СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 8 классе "Щитовидная железа. Влияние ее гормонов на рост, развитие, обмен веществ организма"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обучающиеся изучают строение, функции щитовидной железы в процессе выполнения заданий на развитие функциональной грамотности. Добывают не столько знания, сколько понимание роли щитовидной железы в организме человека, проблемах йододефицита и мерах профилактики.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе "Щитовидная железа. Влияние ее гормонов на рост, развитие, обмен веществ организма"»

Дата

Урок биологии, 8 класс

Тема урока: Щитовидная железа. Влияние её гормонов на рост, развитие, обмен веществ организма

Цель урока: изучение строения щитовидной железы, функций ее гормонов и причин нарушения ее работы.

Задачи:

Образовательная: выяснить характерные особенности строения и функций щитовидной железы и ее гормонов, их роль в обменных процессах, нарушения работы щитовидной железы, их признаки и профилактику.
Развивающая: формировать умения критически мыслить, сопоставлять и сравнивать; формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой, извлекая из неё нужную информацию.
Воспитательная: воспитывать интерес к учению и самостоятельность в работе, сознательное отношение к своему здоровью.

Тип урока: формирование умений и навыков

Технологии: РКМЧ, проблемное обучение, ИКТ

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядно-демонстрационный, контроля.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование: презентация

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о согласованности функций систем органов в организме человека. Эпиграфом нашего урока я взяла слова Геродота: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».

Игра «Верю, не верю»
1) Русский крестьянин Махнов имел рост 2,85 м.
2) В моче человека сахара никогда не бывает.
3) У девочки в 6 лет прекратился рост.
4) Если с пищей в организм не поступает йод, то у населения Орловской области наблюдаются изменения в области шеи (зоб).
5) Известно, что в сказке Гулливер совершал путешествие в страну лилипутов. Можно ли встретить лилипутов в реальной жизни?
6) При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество сахара.
7) У человека при страхе или гневе учащается сердцебиение.
8) В сказке мачеха на глазах у нелюбимой падчерицы начинает трястись, глаза ее выпучиваются, шея раздувается.
Вопросы учителя: 
Верите ли вы, что в реальной жизни встречаются люди с такими признаками? Нам нужно познакомиться со специфическими образованиями, которые вырабатывают особые вещества, влияющие на жизнедеятельность организма. 
Ответы на эти вопросы мы получим в ходе сегодняшнего и последующих уроков при изучении темы «Эндокринная система».

  1. Проверка домашнего задания

Повторение

1 задание: работа с терминами. Устно.

Регуляция

Гуморальная регуляция

Гормоны

Железы

Гипофиз

Гигантизм

Акромегалия

Карликовость

2 задание. Учащиеся должны найти признаки, характерные каждому отдельному типу желез и ответ записать в виде цифрового кода.
А – железы внутренней секреции; Б – железы внешней секреции; В – железы смешанной секреции.
1 – выделяют гормоны;
2 – имеют специальные выводные протоки;
3 - поджелудочная железа и половые железы;
4 – специфические секреты выделяются непосредственно в кровь;
5 – надпочечники, гипофиз, щитовидная железа;
6 – слюнные железы, печень;
7 – не имеют специальных выводных протоков;
8 – железы вырабатывают половые клетки и выделяют половые гормоны;
9 – железы выделяют пищеварительный сок и гормон инсулин.
Ответы: А – 1,4,5,7; Б – 2,6; В – 3,8,9.

Без ошибок – 5

7 – 8 баллов – 4

5 – 6 баллов – 3

4 и меньше - 2
Обсуждение заданий, исправление неточностей, ошибок, оценивание ответов. 

3 задание. Устный опрос.

Учитель: Как-то в одном из японских городов к врачу обратился юноша, который умолял вылечить его от слишком высокого роста. В самом деле, юноша был неимоверно высок – 2 м 17 см и все ещё продолжал расти.

Что же за беда с ним приключилась?

Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов, одним из которых является гормон роста соматотропин. При правильной деятельности этой железы человек растет нормально. Если в детстве гипофиз продуцирует гормон слишком щедро, то ребенок вырастает гигантом, а недостаточное выделение гормона роста вызывает карликовость. Самым маленьким человеком в мире 38 см была карлица Гилари Агибе, прожившая 60 лет. Другие известные науке карлики были значительно выше - до 66-96 см. В книгу рекордов Гиннеса занесены доминиканец Нельсон де Ла Росси, чей рост всего 71 см, и китаец Хэ Пинцин ростом 74 см. А теперь о гигантах. Гигантами были Петр Первый (2,13см), финн Клянус (2,83см), русский крестьянин Махнов (2,85см). Высоким можно считать Роберта Вадлофа. Мальчик появился на свет в обычной семье и весил 3800 г, но в 5 лет его рост уже составлял -168 см, а в 8 лет – 190 см, в 13 лет – 220 см. Роберт скончался в возрасте 22 лет. Выработка гормона роста в избытке у взрослого человека приводит к акромегалии. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет ее рост составил 90 см. чтобы увеличить её рост, ей вводили гормон роста в течение 8,5 месяцев. За это время она подросла на 7 см, а в последующие 2 года еще на 14 см.
Что представляет собой гипофиз и где располагается в организме человека? Можно ли помочь ребенку при замедлении роста?

Предполагаемый ответ: Чтобы увеличить рост, нужно вводить в организм ребенка гормон роста.

  1. Изучение нового материала

Вряд ли можно переоценить важность этого органа, похожего своим строением на букву Н или диковинную бабочку, хотя его работа, на первый взгляд, совершенно незаметна. Сегодня на уроке мы вместе выясним:

Что это за орган – щитовидная железа? Как она работает? Что случается в организме, если железа вдруг перестает нормально секретировать гормоны? Передаются ли аномалии щитовидной железы по наследству? Как предотвратить различные дисфункции и заболевания щитовидки? Как вылечить или хотя бы замедлить ход болезней? И даже если вам не в чем пока упрекнуть вашу щитовидную железу, все равно стоит сыграть на опережение, узнав о ней много полезного.

Пятиклассник по росту похож на первоклассника, учится слабо, плохо усваивает программу… Знакомо?

«Гиперактивный» ребенок, от которого устала вся школа, а во дворе только и слышны жалобы на агрессивность и излишнюю возбудимость… Это – о вашем знакомом?

Не спешите винить ребенка в плохом поведении, лени и нежелании учиться: возможно, во всем виновата его щитовидная железа: она может вырабатывать слишком мало или, наоборот, слишком много гормонов, необходимых детскому организму для правильного развития и роста. Очень может быть, что ребенок, считающийся проблемным, на самом деле нуждается в наблюдении у детского эндокринолога.

Работа по формированию функциональной грамотности.

Щитовидная железа: тайный страж нашего организма

Удивляясь нарастающему ухудшению самочувствия и «примеряя» на себя то один, то другой диагноз, люди часто даже не представляют себе, что виновница их бед – щитовидная железа, в которой произошли определенные изменения.

Этот орган не зря называют щитом человеческого организма (в переводе с древнегреческого само его название означает «щит» — thyreos): он контролирует деятельность практически всех органов и систем с помощью вырабатываемых им йодсодержащих гормонов.

Щитовидная железа расположена в области шеи, спереди и по бокам от дыхательного горла (трахеи). Эта железа была известна уже врачам глубокой древности, которые приписывали ей важную роль в жизнедеятельности организма. Древнегреческие скульпторы изображали Геру, богиню плодородия, как правило, с увеличенной щитовидной железой. Древнекитайские врачи применяли высушенную щитовидную железу для лечения зоба. Железа получила свое название от щитовидного хряща гортани и вовсе не похожа на щит. Это непарный орган, состоящий из двух долей, связанных перешейком; она скорее напоминает бабочку с развернутыми крыльями. Вес щитовидной железы у взрослого человека 25—30 г. С возрастом железа уменьшается.



Как вы думаете, чтобы понять значение щитовидной железы для нашего организма, что нам необходимо узнать о ней?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 1. «Как хорошо уметь читать!»

Прочитайте текст параграфа учебника, заполните таблицу:


Локализация, строение железы


В области гортани и состоит из оплетенных кровеносными сосудами микроскопических пузырьков. Состоит из двух долей, связанных перешейком; напоминает бабочку с развернутыми крыльями.

Основной гормон


Тироксин

Химический элемент, входящий в состав гормона

Йод

Действие гормона


Регулирует обмен веществ

Заболевание, вызванное недостатком гормона во взрослом состоянии

Микседема

Заболевание, вызванное недостатком гормона в детском состоянии

Кретинизм

Заболевание, вызванное избытком гормона


Базедова болезнь

Задание 2. «Знаю и понимаю!»

Выберите правильный ответ:
1. Гормон щитовидной железы называется:

  1. норадреналин

  2. тироксин

  3. соматотропный гормон

  4. парагормон

  1. 2. Гормоны щитовидной железы определяют:

  1. 1) интенсивность обмена веществ во всех частях нашего тела
    2) только рост костной и мышечной ткани
    3) только поддержание нормального уровня глюкозы

  2. 3. Химический элемент, являющийся действующим началом в тироксине (гормоне щитовидной железы):

  1. 1) калий 2) йод 3) железо 4) магний

  2. 4. Нехватка гормонов щитовидной железы в детском возрасте приводит к:
    1) базедовой болезни 2) микседеме 3) кретинизму
    5. Избыточная активность щитовидной железы у взрослых людей приводит к:
    1) базедовой болезни 2) микседеме 3) кретинизму
    6. Недостаточная активность щитовидной железы у взрослых людей приводит к:
    1) базедовой болезни 2) микседеме 3) кретинизму
    7. Установите соответствие между болезнью (a–b) и ее симптомами (1–2).

  3. Болезнь:

  4. a) базедова болезнь

  5. b) микседема

  6. Симптомы:

  7. 1) ожирение, сонливость, потеря волос, отеки
    2) худоба, сердечная аритмия, нервозность, бессонница, повышенная потливость, пучеглазие

  8. Запишите буквы, а рядом нужные цифры.

  9. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Задание 3. Используй полученные знания! «Немного истории»

  10. Когда Наполеон собирался воевать с Россией, в Альпы были посланы вербовщики, чтобы набрать солдат, не боявшихся морозов. Вербовщики вернулись трясущимися от страха. Они утверждали, что встречали целые деревни, заселенные кретинами – людьми, имеющими зоб. В армии они могли бы только чистить конюшни.

  11. Почему люди, дышавшие чистым горным воздухом, пившие чистейшую воду, оказались больными? Можно ли им помочь? Как?

  12. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  13. Задание 4. Анализ

  14. Почему в Китае больных зобом издавна лечат золой морских губок?

  15. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  16. Богата йодом морская капуста: в 100г содержится 250мг йода. Вычислите, сколько морской капусты необходимо съедать ежесуточно, для того чтобы восполнить суточную потребность организма в йоде - 800 мг. 

  17. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    5. Синтез

  18. 14 октября 2003г Президент РК Н. А. Назарбаев принял Закон «О профилактике йододефицитных заболеваний». В законе предложены мероприятия по профилактике йододефицитных заболеваний.

  19. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

  20. 5) йододефицитные заболевания - патологическое состояние организма, обусловленное нарушением функции щитовидной железы, связанное с недостаточным поступлением йода в организм.

  21. Предложите свои мероприятия, способствующие снижению заболеваний щитовидной железы:

  22. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  23. _____________________________________________________________________________

  24. 6. Оцените свою работу по предложенным критериям:

  25. Количество выполненных заданий ____________

  26. Качество выполненных заданий ______________

  27. Ваша оценка _______________________________

  28. Щитовидная железа и её гормоны

  29. То обстоятельство, что кретинизм и некоторые другие заболевания, связанные с нарушением деятельности щитовидной железы, встречаются преимущественно в горных районах, объясняется недостатком йода в питьевой воде. В организме взрослого человека содержится 20-50 мг йода, из которых около 8 мг сконцентрировано в щитовидной железе. Эта железа расположена в области гортани и состоит из оплетенных кровеносными сосудами микроскопических пузырьков, где накапливается гормон – тироксин. Непременной составной частью тироксина является йод. Если человек получает йод в недостаточном количестве, это, как правило, приводит к заболеванию эндемическим зобом, что сопровождается увеличением размеров щитовидной железы. При недостатке йода задерживается рост ребенка, замедляется его психическое развитие, иногда даже развивается кретинизм. Недостаток тироксина значительно замедляет обмен веществ, вызывая тяжелую болезнь микседему, или слизистый отек. У больных микседемой кожа становится сухой, грубой, отечной, выпадают волосы, обмен веществ понижается до 25%. Нарушается нормальная психическая деятельность, наступает расстройство половой функции. Усиленная деятельность щитовидной железы приводит к заболеванию, известному как базедова болезнь, или диффузно-токсический зоб. В 1840 году русский врач-окулист Базедов в клинической картине этого заболевания выделил основные его признаки: зоб, пучеглазие, тахикардию. Человек становится очень раздражительным, пугливым, беспокойным, ускоряется обмен веществ, повышается количество расходуемой энергии, в результате чего человек худеет. Наблюдается быстрая утомляемость и повышенная потливость.

  1. Закрепление

  1. Применяем знания и умения в стандартных условиях:

  2. 1.Определите локализацию железы
    2. Укажите названия гормонов, выделяемых железой.
    3. Опишите действие гормонов.

  3. 4. Укажите названия заболеваний, вызванных недостатком гормонов.

  4. 5. Укажите название заболеваний, вызванных избытком гормонов.
    1 вариант Гипофиз

  5. 2 вариант Щитовидная железа

  1. Подведение итогов урока

  1. Эндокринный контроль функций организма – одна из самых увлекательных проблем биологии и важная отрасль медицины. Даже сейчас нельзя сказать, что мы знаем обо всех гормонах нашего организма. Но человек сегодня не беспомощен в борьбе с эндокринными заболеваниями. А главное условие для этого создает только здоровый образ жизни – рациональное питание, занятия физической культурой и спортом, правильная организация труда и отдыха. Это и есть слагаемые искусства быть здоровым.
    Подумайте и ответьте на вопросы:
    Какие проблемы решает современная эндокринология?
    Может ли современное общество обойтись без эндокринологии?

  2. Домашнее задание: прочитать стр.50-53 учебника, уметь отвечать на вопросы, выполнять задания.

  3. Творческое задание. Подготовьте сообщение о значении губок в природе, об использовании их человеком в древности и в настоящее время.
    Подведение итогов урока. Оценивание.

  1. Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!