Конспект урока информатики в 9 классе
Тип урока: урок повторения предметных знаний, умений, навыков.
Цель урока:
закрепить знания и умения обучающихся по теме: «Алгоритмизации и программирования».
Задачи урока:
1. повторить основные теоретические понятия теме для применения их на практике;
2. отработать умение решать задачи ОГЭ;
3. развивать у детей умение осуществлять контроль своей деятельности.
Предметные УУД: повторение основных понятий раздела «Алгоритмизация и основы программирования», закрепление навыков разработки программ на языке АВСПаскаль.
Метапредметные УУД: формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей; умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Личностные УУД: развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; представлений о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка цели и задач урока. (1 минута)
- Здравствуйте, ребята!
Надеюсь на сотрудничество и вашу активность!
- Итак, начинаем.
- Поработаем в группах.
- У каждой группы на столах лежат карточки двух цветов, из которых необходимо составить 2 высказывания великих известных людей и выделить ключевое слово.
На работу 1-2 минуты.
1 группа
Всё в мире повторяется.
Кто повторит старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других.
2 группа
Алгоритм успеха: придумал – подумал – сделал.
Удача сопутствует тем, кто не боится выполнять чужой алгоритм жизни.
3 группа
Каждый человек, должен учиться программировать, потому что это нас учит думать.
Программирование – это разбиение чего-то большого и невозможного на что-то маленькое и вполне реальное.
- Итак, представители первой группы прочитайте свои высказывания.
- Какое слово вы определили ключевым? (ПОВТОРЕНИЕ)
- __________ пойдет к доске и выберет свое слово.
(работа с электронной доской)
- Представители второй группы, прочитайте свои высказывания.
- Какое слово у вас является ключевым? (АЛГОРИТМ)
- ___________ пойдет к доске и выберет свое слово.
(работа с электронной доской)
- И представители третьей группы прочитают свои высказывания.
- Какое слово определили вы? (ПРОГРАММИРОВАНИЕ)
- ___________ пойдет к доске и выберет свое слово.
(работа с электронной доской)
- А теперь определим тему урока с помощью данных слов. (ответы детей)
- Итак, тема урока «Итоговое повторение по теме «Алгоритмизация и программирование»
(слайд презентации)
- Тему урока запишите в опорный конспект (записывают)
- Исходя из темы урока, скажите, какова же будет цель нашего урока? (ответы детей)
- Правильно.
- Целью урока будет закрепление знаний и умений по теме: «Алгоритмизации и программирования».
(слайд)
- Для реализации данной цели мы будем решать следующие задачи урока: (слайд, на нем выскакивают фразы поочередно)
повторим основные теоретические понятия по теме для применения их на практике,
будем отрабатывать умение решать задачи ОГЭ,
будем осуществлять контроль своей деятельности.
- Для решения поставленных задач мы будем использовать:
компьютер (ноутбук),
смартфон, который мы используем в повседневной жизни, а сегодня мы с его помощью будем находить нужную информацию.
- Работать будем на уроке в опорном конспекте (показываю бумажный вариант),
а результаты деятельности вносить в «Таблицу успехов» (показываю бумажный вариант)
2. Актуализация знаний обучающихся
Итак, что нам необходимо вспомнить, чтобы достичь цели урока?
(ответы детей, основные термины, понятия, …..)
(Алгоритм – это последовательность действий, приводящих к решению задачи)
(линейный, циклический, с условием) (слайд)
- Какие алгоритмы называют линейными?
(ответы детей) (слайд, на нем выскакивают определения поочередно)
- Циклические алгоритмы это ..... (ответы детей) (слайд)
- Алгоритм с условием это …. (ответы детей) (слайд)
Для чего нужны разные виды алгоритмов? (ответы детей)
Где мы используем алгоритмы?
(в повседневной жизни, при решении задач и при составлении программ)
Хорошо.
А с какими языками программирования вы уже знакомы? (ответы детей)
Молодцы, а сейчас вспомним основы чтения алгоритма.
Внимание на доску (слайд)
Попробуйте определить значение переменной а по заданному алгоритму:
а:= 17;
b:= 23;
b:= a+b+1;
а:= b+a;
(выдержать паузу)
Какое значение переменной а у вас получилось? (Спросить 2-3 человека. Ответ: 58)
Спасибо, молодцы. Следующее задание (слайд)
Что будет выведено на экран монитора после выполнения следующего фрагмента программы?
a:=15;
b:=8;
if ab then a:=a+b
else a:=b-a;
write(a);
(выдержать паузу)
Что будет на экране монитора? (Спросить 2-3 человека. Ответ: - 7)
Отлично, спасибо.
Итак, ребята, скажите, где могут пригодиться данные теоретические знания?
(Ответы детей. Данные теоретические знания и навыки помогут нам при решении практических заданий КИМов ОГЭ)
3. Обобщение и систематизация знаний
3.1. Применение знаний и умений
- А теперь имеющиеся у вас знания будем применять на практике.
- В этом году вам предстоит проходить государственную итоговую аттестацию по информатике в форме ОГЭ.
- Задания по теме урока включены в контрольно-измерительные материалы экзамена.
- Отработаем навыки решения подобных задач.
- Какой алгоритм самый простой? (линейный)
- Приведите примеры из повседневной жизни (ответы детей)
- Молодцы.
- Линейный алгоритм будем использовать сейчас при решении задачи №1,
которая является 5 заданием в КИМах ОГЭ.
- Внимание на доску (слайд)
- Текст задания записан на слайде, решение вы будете записывать в опорном конспекте.
- К доске пойдет ___________. Прочитай, пожалуйста, задание (читает)
(слайд)
№1 У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1;
2. умножь на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b.
- _________ записывает решение задачи на доске, а остальные ребята в опорном конспекте.
(Решение. Заметим, что после выполнения первых двух команд мы получаем число 8.
Далее, составим и решим уравнение: Ответ: 10
- Есть другие ответы? Совершенно верно. Правильно, ответ 10. Садись.
- Ребята, а какой алгоритм мы использовали при решении данного задания?
(простой линейный алгоритм)
- Хорошо.
- А теперь аналогичное задание на применение линейного алгоритма предлагаю вам выполнить самостоятельно.
- Это задание №2 в опорном конспекте.
- Время на выполнение 2-3 минуты
№2 У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1;
2. умножь на b
(b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 3 в число 62. Определите значение b.
Ответ: 12.
(дети работают, учитель контролирует)
- Закончили работу.
- Проверим решение по эталону, используя QR-код.
- QR-код я разместила на слайде и он у вас имеется в опорном конспекте (слайд)
- Возьмите смартфон, отсканируйте QR-код либо на слайде, либо в опорном конспекте.
- Если задача решена вами верно, то оцените в 1 балл, если неверно, то в 0 баллов.
- Внесите результаты задания 2 в «Таблицу успехов», предварительно подписав ее (фамилия, имя)
- Итак. Ответ 12, у кого другой ответ?
(если будет другой ответ у детей, то сказать:_______ сравни ход своего решения с эталоном и найди ошибку
- Выполняя это задание мы повторили (выдержать паузу….. (линейный алгоритм)
- Аналогичные задания можно отработать с помощью самостоятельной работы на сайте «Решу ОГЭ» под №5.
- Продолжим нашу работу.
- Вспомните, а какой алгоритм считается алгоритмом с условием? (ответы детей)
- Приведите примеры из повседневной жизни (ответы детей)
- Молодцы.
- Алгоритм с условием будет вами использоваться сегодня при решении задачи №3,
которая является 6 заданием в КИМах ОГЭ.
- Внимание на доску (слайд)
- Текст задания записан на слайде, решение вы записываете в опорном конспекте.
- К доске пойдет ___________. Прочитай, пожалуйста, задание (читает)
№3. Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования. Рассмотрим Паскаль (у доски)
Бейсик | Python | Паскаль |
DIM s, t AS INTEGER INPUT s INPUT t IF s 10 OR t 10 THEN PRINT ‘YES’ ELSE PRINT ‘NO’ ENDIF | s = int(input()) t = int(input()) if s 10 or t 10: print("YES") else: print("NO") | var s, t: integer; begin readln(s); readln(t); if (s 10) or (t 10) then writeln('YES') else writeln('NO') end. |
Алгоритмический язык | С++ | |
алг нач цел s, t ввод s ввод t если s 10 или t 10 то вывод "YES" иначе вывод "NO" все кон | #include using namespace std; int main() { int s, t; cin s; cin t; if (s 10 || t 10) cout else cout return 0; } | |
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, –12); (–11, 12); (–12, 11); (10, 10); (10, 5).
Сколько было запусков, при которых программа напечатала «YES»?
- _________ записывает решение задачи на доске, а остальные в опорном конспекте.
(Решение. Заметим, что программа напечатает «YES», если одна из введённых переменных s или t будет больше 10. Значит, было 5 запусков, при которых программа напечатала «YES». В качестве значений переменных s и t в этих случаях вводились следующие пары чисел:
(11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, 12); (–12, 11). Ответ: 5.)
- Есть другие ответы? Совершенно верно. Правильно, ответ 5. Садись.
- Ребята, а какой алгоритм мы использовали при решении данного задания?
(алгоритм с условием)
- Хорошо
- А теперь аналогичное задание на применение алгоритма с условием предлагаю вам выполнить самостоятельно.
- Это задание №4 в опорном конспекте.
- Время на выполнение 1-2 минуты.
№4 Ниже приведена программа, записанная на четырех языках программирования.
Бейсик | Python | Паскаль | Алгоритмический язык |
DIM s, t AS INTEGER INPUT s INPUT t IF s 5 AND t 5 THEN PRINT ‘YES’ ELSE PRINT ‘NO’ ENDIF | s = int(input()) t = int(input()) if s 5 and t 5: print("YES") else: print("NO") | var s, t: integer; begin readln(s); readln(t); if (s 5) and (t 5) then writeln('YES') else writeln('NO') end. | алг нач цел s, t ввод s ввод t если s 5 и t 5 то вывод "YES" иначе вывод "NO" все кон |
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:(6, 8); (3, 5); (–7, 2); (7, 7); (9, 8); (–1, 3); (–4, 5); (6, 9); (2, –1).
Сколько было запусков, при которых программа напечатала «YES». Ответ: _______________
- Закончили работу.
- Проверим решение по эталону на слайде (пауза) (слайд )
- Если задача решена вами, верно, то оцените в 1 балл, если неверно, то в 0 баллов.
- Внесите результаты задания 4 в таблицу успехов.
- Итак. Ответ 4, у кого другой ответ?
(если будет другой ответ)_______ сравни своё решение с эталоном и найди ошибку.
- Выполняя это задание, мы повторили (пауза) ….. (алгоритм с условием)
- Аналогичные задания можно отработать с помощью самостоятельной работы на сайте «Решу ОГЭ» под №6.
Физминутка
- Ребята, предлагаю сделать в работе паузу. Встаньте, пожалуйста.
- Выполняем упражнения
- Возьму мяч большой,
- Подниму над головой,
- Прогну спину
- И мяч кину
(повторить 3 раза)
- Спасибо, садитесь.)
- Продолжим нашу работу.
- Какой вид алгоритма мы с вами использовали при выполнении физических упражнений? (циклический)
- Вспомните, а какой алгоритм считается циклическим? (ответы детей)
- Алгоритм циклический будет вами использоваться при решении задачи №5,
которая является 6 заданием в КИМах ОГЭ.
- Внимание на доску (слайд)
- Текст задания записан на слайде, решение вы записываете в опорном конспекте.
- К доске пойдет ___________. Прочитай, пожалуйста, задание (читает)
- Ваша задача - определить значение переменной s, выполняя задание №5 в опорном конспекте.
Задание №5. Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Бейсик Python Паскаль Алгоритмический язык DIM k, s AS INTEGER s = 0 FOR k = 5 TO 9 s = s + 8 NEXT k PRINT s s = 0 for k in range(5,10): s = s + 8 print (s) var s,k: integer; begin s := 0; for k := 5 to 9 do s := s + 8; writeln(s); end. алг нач цел s, k s := 0 нц для k от 5 до 9 s := s + 8 кц вывод s кон |
- _________ записывает решение задачи на доске, а остальные в опорном конспекте.
- Есть другие ответы? Совершенно верно. Правильно, ответ 40. Садись.
- Ребята, а какой алгоритм мы использовали при решении данного задания?
(алгоритм циклический)
- Хорошо.
- А теперь аналогичное задание на применение циклического алгоритма предлагаю вам выполнить самостоятельно.
- Это задание №6 в опорном конспекте.
- Время на выполнение 1-2 минуты
Задание №6 «Алгоритм с циклом»
Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на разных языках программирования.
Бейсик | Python | Паскаль | С++ |
DIM k, s AS INTEGER s = 0 FOR k = 3 TO 8 s = s + 9 NEXT k PRINT s | s = 0 for k in range(3,9): s = s + 9 print (s) | var s,k: integer; begin s := 0; for k := 3 to 8 do s := s + 9; writeln(s); end. | #include using namespace std; int main() { int s = 0; for (int k = 3; k s += 9; cout return 0; } |
Решение:
- Выполним проверку, используя программу Паскаль.
- Откройте текстовый документ и программу Паскаль на рабочем столе.
- Скопируйте программу из задания №6 и вставьте в программу. Запустите программу.
- Поднимите руку, у кого совпал ответ. У кого совпал ответ, поставьте 1 балл в «Таблицу успехов».
- Какой вид алгоритма мы использовали в данном случае?
- Итак, ребята, мы повторили 3 вида алгоритма, которые будут применены в дальнейшей работе.
- Подготовительный этап к практической работе выполнен, приступаем теперь к выполнению практической работы.
- Итак, на рабочем столе имеется текстовый документ «Задание №7», которое содержит 2 задания.
- Откройте его.
- для решения этого задания необходимо выполнить алгоритм: (слайд)
1) Найдите, запишите в опорный конспект и исправьте ошибки в программе
2) Подставьте входные данные из опорного конспекта в программу
3) Полученный результат запишите в опорный конспект
- На работу вам 5 минут (дети работают)
- Какие ошибки были допущены в программе под буквой а)?
- Какой результат вы получили? (1-2 чел.)
- Какие ошибки были допущены в программе под буквой б)?
- Какой результат вы получили? (1-2 чел.)
- За каждую правильно выполненную задачу в задании №7, поставьте по 1 баллу в «Таблицу успехов»
- Таким образом, при выполнении данного задания мы использовали ….. (пауза):
(линейный алгоритм и алгоритм с условием)
3.2. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- Ребята, проверим, насколько хорошо вы повторили материал по данной теме.
- Отсканируйте Qr-код, который находится на слайде и в опорном конспекте,
перейдите по ссылке в Googlе-форму.
- Пройдите тест, тем самым вы проверите свои знания по теме.
- Для решения вы можете использовать опорный конспект.
- На работу 3 минуты, приступили к выполнению (выполняют работу дети)
- Отправьте результаты.
- Проверьте, все ли отправили ответы.
- Переставьте полученные баллы в «Таблицу успехов».
- Отложите в сторону смартфон.
- Посмотрите на доску. По результатам теста видно, что ….. (посмотреть по графику)
- С 1 заданием справилось ___ человек
- Со 2 заданием справились ___ человек
- С 3 заданием справились ___ человек
Со всеми заданиями справились ___ человек. Вам ребята отметка «5», молодцы!
4. Подведение итогов. Задание на дом. Оценки.
- Итак, подведем итог урока.
- Вернемся к началу урока, вспомним, какую цель и задачи мы с вами ставили? (ответы детей) (слайд)
- Как мы с вами это реализовывали в уроке?
- Что вызвало трудности в работе?
- Какую задачу урока помог решить телефон? (контроль)
- Подведем итоги индивидуальной работы.
- Посчитайте количество баллов в «Таблице успехов».
- Прошу оставить на столе «Таблицы успехов».
- Я проверю результаты в «Таблице успехов», оценю вашу работу и предам по почте вашему учителю.
Домашнее задание:
- Для отработки навыков решения задач по данной теме предлагаю выполнить дома с сайта «Решу ОГЭ» задание №5 и №6 вариантов 7, 8 за апрель месяц.
- Это задание у вас записано в опорном конспекте.
5. Рефлексия.
- Перед вами кодовая таблица (слайд)
- Предлагаю вам найти зашифрованное слово.
- Шифром к буквам являются ответы к заданиям в опорном конспекте (слайд)
- Какое слово у вас получилось?
- Что для каждого из вас является результатом? (работа с доской – облако слов)
- Большое спасибо вам, ребята, за урок.
- Желаю успехов в дальнейшей учебе (слайд)