Урок № 75
Тема: С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать
месяцев».
Цель: 1. Познакомить учащихся с известным детским писателем XX века –
С. Я. Маршаком, заинтересовать учащихся творчеством писателя.
2. Информировать учащихся о новом виде литературного произведения – пьесе-
сказке. Показать многозначность человеческого характера, зависимость
поведения человека от конкретных обстоятельств.
3. Воспитание чувства справедливости, сострадания к ближнему.
Опорная лексика: пьеса-сказка, драма, падчерица, мачеха, добро, зло.
Оборудование: презентация, портрет С.Я. Маршака, выставка книг.
Тип урока: презентация нового материала
Ход урока:
Организационный момент
Беседа о произведениях С.Я. Маршака
- Ребята, произведения С.Я. Маршака знакомы нам с детства. Посмотрим на выставку книг и вспомним, какие произведения он написал.
(«Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети нашего двора», «Теремок» и другие)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
- Но прежде чем приступить к изучению этого произведения обратимся к биографии писателя.
3. Слово о жизни и творчестве писателя.
- Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отцу приходилось часто менять место работы. Трудно пришлось и мальчику при поступлении в Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербург.
Вскоре судьба свела С.Я. Маршака с известным критиком Стасовым, который душевно отнесся к мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.
В 1912 году С.Я. Маршак уехал учиться в Англию. В то же время он сотрудничал с разными редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и шотландских баллад. Тогда же начинает писать для детей. После 1917 года С.Я. Маршак заведует рядом детских домов и колоний в городе Краснодаре. Здесь впервые был организован детский театр. Первые сказки С.Я. Маршак написал для этого театра.
В течение жизни С.Я. Маршак очень ответственно относился к работе. В 1964 году писатель тяжело заболел, ослеп и умер.
Литературное наследие С.Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное наслаждение любителям чтения.
4. Работа над понятием «драматическое произведение»
- Ребята, вы когда-нибудь слышали слово драма?
- Слово драма от греческого – действие – произведение предназначенное для постановки на сцене. В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т.п. Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами. Первое, с чем встречается писатель, это афиша – список действующих лиц. Ремарки (от французского - замечания) – пояснения автора к читателю.
Пьеса делится на акты (действия) , которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).
- Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев» стала западно – славянская легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь.
- Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в тяжелые годы Великой Отечественной войны - в 1943 году. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей и для взрослых в годы войны, так и в мирное время.
5. Словарная работа
Падчерица - приемная дочь
Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность
Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы
Астролог- гадатель по звездам
Мантия – накидка
Рескрипт – распоряжение
Резолюция – решение, постановление
Ходатайство – просьба
6. Чтение 1 действия сказки и анализ
На слайде даны определения : взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, сварливая, сердечная, скромная, избалованная…
- Подберите определения, характеризующие королеву, падчерицу, мачеху, дочку.
- Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?
- Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходства и различия.
- Что можно сказать о знаниях королевы?
- Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?
- Как дочь и мать относятся к падчерице?
- Из каких слов сказки это видно?
- А теперь попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом варианте сказки. (Чтение эпизодов)
- В чем разница данных вариантов? (У героини пьесы появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, появились определенные черты характера)
7. Обобщение изученного
- Кто из героев воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла?
- Охарактеризуйте, в чем сходны и различны героини?
8. Домашнее задание
Прочитать оставшиеся действия сказки.
9. Итог урока
- Ребята, как называется произведение, предназначенное для постановки на сцене?
- Что такое ремарки?