СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для учащихся 5 класса по теме «Этапы познания Земли».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Эпоха Великих географических открытий. Практическая работа №2. Составление таблицы «Эпоха географических познаний Земли» (продолжение)

Цель урока:

  • Выяснить причины, способствовавшие новым открытиям, выяснить значение путешествий испанцев и португальцев для развития географического познания; объяснить название этого этапа географического познания;  
  • Развивать навыки работы с учебником, эрудицию, познавательные способности учащихся, расширить их кругозор, сформировать умение учащихся комментировать  и показывать на карте путешествия Х. Колумба, А. Веспуччи и других.
  • Воспитывать  уважение к трудам ученых-географов, формировать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы

Оборудование:

    Физическая карта полушарий, атласы для 5 класса,  компьютерная презентация, учебники географии, портреты мореплавателей

Просмотр содержимого документа
«Урок для учащихся 5 класса по теме «Этапы познания Земли».»

Приложение № 6


Урок для учащихся 6 класса по теме «Этапы познания Земли».


Тема урока: Эпоха Великих географических открытий. Практическая работа №2. Составление таблицы «Эпоха географических познаний Земли» (продолжение)

Цель урока:

  • Выяснить причины, способствовавшие новым открытиям, выяснить значение путешествий испанцев и португальцев для развития географического познания; объяснить название этого этапа географического познания;

  • Развивать навыки работы с учебником, эрудицию, познавательные способности учащихся, расширить их кругозор, сформировать умение учащихся комментировать и показывать на карте путешествия Х. Колумба, А. Веспуччи и других.

  • Воспитывать патриотизм, уважение к трудам ученых-географов, формировать интерес к урокам географии, приобщить к чтению дополнительной литературы

Оборудование:

Физическая карта полушарий, атласы для 6 класса, компьютерная презентация, учебники географии, портреты мореплавателей


Целесообразность использования презентации на уроке:

  1. Недостаточное количество информации и отсутствие необходимых иллюстраций в учебнике

  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала

  3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса

  4. Облегчение выполнения практической работы №2


Структура урока:

  1. Организационный момент: 1 мин

  2. Актуализация опорных знаний и умений: 5 мин

  3. Мотивация учебной и познавательной деятельности 1 мин

  4. Изучение нового материала: 33 мин

  5. Физминутка 1 мин

  6. Закрепление материала 3 мин

  7. Итоги урока 1 мин

  8. Домашнее задание 1 мин


Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений


Игра «Кто быстрее»

Каждый ряд получает листок с заданиями, ученик отвечает на один вопрос и передает листок дальше, указав рядом с ответом свою фамилию. Закончив отвечать, листок передают учителю, который комментирует ответы

Вопросы:

  1. Шарообразность Земли доказал….(Аристотель)

  2. «Советчик по географии» был написан….(Птолемеем)

  3. Южный материк был обозначен на карте …..(Птолемея)

  4. Путь из варягов в греки открыли…………(викинги)

  5. Древнейшие сведения об Украине содержат труды…….(Геродота, Эратосфена, Птолемея)

  6. Детальное описание природы Китая первым из европейцев сделал…(Марко Поло)

  7. Солнечные часы создал….(Анаксимандр)

  8. «Отцом географии» называют…(Эратосфена)

  9. Кто изготовил «Земное яблоко»?…..( Бехайм)

  10. Абсолютный рекорд в преодолении расстояния в 120 тыс. км в XIV веке установил…(Ибн Баттута)


III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

1. Покажите на карте мира территории, которые были известны европейцам в XV веке.

Учитель: В XV веке европейцам была известна лишь ¼ часть поверхности Земли и эта часть Земли изображалась на глобусе, изготовленном Бехаймом в 1492 году (атлас стр. 1). В конце XV века эти знания о Земле не удовлетворяли потребностей европейцев XV веке. Начинается новый этап географического познания Земли.

Период с середины XI века до середины XVII века, то есть приблизительно за 200 лет, люди узнали о Земле больше, чем за всю предыдущую историю человечества. Поэтому этот период в истории называют эпохой Великих географических открытий. Слайд №2



IV. Изучение нового материала

  1. Походы португальцев

Работа с учебником

1.1. Прочтите текст параграфа (стр. 17) о походах португальцев самостоятельно и выпишите в таблицу фамилии путешественников (практическая работа №2 продолжение).


Этапы познания Земли

Выдающиеся ученые

Географические достижения

Великие географические открытия

Б. Диаш


В. Да Гама



Слайд №3


Рассказ ученика (опережающее домашнее задание)

1.2. Путешествие Васко да Гама.

Васко да Гама родился в 1460 г. в городе Синеже, где его отец был градоначальником. Он рано приобрел опыт в мореплавании и управлении кораблем. Весной 1490 г. да Гама получил 4 корабля и экипаж 170 человек и отправился на поиски Индии вдоль берегов Африки. Через 4 месяца после выхода из Лиссабона обогнули мыс Доброй Надежды. В конце января 1498 г. эскадра вошла в устье реки Замбези. Здесь они пробыли месяц, ремонтируя корабли. Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время они отплыли от берегов и взяли курс на северо-восток. Через 23 дня, 22 мая корабли встали на якорь в Калькуте. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь в Индию. Эта торговля принесла доходы и самому Гаме, который сделался одним из самых богатых вельмож Португалии.

В 1524 г. да Гама, уже 64-летний старик, вновь был вызван к королю. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний.

Да Гама успешно совершил длинное путешествие. Но, пробыв в Индии 3 месяца, заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя.


Учитель:

- Рассмотрим путь Бартоломео Диаша и Васко да Гамы (учебник стр. 18) Слайд №4


V. Физминутка


2. Путешествие Христофора Колумба

Сообщение учеников о Колумбе (опережающее домашнее задание).

Христофор Колумб.

История Колумба – это бесконечная история загадок. Сомнениям подвергается все – дата рождения, его происхождение и город, где он родился.

Колумб решил пробраться в Индию западным путем. Живя в Португалии, Колумб предложил свой проект королю Жуану 2 в 1483 г. Но его проект не был принят. Тогда он предложил свой план Англии, потом Испании, вновь Португалии, но ни где его не принимали всерьез. Только в 1492 г. после долгих хлопот, Колумбу удалось получить в Испании 3 небольших корабля «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» для своего путешествия. 3 августа 1492 г. маленькая эскадра покинула маленький порт Палос и отправилась на запад искать Индию.

12 октября путешественники увидели землю. Это был небольшой остров, заросший пальмами. Вдоль берега по песку бежали голые люди. Так была открыта Америка.

Впрочем, Колумб до конца жизни был уверен, что он нашел путь в Индию. С его легкой руки туземцев назвали индейцами.

Всего 4 экспедиции под руководством Колумба побывали в Южной Америке. Умер Христофор Колумб в бедности в 1506 г. и был похоронен в церкви одного из монастырей в Севильи. Слайд № 5, 6

Учитель: рассмотрим в атласе путь Колумба, запишем в таблицу его открытия.

3. Путешествие Америго Веспуччи

Рассказ учителя


VI. Закрепление материала

Тест

1. Морской путь в Индию от Перенейского полуострова открыл:

а) Васко да Гама;

б) Х. Колумб;

в) Ф. Магеллан;

г) А. Веспуччи.

2. Немецкий ученый-исследователь М. Бехайм:

а) создал первую карту;

б) один из первых побывал у берегов Ю. Америки;

в) открыл путь в Индию вокруг Африки;

г) создал первый глобус.

3. Он несколько раз совершил путешествие к берегам Америки и

впервые сделал вывод о том, что это не Азия , а неизвестная

ранее суша - Новый Свет:

а) Х. Колумб;

б) Р. Скотт;

в) Васко да Гама;

г) А. Веспуччи

4. Христофор Колумб к берегам Америки совершил:

а) одно путешествие;

б) два путешествия;

в) четыре путешествия

Ответь на вопросы

Слайд 8


VII Итоги урока

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с путешествиями совершенными в Эпоху Великих географических открытий.

Посмотрим, все ли удалось выполнить на урока?

Учащиеся: Отмечают, что все задачи урока выполнены. Ещё раз проговаривают кратко содержание нового материала и подводят основные итоги урока.

Оценки за урок

VIII Домашнее задание

Прочесть параграф учебника, запомнить эпохи познания Земли и выдающихся деятелей. Подготовить сообщение о Ф. Магеллане



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!