СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 75 Тема: С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок № 75 Тема: С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». 5 класс»

Урок № 75

Тема: С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать

месяцев».

Цель:  1.  Познакомить учащихся с известным детским писателем XX века –

                  С. Я.  Маршаком, заинтересовать  учащихся  творчеством писателя.

              2. Информировать учащихся о новом виде литературного произведения – пьесе-  

                 сказке. Показать многозначность человеческого характера, зависимость  

                 поведения человека от конкретных обстоятельств.

              3. Воспитание чувства справедливости, сострадания к ближнему.

Опорная лексика: пьеса-сказка, драма, падчерица, мачеха, добро, зло.

Оборудование: презентация, портрет  С.Я. Маршака, выставка книг.

Тип урока: презентация нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Беседа о произведениях С.Я. Маршака

- Ребята, произведения С.Я. Маршака знакомы нам с детства. Посмотрим на выставку книг и вспомним, какие произведения он написал.

Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», «Теремок» и другие)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением  С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

- Но прежде чем приступить к изучению этого произведения обратимся к биографии писателя.

3. Слово о жизни и творчестве писателя.

-  Самуил Яковлевич  Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отцу приходилось часто менять место работы. Трудно пришлось и мальчику при поступлении в Острогожскую  гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию  в Петербург.

Вскоре судьба свела С.Я. Маршака с известным критиком  Стасовым, который душевно отнесся к мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.

В 1912 году С.Я. Маршак уехал учиться в Англию. В то же время он сотрудничал с разными редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и шотландских баллад. Тогда же начинает писать для детей. После 1917 года С.Я. Маршак заведует рядом детских домов и колоний в городе Краснодаре. Здесь впервые был организован детский театр. Первые сказки  С.Я. Маршак  написал для этого театра.

В течение жизни С.Я. Маршак очень ответственно относился к работе. В 1964 году писатель тяжело заболел, ослеп и умер.

Литературное наследие С.Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное наслаждение любителям чтения.

4.  Работа над понятием «драматическое произведение»

- Ребята, вы когда-нибудь слышали слово драма?

- Слово драма от греческого – действие – произведение предназначенное для постановки на сцене. В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т.п. Основу действия пьесы   составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами. Первое, с чем встречается писатель, это афиша – список действующих лиц. Ремарки (от французского - замечания) – пояснения автора к читателю.

Пьеса делится на акты (действия) , которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).

- Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев» стала западно – славянская  легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь.

- Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в тяжелые годы Великой Отечественной  войны - в 1943 году. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей и для взрослых  в годы войны, так и в мирное время.

5. Словарная работа

Падчерица  - приемная дочь

Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность

Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы

Астролог- гадатель по звездам

Мантия – накидка

Рескрипт – распоряжение

Резолюция – решение, постановление

Ходатайство – просьба

6. Чтение 1 действия сказки и анализ

На слайде даны определения : взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, сварливая, сердечная, скромная, избалованная…

- Подберите определения, характеризующие  королеву, падчерицу, мачеху, дочку.

- Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?

- Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходства и различия.

- Что можно сказать о знаниях королевы?

- Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг  к другу старуха-мать и дочь?

- Как дочь и мать относятся к падчерице?

- Из каких слов сказки это видно?

- А теперь попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом варианте сказки. (Чтение эпизодов)

- В чем разница данных вариантов? (У героини пьесы появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, появились определенные черты характера)

7. Обобщение изученного

- Кто из героев воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла?

- Охарактеризуйте,  в чем сходны и различны героини?

8. Домашнее задание

 Прочитать оставшиеся действия  сказки.

9. Итог урока

- Ребята, как называется произведение, предназначенное для постановки  на сцене?

- Что такое ремарки?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!