СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 1 класса по психокоррекционным занятиям с элементами сказкотерапии «Цветок души»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудности и противоречия, связанные с периодом адаптации к школе, а также формированием самооценки,  принятия себя учащимися  1 классов коррекционных школ  влияют на их характер, взаимодействие с социальным окружением, с референтной группой и с близкими людьми. Эти трудности нередко создают атмосферу страха, вызывая ощущение «одиночества среди толпы», рождая чувства неуверенности, замешательства, бессилия. Эти трудности можно преодолеть на занятиях игротерапии, привлекая эвристические методы (такие как метод эвристических вопросов, сказкотерапия и арттерапия). Cказки очень важны в жизни каждого человека: во-первых, сказки универсальны для учащихся этого возраста, а во-вторых, сказки хранят в себе нравственные постулаты и передают их понятным для детей языком образов. Сказкотерапевтические занятия способствуют не только формированию адекватной самооценки, но и оказывают эффект «поддержки» в сложный для учащихся 1 классов адаптационный период, создают социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении. Новые положительные установки, а также навыки и умения, которые формируются в процессе занятий, помогут эффективно преодолевать сложности адаптационного периода. Путем проведения беседы, обсуждения сказки удается пробуждать в ребенке способности к сопереживанию и состраданию. Помочь ребенку лучше адаптироваться к обучению в школе может также сюжетно-ролевая игра. Данное коррекционное занятие было составлено, исходя из возрастных и дефектологических особенностей детей (в классе три аутиста, трое детей не владеют разговорной речью, двое детей - с синдромом гиперактивности с нарушением внимания), а также авторских разработок по выявленной проблематике. Психокоррекционная работа на уроке проводилась в трех основных направлениях: во-первых, по повышению эмпатийных качеств и самооценки учащихся; во-вторых, по обучению учащихся адекватным способам коммуникации; в-третьих, по повышению его творческих навыков и развитию основ абстрактного мышления учащихся через активизацию их воображения. Урок проводился в 1Б классе С(К)ОШ № 61 г. Казани в ноябре 2017 года.

Просмотр содержимого документа
«Урок для 1 класса по психокоррекционным занятиям с элементами сказкотерапии «Цветок души»»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 61 VIII вида»







Личностно-ориентированный подход к учащимся

на уроках игротерапии



Конспект занятия по игротерапии

в 1 классе коррекционной школы VIII типа

«Цветок души»









Учитель начальных классов

Вильданова Гульнара Рашатовна












Казань - 2014 г.

Тема урока: «Цветок души».


Обоснование: Трудности и противоречия, связанные с периодом адаптации к школе, а также формированием самооценки, принятия себя учащимися 1 классов коррекционных школ влияют на их характер, взаимодействие с социальным окружением, с референтной группой и с близкими людьми. Эти трудности нередко создают атмосферу страха, вызывая ощущение «одиночества среди толпы», рождая чувства неуверенности, замешательства, бессилия. Эти трудности можно преодолеть на занятиях игротерапии, привлекая эвристические методы (такие как метод эвристических вопросов, сказкотерапия и арттерапия). Cказки очень важны в жизни каждого человека: во-первых, сказки универсальны для учащихся этого возраста, а во-вторых, сказки хранят в себе нравственные постулаты и передают их понятным для детей языком образов. Сказкотерапевтические занятия способствуют не только формированию адекватной самооценки, но и оказывают эффект «поддержки» в сложный для учащихся 1 классов адаптационный период, создают социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении. Новые положительные установки, а также навыки и умения, которые формируются в процессе занятий, помогут эффективно преодолевать сложности адаптационного периода. Путем проведения беседы, обсуждения сказки удается пробуждать в ребенке способности к сопереживанию и состраданию. Помочь ребенку лучше адаптироваться к обучению в школе может также сюжетно-ролевая игра. Данное коррекционное занятие было составлено, исходя из возрастных и дефектологических особенностей детей (в классе три аутиста, трое детей не владеют разговорной речью, двое детей - с синдромом гиперактивности с нарушением внимания), а также авторских разработок по выявленной проблематике. Психокоррекционная работа на уроке проводилась в трех основных направлениях: во-первых, по повышению эмпатийных качеств и самооценки учащихся; во-вторых, по обучению учащихся адекватным способам коммуникации; в-третьих, по повышению его творческих навыков и развитию основ абстрактного мышления учащихся через активизацию их воображения. Урок проводился в 1Б классе С(К)ОШ № 61 г. Казани в ноябре 2013 года.


Цель: Развитие коммуникативных навыков и нравственных умений учащихся. Коррекция эмоциональной сферы с использованием приемов сказкотерапии, игротерапии и арттерапии.


Задачи:

Образовательные:

  • обогащение и активизация словаря, устной речи учащихся;

  • знакомство учащихся с новым понятием этики («красота души»);

  • развитие словесно-логического мышления;

  • расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

  • развитие воображения и абстрактного мышления.

Воспитательные:

  • формирование начальных представлений о внутреннем мире человека, его эмоциях;

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;

  • развитие эмпатийных умений учащихся;

  • сплочение детского коллектива;

  • оказание помощи в духовно-нравственном ориентировании учащихся.

Коррекционные:

  • создание благоприятного психологического климата в детском коллективе;

  • сплочение детского коллектива;

  • развитие творческих способностей;

  • диагностика эмоционального состояния учащихся;

  • коррекция негативных эмоциональных переживаний в адаптационный период;

  • повышение самооценки учащихся;

  • гармонизация внутреннего состояния учащихся.

Вид урока: сказка, беседа, игра, творческое задание.


Методы: эвристические (метод эвристических вопросов, сказкотерапия, игротерапия, арттерапия, телесно-ориентированная терапия).


Способы организации деятельности преподавателя и учащихся: фронтальный, парный, коллективный.


Межпредметные и внутрипредметные связи: интегрированный урок по игротерапии с элементами уроков трудового обучения, живого мира и устной речи.


Материально-техническое обеспечение урока: компьютер; заранее распечатанные цветные JPG-изображения (пустыни, кактусов, каравана, цветущих кактусов); музыкальная композиция «Релаксация: красный цвет» (при отсутствии интерактивной доски); видеоролик в качестве видеосопровождения сказки (при наличии в классе интерактивной доски); живой кактус денмоза (Denmoza); заранее заготовленные учащимися на предыдущих уроках труда объемные аппликации из цветной бумаги («Кактус в горшке»), вырезанные из картона изображения цветов в цветовом диапазоне теста Люшера; картинки с тремя основными смайликами (грустный, нейтральный, веселый).


Ход занятия.


Организационный момент.


- Здравствуйте, я рада вас видеть на нашем занятии. Сегодня мы проводим открытый урок по игротерапии. К нам в гости пришли учителя и ваши родители. Давайте поздороваемся с ними как ученики (учащиеся здороваются стоя, кивком головы).


Ребята, скажите, а какое у вас сегодня настроение? На моем столе лежат картинки со смайликами, выберите из них те, которые больше всего подходят вашему настроению и прикрепите их на доску (демонстрация картинок, выбор детей).


Введение в тему.

Учитель задает учащимся вводные вопросы:

- Ребята, а вы любите комнатные растения?

- Как вы считаете, нужны ли они в школе? Есть ли от них польза?

- А какие растения вам нравятся больше всего?


Сегодня я хочу загадать вам загадку про одно необычное комнатное растение:


Он – на ёжика похож,

Но цветок он, а не ёж.

(Кактус)


- Ребята, а нравятся ли вам кактусы? Почему?


Кактусы - особенные растения. Они легко могут жить в горячих и засушливых местах. Палящее солнце пустыни им не страшно. Все их строение приспособлено к накоплению влаги. Корни быстро всасывают воду во время дождей и запасают ее в клетках стебля. Стебли кактуса покрыты толстой и плотной кожицей. Во время длительного засушливого периода кактус пьет свою воду, которую он накопил под кожицей в своих толстых стеблях. Кактус похож на бочку с водой. Колючки у кактусов – это их листья. Они могут быть самыми различными – короткими, длинными, мягкими или острыми, прямыми или крючковатыми. Колючки кактуса – защита от жары и от животных, которые хотят воспользоваться их запасом кисловатой влаги. Вот почему он такой колючий. А все ли кактусы одинаковы? (Нет, они отличаются формой, размером и колючками)



Сегодня я хочу познакомить вас с кактусом, который живет в нашем классе (демонстрация кактуса денмоза (Denmoza) учащимся). Рассмотрите его внимательно, ребята. Попробуйте прикоснуться к нему – но только осторожно и бережно! - и вы заметите что-то необычное. Что вы заметили? (Его колючки мягкие, они не колются).

Все кактусы умеют цвести. Как вы думаете, расцветет ли наш кактус? Что нужно для того, чтобы он порадовал нас цветами? (поливать, защищать от холода, обращаться бережно и по-доброму).

Каждый из нас, людей, порой напоминает такой вот кактус. Когда рождается человек, из зернышка его души проклевывается нежный росток. Это - цветок нашей души. Что же такое душа? Как вы думаете – на что похожа душа доброго человека? (Ответы учащихся)


Объявление темы урока:


Тема нашего сегодняшнего урока - «Цветок души».

Слышали ли вы когда-нибудь это слово – душа? Что же это такое?

Душа человека - это его мысли и чувства – все то, что он чувствует и то, о чем он думает. У каждого человека есть своя душа. Она находится внутри человека и она невидима. Но мы можем понять какая у человека душа по его словам и поступкам. Все люди рождаются с хорошей душой. Но, если начинают жить неправильной жизнью - обижать людей, совершать плохие поступки, то душа постепенно превращается в злую. Все поступки человека зависят от того, какая у него душа. Про доброго человека, люди всегда говорят "добрая душа", «у него красивая душа». Про плохого человека говорят "злая, некрасивая душа". Поэтому мы должны стараться не думать о плохом и не совершать дурных поступков, чтобы наша душа не превратилась в злую.


Красота души может проявляться во всех и во всем. Даже в цветке кактуса. Сегодня я хочу рассказать вам сказку, которая называется «Цветок кактуса».


ЦВЕТОК КАКТУСА

(адаптация авторской сказки М.Скребцовой)


Однажды утром в пустыне, где утро и день одинаково жарки, родилось растение. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали очень строгое воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. (На доску вывешивается рисунок 1)


Рисунок 1.


Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг.

Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!»

Но кактус не хотел молчать. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами — с далекими звездами.

Однажды пески рассказали ему о людях.

«Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», — вздыхал кактус.

«Ха-ха-ха», — смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно».

(На доску вывешивается рисунок 2)


Рисунок 2.


Но вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей. Они выглядели уставшими и раздраженными. Наверно они путешествовали по пустыне уже несколько дней. Они о чем то говорили. Кактус замер, прислушиваясь, и расслышал их слова: «Как же надоела эта пустыня! Одни пески, пустота, молчание, да изнуряющая жара. Как же здесь неприветливо! Даже растений нет, одни колючки!»

А кактусу так хотелось коснуться людей, так хотелось, чтобы они заметили его, поговорили с ним. И он потянулся к ним всеми своими маленькими колючками. «Смотри-ка, какой необычный кактус! — вдруг заметил один из людей и осторожно прикоснулся к нему. — Удивительно, но его иглы совсем не колются. Это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой!» — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.

Кактус очень обрадовался, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. Он чувствовал, как его сердце переполняет счастье и вдруг он понял, что что-то хорошее происходит с ним. Маленький кактус расцвел, словно выпустив все самое лучшее, что в нем было наружу. И по мере того как люди приближались, их лица менялись, они озарялись неописуемым восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо!» — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении. (На доску вывешивается рисунок 3)


Рисунок 3.


«О чем это они?», — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, все рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И удивительный свет исходил от белоснежного чуда – цветка кактуса.

Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел очень красиво. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты раскрыл свою душу, ты подарил людям свое сердце... Твой прекрасный цветок души заставил забыть людей и невзгодах и тяготах пути, помог увидеть красоту другим, а значит, ты помог раскрыться цветку души и в тех, кто посмотрел на тебя. Ты открыл ее в людях... Ты счастлив».


Вопросы и задания учащимся к сказке:


1) Чем кактус отличается от других растений? (Живет в пустыне, колючий)

2) Каким был кактус из сказки? (Задавал вопросы, любил поговорить, хотел дружить)

Он был такой же, как его собратья? (Нет, маленький кактус был другим, более любопытным, разговорчивым)

3) С кем дружил кактус? (С ветром, песками, звездами)

4) О чем он мечтал? (Мечтал о встрече с людьми)

5) Когда кактус в первый раз увидел людей – какое у них было настроение? (Сердитое, уставшее, раздраженное)

6) Что сделал кактус, когда увидел людей? (Потянулся к ним колючками, распустил цветок)

7) Что изменилось в людях при виде цветущего кактуса? (У них изменилось настроение, они стали восхищаться его красотой, стали добрее)

8) Как вы понимаете слова «цветок души»? (Это когда все самое лучшее в ком-то выходит наружу .Когда человек делится с другими чем-то хорошим. Когда кто-то счастлив. Когда кто-то делает счастливым другого)


Физминутка:


У кактуса иголок сто, (растопырили пальцы рук в разные стороны)

Одел он шляпу и пальто (показывают движениями одевание),

Теперь и в шляпе и в пальто (поочередно касаются головы и проводят руками по телу)

Не две, не три, а дырок сто (показывают один палец, потом три, а потом взмахивают всеми десятью много раз).


Игровой момент:


Ребята, вам понравилась сказка? А герой сказки - маленький кактус? Почему?


Ребята, а помните, вчера на уроке труда мы с вами делали поделку - аппликацию какого-то растения? Какого? (Кактуса)


Учитель достает аппликации детей и прикрепляет их на доску. Дети вспоминают свои работы.


Давайте сыграем с вами в одну игру. Сейчас каждый из вас превратится в героя этой сказки – маленького кактуса. Мы будем по очереди сажать вас на стул, а остальные ученики будут подходить к вам по очереди и расскажут всем нам о вас только хорошее, расскажут о том, что им в вас нравится. Мы будем слушать внимательно и вы тоже. И если в какой-то момент вы почувствуете, что вам стало хорошо, настроение у вас улучшилось, вам захотелось поделиться своим хорошим настроением с другими – тогда поблагодарите вашего одноклассника. Вы можете сказать ему спасибо, улыбнуться ему, погладить, обнять – но сделать это нужно осторожно, так как мы с вами трогали и гладили наш кактус в начале урока. Если ваши одноклассники захотят сделать тоже самое – дайте им вас обнять и погладить.


Дети по очереди играют роль маленького кактуса, садясь на стул у доски. К ним подходят одноклассники и говорят о них только хорошее. К добрым словам о ребенке присоединяются учитель, по желанию – гости урока. После того как о ребенке будут сказаны все добрые слова, учитель обобщает все вышесказанное и произносит фразу:


Жил в пустыне он всегда,

Где отсутствует вода.

А теперь живёт в горшочке.

Это Кактус – мой цветочек.

Как он медленно растёт,

Не цветёт который год.

Я его водой полью,

Добрым словом назову.

Он откликнется на ласку,

Расцветёт цветком из сказки.


После чего задает вопрос – распустился ли внутри у ребенка цветок души? Если ответ положительный – предлагает ему коробку, в которой лежат заранее заготовленные из цветного картона цветы. Цветовая гамма цветов находится в спектре цветового теста Люшера и может служить диагностическим моментом – оценить настроение, внутреннее состояние детей на момент окончания урока. Учитель предлагает ребенку выбрать цветок, который нравится ему больше всех и приклеить его на свою поделку – кактус. Дети выбирают цветы и прикрепляют их на свои аппликации. После того как все цветы будут приклеены, учитель обращает внимание детей на то, что в коробке остались еще цветы. И предлагает желающим выбрать и подарить эти цветы одноклассникам, гостям, присутствующим на уроке.


Подведение итогов урока.


  1. О чем вы узнали на нашем уроке?

  2. Что вам запомнилось больше всего на нашем уроке? Что понравилось?

  3. Что такое душа?

  4. Какую душу можно назвать красивой?

  5. Будем ли мы ухаживать за нашим кактусом, ждать его цветения?

  6. Будете ли вы делиться с вашими одноклассниками добрыми словами, своим хорошим настроением?

  7. Покажете ли вы им цветок своей души?

  8. С каким настроением вы уходите с урока?

Общий вывод о работе детей и достижении поставленной задачи.


Момент рефлексии с гостями, присутствовавшими на уроке.


Конец урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!