СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 7 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЛЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Беловского района Курской области

307916 Курская область Беловский район село Илек улица План 3 тел. (47149) 39536

http://ilekshkola.kursk.rue-mail: ilekshkola@rambler.ru









Конкурс

профессионального мастерства педагогов

общеобразовательных организаций Беловского района

«Мой лучший урок»

по естественно-математическому направлению


Урок биологии

7 класс


ПО ТЕМЕ: «КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ. ОТРЯДЫ: БЕЗНОГИЕ, ХВОСТАТЫЕ, БЕСХВОСТЫЕ»



Подготовила:

учитель биологии

1 квалификационной категории

Степанова Галина Владимировна







с. Илёк, 2019 г.

Анкета-заявка

на участие в конкурсе

профессионального мастерства педагогов

общеобразовательных организаций Беловского района

«Мой лучший урок»

по естественно-математическому направлению
(на 2019/2020 учебный год)

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Степанова Галина Владимировна

2.Год, месяц, день рождения 14.01.1957

3. Место работы Ильковская СОШ

полный адрес: индекс 307916 Курская область, Беловский район, село Илёк, улица План, 3

федеральный телефонный код города 47149 телефон/факс 3-95-36

e-mail для переписки ilekshkola@rambler.ru

4.Должность учитель биологии

5. Педагогический стаж работы 42 года

6. Преподаваемый предмет биология

7. Класс проведения урока 7 количество детей в классе 6

8. Индивидуальные данные автора (полностью)

Сотовый телефон 89066930544

Е- mailstepanovagv2016@yandex.ru

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения

Симаков Геннадий Александрович

телефон для связи 89081258277

e-mail: ilekshkola@rambler.ru

Дата заполнения 23 12.2019 г.

























Пояснительная записка

к уроку биологии в 7 классе

ПО ТЕМЕ «КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ. ОТРЯДЫ: БЕЗНОГИЕ, ХВОСТАТЫЕ, БЕСХВОСТЫЕ»



Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных, их значением в природе и жизни человека; классификацией класса Земноводные.

Задачи:

  • Образовательные: познакомиться с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных.

  • Развивающие: продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы; развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений.

  • Воспитательные: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, бережного отношения к природе.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).

Регулятивные УУД:

- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД:

- сформировать умение слушать и понимать речь других людей

- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Познавательные УУД:

- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные:

знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности земноводных

- разнообразие и распространение земноводных

- отличительные признаки от других живых организмов

уметь:

- рассказывать о строении и жизнедеятельности земноводных;

- объяснять, как строение земноводных связано с их образом жизни;

- объяснять смысл биологических терминов: амфибии, головастик, .

Основные понятия: земноводные, амфибии, головастик.

Ресурсы:

основные: Рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь, доска, плакаты.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы:

Основной: проблемно-поисковый;

Дополнительные:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами);

- практические (составление схем, поиск информации);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Характеристика класса При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности учащихся среднего звена, реальные возможности учеников 7 класса.

В классе 6 обучающихся: два мальчика и четыре девочки.

Все обучающиеся проявляют интерес к учебе, серьезные, ответственные, трудолюбивые. Внимательные, хорошо запоминают учебный материал, воспринимают и анализируют информацию, делают выводы, настойчивы в достижении поставленной цели. Грамотно излагают свои мысли, владеют большим запасом слов, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Активность на уроках стабильно высокая, хорошо развито воображение. В любой работе достигают успеха, доводят всё до логического конца. Хорошо развита память, речь, мышление. Дисциплинированны, усидчивы, самооценка слегка завышена.

      Двое детей обладают способностью быстро усваивать учебный материал, но очень не собранные, поэтому достигают слабых результатов в обучении. В учебной деятельности проявляют пассивное участие, с интересом относятся лишь к отдельным предметам. Домашние задания выполняют не всегда и не полностью. Дают неполные, односложные ответы на поставленные вопросы. Замечания учителя выслушивают, но не стараются действовать в соответствии с ними. Все поручения выполняют не очень добросовестно.   В целом класс сплоченный, организованный, позитивный. Половина обучающихся чаще всего стравляются с поставленной задачей на уроке, успевают выполнить практическую часть, самооценку, умеют строить высказывания, согласовывать свои действия с партнером; активно слушают одноклассников и учителя; вступают в коллективное сотрудничество, рассуждают и находят ответы на вопросы.

Урок проведен в соответствии с рабочей программой по биологии в 7 классе, разработанной на основе примерной программы

Биология 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 54с. – (Стандарты второго поколения)

Количество часов в неделю: 2ч

Количество часов в год: 68 ч

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ. ОТРЯДЫ: БЕЗНОГИЕ, ХВОСТАТЫЕ, БЕСХВОСТЫЕ»



Цель: познакомить учащихся с многообразием земноводных, их значением в природе и жизни человека; классификацией класса Земноводные.

Задачи:

  • Образовательные: познакомиться с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных.

  • Развивающие: продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы; развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений.

  • Воспитательные: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, бережного отношения к природе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Базовый учебник:  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».

Оборудование: компьютеры (планшеты), мультимедийный проектор.

Формы организации учебной деятельности. Комбинированный урок.

Формы работы: парная, групповая, фронтальная.

Приемы деятельности учителя. Беседа, работа рабочими листами, заполнение кластера, обсуждение выводов.

Организация деятельности учащихся. Отвечают на проблемные вопросы, устанавливая причинно- следственные связи.

Развитие умений учащихся: вести наблюдения, работать с компьютерной программой, выделять главное, делать сообщения, высказывать свою точку зрения, анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование универсальных учебных действий:

  • познавательные:

умения применять имеющиеся знания в определенной ситуации,

структурирование знаний из личного опыта,

формирование интеллектуальных умений (рассуждение, сравнение, умение делать выводы);

  • коммуникативные:

формирование аргументирования и отстаивания своего мнения,

умение планировать совместную деятельность;

  • регулятивные:

развитие навыков самооценивания,

применение эффективных способов решения познавательных задач;

  • личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками,

развитие самостоятельности,

духовно - нравственного развитие детей посредством формирования бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся должны знать: особенности внешнего строения земноводных, их многообразие, среду обитания, экологические особенности, отличать земноводных ;

  • метапредметные: сравнивать и сопоставлять земноводных разных отрядов, обобщать и выявлять признаки сходства и различия земноводных, работать с дополнительными источниками информации;  

ставить учебную задачу под руководством учителя и работать в соответствии с ней; выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;

  • личностные: проводить работу над ошибками; воспитание у учащихся любви к природе.









Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.​ Организационный этап: эмоциональный настрой на урок. 0.5 мин.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас, присаживайтесь!


Учащиеся входят в класс, готовятся к уроку.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.



2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

3 мин.

На доске эпиграф урока:
«Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения…» А. Брем

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о каких животных пойдет речь.

Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека:

они являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, а сами уничтожают огромное количество пауков, моллюсков и насекомых.

Человек этим животным даже воздвигает памятники!

Подсказка третья – посмотрев на этих животных, человек изобрел ласты (их сконструировал Луи де Корле в 1929 г) и камуфляжную ткань.


Да, на сегодняшнем уроке мы должны познакомиться с классом Земноводные, выяснить их классификацию и общие черты.

Итак, начнем, друзья, сегодняшний урок
Все, что здесь услышите, пойдет вам в прок.
И кто эти амфибии и есть ли от них вред,
Сегодня на уроке найдете вы ответ.















Слушают учителя, отвечают на вопрос.





Формулируют предполагаемую тему урока.

Мы будем изучать класс Земноводные или амфибии.



Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели.

Личностные:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Регулятивные:

Определять цели и задачи урока;

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Познавательные

формулирование познавательной цели;

выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные

Ученик умеет вступать в диалог;

Выражать свои мысли и идеи











Самостоятельное формулирование темы и целей урока вызывает интерес у учащихся к решению поставленных целей.

3.​ Решение проблемы. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний



7-10 мин.



































































Минута отдыха.

4 мин.



























7-10 мин.




Мы продолжаем знакомиться с типом Хордовые. Сегодня познакомимся с классом Земноводные. Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов.

Почему земноводные (амфибии) так названы?














Земноводные: среда обитания, образ жизни и поведение.

Задание 1. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника (стр. 115-116);


















Задание 2.

Используя учебники, рисунки, дополнительную литературу ответьте на вопросы:


Многие люди брезгливо относятся к земноводным, так как их тело покрыто слизью. А какое значение имеет слизь в их жизни?



А почему лягушек называют первыми «слюнтяями» планеты? Как вы думаете?





Почему лягушки имеют пигментные пятна на коже, ту самую камуфляжную «форму»?




Скажите, какую среду обитания населяют земноводные? Правильно, наземно-воздушную и водную. Вы выяснили, что некоторые виды земноводных всю жизнь связаны с водой, а другие используют её только в период размножения.

Активный метод релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. - Представьте себе, что вы лягушка и у вас около 50% приходится на кожное дыхание. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.

Земля.

- А теперь мы попробуем передвигаться, как лягушки (прыжками).
Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей.


Продолжаем наш урок!

Рассмотрите виды животных, которые включает класс Земноводные. По каким признакам можно разделить животных по группам? 





Задание 3. Классификация Земноводных.

Ваша задача – составить классификацию земноводных в тетради, (где изображены представители разных отрядов класса Земноводные), самостоятельно распределите данных амфибий по систематическим группам.





Многообразие и значение земноводных




Учитель делит учащихся на три группы.




Давайте проверим, что получилось.

- Молодцы! Вы оперативно справились с заданием.

Задание 4.

Особенности размножения лягушек

 Головастик - это личинка земноводных. Ее развитие возможно только в воде. На ваш взгляд, справедливо ли утверждение: «Каждый, кто желает убедиться в справедливости доказательства утверждения эволюционных идей, сам своими глазами каждую весну может видеть чудо повторение выхода позвоночных на сушу» (Ж. Сент-Илер) ?



«Годовой цикл земноводных. Происхождение земноводных»








Задание 5. Происхождение земноводных.

Земноводные появились на земле более 350 млн. лет назад. Кто им проложил путь на сушу?

Найдите информацию о происхождении современных земноводных.









Сообщение учащегося о земноводных (опережающее задание):

Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчѐркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своѐ детство. Но как только молодое поколение немного подрастѐт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни.



Работа в парах с текстом учебника, информационными .

1. Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. 2. Отделы тела - голова, туловище, конечности. 3. Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде) 4. Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры. 5. Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды 6. Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное. 7. Среда обитания - суша, вода 8. На суше - во взрослом состоянии. 9. В воде - размножение, рост, развитие.


Пробуют отвечать на вопросы.

Находят ответы на поставленный вопрос.





Легкие амфибий довольно примитивны и представляют собой мешковидные выросты. Дыхание земноводных с помощью легких несовершенно, поэтому они дышат еще и через кожу. Это особенность требует от амфибии поддерживать еѐ постоянно влажной. Слизь содержит вещества, которые убивают бактерии.

У земноводных впервые появились железы, чтобы смачивать сухой пищевой комок. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка - слюна.

Такая окраска защищает лягушку и снизу, и сверху. Она называется покровительственной.



















Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох.



Каждый ученик имитирует передвижение лягушки.

Ученики просто представляют себе, что комната превращается в водоем, и делают движения имитируя плавание лягушки (брасс).




Признаки объединения в отряды: наличие хвоста и отсутствие ног.














Учащиеся работают в группах по составлению кластера «Отряды земноводных» в тетрадях .

1 группа – отряд Бесхвостые

2 группа – отряд Хвостатые

3 группа – отряд Безногие

После выполнения задания один ученик из группы озвучивает характеристику животных перед учащимися класса.

Представляют результаты работы всему классу.















Действительно, проанализировав жизненный цикл лягушки, мы убедились, что на самых ранних этапах своего развития личинки похожи на рыб: имеют обтекаемую форму тела, жабры и питаются водными растениями. На следующих стадиях развития головастика, мы видим, что он не сразу, а лишь постепенно приобретает черты наземного организма, за свое короткое детство он проходит те стадии, которые за тысячи лет проходили в процессе эволюции позвоночные животные перед тем, как полностью приспособиться к жизни на суше.

Учащиеся выделяют нужную информацию, используя ОМС, учебник. Принимают участие в дальнейшем обсуждении.

Обитали эти животные примерно 350–290 млн. лет назад. К ним относят акантостегу и ихтиостегу. Их существование указывает на историческую взаимосвязь между рыбами и амфибиями, позволяет предположить происхождение земноводных от древних рыб (рипидистий)

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

Личностные: Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

Умеет устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу группы.

У учащихся сформирована учебная мотивация;

Умееет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Регулятивные:

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

У ученика сформирован внутренний план действий;

Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

Познавательные:

Умеет находить нужную информацию;

Работать с информационными текстами;

Анализировать с целью выделения признаков; Сравнивать и выделять признаки;

Устанавливать причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

Ученик умеет составлять план действий;

Ученик умеет сотрудничать с другими учащимися;

Ученик умеет вступать в диалог;










































































































4.​ 

Первичное закрепление знаний и проверка понимания

6-7 мин.























5 мин.

А сейчас вы поработаете индивидуально с тестами














Охрана Земноводных

- А теперь, ребята, послушайте такое стихотворение:

Спи, царевич мой прекрасный, Баюшки-баю.

Я тебе на сон грядущий

Песенку спою

Я спою о том, как гибнет

Наш несчастный род,

Проживая жизнь в болотах, Полную невзгод.

Бьют камнями нас мальчишки –

Просто так, зазря.

Убежать от них, укрыться

Нам почти нельзя.

Нет зубов, не можем бегать,

Нам нельзя летать.

Вынуждены мы громко квакать

И лишь мух хватать.

Часто губят нас напрасно,

Не думая о том,

Что Земля – планета наша –

Это наш общий дом.


Почему земноводные нуждаются в охране?


Как вы думаете, в чем значение земноводных?


В заключении нашего знакомства с классом позвоночных, впервые покорившим сушу, хотелось бы сказать о значении земноводных.

Нужно сказать, что человечество сильно обязано лягушке. Именно на этом животном ученые ставят свои опыты, на нем учатся студенты. На Земле есть памятники лягушке, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания, в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях, лапки её были долгие годы электроизмерительными приборами физиков. Один из памятников лягушке сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в девятнадцатом столетии. Второй - воздвигнут в Токио студентами-медиками в честь миллионной лягушки, использованной для нужд медицины.





Метод «Синквейн»



В заключение нашего урока предлагаю вам, ребята, выразить свое отношение к земноводным в особой форме, т.е. составить синквейн по понятию «Амфибии».

Работают с тестами.

Выполняют предложенные задания. 

Проверяют ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание.















































Отвечают на вопросы учителя.














Составляют синквейн:

Земноводные.

Голые, беззащитные.

Квакают, питаются, размножаются.

Первые наземные животные!

Амфибии.


5.​ Подводим итоги

1 мин.

Подведем итоги,

Урок закончен, ОЦЕНКИ!

Мы отлично с вами поработали!



6.​ Рефлексия

3 мин.

Учитель организует рефлексию

 Какие вопросы вызвали затруднение.

Предлагает поработать с листами самооценки и самоконтроля и оценить свою работу и работу товарищей.

Ребята анализируют, делают выводы.

Работают с листами самооценки и самоконтроля, оценивают свою работу.



Личностные:

Самооценка на основе успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

7. Домашнее задание

1 мин.

Теперь открываем дневники и запишем д.з:

На «5» - создать интерактивный плакат или плакат в защиту земноводных;

На «4» - создать кроссворд по теме

На «3» - выучить § 24 учебника

До свидания! До следующего урока!

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.


Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.




Самоанализ урока в 7 классе по теме «Многообразие земноводных, их значение и охрана»



Урок был проведён с учащимися 7 класса. Тема данного мной урока «Многообразие земноводных, их значение и охрана», на неё отводится один час. Эта тема изучается в разделе «Класс Земноводные». Урок проведен согласно тематическому планированию. Тип данного урока: урок изучения нового материала.

На уроке мною были поставлены следующие цели:



Образовательные

  • продолжить формирование умений узнавать изученных земноводных,

  • обосновывать принадлежность к определенной систематической категории,

  • обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.

Развивающие

  • развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения заданий с текстом,

  • находить сведения для составления таблиц и др.развитие логического мышления, развитие умений навыков сравнения и анализа.

Воспитательные

  • привитие навыков коммуникативного общения,

  • способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся,

  • воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю.

формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.


Урок был оживлён с помощью учебно-наглядного комплекса, который я использовала - это, презентация со слайдами и видеофрагментами, приложения с дополнительным материалом, иллюстрации, конверты с заданием для систематизации знаний для групповой работы , выставка книг, ,чёрный ящик с необходимыми предметами

На уроке я использовала мультимедиа проектор, ноутбуки для показа презентаций и музыкального сопровождения .Всё это позволяет в большей степени заинтересовать обучающихся , учесть особенности восприятия информации. Я считаю , что на уроке был создан благоприятный морально-психологический климат, что также важно для образовательного процесса. Я увидела лишь позитивные стороны поведения класса. Ребята умеют работать в малых группах, умеют слушать друг друга. В работе преобладало скорее сотрудничество, нежели соперничество. С классом было легко работать, у нас сложились максимально доверительные и уважительные отношения , наблюдалась увлечённость учебной работой.

Урок предусматривает предварительную подготовку нескольких обучающихся ,которые выступали с сообщениями.

Урок носит частично – поисковый характер: здесь прослеживаются объяснительно- иллюстративный, практический, демонстрационный методы и такие формы работы как : рассказ, беседа, самостоятельная работа, групповая, индивидуальная, коллективная.

Легко прослеживаются межпредметные связи (география, экология)

На мой взгляд логично следовали друг за другом этапы включенные в структуру урока:

1.Организационное начало занятия.

2.Сообщение темы и цели урока.

3Актуализация знаний (Подготовительные упражнения в разной форме)

4.Изучение нового материала.

5.Закрепление изученного материала.

6.Рефлексия

7. Домашнее задание.

В плане организации класса обучающиеся были разделены по группам. Работа над новым материалом проходила в виде самостоятельной работы с текстом учебника и дополнительным материалом, с иллюстрациями в группах и заполнение индивидуальных поисковых листов . Важно отметить ,что большая часть новой информации была добыта самими учащимися.. Была проведена физкультминутка, которая имела непосредственное отношение к теме урока, а также как прием здоровьесберегающих технологий . Были использованы эффективные , на мой взгляд, психологические приёмы: увлекательности содержания нового материала, эффекта удивления определёнными фактами, форма урока. Закрепление нового материала проходило в группах, где была предложена игра «Почта».,которая позволила ребятам отдохнуть , оживиться и систематизировать свои знания.

Рефлексия была проведена в форме беседы, ребята высказывали своё мнение о работе своих товарищей и сделали самоанализ. Домашнее задание было дано на выбор и творческого характера.

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным.

Все обучающиеся имели возможность проявить себя на уроке ,раскрыть уже имеющийся у них опыт, развивать свои внешкольные интересы и увлечения , все успешно справились с поставленной задачей.

План урока был выполнен, цель урока достигнута. Деятельность обучающихся я оцениваю следующим образом: на уроке чётко проявился интерес к предмету, эмоциональное состояние учащихся было приподнятым на протяжении всего урока.

Если использовать основные критерии анализа современного урока в условиях реализации ФГОС, то проведённый урок, на мой взгляд ,направлен на переход к новым требованиям стандартов второго поколения:

1.Целеполагание - дети привлекаются к постановке целей и задач на уроке;

2.Признание ученика носителем субъективного опыта – учитывался опыт учащихся;

3.Методы обучения на уроке – частично – поисковый метод

4. Тип урока – урок открытия новых знаний на основе уже имеющегося опыта учащихся;

5. Этапы урока – гибкая структура урока ( оргмомент, целеполагание, принятие учебной задачи , актуальность знаний ,применение умений и навыков, самостоятельная работа и рефлексия).

6.Индивидуальная работа – большая доля индивидуальной работы (поисковые листы)

7.Наглядность - к сожалению , пока сочетание фронтальной и индивидуальной!

8. Формы организации – преобладание групповой и парной работы;

9. Рефлексия - обязательный этап урока , личное отношение учащегося по желанию;

10. Оценочная деятельность - преобладает самооценка и взаимооценка;

11. Домашнее задание – предоставлена возможность выбора дом./ задания.

2.Оценочный лист


Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе



2. Выполнял свои обязанности



3. Соблюдал культуру общения




++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

- у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!