СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 7. Архитектурный облик Древней Эллады.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Архитектурный облик Древней Эллады" ориентирована на 10 класс (базовый уровень); структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 7. Архитектурный облик Древней Эллады.»

Урок № 7 МХК-10 Архитектурный облик Древней Эллады Д.З.: Гл.7, вопросы и задания, 1 стр.83 Ред.: А.И. Колмаков

Урок № 7

МХК-10

Архитектурный облик Древней Эллады

Д.З.: Гл.7, вопросы и задания, 1 стр.83

Ред.: А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА дать представление об архитектурном облике Древней Эллады; Дать представление об ордерной системе научить выделять особенности разных типов ордеров; Рассмотреть особенности храмового зодчества Эллады развивать навыки художественного анализа; воспитывать уважение и интерес к искусству античности.

ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление об архитектурном облике Древней Эллады; Дать представление об ордерной системе научить выделять особенности разных типов ордеров;
  • Рассмотреть особенности храмового зодчества Эллады
  • развивать навыки художественного анализа;
  • воспитывать уважение и интерес к искусству античности.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ  античность;  Акрополь;  Парфенон;  алтарь;  архаика;  классика;  эллинизм;  ордер

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • античность;
  • Акрополь;
  • Парфенон;
  • алтарь;
  • архаика;
  • классика;
  • эллинизм;
  • ордер

Универсальные учебные действия

применять специальную терминологию при анализе и описании памятников древнегреческой архитектуры;

составлять словарь основных понятий ордерной системы;

оценивать шедевры древнегреческой архитектуры в единстве содержания и формы;

объяснять роль символики в решении художественного образа архитектурного сооружения;

создавать модель древнегреческого храма с учетом его символики в одной из художественных техник;

разрабатывать маршрут заочной экскурсии по Афинскому Акрополю;

разрабатывать проект архитектурного сооружения в традициях античного зодчества

  • применять специальную терминологию при анализе и описании памятников древнегреческой архитектуры; составлять словарь основных понятий ордерной системы; оценивать шедевры древнегреческой архитектуры в единстве содержания и формы; объяснять роль символики в решении художественного образа архитектурного сооружения; создавать модель древнегреческого храма с учетом его символики в одной из художественных техник; разрабатывать маршрут заочной экскурсии по Афинскому Акрополю; разрабатывать проект архитектурного сооружения в традициях античного зодчества
Проверка знаний

Проверка знаний

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Архитектура архаики . Архитектура классики . Архитектура эллинизма . Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура Древней Эллады?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Архитектура архаики .
  • Архитектура классики .
  • Архитектура эллинизма .

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура Древней Эллады?

подвопросы Архитектура архаики : греческая ордерная система*. «Прочность, польза, красота» — формула Витрувия. Создание греческой ордерной системы и её воплощение в культовых сооружениях. Архитектура классики : Афинский Акрополь. Акрополь — общественный и культурный центр Афинского государства: особенности композиции, архитектурных форм, декоративного убранства. Архитектура эллинизма : Пергамский алтарь. Особенности развития архитектуры в эпоху эллинизма. Слияние восточных и античных традиций. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.

подвопросы

  • Архитектура архаики : греческая ордерная система*. «Прочность, польза, красота» — формула Витрувия. Создание греческой ордерной системы и её воплощение в культовых сооружениях.
  • Архитектура классики : Афинский Акрополь. Акрополь — общественный и культурный центр Афинского государства: особенности композиции, архитектурных форм, декоративного убранства.
  • Архитектура эллинизма : Пергамский алтарь. Особенности развития архитектуры в эпоху эллинизма. Слияние восточных и античных традиций. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмерность и гармонию. Упорядоченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.  ордерная система - (лат. «ордер» — «порядок»), такой тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов . Эту роль в строительстве осуществляют опоры-колонны и лежащее на них балочное перекрытие. Виды ордеров:  дорический, ионический , коринфский

Архитектуре Древней Греции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Во всем, что человек видел вокруг себя, он усматривал соразмерность и гармонию. Упорядоченность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.

ордерная система - (лат. «ордер» — «порядок»), такой тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов . Эту роль в строительстве осуществляют опоры-колонны и лежащее на них балочное перекрытие.

Виды ордеров: дорический, ионический , коринфский

Дорический ордер наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племен дорян. Для него характерны  строгая красота линий, форм и пропорций.

Дорический ордер

  • наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племен дорян. Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций.
Дорический  ордер и его элементы – фрагмент Парфенона.

Дорический ордер и его элементы – фрагмент Парфенона.

Ионический ордер сложнее дорического, в нём использовано большее количество деталей

Ионический ордер

  • сложнее дорического, в нём использовано большее количество деталей
Ионический  ордер Эрехтейона.

Ионический ордер Эрехтейона.

в период классики, возник коринфский ордер . Он ещё легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.

в период классики, возник коринфский ордер . Он ещё легче и изящнее ионического, его колонны выше и стройнее.

Фрагменты коринфского вида архитектуры

Фрагменты коринфского вида архитектуры

Древнегреческие храмы Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые, как свидетельствуют мифы, служили жилищем для богов и обычно входили в комплекс культовых зданий — святилищ . Наиболее распространенным видом греческого храма стал так называемый периптер  (от греч. «птерос», то есть «оперённый», окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей — 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника.

Древнегреческие храмы

  • Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые, как свидетельствуют мифы, служили жилищем для богов и обычно входили в комплекс культовых зданий — святилищ .
  • Наиболее распространенным видом греческого храма стал так называемый периптер (от греч. «птерос», то есть «оперённый», окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей — 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника.
Мир земной символизировало святилище храма — наос , или цела , где находилась статуя божества, в честь которого он возводился. Вход в эти священные помещения осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного входа, который всегда располагался в его восточной части. На узких сторонах храма возводились портики  (колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника — фронтон ом ), служащие символом небесного мира богов. Храм  Аполлона  в  Дельфах
  • Мир земной символизировало святилище храма — наос , или цела , где находилась статуя божества, в честь которого он возводился. Вход в эти священные помещения осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного входа, который всегда располагался в его восточной части. На узких сторонах храма возводились портики (колоннада с несущим перекрытием в виде треугольника — фронтон ом ), служащие символом небесного мира богов.

Храм Аполлона в Дельфах

Храм  Геры  в  Олимпии Храм  Геры  в  Пестуме .

Храм Геры в Олимпии

Храм Геры в Пестуме .

Архитектура классики: афинский Акрополь V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов . Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его ещё называли «веком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э. Перикл

Архитектура классики: афинский Акрополь

V век до н. э. — время расцвета древнегреческих полисов . Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это действительно было замечательное время в истории Древней Греции! Его ещё называли «веком Перикла», правившего в Афинах с 449 г. до н. э.

Перикл

Ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы Поликлет и Фидий . На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя. Асимметричный в плане ансамбль Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства — это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи . Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность. Фидий
  • Ближайшими друзьями были философ Анаксагор, скульпторы Поликлет и Фидий . На долю Фидия выпала честь строительства афинского Акрополя. Асимметричный в плане ансамбль Акрополя — общественного и культурного центра Афинского государства — это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи . Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник «золотого века» античной культуры и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность.

Фидий

Центральный вход в Акрополь осуществлялся через Пропилеи Мне будет вечно дорог день, Когда вступил я, Пропилеи, Под вашу мраморную сень, Что пены волн морских белее, Когда священный Парфенон, Я увидал в лазури чистой Впервые мрамор золотистый Твоих божественных колонн, Твой камень, солнцем весь облитый, Прозрачный, теплый и живой, Как тело юной Афродиты, Рожденной пеною морской.  Д. С. Мережковский

Центральный вход в Акрополь осуществлялся через Пропилеи

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

Твоих божественных колонн,

Твой камень, солнцем весь облитый,

Прозрачный, теплый и живой,

Как тело юной Афродиты,

Рожденной пеною морской.

Д. С. Мережковский

С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Афины Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.
  • С юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный храм Афины Ники Аптерос (Бескрылой) — богини Победы. Внутри храма находилась ее бескрылая статуя. Согласно легенде, эта богиня принесла грекам победу над персами, а потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.
Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу. Останавливаясь перед статуей богини, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в ее лицо. Торжественно восседая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающие острие копья и шлем Афины уже издалека были видны возвращающимся на родину сыновьям Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин. Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального скульптора Фидия (начало V в. до н. э. — ок. 432/431 гг. до н. э.), руководившего работами на Акрополе.
  • Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), покровительствующей Афинам и греческому народу.
  • Останавливаясь перед статуей богини, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в ее лицо. Торжественно восседая на троне, она спокойно смотрела на город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Сверкающие острие копья и шлем Афины уже издалека были видны возвращающимся на родину сыновьям Аттики, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин.
  • Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального скульптора Фидия (начало V в. до н. э. — ок. 432/431 гг. до н. э.), руководившего работами на Акрополе.
Парфенон Правее от Пропилеи находится главный храм Акрополя — Парфенон , посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктин ом и Калликрат ом. Храм занимает самую высокую часть холма, поэтому виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. По преданию, в святилище Парфенона находилась 12-метровая статуя Афины Парфенос , выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

Парфенон

Правее от Пропилеи находится главный храм Акрополя — Парфенон , посвященный богине Афине, покровительнице города. Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н. э. архитекторами Иктин ом и Калликрат ом. Храм занимает самую высокую часть холма, поэтому виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. По преданию, в святилище Парфенона находилась 12-метровая статуя Афины Парфенос , выполненная из слоновой кости и покрытая тонкими золотыми пластинками.

Парфенон поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки.Особенно замечателен фриз  (средняя часть антаблемента, горизонтального перекрытия колонн) Парфенона, выполненный Фидием и скульпторами его круга. Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение — распределение групп и создание общего ритма, напоминающего торжественное шествие. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты.
  • Парфенон поражает благородством пропорций, изяществом форм и красотой отделки.Особенно замечателен фриз (средняя часть антаблемента, горизонтального перекрытия колонн) Парфенона, выполненный Фидием и скульпторами его круга.
  • Фидию принадлежит идея расположения фриза, его композиционное построение — распределение групп и создание общего ритма, напоминающего торжественное шествие. Рельефы прославляют греческий народ и его историю, а также отражают мифологические сюжеты.
Эрехтейон На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейо н, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э. Храм был посвящен легендарному парю Афин Эрехтею, имевшему божественное происхождение. По преданию, на этом месте состоялся спор Афины и Посейдона за право обладания Аттикой.

Эрехтейон

  • На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя — храм Эрехтейо н, созданный позднее Парфенона, в последней четверти V в. до н. э.
  • Храм был посвящен легендарному парю Афин Эрехтею, имевшему божественное происхождение. По преданию, на этом месте состоялся спор Афины и Посейдона за право обладания Аттикой.
Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры кариатид  — девушек, торжественно поддерживающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, изящные складки одежд драпируют стройные тела.
  • Особенностью Эрехтейона является его совершенно необычная для греческого храма сложная асимметричная планировка. Храм украшают скульптуры кариатид — девушек, торжественно поддерживающих карниз.
  • Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны, изящные складки одежд драпируют стройные тела.
театр Диониса На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нём разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре.

театр Диониса

  • На южном склоне Акрополя располагается театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нём разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре.
Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь К концу IV в. до н. э. классический мир Греции практически изживает себя. Многочисленные войны, завоевательные походы Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.), а затем распад некогда могущественной империи превратили Грецию в опустевшую провинцию. Тем не менее Греция по-прежнему оставалась главным средоточием новой идеи величия мира, объединенного на огромном пространстве так называемой эллинистическое культурой.

Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь

  • К концу IV в. до н. э. классический мир Греции практически изживает себя. Многочисленные войны, завоевательные походы Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.), а затем распад некогда могущественной империи превратили Грецию в опустевшую провинцию. Тем не менее Греция по-прежнему оставалась главным средоточием новой идеи величия мира, объединенного на огромном пространстве так называемой эллинистическое культурой.
К возводимым храмам, дворцам, театрам добавились и новые типы общественных зданий — мусейоны, библиотеки, гимнасии. К этому времени относится и строительство чудес света — Мавзолея в Галикарнасе (IV в. до н. э.), Колосса Родосского и Фаросского маяка (III в. до н. э.), поражающих своими масштабами. Мавзолей в Галикарнасе . реконструкция
  • К возводимым храмам, дворцам, театрам добавились и новые типы общественных зданий — мусейоны, библиотеки, гимнасии. К этому времени относится и строительство чудес света — Мавзолея в Галикарнасе (IV в. до н. э.), Колосса Родосского и Фаросского маяка (III в. до н. э.), поражающих своими масштабами.

Мавзолей в Галикарнасе . реконструкция

колосс родосский

колосс родосский

Фаросский маяк

Фаросский маяк

Излюбленным элементом архитектуры стал пышный коринфский ордер с его растительной капителью. Крупнейшим культурным и художественным центром того времени был Пергам  (ныне Бергама в Турции) — столица Пергамского царства в Малой Азии, где во II в. до н. э. был возведен Большой алтарь Зевса  (высота более 9 м).
  • Излюбленным элементом архитектуры стал пышный коринфский ордер с его растительной капителью.
  • Крупнейшим культурным и художественным центром того времени был Пергам (ныне Бергама в Турции) — столица Пергамского царства в Малой Азии, где во II в. до н. э. был возведен Большой алтарь Зевса (высота более 9 м).
Величественная лестница в 20 ступеней (шириной 26 м) вела на второй ярус алтаря, украшенный стройной колоннадой. В центре внутренней колоннады находился алтарный дворик с жертвенником, к которому с двух сторон вели лестницы. Крыша всего здания была увенчана статуями. В целом алтарь представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы.
  • Величественная лестница в 20 ступеней (шириной 26 м) вела на второй ярус алтаря, украшенный стройной колоннадой. В центре внутренней колоннады находился алтарный дворик с жертвенником, к которому с двух сторон вели лестницы. Крыша всего здания была увенчана статуями. В целом алтарь представлял сооружение, гармонически сочетавшее в себе архитектурные и скульптурные элементы.
Внешнюю гладкую стену цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания) с четырехступенчатым основанием украшал горельефный фриз (высотой 2,3 м и длиною в 120 м). Сюжетом для изображений послужила тема сражения олимпийских богов с гигантами. Их фигуры, представленные во всю высоту фриза, в полтора раза превышали человеческий рост.
  • Внешнюю гладкую стену цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания) с четырехступенчатым основанием украшал горельефный фриз (высотой 2,3 м и длиною в 120 м).
  • Сюжетом для изображений послужила тема сражения олимпийских богов с гигантами. Их фигуры, представленные во всю высоту фриза, в полтора раза превышали человеческий рост.
Модель верхнего города, акрополя в Пергаме.

Модель верхнего города, акрополя в Пергаме.

Контрольные вопросы Объясните понятия: ордерная система, периптер, наос, портик, фронтон. Назовите особенности дорического, ионического и коринфского ордеров. Какой тип греческого храма получил широкое распространение в период архаики? Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма?

Контрольные вопросы

  • Объясните понятия: ордерная система, периптер, наос, портик, фронтон.
  • Назовите особенности дорического, ионического и коринфского ордеров.
  • Какой тип греческого храма получил широкое распространение в период архаики?
  • Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма?
Вы можете использовать шаблон презентации:  Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /
  • Вы можете использовать шаблон презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов. Сайт: http :// pedsovet.su /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!