Пермякова Людмила Николаевна
МАОУ СОШ №18, города Кунгура
Современный урок биологии с использованием технологии проблемного обучения.
Концепция проблемного обучения предусматривает траекторию развития, а не усвоения знаний, достижение большей прочности знаний при их самостоятельном достижении учащимся. Использование проблемных ситуаций поощряет творческое начало в учениках, отдает им учебную инициативу. А.В.Хуторской выделяет такой подход как концепцию эвристического обучения. Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, побуждающая ученика искать новый способ объяснения или способ действия.
Урок биологии в 8 классе. «Скорее «Скорой».
Тема: «Первая помощь при кровотечениях».
Цель урока: Знакомство с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при различных видах травм кровеносных сосудов.
Задачи:
- предметная: научить распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;
- метапредметные:
познавательная – поиск информации в различных источниках, оформление ее в виде таблицы
регулятивная – достижение результатов соответственно поставленной цели, самооценка результатов;
коммуникативная – взаимодействие в группе, распределение ролей в группе;
личностная – умение действовать в экстремальной ситуации, готовность прийти на помощь пострадавшему.
Оборудование: таблицы «Кровотечения и их виды», «Основные виды повязок», бинты, жгуты или резиновые трубки, палочки для закрутки, учебники «Биология. 8кл. Человек» Колесов Д.В., сборник опытов и заданий «Человек и его здоровье» Р.Д. Маш.
Мотивационное поле - проблема:
- В Кунгуре этой осенью произошел несчастный случай. Группа школьников ехала на велосипедах вдоль скоростной трассы «Кунгур – Орда». При попытке пересечь проезжую часть одна из велосипедисток была сбита мчавшимся автомобилем. Водитель скрылся. Ребята вызвали «Скорую помощь» и ждали до ее приезда. Девочка умерла по дороге в больницу.
- Как вы думаете ребята поступили правильно? Все ли они сделали до приезда медиков?
- Медицинские работники сказали, что если бы кровотечение было вовремя остановлено, то девочку удалось бы спасти. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а, нередко, и жизнь человека.
- Кто мог бы помочь в этой ситуации? Какими качествами должен обладать этот герой? (уметь оказывать первую помощь)
- Действительно, пострадавшему может помочь только тот, кто не только знает, но и умеет.
На доске две буквы -СЯ: чтобы уметь, что нужно сделать? (учиться, тренироваться)
- Учиться из каких источников? (книг, учителя …)
- Какие знания и умения можем получить? (распознать кровотечение, оказать первую помощь) как озаглавим работу?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ урока.
- Предлагаю ускорить работу распределением деятельности по группам:
1 гр – венозное кровотечение, 2гр – артериальное кровотечение, 3 гр – капиллярное кровотечение, 4 гр – внутреннее кровотечение, 5 гр – носовое кровотечение.
Работу оформить в таблицу на листах-картах из разрезных карточек, привести пример оказания первой помощи на одном из учеников.
Оценивать работу групп будет независимый эксперт
1. Результаты оформим в таблицу «Первая помощь при кровотечениях»
Вид кровотечения | Как узнать (характеристика кровотечения) | Как помочь (меры первой помощи) |
| | |
- группы работают 7 мин, докладывают результаты своей работы.
- Эксперт оценивает и комментирует.
2. - Третье задание: выберите карточку-задачу и окажите первую помощь одному их «пострадавших».
Задания:
У пострадавшего наблюдается кровотечение из середины плеча. Ярко-красная кровь вытекает из раны непрерывной и пульсирующей струей в большом количестве. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.
Велосипедист, выполняя акробатический прыжок, упал на большой скорости на асфальт. Кожа содрана. Колено и передняя поверхность правой голени кровоточит, как губка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
Трейссер во время прыжка ударился головой о препятствие. Из носа течет кровь, на лбу большая шишка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
Подростки прыгали в опил и не заметили торчащую из кучи щепку. Один из них после прыжка обнаружил, что острая щепка воткнулась в левую голень. Кровь течет из раны слабой ровной струей. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который воткнулся в левую руку выше запястья. Ярко-алая пульсирующая струйка крови потекла из раны. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.
Эксперт подводит итоги работы групп, лучшей группе выдает вымпел «Юные медицинские спасатели» (ЮМС).
Рефлексия:
- Кто на сегодняшнем уроке достиг поставленной цели?
- Какие - СЯ для этого приобрел?
- составьте синквейн на тему КРОВОТЕЧЕНИЕ
- Сделайте самооценку своей работы на уроке.
- приклейте свой стикер на одну из линий поведения:
красная – я знаю, как помочь быстрее «Скорой»
синяя – я могу помочь при чьей-нибудь поддержке
желтая – я смогу вызвать «Скорую помощь»
Домашнее задание:
выберите себе д\з самостоятельно:
- составить «Инструкцию юного спасателя»;
- написать мини-сочинение «Как нужно действовать при спасении жизни человека»
- нарисовать плакат «Умей спасти жизнь человека!»
Урок, построенный с использованием технологии проблемного обучения, вызвал большой интерес у учеников. Проведенная проверочная работа по теме урока показала качество на 18% выше среднего по предмету. Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии поднимает интерес к предмету и является эффективным современным способом обучения.
Литература
1. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999№3
2. Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (приложение к Первому сентября) 2002.
3. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1994
4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе., М., 2007.
5.Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия. 1998
6. Петрушин О.В. Методы проблемного обучения на уроках биологии //Образование в современной школе. 2003 г.- № 6