Урок биологии 8 класс Учитель – Майко Е.А.
Дата: ______________ Тема: Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ. Цель урока: раскрыть сущность обмена веществ как главного свойства живого;
рассмотреть особенности обмена минеральных солей и воды, углеводов, белков, жиров; разобрать понятие энергетического и пластического обмена. Задачи: Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества.
Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ.
Прогнозировать последствие нарушения полноценного питания для организма.
Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о вкусной и здоровой пищи, рациональном питании.
Оборудование: ИКТ. Понятия: белки, жиры, углеводы, обмен веществ. Структура урока: 1. Организация 2. Целевая установка 3. Актуализация опорных знаний 4. Изучение новой темы 5. Итоговое закрепление 6. Домашнее задание 7. Комментирование оценок
Тема:
Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ.
Задачи:
Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества.
Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ.
Прогнозировать последствие нарушения полноценного питания для организма.
Белки необходимы для роста и развития организма.
Жиры и углеводы - основные источники энергии.
Без воды и минеральных солей в организме не может осуществляться обмен веществ.
Роль белков в обмене веществ
Белки не откладываются про запас.
Поэтому они постоянно должны поступать с пищей. В пищеварительной системе белки расщепляются до аминокислот, которые кровью доставляются в клетки. Здесь из них образуются специфические для организма белки.
Многие аминокислоты синтезируются в печени, их называют заменимыми. Аминокислоты, которые не могут создаваться в организме, называют незаменимыми. Белки в зависимости от аминокислотного состава делят на полноценные и неполноценные.
Функции аминокислот
Аминокислота
Функции
Гистидин
Влияет на образование гемоглобина в костном мозге, участвует в условно-рефлекторной деятельности, образует гистидин — один из медиаторов нервной системы, передающей нервный импульс
Тирозин
Предшественник гормона щитовидной железы, тирамина, фенола и других соединений
Цистин
Участвует в белковом обмене, взаимодействует в химических реакциях с серосодержащими ферментами
Валин
При недостатке нарушается координация движений, повышается чувствительность кожи к многочисленным раздражителям
Изолейцин
Лейцин
Влияет на азотистый баланс в организме
Лизин
Обеспечивает совместно с другими факторами рост организма, при недостатке наблюдаются нарушения в работе щитовидной железы, почек
При недостатке — происходит снижение мышечной массы, анемия, отложение кальция в костях
Метионин
Участвует в липидном обмене, секреции адреналина надпочечниками, участвует в обмене веществ с витамином В 12
Треонин
Необходим для физического развития организма
Триптофан
Участвует в белковом обмене, необходим для синтеза гемоглобина и сывороточных белков крови
Фенилаланин
Входит в состав гормонов щитовидной железы (тироксина) и надпочечников, недостаток в организме вызывает гормональные нарушения
Полноценные белки содержат все незаменимые аминокислоты. Источники полноценного белка — продукты животного происхождения (мясо, рыба, яйца, молочные продукты).
Большинство растительных продуктов (хлеб, крупы, овощи) содержат мало белков, и по аминокислотному составу такие белки неполноценные . Исключение составляют продукты из сои и некоторых других бобовых.
При длительном питании неполноценными белками происходит истощение мышц, задержка роста молодого организма, нарушаются состав и функции крови, снижается сопротивляемость инфекциям.
Функции белков
Органическое вещество
Функции
Строительная,
ферментативная,
Белки
двигательная,
защитная,
транспортная,
энергетическая
Роль углеводов и жиров
Углеводы - основной источник энергии в организме.
Наиболее распространены простые углеводы — глюкоза и фруктоза.
Сложные углеводы (сахароза, клетчатка, пектиновые вещества) в пищеварительной системе расщепляются до глюкозы.
С кровью глюкоза разносится к органам и тканям, а ее избыток в печени превращается в гликоген. Клетчатка и пектиновые вещества препятствуют всасыванию ядовитых веществ, задерживают развитие гнилостных бактерий в кишечнике, способствуют его сокращению.
Функции углеводов
Органическое вещество
Функции
Углеводы
Строительная,
защитная,
энергетическая,
терморегуляторная
Избыток углеводов в организме превращается в жиры.
В организме человека жир находится в двух видах: структурный и резервный.
Структурный ж ир входит в состав клеточных мембран.
Резервный содержится в жировых депо — подкожном жировом слое, сальнике, около почек.
Жиры — мощный источник энергии.
Запасы жира у человека в среднем составляют 10-20%, но могут достигать 50 % от массы тела.
Степень накопления жира усиливается при избыточном питании, низкой двигательной активности, нарушении функций желез внутренней секреции.
В сутки человеку требуется 80-100 г жира.
Функции жиров
Органическое вещество
Функции
Жиры
Строительная,
энергетическая,
защитная
Вода и минеральные соли
Содержание воды в организме взрослого человека составляет примерно 65-70 от массы тела, а у детей — 80 %. Вода — универсальный растворитель и среда, в которой протекают биохимические реакции.
Снижение содержания воды в организме вызывает нарушение функций клеток, тканей, органов.
При недостатке воды в объеме 20 % от массы тела наступает смерть. Избыточное содержание воды приводит к усиленной работе сердца, почек, потовых желез.
Роль воды в организме человека
Функции
Примеры
Растворитель
Растворение органических и неорганических веществ
Терморегуляционная
Охлаждение организма при испарении
Транспортная
Транспорт различных веществ в составе крови, лимфы, тканевой жидкости, цитоплазмы
Участие в химических реакциях
Участие в расщеплении сложных органических веществ до более простых
Минеральные соли участвуют во всех процессах, протекающих в организме, поэтому должны постоянно поступать с пищей.
Так, соли кальция необходимы для роста костей, свертывания крови, работы нервной системы. Соединения железа важны для нормального дыхания, образования эритроцитов, некоторых ферментов. Фосфор входит в состав костей и зубов.
Йод необходим для синтеза гормонов щитовидной железы.
1
А
2
1,3
3
Б
2,4
4
Домашнее задание:
П. 38 – учить, пересказывать, стр. 92 – 93.