СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое живой организм

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«конспект»


Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.



Цель: Сформировать понятия об основных свойствах живых организмов, значении биологических знаний в повседневной жизни человека.

Задачи урока:

  1. Образовательная: дать представление о месте биологии в системе естественных наук; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе «Окружающий мир» в начальной школе, и новыми знаниями по курсу «Введение в биологию»; формировать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, излагать свои мысли.

  2. Развивающая: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ; развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности.

  3. Воспитательная: формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы, основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль и пр.)


Планируемые предметные результаты:

Учащийся научится называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, давать определение понятию «биология»; объяснять роль и значение биологических знаний в повседневной жизни; будет знать основные признаки живой природы.


Личностные результаты

Будут сформированы любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, умение оценивать усваиваемое содержимое в нравственно-эстетическом аспекте.


Метапредметные УУД

Регулятивныенаучится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативныенаучится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.


Тип урока: формирование новых знаний, вводный

Оборудование: учебники

Фронтальная форма работы

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, таблицами)


Понятия и термины: биология, живой организм, признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость подвижность, размножение.


Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя

Требования, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение курса «Введение в биологию:

  1. На каждом уроке иметь учебник «Введение в биологию»,тетрадь, ручку, карандаши (простой и цветные), линейку.

  2. Задания на дом записывать в дневнике, систематически и добросовестно выполнять их.

  3. Активно работать на всех уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и инициативу.

  4. В случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти. С этой целью разобраться в данном материале самостоятельно или с помощью учителя, выполнить задания, за которые была получена «2».


Структура учебника

  1. Учебник состоит из четырех больших частей. В каждой части несколько тем.

  2. В теме сначала помещен основной материал, затем – дополнительная информация*

  3. После учебного материала следуют вопросы и задания.

  4. Каждая тема заканчивается кратким изложением ее основного содержания.


III. Актуализация опорных знаний урока.

Природа! Многоликая и разнообразная. Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Эти слова мы слышим постоянно.

Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания (И. Гёте)

А что такое природа?

  • Природа – все то, что нас окружает.

Вы знаете, что природа бывает живая и неживая.

Назовите тела живой природы (или живые организмы) и тела неживой природы.

  • Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Они живут в воде, на суше, в воздухе. Вода, воздух, горные породы – тела неживой природы.

Что вам известно о живых организмах из курса «Окружающий мир»?

Чем живые организмы отличаются от неживых объектов, как вы дусвете?

  • Растут, дышат, размножаются... (на доске или слайде обобщить названные свойства живых организмов)

Природа живет по своим законам. Многие из них уже изучены, и мы будем знакомиться с ними на уроках. Но природа хранит много тайн и загадок! Каждый из вас, получив багаж современных знаний, сможет участвовать в раскрытии тайн природы.

Зачем необходимо изучать биологию? Живые организмы?

В каких сферах деятельности можно применять знания биологии?


IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

В начальной школе вы уже начали изучать природу в курсе «Окружающий мир», многое знаете о живых организмах: где живут, как питаются. Но еще больше предстоит узнать в курсе «Введение в биологию».

Биология относится к естественным наукам, так как изучает объекты природы. Она изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность, взаимосвязь их между собой и неживой природой.

Какие группы живых организмов вы можете назвать?

  • Животные, грибы, растения, микроорганизмы.

Мы вспомнили, чем живые организмы отличаются от неживых.

Как вы думаете, что означает слово «биология»?

Подберите к нему однокоренные слова.

  • Экология, геология, биография.


«биос» – жизнь (греч.)

«логос» – учение (греч.) .

Биология – наука о жизни, живых организмах


Мы знаем, что мышь, синица, дождевой червь – это объекты живой природы. А камень, сосулька, вода относятся к неживой природе.

Какие же свойства характерны для живых организмов?

Рассмотрим каждый признак по отдельности. Найдите признак, упоминающийся в тексте учебника первым. Далее работаем по тексту.

      1. Все живые организмы состоят из клеток, т.е. имеют клеточное строение, а также сходный химический состав.

      2. Обмен веществ.

      3. Питание.

      4. Выделение.

      5. Дыхание.

      6. Рост и развитие.

      7. Раздражимость.

      8. Движение.

      9. Размножение.



V. Первичное закрепление изученного материала.

Итак, мы перечислили признаки, характерные для всех живых организмов. Но между ними есть и отличия. Например, растения и животные. Чем они отличаются друг от друга?

(заполнение таблицы с использованием текста учебника, стр. 10).


Сравнительная характеристика растений и животных

Признаки и свойства

Растения

Животные

Подвижность

Относительно неподвижны, способны к ограниченным движениям. Не могут активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи семян, которые могут распространяться ветром, насекомыми, животными.

Способны активно передвигаться, перемещаться внутри своих территорий, либо мигрировать

Рост

Растут в течение всей жизни, характерен неограниченный рост (если имеются условия)

Растут до определенного времени

Питание

Способны самостоятельно создавать (синтезировать) органические (питательные) вещества, используя солнечную энергию (в процессе фотосинтеза)

Питаются готовыми органическими веществами


Какие свойства характерны для живых организмов? (Рост, развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость, питание, выделение, дыхание, подвижность)

Чем рост отличается от развития? (Рост – изменение размеров организма, а развитие – изменение в строении организма или отдельных его частей)

На каких свойствах основаны различия между растениями и животными?


VI. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?


VII. Подведение итогов.

Оценивание работы учащихся за время урока, комментирование оценок.

Домашнее задание

  • § 1 (стр. 6-11), прочитать, подготовить пересказ на основе базовых понятий

  • Ответить устно на вопросы после §.

6


Просмотр содержимого презентации
«что такое живой организм»

Живой организм Учитель биологии МБОУ СОШ № 1 Чепурова Анастасия Васильевна

Живой организм

Учитель биологии МБОУ СОШ № 1

Чепурова Анастасия Васильевна

Природа –  единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания...  И. Гёте

Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания... И. Гёте

«биос» - жизнь  «логос» - учение  Био логия – наука о жизни, живых организмах

«биос» - жизнь «логос» - учение Био логия – наука о жизни, живых организмах

Свойства живых организмов

Свойства живых организмов

Все живые организмы имеют клеточное строение

Все живые организмы имеют клеточное строение

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ

ОРГАНИЗМОВ

Рассмотрим каждый признак

Рассмотрим каждый признак

  • Клетка – структурная единица всех организмов ( т.е. является кирпичиком любого живого организма)
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ   Что это такое?     Обмен веществ – это процесс обмена веществами между организмом и окружающей средой.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ Что это такое?

Обмен веществ – это процесс обмена веществами между организмом и окружающей средой.

Питание.  Что такое питание?  Питание – это процесс поглощения пищи.

Питание. Что такое питание?

Питание – это процесс поглощения пищи.

Выделение  Выделение – это процесс освобождения организма от ненужных веществ.

Выделение

Выделение – это процесс освобождения организма от ненужных веществ.

Дыхание  Дыхание – это процесс обмена газами между организмом и окружающей средой.

Дыхание

Дыхание – это процесс обмена газами между организмом и окружающей средой.

Рост и развитие.

Рост и развитие.

  • Развитие – это изменение в строении организма или отдельных его частей.
  • Рост – это увеличение организма в размере, за счёт увеличения числа клеток .
Раздражимость.  Раздражимость – это способность организма отвечать на воздействие извне.

Раздражимость.

Раздражимость – это способность организма отвечать на воздействие извне.

Движение   Найдите фразу в учебнике на стр. 10, характеризующую важность этого признака . Жизнь это – движение!

Движение Найдите фразу в учебнике на стр. 10, характеризующую важность этого признака .

Жизнь это – движение!

Размножение  Размножение – это увеличение числа себе подобных.

Размножение

Размножение – это увеличение числа себе подобных.

Признаки и свойства Растения Подвижность Животные Рост Питание

Признаки и свойства

Растения

Подвижность

Животные

Рост

Питание

Признаки и свойства Растения Подвижность Животные Относительно неподвижны, способны к ограниченным движениям. Не могут активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи семян, которые могут распространяться ветром, насекомыми, животными. Рост Способны активно передвигаться, перемещаться внутри своих территорий, либо мигрировать Растут в течение всей жизни, характерен неограниченный рост (если имеются условия) Питание Растут до определенного времени Способны самостоятельно создавать (синтезировать) органические (питательные) вещества, используя солнечную энергию (в процессе фотосинтеза) Питаются готовыми органическими веществами

Признаки и свойства

Растения

Подвижность

Животные

Относительно неподвижны, способны к ограниченным движениям. Не могут активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи семян, которые могут распространяться ветром, насекомыми, животными.

Рост

Способны активно передвигаться, перемещаться внутри своих территорий, либо мигрировать

Растут в течение всей жизни, характерен неограниченный рост (если имеются условия)

Питание

Растут до определенного времени

Способны самостоятельно создавать (синтезировать) органические (питательные) вещества, используя солнечную энергию (в процессе фотосинтеза)

Питаются готовыми органическими веществами

Выводы:

Выводы:

  • Живые организмы обладают свойствами (имеют клеточное строение, дышат, питаются, растут, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью, между ними и окружающей средой происходит обмен веществ и энергии).
  • Все перечисленные свойства характеризуют только живые организмы.
  • После смерти в организме полностью прекращаются жизненные процессы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!