют стройные тела.
театр Диониса
- На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нём разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре.
Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь
- К концу IV в. до н. э. классический мир Греции практически изживает себя. Многочисленные войны, завоевательные походы Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.), а затем распад некогда могущественной империи превратили Грецию в опустевшую провинцию. Тем не менее Греция по-прежнему оставалась главным средоточием новой идеи величия мира, объединенного на огромном пространстве так называемой эллинистическое культурой.
- К возводимым храмам, дворцам, театрам добавились и новые типы общественных зданий — мусейоны, библиотеки, гимнасии. К этому времени относится и строительство чудес света — Мавзолея в Галикарнасе (IV в. до н. э.), Колосса Родосского и Фаросского маяка (III в. до н. э.), поражающих своими масштабами.
Мавзолей в Галикарнасе . реконструкция
колосс родосский
Фаросский маяк
- Излюбленным элементом архитектуры стал пышный коринфский ордер с его растительной капителью.
- Крупнейшим культурным и художественным центром того времени был Пергам (ныне Бергама в Турции) — столица Пергамского царства в Малой Азии, где во II в. до н. э. был возведен Большой алтарь Зевса (высота более 9 м).
- Величественная лестница в 20 ступеней (шириной 26 м) вела на второй ярус алтаря, украшенный стройной колоннадой. В центре внутренней колоннады находился алтарный дворик с жертвенником, к которому с двух сторон вели лестницы. Крыша всего здания была увенчана статуями. В целом алтарь представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы.
- Внешнюю гладкую стену цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания) с четырехступенчатым основанием украшал горельефный фриз (высотой 2,3 м и длиною в 120 м).
- Сюжетом для изображений послужила тема сражения олимпийских богов с гигантами. Их фигуры, представленные во всю высоту фриза, в полтора раза превышали человеческий рост.
Модель верхнего города, акрополя в Пергаме.
Контрольные вопросы
- Объясните понятия: ордерная система, периптер, наос, портик, фронтон.
- Назовите особенности дорического, ионического и коринфского ордеров.
- Какой тип греческого храма получил широкое распространение в период архаики?
- Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма?
- Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /