Урок-диспут по правоведению в 10-м классе.
Правовое государство – миф или реальность?
1. Тип урока: урок-диспут.
2. Цели:
Познавательная (сформулировать представление учащихся о том, что такое правовое государство и гражданское общество)
Развивающая (развитие критического мышления учащихся, умения сравнивать, обобщать и анализировать)
Воспитательная (повышение уровня правовой и политической культуры учащихся)
3. Задачи:
Развивать умения работы и письменным источником информации
Развивать теоретические представления учащихся в области правоведения и политологии
Развивать у учащихся умение сравнивать и анализировать полученную информацию
Основные понятия: правовое государство, гражданское общество, их взаимосвязь.
Оборудование: раздаточный материал.
Методы обучения: частично поисковый, сравнительный, групповой
Планируемый результат:
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель зачитывает статьи из конституций разный стран о правовом государстве.
Статья 1, Конституция РФ « Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Статья 2, Конституция РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Конституция ФРГ, Раздел 1, Статьи 1 и 2: «(1) Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти.
(2) Посему немецкий народ в силу этого признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества, мира и справедливости в мире».
Конституция республики Бразилия «Все равны перед законом; без каких-либо различий бразильцам и иностранцам, проживающим в стране, гарантируется нерушимость права на жизнь, свободу, равенство, безопасность и собственность…»
Вопрос: о чем идет речь в данных статьях? (о незыблемости прав человека)
Почему тогда вопрос о правовом государстве и сегодня вызывает споры и сомнения?
Какова наша задача? (формулирует класс)
Далее: учитель раздает памятки о том, как нужно вести себя на уроке диспуте, один из учеников зачитывает их.
2. Повторение материала.
Ребята, давайте обратимся к справочным материалам (раздаточный материал) и вспомним основные понятия, с которыми мы сегодня работаем: правовое государство и гражданское общество.
Прочитать определение гражданского общества и предпосылки его появления
Прочитать определение и признаки правового государства
Как взаимосвязаны правовое государство и гражданское общество?
3. Итак, мы сегодня рассмотрим вопрос следующий « Правовое государство в России - миф или реальность?»
- ребята делятся на две группы, также двое учеников составят группу экспертов (столы буквой «П», с одной стороны «миф», с другой – «реальность», в центре - эксперты).
- работа по основным признакам
А) верховенство права во всех сферах общественной жизни (аргументы и контраргументы)
Б) эффективная система контроля за соблюдением закона (аргументы и контраргументы)
В) реальное разделение властей (аргументы и контраргументы)
Г) полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека (аргументы и контраргументы)
Д) взаимная ответственность государства и личности (аргументы и контраргументы)
Е) единство права и закона (аргументы и контраргументы)
Ж) политический и идеологический плюрализм (аргументы и контраргументы)
Итак, а теперь давайте дадим право высказаться нашим экспертам.
Учитель обобщает: например, на сегодняшний день Россию трудно назвать с полной уверенностью правовым государством, но сделано много шагов для достижения этой цели. Одним из этих шагов является изучение нами основного закона государства - конституции (т.е. овладение правовыми знаниями).
4. Рефлексия.
Вопрос классу: каковы, на ваш взгляд, причины, обуславливающие сложность формирования в современной России правового государства и гражданского общества?
На доске (учитель отрывает доску там слова Цицерона о государстве «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона».
Вопрос: о чем говорит Цицерон?
Домашнее задание: параграф 11 – прочитать.
3