Урок русского языка в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Безличные глаголы» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Урок подготовила
учитель МОУ СОШ №13
им. Р.А. Наумова г.о.г. Буй
Ершова Ольга Борисовна
О чем идет речь? Что это?
Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – все в действие придет. Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях растет.
Что нам уже известно о глаголе? При затруднении с ответом обратитесь к вопросам задания №1 в технологической карте урока.
В карте урока вставьте пропущенные буквы, выделите личные окончания глаголов, определите спряжение, число и лицо глаголов. Пиш..м…………………………………….. слыш..шь……………………………………. танцу..т……………………………………
Проверьте себя: Пиш ем - 1 спряжение, множественное число,1 лицо слыш ишь – 2 спряжение, единственное число, 2 лицо танцу ет – 1 спряжение, единственное число, 3 лицо
( или танцу ют — 1 спряжение, множественное число ,
3 лицо) - Можно ли к этим глаголам подобрать слова, называющие тех, кто выполнял бы эти действия?
- Послушайте сценку. Чем необычны те глаголы, которые мы услышим в диалоге?
Сценка:
- Здравствуй, бабушка! Как ты себя сегодня чувствуешь?
- Нездоровится мне. С утра знобит, лихорадит.
- А кто тебя знобит и лихорадит?
- Никто. Это просто так в нашем языке говорится.
- А разве так бывает? Действие есть, а того, кто его делает, нет.
Тема урока Безличные глаголы
На какие вопросы по теме урока вы хотели бы сегодня получить ответ ?
Работа в парах: Задание №2
А) - Перед вами предложения. Подумайте, какие в них грамматические основы. Распределите предложения на две группы.
- По какому признаку вы разделили предложения?
Запишите предложения по группам в тетради. Вставьте пропущенные буквы.
-Подчеркните основы. Укажите безличные глаголы
Снова выпал снег. За окном зав..южило. К вечеру подморозило. Мне (не) спится. Хочется помечтать. Брат тоже (не) спит. Смеркает..ся поз..но.
Работв пах:
А) - Перед вами прожения. Подумайте, какие в них грамматические основы. Распределите предложения на две группы. Запишите предложения по группам в тетради. Вставьте пропущенные буквы.
- Дайте комментарий орфограмм.
Подчеркните основы. Заметили ли вы безличные глаголы? Подпишите их.
- Можно ли к этим глаголам подставить лицо, выполняющее действие?
- По какому принципу вы разделили предложения?
- Какой вывод можно сделать из этого задания?
( В предложениях с безличными глаголами в грамматической основе нет подлежащего )
Снова выпал снег. За окном зав..южило. К вечеру подморозило. Мне (не) спится. Хочется помечтать о поез…ке в ц…рк. Мой брат тоже (не) спи В весеннюю пору смеркает..ся поз..но.
Б) - Прочитайте ещё раз те предложения, где есть безличные глаголы. Подумайте, что обозначают эти глаголы?
-Запишите в карте урока, что обозначают эти глаголы.
Проверьте себя.
Безличные глаголы обозначают:
1)Состояние природы : завьюжило, подморозило, смеркается
2)Состояние человека :
не спится, хочется помечтать
В) – Определите морфологические признаки безличных глаголов: наклонение, время, число, лицо или род.
- Сделайте вывод, в какой форме могут стоять безличные глаголы?
Безличные глаголы могут быть в форме настоящего и будущего времени 3-го лица ед.числа и прошедшего времени единственного числа среднего рода, а так же употребляться в условном наклонении единственного числа среднего рода
6.Физкультминутка:
Кто внимателен из вас,
Проверяем мы сейчас:
Назову безличные глаголы -
Пальцами коснитесь пола.
Вечереет... Падает снег за окном, Молча в сумерках день догорает. Подморозило... Тихо и зябко кругом, Так лишь дома, в России, бывает.
А на улице мелкий искрится снежок. И хлопочут синички на ветках. Смеркается... Вот засветится лампы кружок, И рассыплются звезды-монетки.
Задание №3
- Прочитайте глаголы: пахнуть, клонить
- В какой они форме?
- Поставьте эти глаголы в предложение на место пропусков, изменив их форму.
1)Пахнуть
Сирень приятно…
… сеном над лугами (А. Майков)
2)Клонить
Ветер… деревья к земле.
Меня … ко сну.
- В какой форме глаголы оказались в предложении?
- Подчеркните грамматические основы. Сравните предложения.
-В каждом ли предложении есть исполнитель действия? Какой вывод можно сделать?
- В каких предложениях глаголы назовём безличными?
Сравните свои записи с записями на слайде:
1)Пахнуть (инфинитив)
Сирень приятно пахнет.
Пахнет (или пахло) сеном над лугами.
Пахнет ( настоящее время, единственное число,
3 лицо)
Или
Пахло (прошедшее время, единственное число,
средний род)
2)Клонить (инфинитив)
Ветер клонит деревья к земле.
Меня клонит (или клонило) ко сну.
Клонит ( настоящее время, единственное число,
3 лицо)
Или
Клонило (прошедшее время, единственное число,
средний род)
-В каждом ли предложении есть исполнитель действия?
- Какой вывод можно сделать, сравнивая предложения?
- Какие глаголы мы будем считать безличными?
Задание №4
- Внимательно прочитайте отрывки из стихотворений о весне русского поэта 19 века, родившегося в Костроме, Алексея Николаевича Плещеева . Найдите в тексте стихотворения предложения с безличными глаголами. Что обозначают эти глаголы? Подчеркните их в карте урока.
ВЕСНА (1872) Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы!
Весна (1863)
Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней... В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей.
Сошли снега... Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны... И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны.
Проверьте себя:
1 стихотворение:
В окно повеяло весною.
2 стихотворение:
Опять весной в окно мое пахнуло , И дышится отрадней и вольней...
Задание №5
Работа в парах:
- Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Запишите его в тетрадь. Подчеркните предложения с безличными глаголами.
Вот и река.
Однако меня пугает вечерняя прохлада.
Я отправляюсь к речке.
Вечерело.
Хочется искупаться.
Мне не сидится дома.
Зато как легко дышится!
Постепенно свежеет.
Вариант текста:
Вечерело. Мне не сидится дома . Я отправляюсь к речке. Постепенно свежеет.
Вот и река. Хочется искупаться . Однако меня пугает вечерняя прохлада. Зато как легко дышится !
11 Домашнее задание:
1. Страница 235 правило, упражнение 662 письменно.
2. Придумать текст из 7-8 предложений, включающий в себя не менее 3 безличных глаголов, по образцу текста из классной работы.
Дополнительное домашнее задание:
1.Найти в стихах русских поэтов примеры, где используются безличные глаголы.
2. Самим сочинить стихотворение с использованием безличных глаголов .
Спасибо за урок!