СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 8 класс "Классика и современность"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 8 класс "Классика и современность"»

Нагорная Наталья Алексеевна

Музыка 02.09.20 Урок № 1 8 класс

Тема урока: «Классика и современность»

Цель урока: Понимание учениками характеристик классической и современной музыки

Планируемые результаты

Личностные УУД:

представления о нравственном содержании прослушанных музыкальных произведений;

этические и эстетические чувства, осознание роли прекрасного в жизни человека;

восприятия нравственного содержания музыки классической и её современной интерпретации.

Метапредметные УУД

инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества,

взаимодействие, управление коммуникацией;

осуществление поиска нужной информации, используя ИКТ;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.

ПредметныеУУД

понятие о классической музыке. Умение и готовность участвовать в коллективной работе (пении).

понимание музыки Баха, как о актуальное явление сегодняшней жизни и понимание исполнения в эстрадной (современной) обработке - как явления классического. умение узнавать музыку Баха в современной жизни и объяснять –почему? Потому что обладает высоким эмоциональным уровнем.

современная музыка становится классикой. Представление о музыкальной жизни современного социума.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: Телевизор, синтезатор, фонограммы, видеоматериалы презентация карточки с алгоритмом анализа произведения.

Музыкальный материал: И.С. Бах токката, в оригинале фрагмент. В. Зинчук, токката в современной обработке.

УМК: учебник Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. Просвещение, 2011. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока «Классика и современность».

.


Ход урока:

Музыка всегда бездонна,

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет…

(Л.Мартынов).


  1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Добрый день! Мы с Вами на протяжении 7 лет говорили о классических произведениях. Так, что означает слово «классика»?

(Ответы детей.)

Слайд - классика

КЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую (т. е. вечную) ценность для национальной и мировой культуры. Слайд.

- А что такое классическая музыка?

Слайд классическая музыка-понятие

(Ответы детей.)

- классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе.

Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации?

Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Показ слайда с изображением портрета И.С. Баха

Хочется прочесть:

Музыка.

Что в этом слове? – очень много.

Она скрывает за собой

Все мысли, чувства и уроки,

Что жизнь дала лишь нам с тобой.

Она скрывает те желанья,

Что в жизни нам не передать,

Скрывает также и страданья,

Их люди не хотят понять.

В мелодии всё скрыто также,

Как зашифровано письмо.

И разговор мелодий даже

Будет известен всё равно.

Ты выучи её язык

И всё понятно станет сразу.

Или прислушайся на миг

И выучи одну лишь фразу.

Ведь ты поймёшь, ты так пытался

Поговорить с ней, но не мог.

Мир музыки тебе открылся,

Ведь музыка – это твой Бог.

Безусловно И.С. Бах классический композитор живший более 300 лет назад и с музыкой, которую он сочинил мы неоднократно знакомились на наших уроках, сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением великого Баха это токката.

А что означает слово токката? Новое, необычное ?

Слайд с определением токката

(итал. toccata — прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме

Введение в тему «Классическая и современная музыка».

Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.

Это И.С. Бах и Виктор Зинчук. Не случайно говорю о них одновременно, так как Виктор исполняет классические произведения многих композиторов, в том числе и Баха.

Слайд Зинчук

Виктор Иванович Зинчук (род. 8 апреля 1958) — российский гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, Заслуженный артист России. Ассоциированный профессор международной академии наук Сан-Марино, доцент Московского государственного университета культуры и искусств. Помимо создания своей собственной музыки, сделал много аранжировок классической музыки: И. С. Баха, Н. Паганини, М. Глинки, Дж. Верди, Дж. Гершвина

Показ портрета В. Зинчука слайд фото

Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.

Слушание « Токкаты » И.С. Баха - показ слайдов

Небольшая беседа о характере музыки

!!! Ребята, а как вы думаете каким был человек, сочинявший такую музыку?

Сейчас мы посмотрим фрагмент из фильма Михайло Ломоносов где мы встретимся с самим Бахом. В фильме очень точно воспроизведены события того времени.

Слайд –фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов»

Вы, наверное все обратили внимание как Бах относился к музыке, любил её, любил учить, и как был смел в своих высказываниях и умел отстаивать своё мировоззрение.

Как вы думаете, был ли И.С. Бах созвучен своему времени?

Я, думаю, что его не все понимали, он шел впереди своего времени, он был первой ласточкой, звездой!

В музыке Баха слышится не неукротимость,­ смирение, покорность, а устремленность к жизни. Мы только приближаемся к Баху, но пока он еще недосягаем. Он впереди нас, хотя, казалось бы, со времени Баха музыкальный язык изменил­ся. Появились другие инструменты, другие ритмы, но нить времен не оборвалась.

А теперь мы посмотрим и прослушаем ещё один фрагмент всё той же токкаты, только уже в исполнении Виктора Зинчука.

(Слушание и просмотр на)

Какие изменения вы у слышали в этой обработке?

Что особенного вы отметили в сравнении с оригиналом?

ОБЩЕЕ Различия
1. Переживания музыкальные инструменты
2. Один композитор разное восприятие музыки
3. Одни ноты классика исп. Концертном зале
4. Тембр современная музыка исполняется НЕ везде.

5.Темп

6.Ритм

7.Сложность

/происходит дискуссия между учащимися/

Дети. На протяжении всего произведения сохранилась главная тема, её полифоническое построение. Давайте вспомним что – такое полифония ?

Это многоголосие. Также выдержан темп и ритм.

Какие ещё инструменты вы услышали в новом варианте?

Дети. Ударная группа инструментов дополняет ритмичность произведению.. В своих произведениях Виктор Зинчук демонстрирует специфическое понимание инструмента, манеру игры, умение синтезировать акустические звуки.

Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно слушать и исполнять. А каких исполнителей современных обработок вы слышали и знаете ещё? (ВАНЕССА МЭЙ - скрипка). И не только, музыка Баха исполняется сегодня даже на гармошке, бокалах. Я думаю, что у многих из вас наверняка возникнет желание найти ещё и прослушать вместе с классом такие примеры классических произведений. И я буду очень рада, если вы принесёте их ,а возможно даже сделаете презентацию по теме сегодняшнего урока ,как вы понимаете классику и современность сегодняшнего дня.

4.Вокально-хоровая работа.

Распевание.

Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и», с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».

Работа над песней.

Музыка всегда бездонна,

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет… (Л.Мартынов).

- Когда музыка бывает вам необходима?

- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Физминутка.

Сейчас мы с вами вспомним уже знакомую нам песню «Город золотой»

Слайд (город золотой) Я, наиграю вам мелодию этой песни, как вы думаете, когда написана эта песня? Можно её отнести к современной, классической музыке? (ОТВЕТЫ). В действительности эта песня была написана в 16 веке. Композитором Франческо де Милано, а эстрадный исполнитель нашего времени Б. .Гребенщиков наложил на эту музыку текст и получилась вот такая современная обработка старинной музыки.

Сейчас я исполню для вас песню «Город золотой»

Показ песни, текст песни на экране телевизора.

Слайд город золотой

- Какое впечатление произвела на вас песня?

- Современна ли эта песня?

- Почему?

- О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание (первого), куплета песни.

При разучивании обращается внимание на:

-точность исполнения мелодии; фразировку; дикцию.

А ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ИСПОЛНИТЬ ЭТУ ПЕСНЮ В ДРУГОМ СТИЛЕ ИЛИ ЭПОХЕ?

НАПРИМЕР: ЕСЛИ БЫ МЫ ЖИЛИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?

ЕСЛИ БЫ МЫ С ВАМИ ОКАЗАЛИСЬ ИЛИ ЖИЛИ В «КРУТЫЕ» 90Е? ИТД.

(На примере песни «Город золотой» предлагает детям в разных стилях и эпохах исполнить песню.)

Рефлексия

Продолжи предложения:

Мне запомнилось…

Оказывается,…

Чему научились…

Что вызвало затруднение……

Достигли мы цели урока…

Как вы себя оцениваете…

Итог урока. Что вы узнали нового сегодня на уроке.

(Ответы детей.)

Оценивание обучающихся.

Пришло время подвести итоги урока.

Действительно, сегодня вы услышали произведения классиков, которые были вам знакомы ещё раньше. И поняли, что музыка этих замечательных людей в современной обработке делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.

До свидания! Всего хорошего.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!