СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 8 классе "Пищеварение в кишечнике"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развитие функциональной грамотности при изучении строения и функций тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. На уроке ученикам предлагаются различные задания при проверке домашнего заданпия, изучении нового материала, закреплении изученного. Изучая инструкции по применению лекарственных препаратов Мезим и Но-шпа, ученики должны подтвердить или опровергнуть правильность назначения врача.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе "Пищеварение в кишечнике"»

Дата

Урок биологии, 8 класс

Тема урока: Переваривание пищи в кишечнике.

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

Д. Дьюи

Цель урока: развитие функциональной грамотности обучающихся при изучении строения и функций тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы.

Задачи: 
Образовательная: выяснить характерные особенности строения тонкого и толстого отделов кишечника, их функциональной деятельности; о строении, функциях печени и поджелудочной железы, их значении;

Развивающая: формировать умения критически мыслить, сопоставлять, сравнивать, делать выводы; формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой, извлекая из неё нужную информацию.

Воспитательная: воспитывать интерес к учению и самостоятельность в работе, сознательное отношение к своему здоровью.

Коррекция: Коррекция и формирование словесно - логического мышления, развитие коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).

Ключевая идея: новые подходы в обучении и образовании, развитие метапознания, развитие функциональной грамотности – естественнонаучной и чтения.

Тип урока: формирование умений и навыков

Технологии: РКМЧ, проблемное обучение, ИКТ

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядно-демонстрационный, контроля.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование: презентация

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала

  3. Проверка домашнего задания

Как устроен желудок и где он находится в организме?

Какая среда в желудке и почему?

Какова роль соляной кислоты в желудке?

Какие изменения происходят с пищей в желудке?

При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки? До каких веществ расщепляются белки?

Работа по карточкам:

1. В желудке различают:

а) входную часть;

б) дно;

в) тело;

г) выходную часть;

д) все вышеперечисленное.

2. Пищеварительный фермент желудочного сока.

а) амилаза

б) липаза

в) пепсин

3. Какие вещества расщепляются в желудке?

а) белки

б) белки, углеводы

в) углеводы, жиры

4. В какой среде активен фермент желудочного сока?

а) нейтральной

б) щелочной

в) кислой

5. Что защищает стенки желудка от переваривания?

а) соляная кислота

б) слизь

в) наличие фермента

6. Кто изучал пищеварение методом фистул?

а) Сеченов

б)  Павлов

в) Мечников

7. Каким путём осуществляется регуляция пищеварения?

а) нервным

б) гуморальным

в) нервно-гуморальным

8. Химус – это:

а) непереваренные остатки пищи;

б) смесь перетертой пищи с пищеварительными соками;

в) фермент желудочного сока;

г) отдел желудка.

  • Инсулин является протеином. Если у человека недостаток инсулина, возможно его компенсация инъекцией гормона. Почему невозможно повышать концентрацию инсулина в крови приемом через рот (в форме таблеток)?

  • Что показывает эксперимент по «мнимому кормлению» собаки?

Оценивание: взимооценивание по ключу

Ответы на последний вопрос озвучиваем вслух

Максимальное количество баллов - 5


Ответы: 1.д; 2.в; 3.а; 4.в; 5.б; 6.б; 7.в; 8.б.


  1. Изучение нового материала

Задание 1. Назовите отделы кишечника, пользуясь своими опорными схемами.

Ближайший к желудку участок тонкой кишки – двенадцатиперстная кишка. Переваривание пищи происходит главным образом за счет ферментов поджелудочной железы и кишечного сока с участием выделяемой печенью желчи. По особому протоку в двенадцатиперстную кишку стекает поджелудочный (панкреатический сок)

Задание 2. Изучите состав панкреатического (поджелудочного) сока. Запишите в тетрадь названия и ферментов, их функции (работа с текстом учебника)

Поджелудочная железа – это вторая по величине железа пищеварительного тракта. Железа имеет серовато-красный цвет, простирается в поперечном направлении от двенадцатиперстной кишки до селезенки.

Состоит из клеток 2 видов: одни клетки выделяют пищеварительный сок,

другие - гормоны, которые регулируют обмен углеводов и жиров. За сутки у

человека отделяется около 1,5-2 л. поджелудочного сока.

Нервная и гуморальная регуляция сокоотделения.

Выработка сока  поджелудочной железы начинается под влиянием условных и безусловных рефлексов. При подготовке к еде и начале поглощения пищи по  блуждающему нерву к органам поступают нервные импульсы. Но большая часть сока вырабатывается под влиянием специальных гормонов уже после того, как пища из желудка поступит в двенадцатиперстную кишку.

Поджелудочный сок слабощелочной реакции.

Сюда по особому протоку попадает желчь – вырабатываемый печенью сок.






Просмотр видеоролика «Функции печени»

Задание 3. Изучите текст, составьте в тетради схему «Функции печени».

Функции печени

Описание функций

защитная

перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

запасающая

обезвреживание вредных и ядовитых веществ

депо крови

образует желчь

образующая

Образование протромбина и фибриногена

регулирующая

отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

обмен веществ

ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

здесь разрушаются клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи


Функции печени

Описание функций

защитная

перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

запасающая

обезвреживание вредных и ядовитых веществ

депо крови

образует желчь


образующая

Образование протромбина и фибриногена


регулирующая

отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

обмен веществ

ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

здесь разрушаются клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи


Объясните, почему медики и физиологи называют печень «химической лабораторией, продовольственным складом и диспетчером организма».


Печень - самая крупная железа человека, красно-бурого цвета.ее масса достигает 1,5 кг. Она расположена в брюшной полости под диафрагмой справа, лишь небольшая часть ее заходит влево от срединной линии. Название «печень» происходит от русских слов «печь», «печет». Печень обладает наибольшей температурой из всех органов нашего тела.

Функции печени.

Принимает участие не только в процессе пищеварения.

Она также выполняет одну из жизненно важных функций – обезвреживание ядовитых веществ, поступающих в кровь от органов пищеварения. В печени гибнет множество вредных для организма бактерий.

Если в крови много глюкозы, то часть ее задерживается. Если же бедна, то наоборот, обогащается. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена – животного крахмала.

Печень служит хранилищем витаминов и обогащается ими особенно летом и осенью.

Одной из важнейших функций печени и синтез белков плазмы – альбуминов и фибриногена, а также протромбина.


В печени вырабатывается желчь, которая по желчному протоку попадает в двенадцатиперстную кишку. Избыток желчи собирается в желчном пузыре и может использоваться, когда в двенадцатиперстной кишке происходит усиленное пищеварение.

Образование желчи в клетках печени происходит непрерывно, но ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-10 минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов. Суточная секреция желчи составляет около 1 литра. Желчь не содержит ферменты.

Каково же тогда значение желчи?

Значение желчи:

- благодаря ее действию облегчается переваривание жиров;

- она повышает активность ферментов;

- повышает растворимость жирных кислот;

- усиливает движение кишки;

- задерживает гнилостные процессы в кишечнике.

Задание 4. Применение

Демонстрационный опыт

Действие желчи на жиры и кишечного сока на белки и углеводы.

Оборудование:   пробирки 2 с растительным маслом, 2 с белковой взвесью, стаканчики с желчью и раствором фестала (раствор фестала заменяет раствор трипсина).

Цель работы: 1 Показать ,что в кишечнике под действием ферментов окончательно      расщепляются белки, жиры, углеводы.

Ход работы: 1 В одну из пробирок с растительным маслом добавить желчь и хорошо встряхнуть. Пронаблюдать реакцию эмульгирования жира.

2 В пробирку с белковой  взвесью добавить раствор трипсина или фестала. Пробирку хорошо встряхнуть и согревать, зажав в ладони в течение 5 минут. Прозрачность содержимого доказывает наличие процесса расщепления белка.                                               

Вывод:    Под действием желчи капля  масла в пробирке распадается на мелкие капельки и становится более доступной для расщепления ферментами кишечника. Трипсин или раствор фестала  расщепляет белки до аминокислот, потому что хлопья белка в пробирке под действием трипсина растворяются . Далее через ворсинки кишечника происходит всасывание переваренной пищи в кровь и лимфу

Кишечный сок.

В расщеплении белков, углеводов, жиров принимают участие ферменты

кишечного сока, который вырабатывается железами слизистой оболочки тонкой кишки, за сутки выделяется до 2 л. кишечного сока.

Здесь же происходит всасывание продуктов переваривания.

Тонкая кишка является центральным отделом пищеварительного тракта, где заканчиваются процессы пищеварения, и продукты пищеварения интенсивно всасываются в кровь.

Этому способствуют приспособления тонкого кишечника, которые с одной стороны, должны замедлять продвижение пищевых масс по этому отделу (для лучшего пищеварения), с другой – увеличить поверхность слизистой оболочки тонкой кишки.

Длина кишечника у человека в среднем составляет 5-6 метров. Кишечник взрослого человека в 4 раза длиннее туловища, а у ребенка в 6 раз. Чем длиннее кишечник, тем дольше задерживается в нем пища (следовательно, лучше переваривается и всасывается). Кроме того, оптимальному перемешиванию содержимого кишки с пищеварительными соками и увеличению времени нахождения в ней способствуют перистальтические движения тонкой кишки.

Стенка тонкой кишки образована:

- слизистой оболочкой, подслизистой тканью, мышечной и серозной оболочками. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки, покрытые ворсинками.

На слизистой оболочке тонкой кишки в 1 кв.см, находится до 2500 ворсинок.

Длина ворсинок до 1 мм.

Пищеварение в тонком кишечнике происходит в три этапа:

1) полостное пищеварение;

-Как вы считаете какое определение подходит к этому понятию?

2) пристеночное или мембранное пищеварение.

Это явление было открыто русским ученым А.М.Уголевым. Что важно, пристеночное пищеварение идет на той ж поверхности тонкой кишки, которая обладает функцией всасывания.

3) Всасывание - это процесс поступления различных веществ через слой клеток ворсинок в кровь и лимфу. Всасывание имеет огромное значение, этим путем наш организм получает все необходимые вещества. При чем вода минеральные соли, аминокислоты и глюкоза поступают в кровь уже в желудке. Процесс всасывания происходит в ворсинках.

Их стенка состоит из однослойного эпителия. В каждую ворсинку входят кровеносные и лимфатические сосуды. Вдоль ворсинки заложены гладкие мышечные клетки, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту. В кровь всасываются вода, растворенные в ней минеральные соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Глицерин и жирные кислоты в эпителиальных клетках ворсинок соединяются и образуются жиры, характерные для организма человека, затем они поступают в лимфу, после в кровь.

Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в начальный участок толстой кишки – слепую кишку. Слизистая оболочка толстой кишки ворсинок не имеет, её клетки выделяют слизь. В толстой кишке находится богатая бактериальная флора, вызывающая сбраживание углеводов и гниение белков. В результате микробного брожения расщепляется растительная клетчатка, на которую не действуют ферменты пищеварительных соков, поэтому она и не усваивается в тонких кишках и неизменной поступает в толстую кишку. Под влиянием вызывающих гниение бактерий происходит разрушение невсосавшихся аминокислот и других продуктов переваривания белка. При этом образуются газы и ядовитые вещества, которые, всасываясь в кровь, способны вызывать отравление организма. Эти вещества обезвреживаются в печени.

В толстой кишке преимущественно происходит всасывание воды (до 4 литров в сутки), а также глюкозы и некоторых лекарственных препаратов. От пищевой кашицы остается менее 130-150 г кала, в состав которого входят слизь, остатки отмершего эпителия слизистой оболочки, холестерин, продукты изменения пигментов желчи, сообщающие калу характерный цвет, непереваренные остатки пищи, большое количество бактерий.

Передвижение пищевых остатков в толстой кишке происходит за счет сокращения ее стенок. Каловые массы скапливаются в прямой кишке. Дефекация (опорожнение кишечника) – процесс рефлекторный, возникающий на раздражение калом рецепторов слизистой оболочки прямой кишки при достижении определенного давления на ее стенки. Центр дефекации находится в крестцовом отделе спинного мозга. Акт дефекации подчинен и коре больших полушарий головного мозга, чем обусловлена произвольная задержка дефекации.

  1. Первичное осмысление изученного материала

Задание 5. Определите процессы, характерные для различных отделов желудочно-кишечного тракта.

А  – тонкий кишечник.
Б - толстый кишечник.

  1. происходит расщепление жиров, белков и углеводов;

  2. осуществляется симбиотическое пищеварение;

  3. имеет червеобразный отросток - аппендикс;

  4. происходит максимальное всасывание питательных веществ;

  5. открываются протоки желчи и поджелудочной железы;

  6. имеет кишечные ворсинки.



Задание 6. Оценивание

  • Пациент жалуется на тяжесть в желудке и кишечнике. Врач назначает препарат Мезим Форте для улучшения пищеварения. Изучите состав препарата и подтвердите правильность назначения, используя формулу ПОПС.

  • Почему при болях в животе недостаточно принять препарат но-шпы?

Но-шпа

Действующее вещество:

Дротаверин* (Drotaverinum)

Фармакологическое действие – миотропное (снижающее тонус и расслабляющее гладкие мышцы), спазмолитическое, сосудорасширяющее.
Показания:

  • спазмы гладкой мускулатуры, при заболеваниях желчевыводящих путей: холецистолитиаз, холангиолитиаз, холецистит, перихолецистит, холангит, папиллит;

  • спазмы гладкой мускулатуры мочевого тракта: нефролитиаз, уретролитиаз, пиелит, цистит, спазмы мочевого пузыря.

В качестве вспомогательной терапии:

  • спазмы гладкой мускулатуры ЖКТ: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит, спазмы кардии и привратника, энтерит, колит, спастический колит с запором и синдром раздраженного кишечника с метеоризмом после исключения заболеваний, проявляющихся синдромом острого живота (аппендицит, перитонит, перфорация язвы, острый панкреатит);

  • головные боли напряжения;

  • дисменорея.


  1. Закрепление

Биологический диктант по теме «Пищеварительная система».

  1. В 12-перстную кишку впадают протоки желез … и …

  2. Фермент трипсин расщепляет…

  3. Жиры расщепляются под воздействием фермента…

  4. Клетки печени вырабатывают …

  5. Три этапа пищеварения, протекающие в тонком кишечнике …

  6. Выросты слизистой оболочки тонкого кишечника …

  7. Всасываются сначала в лимфу, а затем в кровь…

  8. Формирование каловых масс происходит в …

  9. Червеобразный отросток слепой кишки …

  10. Реакция среды в кишечнике …


  1. Домашнее задание

Изучите параграф 46, придумайте биологическую сказку на тему «Путешествие бутерброда в пищеварительной системе»

  1. Рефлексия, оценивание















РЕФЛЕКСИЯ

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

Д. Дьюи


А вы знаете, что сегодня на уроке я ____________________________________________

Самым сложным для меня сегодня было_________________________________________

Сегодня я задумался_____________________________________

На будущее мне нужно иметь в виду ____________________________________________________________________________________________


Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)


РЕФЛЕКСИЯ

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

Д. Дьюи


А вы знаете, что сегодня на уроке я____________________________________________

Самым сложным для меня сегодня было_________________________________________

Сегодня я задумался_____________________________________

На будущее мне нужно иметь в виду ____________________________________________________________________________________________


Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)


РЕФЛЕКСИЯ

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

Д. Дьюи


А вы знаете, что сегодня на уроке я____________________________________________

Самым сложным для меня сегодня было_________________________________________

Сегодня я задумался_____________________________________

На будущее мне нужно иметь в виду ____________________________________________________________________________________________


Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)






Задание 2. Изучите таблицу, установите соответствие «Функции печени».


Функции печени

Описание функций

защитная

Перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

запасающая

Обезвреживание вредных и ядовитых веществ

депо крови

Образует желчь

образующая

Образование протромбина и фибриногена

регулирующая

Отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

обмен веществ

Ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

Здесь разрушаются клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи



Задание 2. Изучите таблицу, установите соответствие «Функции печени».


Функции печени

Описание функций

защитная

Перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

запасающая

Обезвреживание вредных и ядовитых веществ

депо крови

Образует желчь

образующая

Образование протромбина и фибриногена

регулирующая

Отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

обмен веществ

Ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

Здесь разрушаются клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи


Задание 2. Изучите таблицу, установите соответствие «Функции печени».


Функции печени

Описание функций

защитная

Перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

запасающая

Обезвреживание вредных и ядовитых веществ

депо крови

Образует желчь

образующая

Образование протромбина и фибриногена

регулирующая

Отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

обмен веществ

Ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

Здесь разрушаются клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи




  • Почему при болях в животе недостаточно принять препарат но-шпы?


Но-шпа

Действующее вещество:

Дротаверин* (Drotaverinum)

Фармакологическое действие –миотропное (снижающее тонус и расслабляющее гладкие мышцы), спазмолитическое, сосудорасширяющее.
Показания:

  • спазмы гладкой мускулатуры, при заболеваниях желчевыводящих путей: холецистолитиаз, холангиолитиаз, холецистит, перихолецистит, холангит, папиллит;

  • спазмы гладкой мускулатуры мочевого тракта: нефролитиаз, уретролитиаз, пиелит, цистит, спазмы мочевого пузыря.

В качестве вспомогательной терапии:

  • спазмы гладкой мускулатуры ЖКТ: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит, спазмы кардии и привратника, энтерит, колит, спастический колит с запором и синдром раздраженного кишечника с метеоризмом после исключения заболеваний, проявляющихся синдромом острого живота (аппендицит, перитонит, перфорация язвы, острый панкреатит);

  • головные боли напряжения;

  • дисменорея.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!