СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок экономики в 11 классе по теме: «Поведение фирмы в условиях монополии».

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • показать, чем отличается монополия от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции;
  • раскрыть приемы анализа условия максимизации прибыли фирмой – монополистом;
  • формировать умения чтения экономических графиков;
  • способствовать развитию экономического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок экономики в 11 классе по теме: «Поведение фирмы в условиях монополии».»

Урок экономики. 11 класс

Тема: «Поведение фирмы в условиях монополии».


Цели урока:

  • показать, чем отличается монополия от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции;

  • раскрыть приемы анализа условия максимизации прибыли фирмой – монополистом;

  • формировать умения чтения экономических графиков;

  • способствовать развитию экономического мышления.


Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:

  • монополия;

  • кривая спроса фирмы – монополиста;

  • условие максимизации прибыли фирмой – монополистом.


Раздаточный материал: ксерокопия упражнения 1, тетрадь, учебник, микрокалькуляторы.


Домашнее задание: стр. 24, 61, 69-70; вопрос 6 – письменно в тетрадях для письменных работ (стр. 64 учебника).


План урока:

  1. Организационный момент:

а) тема;

б) цели урока.

  1. Закрепление изученного материала:

а) цели деятельности фирмы;

б) условие максимизации прибыли;

в) экономическая и технологическая эффективность;

г) эластичность предложения;

д) типы рынков.

  1. Объяснение нового материала:

а) роль конкуренции;

б) анализ графиков спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы и на продукцию монополии;

в) работа с учебником стр. 69-70.

  1. Закрепление изученного материала:

а) решение упражнения 1;

б) анализ графиков.

  1. Вывод.

  2. Домашнее задание.

Ход урока:

«Цена монополии во всех случаях

является самой высокой из тех,

которые можно выжать из покупателей

или которые, как предполагается, они

согласятся заплатить».

Адам Смит.

  1. Организационный момент

  2. Закрепление изученного материала:


- Спрос это желание (потребность) покупателей приобрести товар или услугу, по определенной цене в данный момент времени.

- предложение это желание производителя произвести и предложить

к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам

из ряда возможных цен в течение определённого периода

времени.


Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество

товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует

количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

При равновесной цене:

цена, при которой спрос и предложение равны;

цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.


Что произойдёт с равновесной ценой и равновесным количеством, если:

А) Рынок пшеницы – увеличилась цена на минеральные  удобрения;

В) Рынок парикмахерских услуг – резко увеличилось   количество парикмахерских;

С) Рынок мороженого – наступила зима;

D) Рынок карамели – увеличилась цена на шоколад.

Е) Рынок стали – построен новый автомобильный завод;

F) Рынок услуг такси – повысилась цена бензина
.


















3. Объяснение нового материала:

Акио Морита – певец конкуренции:

«Когда мы начинали производить в Японии магнитофоны, у нас в руках были все важнейшие патенты и нам принадлежали 100% рынка.

Но, если бы такая монополия сохранилась, это могло погубить нас. Мы начали продавать лицензии, и в скоре у нас оказалось только 30% рынка, но это уже был значительно разросшийся рынок. Мы не испытываем радости от того, что не один американский промышленник не производит видеомагнитофоны… потому что при наличии конкуренции мы могли бы расширить рынок и ускорить развитие новых моделей.

Когда нет конкуренции, меньше стимулов для нововведений».


Монополия — организация, которая осуществляет контроль над ценой и объёмом предложения на рынке и поэтому способна максимизировать прибыль, выбирая объём и цену предложения, либо исключительное право, связанное с авторским правом, патентом, торговым знаком или с созданием государством искусственной монополии.


Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.



В условиях чистой монополии:

- отрасль состоит из одной фирмы (понятия фирма и отрасль совпадают)

- полный контроль над ценой

- отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей (субститутов)

- барьеры для вступления в отрасль трудно преодолимы


Виды монополий:

- Закрытая монополия

Монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию. (ОАО «РЖД», ОАО «Мосгаз», ОАО «Мосводоканал». Это устойчивые структуры, которые, кажется, существовали всегда, и будут действовать еще долгое время.)

- Естественная монополия

Отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок. (Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа...)

- Открытая монополия

Монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. (В России это 700 существующих ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС, которые были объединены в открытое акционерное общество РАО «ЕЭС Россия». Компания образовалась в 1992 году, когда из состава находящихся в территориальном подчинении АО-энерго были выведены пятьдесят самых новейших электростанций. На сегодняшний день РАО «ЕЭС Россия» владеет всей сетью линий электропередач в стране.)


Характерные черты чистой монополии


- По существу монополист диктует цену на свою продукцию. На падающий спрос его продукции, монополист отвечает изменением предложения товара, чем и вызывает изменение объёма спроса и цены.

- Вступление в данный рынок новых предприятий блокируется экономическими, финансовыми, и другими преградами.

- Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей.

  • Неценовая конкуренция на данном рынке отсутствует.

Причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.


Условия возникновения монополии


- Установленные правительством законодательные барьеры для ведения бизнеса (сертификация, лицензирование, распределение квот);

- Наличие значительных затрат при осуществлении деятельности, которые не окупаются в условиях конкуренции;

- Поглощение и слияние приводит к укрупнению компаний;

- Применение политики протекционизма, которая защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов.



  1. Практическое задание:

Пользуясь предложенной информацией, с учетом законодательного регулирования, заполните таблицу, в которой укажите положительные и отрицательные стороны монополии




Монополист может:

  • применять новейшие технологии

  • использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками

  • выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии

  • противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Монополии имеют возможность:

  • увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

  • "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы;

  • тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие прибыли и без совершенствования производства).


Законодательное регулирование

При отсутствии конкуренции происходят негативные последствия для общества:

  • Отсутствие стимула для развития новых технологий;

  • Дефицит продукции;

  • Неэффективное расходование ресурсов;

  • Несправедливое распределение доходов.

Поэтому правительства многих стран ограничивают формирование монополий при помощи антимонопольного законодательства. Антимонопольные законы приняты в большинстве государств мира. Они защищают интересы потребителей и способствуют стабильности экономики. Специальными государственными структурами осуществляются следующие действия:

  1. Контролируются цены.

  2. Предотвращается зависимость мелких компаний от крупных.

Отслеживается уровень конкуренции на рынке.






  1. Вывод

Монополист, как правило:

устанавливает цену выше, чем она сложилась бы на конкурентном рынке;

производит товаров меньше, чем могла бы производить отрасль в условиях совершенной конкуренции;

страдают потребители, которые вынуждены покупать товары по высоким ценам и не всегда высокого качества.


От компании-монополиста зависит положение в отрасли и государственная экономика в целом.

На то, каким окажется это влияние: благоприятным или разрушительным, влияет добросовестность руководителей этого предприятия.


  1. Выставление оценок


  1. Домашнее задание


Учебник стр. 120 – 127 повторить. Ответить на вопросы стр. 127.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!