СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия в музей "Живая память"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок экскурсия в музей Артемовского района, который находится в школе №41 г. Луганска. Интегрированное занятие: литература, история и краеведение.  

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия в музей "Живая память"»

Государственное учреждение

Луганской Народной Республики

«Луганское общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 41»








Методическая разработка

воспитательного мероприятия


«Луганск – любовь моя»

«Живая память»





Составитель:

Приходько Н.А.

учитель высшей

квалификационной категории,

учитель-методист











2018 г.



Тема: «Луганск – любовь моя»

«Живая память»


Форма проведения: Урок – экскурсия в музей Артемовского района

ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 41» г. Луганска


Цель. Познакомить учащихся с экспонатами музея; развивать речевые и коммуникативные навыки, внимательность, способствовать воспитанию любви к родному краю, интереса к истории развития малой родины и республики, гордость за свою Родину.


Метапредметные связи:


познавательные: познакомить учащихся с экспонатами и архивными документами музея;

регулятивные: воспитание базовых духовных ценностей через историю, литературу, культуру;


личностные: осознание обучающимися важности защиты Родины и труда во

во имя народа.


Ожидаемые результаты: историческое и национальное самоопределение учащихся.


Возрастная аудитория: 12-15 лет (6-9 классы)


Ход урока


  1. Вступительное слово учителя.

Я приветствую вас, гостей нашего музея. Думаю, что сегодняшняя экскурсия поспособствует развитию интереса к истории родного края, а стихи, которые прозвучат здесь, научат вас видеть красивое – в малом, великое – в незаметном…

Итак, мы начинаем.

Родной край… Многое вмещают в себя эти слова: это то место, где мы родились, растем; где сказали первое слово «мама», её ласковые руки и нежный взгляд. Это дом, это дворик с цветущим садом, это река, на мосту которой сказано первое «люблю». Это богатство родной земли, а главное – прекрасные люди, которые тебя окружают.

Мы живем в Луганской Народной Республике. Она наша большая родина. Наша обязанность беречь её, заботиться о ней, а главное – её любить. Любить её широкие просторы, леса, холмы; любить её народ, его язык – мову:

  1. Слышать радостно мне снова:

Здесь в поселке, вечерком

Зазвучала всюду мова

Родниковым ручейком.

Харьковчане, Полтавчане, Запорожцы

И – ещё…

Мовы чудное журчанье

Вдоль по улице течет…

(Василий Горяинов. «МОВА»)


  1. Если Луганщина – наша большая Родина, то Луганск – это маленькая Родина. Это то маленькое сердечко, которое бьется в каждом из нас; сердечко, наполненное любовью, добротой, отзывчивостью. В Луганске – наши жизненные и духовные корни.

  2. На воду тополь сбрасывает листья,

Бежит Лугань меж тихих берегов.

Вплетает ночь блестящее монисто

В седеющие пряди облаков.

А в небе тает окрик журавлиный,

Плывет косяк в ночную синеву…

…Иду над речкой вечером чудесным.

Вокруг созвездья заводских огней,

И кажется, доносит ветер песню

Из тех далеких величавых дней…

(Степан Бугорков. «Песня»)

  1. Ці степи, цей синій простір,

Ця, свята для серця, мить...

Літній грім, неначе постріл,

Над тобою прозвучить.

Чебреці та молочаї, і полин, і ковила...

Наш Донбас нас зустрічає

Сяйвом щирого тепла...

(Іван Доніч. «Вівтар душі»)

  1. Презентация папки «Мой Луганск».

  2. Наш город – город богатырь. У него четыре сердца. Что же это за сердца? (Учащиеся отвечают: это районы Артемовский, Жовтневый, Каменнобродский, Ленинский).

Почему наш район назван Артемовским?

(Учащиеся отвечают).

  1. Экскурсовод – ученик рассказывает об Артеме.

Учитель: Давайте подойдем к карте Артемовского района.

Что вы видите?

(Учащиеся отвечают).

  1. В музее карта нашего района

Напоминает дуба жёлуди в ветвях.

Нам мудрый дуб поведает историю о том,

Как жил, живет и будет жить район!

Богатый, сильный и цветущий,

Корнями мощными растущий,

Он будет дальше процветать

И славу людям воспевать!

Звучит, как колокольный звон:

Артемовский родной,

Артемовский район.

(Вера Писарева «Карта Артемовского района»)

Учитель: Наш район знаменит своими людьми: это шахтеры, слесари, механики, литейщики, инженеры, строители, врачи, учителя, писатели, актеры – это наша слава и наша гордость.


  1. Экскурсовод-ученик рассказывает о заводах. Учащиеся рассматривают стенды.

  2. Экскурсовод – ученик рассказывает о шахтерском труде.

  3. Не знает шахта праздных дней

Ни в счастье, ни в печали.

Крутые горизонты в ней,

Бездонны вертикали.

Пусть на земле мороз и снег,

А там, в жаре и в теми,

Пласт разрушает человек –

Для жизненной системы.

И день, и ночь шахтер в труде,

Чтоб в каждом доме снова

Ярился свет, огонь гудел

И жизнь текла бедово.

(Анатолий Акмаев. «И день, и ночь…»)

  1. Следующая страница – «страница памяти»

(Дети подходят к военным экспонатам)

  1. Не порочен, прекрасен и юн,

С тополиною чёлкой Июнь

Был к оружию ратному зван

А ему – то т дней – 22…

И не отрок, и не мужик,

А его уже рок сторожит,

А ему, беспощадна и зла,

Похоронку война запасла.

Но, предчувствуя гибель свою,

На войну шёл спокойно Июнь –

У избы за подол дергал мать

Младший брат по имени Май

(Василий Дунин «22-е июня 1941 года»)

  1. Рассказ экскурсовода о военном времени.

Учитель: У нашей поэтессы Ирины Гирляновой есть стихотворение, в котором она обращается к вам, современным детям, называется оно «Письмо с войны»

Прошу тебя, - думай о прошлом.

Прошу тебя, знай обо мне.

Я – ниточка, малая прошва

На вашем живом полотне.

Не рвись на гранитные плиты

И слёзы напрасно не лей.

Мы общей судьбою повиты

На нашей костлявой земле.

Прошу тебя, думай об этом,

Когда на пороге стоишь.

Ты – веточка. Ты – эстафета.

Ты многое можешь, малыш.

А я у какой-то дороги

Остался на этой войне.

Прошу тебя, думай о многих.

И что-нибудь знай обо мне.

Это стихотворение – наказ ныне живущим, вам, молодежи, не забывать павших; жить за себя и за погибших, жить достойно: учится, работать, любить Родину.

Мы – поколение, которое тоже испытало бремя войны: рев сирен, обстрелы, рвущиеся снаряды, подвалы, руины, смерть. Но дух свободы, дух патриотизма никому не дано сломить! (просмотр видеоклипа «Не сломлен и не покорен» (канал «News front»


Как я уже сказала, главное богатство нашей страны, нашего города, района – это люди.

(рассказ о деятелях культуры и искусства)

Мы предлагаем вам послушать отрывки из произведений писателей, которыми мы гордимся.

Микола Малахута

  1. Вірш «Дожить би нам...»

Дожить би нам до того слова,

Що запеклося б і жило

Лиш на любові й на любові

Несло людині лиш тепло.

Та ще синам, немов до неньки,

Так до землі ції тягтись.

Та внукам так ще, як Шевченку,

Болить хай Україна скрізь.


  1. Отрывок из рассказа Владислава Титова «Сапун – гора»

(читает учитель)

Нам завещана жизнь. Нам завещана любовь. Нам завещана надежда. Перед вами лежат разные дороги. Дорога в большую жизнь проходит через школу, через университеты, через академии. Я приглашаю вас к следующему стенду, который, может быть, поможет вам в выборе жизненного пути.


  1. Рассказ экскурсовода об учебных заведениях Артемовского района, города Луганска.


Заключительное слово.

Подходит к концу наша экскурсия. Перед вами – загадочный экспонат, который называется «Батик – Зодиак». Батик – это своеобразная художественная роспись ткани. Здесь изображены знаки зодиака тех людей, которые работали над созданием этого музея. Уже стало легендой: если стать под этими знаками и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Я желаю вам исполнения самых светлых, чистых и добрых желаний.


Мы память храним в наших сердцах

О дедах наших, о наших отцах.

Все это в музее мы отразили

И письма с фронта бойцов сохранили.

Всё по крупицам в музей собираем,

Потомкам нашим труды завещаем.

Пусть больше о жизни предков узнают,

Живут с любовью и летопись продолжают.

В конце экскурсии давайте помечтаем,

Под знаком Зодиака желанье загадаем.

Пусть сбудутся желанья,

Жизнь станет лучше, краше

В районе, в Луганске, в Республике нашей!

(Вера Писарева «В музее Артемовского района»)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!